Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.6)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Безруков

Советник президента «Роснефти», эксперт дискуссионного клуба «Валдай», доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО МИД России

Анастасия Толстухина

К.полит.н., программный менеджер, редактор сайта РСМД

Почему биполярной эпохи в технологической сфере никогда не будет? Дает ли технологическое противостояние США и Китая какие-либо выгоды России? Об этом мы побеседовали с советником президента «Роснефти», экспертом дискуссионного клуба «Валдай» и доцентом кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО МИД России Андреем Безруковым.

Почему биполярной эпохи в технологической сфере никогда не будет? Дает ли технологическое противостояние США и Китая какие-либо выгоды России? Об этом мы побеседовали с советником президента «Роснефти», экспертом дискуссионного клуба «Валдай» и доцентом кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО МИД России Андреем Безруковым.

Чем технологическое соперничество США и Китая отличается от того, что мы видели в 1980–1990-х гг. между Японией и США?

Соперничество Японии и США наблюдалось в традиционных сферах. Японцы побеждали за счет более качественного и более эффективного производства. Конкуренция происходила главным образом в сфере производительности труда. Сейчас же вопрос заключается не в производительности труда, а в завоевании «кусков мира» за счет выстраивания китаецентричной или американоцентричной сети платформ нового технологического цикла. Если вы выстроили какую-то платформу и с ней начали работать, то для другой платформы уже места нет. И здесь, по сути, за технологическим влиянием кроется военное и политическое. Вот в этом разница.

Как вы охарактеризуете современную технологическую эру?

Мы входим в следующий технологический цикл. Один Кондратьевский цикл заканчивается, другой начинается. Обновляются базовые технологии этого цикла, на которых будет строиться следующая экономика. Здесь все как по учебнику.

Можно ли говорить о наступлении биполярной эпохи в технологической сфере?

Нет. И биполярной эпохи никогда не будет. США до сих пор имеют значительное превосходство, практически во всех областях сохраняя квазимонополию. Китай не является половиной, он — серьезный игрок, но лишь в определенной части технологического рынка. Другое дело, что Пекин застолбил за собой большой «кусок территории» в этой сфере, которую он полностью контролирует. Но это не означает, что с точки зрения глобального технологического влияния Китай является равноценной для США державой. Например, Китай все еще во многом зависим от американских полупроводниковых технологий и импортных чипов. Вместе с тем ощутимый рост китайской конкурентоспособности возможен в горизонте 10–20 лет. США будут слабеть, а Китай — усиливаться. Вместе с тем, я думаю, в перспективе в мире технологий будут появляться серьезные третьи и четвертые игроки, потому что свято место пусто не бывает.

Что делать России? Сейчас мы сильно отстаем в сфере высоких технологий.

Во-первых, создавать свои технологии в тех областях, где невозможно пустить никого другого (военная сфера и критическая инфраструктура). И это делается уже сейчас. Да, мы отстаем лет на 10 в микроэлектронике. После распада СССР приходится наверстывать упущенное. Но ничего страшного — когда вы идете по чужим следам или просто срезаете углы, то процесс развития может происходить гораздо быстрее.

Дает ли России технологическое противостояние США и Китая какие-либо бонусы?

Пока не дает, но должно давать. Если США и Китай борются в технологической сфере, то это значит, что у большого количества государств возникает вопрос о том, как они будут обеспечивать свой технологический суверенитет — если они будут покупать у одной стороны, то будут автоматически становиться врагами другой. И, естественно, им выгодно иметь третьего поставщика, который не лезет в их внутренние дела и который не провоцирует их на принятие той или иной стороны в этом противоборстве.


Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.6)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся