Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.13)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Руслан Эдельгериев

Специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам климата

Интервью с советником президента Российской Федерации, специальным представителем президента Российской Федерации по вопросам климата Русланом Сайд-Хусайновичем Эдельгериевым о возможностях «зеленого» перехода в России в условиях нового витка антироссийских санкций.

Интервью с советником президента Российской Федерации, специальным представителем президента Российской Федерации по вопросам климата Русланом Сайд-Хусайновичем Эдельгериевым о возможностях «зеленого» перехода в России в условиях нового витка антироссийских санкций.

Руслан Сайд-Хусайнович, антироссийские санкции, введённые Западом после начала специальной военной операции на Украине, затрагивают почти все сферы российской экономики. Кроме того, были введены ограничения на ряд технологий, которые могли бы быть использованы для «зеленого» перехода в России. На Ваш взгляд, каковы перспективы «зеленой» повестки в России в условиях санкций?

Санкции повлияли на возможность многих компаний импортировать технологии для «зеленого» перехода, однако нам еще предстоит оценить весь масштаб ограничений. Часть оборудования, очевидно, застряла в пути из-за логистических сложностей, другая, вероятно, будет недоступна в связи с решениями отдельных компаний прекратить сотрудничество с российским бизнесом. Оптимизм внушает тот факт, что низкоуглеродная революция началась сравнительно недавно и все страны находятся в более-менее равных условиях с точки зрения развития технологий. Многие российские компании имеют передовые технологии и выпускают продукцию, углеродный след которой значительно ниже среднемировых значений.

Государству также необходимо адаптироваться к изменившейся среде. Для этого правительство страны вносит корректировки в операционный план реализации Стратегии социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов на период, по сути, плана действий по достижению углеродной нейтральности до 2060 года. Внедрение некоторых мер будет отложено, чтобы взять паузу и подумать о наиболее экономически эффективном пути. Некоторые действия будут оптимизированы под изменившуюся торгово-экономическую конъюнктуру — например, европейское направление для экспорта водорода, вероятно, уступит азиатским рынкам. Это совершенствование необходимо для того, чтобы поддерживать актуальность нашей низкоуглеродной стратегии — никто не заинтересован в том, чтобы выпускать заведомо устаревший документ.

Что касается корпоративной политики, то бизнесу необходимо переформатироваться с «декарбонизации на экспорт» в сторону подлинной защиты климата и оптимизации собственных расходов. И под последним я имею в виду не отказ от климатической стратегии, а, наоборот, «оцифровку» выгод от повышения ресурсной и энергетической эффективности, улучшения инвестиционной привлекательности и укрепления устойчивости производственных комплексов к неблагоприятным погодным явлениям. Все-таки конечная цель здравой климатической политики — не фиксация призрачных целей в корпоративной отчетности и «гринвошинг», а ответственное снижение климатических рисков.

Наша международная повестка также претерпит изменения, но не думаю, что они будут значительными. В первую очередь стоит констатировать отказ нашей страны от ряда форматов взаимодействия с иностранными государствами. Как многие заметили, Россия не приняла участие в Форуме ведущих экономик по энергетике и климату, который в очередной раз был созван США в июне этого года. Наша страна по-прежнему находится в числе ведущих энергетических держав, хотя больше и не участвует в одноименном форуме. Все же мы продолжаем рассматривать Рамочную конвенцию ООН об изменении климата в качестве основной межправительственной дискуссионной площадки — это записано в нашей Концепции внешней политики. При этом мы готовы взаимодействовать с другими странами в различных форматах, но для этого необходимо обоюдное желание, как например это происходит у нас с Китаем.

Россия также больше не входит в «Зонтичную группу» — одну из основных коалиций в международном переговорном процессе. Хотя история помнит успешные примеры синхронизации российских и американских позиций в этой группе, в последнее время мы все же по-разному воспринимаем будущее климатического процесса. Выход из этой коалиции развязал нам руки, и мы уже начали переговоры с другими блоками, одни мы точно не останемся.

Каково, на Ваш взгляд, будущее российского углеродного рынка? Будет ли он взаимодействовать или иметь общие инструменты с другими подобными рынками?

Правительство Российской Федерации фактически завершило разработку нормативной базы для выполнения Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 296, что позволит в скором времени запустить углеродный рынок и систему реализации климатических проектов. В целом такой подход позволит привлечь дополнительное частное финансирование и повысить экономическую эффективность бизнес-процессов. Идея заключается в том, чтобы ответственные компании могли монетизировать свои усилия по борьбе с изменением климата.

Что касается международного сопряжения, то здесь наиболее оптимальный путь я вижу в том, чтобы выходить на рынки развивающихся стран через инструмент «зеленого» финансирования. Поясню: вопреки распространённому мнению именно азиатские, а не западные, страны — лидеры в области практического применения «зеленых» финансовых инструментов. Если мы соединим углеродные единицы от отечественных климатических проектов с доступными в России и мире инструментами климатического частного финансирования, то совместно с азиатскими странами сможем создать приток дополнительных инвестиций на нужды декарбонизации. При этом такое финансирование должно быть более льготным по сравнению с традиционным.

Главный вызов в такой системе заключается в качестве климатических проектов — они должны иметь реальный эффект и выполнять критерий дополнительности, а не быть очередным примером «гринвошинга». Сейчас мы дорабатываем отечественные требования и стандарты к климатическим проектам, чтобы обеспечить их высокое качество и заслужить репутацию добросовестных игроков на этом рынке.


Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.13)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся