Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Алексей Кокорин

Директор климатической программы Всемирного фонда дикой природы WWF Russia

О перспективах достижения углеродной нейтральности в России, влиянии новых реалий на «зеленый» переход и потенциале международного сотрудничества в разработке водородных технологий — в интервью с директором климатической программы Всемирного фонда дикой природы (WWF Russia) Алексеем Кокориным.

О перспективах достижения углеродной нейтральности в России, влиянии новых реалий на «зеленый» переход и потенциале международного сотрудничества в разработке водородных технологий — в интервью с директором климатической программы Всемирного фонда дикой природы (WWF Russia) Алексеем Кокориным.

Не пострадали ли планы правительства по «зеленому» переходу в России в современных условиях и возможно ли их осуществление, на Ваш взгляд?

Осуществление, конечно, возможно, но ввиду объективных сложностей — с некоей задержкой. Приведу в пример Сахалин. Предполагалось, что федеральный закон об углеродной нейтральности в отдельных субъектах Российской Федерации (Федеральный закон от 6 марта 2022 г. № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» — прим. ред.) вступит в силу 1 марта 2022 г., и до 2025 г. Сахалин будет над этим работать. Что произошло? Действительно, Госдума успела принять его в январе 2022 г., а Совет Федерации и, соответственно, президент уже после — в марте. Подписано все в том же виде, но закон вступил в силу с 1 сентября 2022 г., а сам процесс перехода к углеродной нейтральности должен завершиться до конца 2028 г. То есть сам процесс перехода к углеродной нейтральности начинается несколько позже и длится дольше. Это, наверное, можно применить ко всем инициативам. Это предельно конкретный пример.

В чем, на Ваш взгляд, заключаются главные преимущества и недостатки энергетического перехода в России?

У России много разных энергоресурсов: у страны ветровой потенциал, солнечный потенциал, собственная, относительно недорогая атомная энергетика, и гидропотенциал еще остался. Большой плюс нашей страны — много разных, включая совершенно «зеленые» или низкоуглеродные, источников энергии. Одновременно это и минус — когда у вас что-то дешево, например, газ, или уже построено много ГЭС, вы не спешите это менять. Также, конечно, объективные сложности к этому будут добавляться. Если весь мир быстрее будет уходить от угля, нефти и газа, то нам нужно активнее и проактивно — наступательно где-то — понимать, какой тогда у нас может быть экспорт. Нужно выстраивать эту перспективу. Паритет в нашей стране между стоимостью солнечной энергии и ветровой и стоимостью выработки в современной турбине на газе наступит позже, чем в других странах — где-то, наверное, к 2035–2040 гг. А в Китае он чуть ли не уже наступил. А есть страны, в которых он уже наступил — Марокко, например: у них масса солнца, и просто нет других энергоресурсов. У нас это произойдет объективно позже, это надо все-таки понимать. Если доходов от экспорта ископаемого топлива будет меньше, то понятно, что и финансовых ресурсов будет меньше. Значит, и энергопереход у нас будет медленнее. Но я не считаю, что это что-то, так сказать, трагичное.

Как замедление энергоперехода в России повлияет на глобальное решение климатической проблемы?

Руслан Эдельгериев:
Одни мы точно не останемся

Сейчас выбросы России относительно мира в целом, включая метан, с учетом поглощения лесами, составляют 2,5%. Выбросы развивающихся стран быстро растут, а если у нас выбросы постоянные, то у нас и процент, естественно, падает. Если посчитать, что поглощение лесами посчитано неточно и реально оно меньше, то пусть будет 3%. Как повлияет сегодняшний кризис на весь остальной мир? Можно предположить, что на 50% выбросов — на половину — не повлияет вообще никак. А вот на, скажем, 47% выбросов — заставит их двигаться быстрее. Это Европа, это, может быть, развитые страны. Получается, что на 3% влияет, конечно, негативно — мы сейчас не можем предположить, насколько. На 50% не влияет никак, а на 47% влияет с точки зрения снижения выбросов долгосрочных даже позитивно. Где же тут пессимизм тогда? То есть мы на пути решения климатической проблемы. Предположим, прошло 30 лет, и глобальные выбросы, скажем, снизились в три раза. Это еще больше ожиданий, но, наверное, маловероятно. Имеются в виду выбросы всех стран мира, включая развивающиеся: Европа если даже и ноль, то Африка — совсем не ноль. Это надо понимать. А наши, предположим, не снизились никак. То есть сначала упали, но потом, с ростом ВВП, восстановились. Но давайте предположим: прошло 30 лет — выбросы у нас такие же, как сейчас. Не так пессимистично, но предположим. Тогда получается, что мы составляем по всему миру 10% — а это разве проблема? Наверное, не проблема. Да, 10% мирового выброса через 30 лет будут в сложной ситуации относительно глобального энергоперехода. Но 90% — это все-таки львиная доля. Поэтому не надо ни в коем случае драматизировать ситуацию. Те 47%, которые могут извлечь из этого выгоду, пусть извлекают и уходят от угля. 50% никак не отреагируют. Мы будем в тяжелом состоянии, но все расчеты показывают, что никакого негативного нетто-эффекта ни в ближайшие 10 лет, ни в ближайшие 30 лет происходящее в России не окажет. Скорее, окажет позитивный климатический нетто-эффект. Я хорошо понимаю, что условия жизни людей могут ухудшиться в каких-то странах, и в России тоже. Но это другой аспект. Если мы прагматически считаем выбросы, то видим — даже такой пессимистический сценарий в России не означает серьезного минуса, но приводит к серьезным плюсам глобально. И надеюсь, нетто-эффект будет еще лучше, чем планировалось, скажем, год назад.

Последний вопрос: возможен ли «зеленый» переход в России в новых внешнеполитических и экономических реалиях, и какие проекты в России могут быть осуществлены без проблем без иностранных партнеров и инвестиций?

На первый вопрос я уже ответил — возможен, но медленно, а может быть, он превратится в очень долгую ситуацию — лет на 30. Вторая часть: тут ключевое, на мой взгляд, водород — это та технологическая ниша, где нам есть, из чего производить и как производить. И все-таки рынок водорода — это рынок спотовый. Вряд ли он пойдет по Северному потоку. Хотя очень опытные люди из Московского центра устойчивого развития энергетики под эгидой ЮНЕСКО — эта организация очень серьезно работает с Российским энергетическим агентством и Министерством энергетики — сказали, что особенность Северного потока такова, что по нему водород транспортировать можно. Пока не об этом. Если это рынок спотовый, то произвели где-то — соответственно, продали тоже где-то, привезли на каком-нибудь водородовозе, может быть, даже арктическом.

Есть конкретный закон про Сахалин, приняты подзаконные акты. Там есть создание водородного кластера. Я был на Сахалине, подробно вникал в это дело. Есть железная дорога 1000 км, неэлектрифицированная, как говорят железнодорожники, «на мазутáх». Конечно, черный дым ужасающий, хуже только от угольных котельных без всяких систем очистки в городе. Есть пилотный проект — сделать эти локомотивы на водороде. Это минимум. А максимум — целый водородный кластер. Так вот это и надо делать. Тем более что по секрету мне сказали, что японцы намерены продолжать сотрудничество и отлаживать свои водородные технологии с нашей помощью на Сахалине, не хотят уходить. Может быть, это неправда, я понимаю. Зачем это японцам надо? По слухам, они хотят отладить свои водородные технологии и потом их массово внедрить в Индии. Особенность Индии: если туда прийти с «сырой» технологией, то там, как мне говорили, люди очень специфические — могут и на рельсы ложиться, и вообще могут быть резкие протесты, в отличие от России, где не получилось, так и не получилось, ничего страшного. Это не шайтан-арба, это просто тепловоз на водороде. Ну, взорвался — такое даже может быть, но никто не будет протестовать. То есть их коммерческий интерес заключается в последующем огромном использовании в Индии на индийских железных дорогах. За что купил, за то продаю. Может, это не совсем так, но выглядит очень логично: отладить у себя под боком, а потом продать индийцам стократно. Потому что это просто несоизмеримо — железные дороги Сахалина и сколько есть не электрифицированных дорог в Индии. Там вся страна опутана железными дорогами еще английской постройки.

Еще один момент, почему водород. Потому что в холодном климате электрические батареи имеют гораздо меньшую емкость. Почему бы тогда не водород? Водород бывает разный — шести цветов, отличных по источнику (на базе какой энергии он получен) и по технологии. Если водород от АЭС — поскольку у нас был семинар вместе с французами, а у них атомной энергии много, и они собираются ее развивать пуще нашего — не выяснить ли нам совместно, кто был бы не против покупать такой, пусть неидеальный, водород, он называется, по-моему, оранжевый, от атомной энергетики — каков может быть потенциальный спрос? Естественно, искать нужно не в Норвегии или Японии, где болезненно реагируют на слово «атом», а где-нибудь в отдаленной стране: ЮАР, Чили, Бразилия. Выяснить, есть спрос или нет. Как к этому могут относиться, пусть на начальном этапе хотя бы, он может быть долгим — лет 10–20. Понимая спрос, можно думать, развиваем это направление или давайте притормозим. Можем на газе делать, как на Сахалине предполагается. Для самых продвинутых в экологии можем сделать на ветровой и на солнечной энергии. Тогда надо понимать, насколько выше будет цена, сколько у нас его купят. То есть это такая экономическая компонента, где с нашими коллегами из той или иной страны, скажем, богатой атомной энергией, как Франция, или богатой газом, можно прощупать, какой спрос. Я бы так ответил, что водород должен быть на нашем флаге ввиду своей ресурсной значимости. К тому же мы давно разрабатываем водород, у нас собственные разработки есть. Можем развивать свое — есть, на чем генерировать, потенциально есть, куда продавать, есть холодный климат. На морозе электрические батареи — это почти неработающая вещь. Я имею в виду автомобили. Судно — это другое дело. Вот сейчас электросуда пойдут по Москве-реке. Вода холодная, но судовой двигатель расположен глубоко в трюме, его можно укутать чем-нибудь так, что там будет постоянно +10, а то и +15. Это не проблема. С автомобилем вы такое не сделаете. Вам, как в Якутии, нужно будет укрывать автомобиль «Наташей» — огромной телогрейкой.


Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju