Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., программный директор РСМД, член РСМД

Политически мотивированная война технологий только начинается. Интересы национальной безопасности будут всё в большей степени влиять на конкуренцию технологических платформ в самых разных областях. Как это сказывается на обществе и бизнесе?

Эпидемия COVID-19 дала мощный толчок информационно-коммуникационным технологиям. Издержки режима изоляции удалось снизить благодаря платформам удалённой работы. Уже существующие экосистемы финансовых трансакций, электронного документооборота, хранения данных и тому подобное позволили смягчить шок от разрыва привычных коммуникаций. Казалось бы, пандемия должна была консолидировать мировое сообщество в разработке и внедрении новых технологий во имя общего блага. На деле в 2020 году конкуренция крупнейших технологических лидеров лишь усилилась.

COVID-19 вряд ли стоит считать непосредственной причиной обострения конкуренции. Однако именно в прошедшем году она вышла на принципиально новый уровень. Основными противниками в технологической гонке сегодня являются КНР и США. Сфера телекоммуникаций находится на острие соперничества. Вместе с тем её следует рассматривать в контексте более масштабной картины новой холодной войны между Пекином и Вашингтоном. В США исходят из того, что Китай представляет собой всё более серьёзную угрозу. В период президентства Дональда Трампа сдерживание КНР превратилось в ключевой приоритет внешнеполитического курса. Ситуация вряд ли серьёзно изменится с приходом к власти Джо Байдена. Ключевые положения недавно опубликованного Белым домом «Стратегического подхода США к КНР» сохранят свою актуальность и для новой администрации.

Проблемы китайских телекомов начались с относительно мелких эпизодов ещё в период президентства Барака Обамы. 1 апреля 2015 года президент США ввёл чрезвычайное положение в связи с угрозами национальной безопасности в цифровой среде. Поводом стала атака хакеров и похищение данных более 4 миллионов госслужащих США. Американцы связывали действия хакеров с правительственными структурами КНР, хотя Китай и не фигурировал в указе о чрезвычайном положении.

Следующим тревожным звонком стало расследование Минфина и Минторга США против китайской компании ZTE. Её подозревали в поставках оборудования с американскими компонентами в Иран. В итоге компания согласилась выплатить значительные штрафы американским регуляторам (100,8 миллиона долларов в пользу Минфина и 1,4 миллиарда долларов в пользу Минторга). На иранском направлении возникли проблемы и у китайского телекоммуникационного гиганта Huawei. 1 декабря 2018 года в Канаде по запросу США была арестована финансовый директор Huawei Мэн Ваньчжоу. В США её обвиняют в мошенничестве в отношении банка HSBC при попытке обхода американских санкций против Ирана. В Huawei расценили арест в качестве политически мотивированной атаки на компанию. Её всё больше затягивали жернова американских регуляторов и законодателей. В Законах об оборонном бюджете США 2018 и 2019 годов на Huawei были наложены ограничения в поставках для оборонных и правительственных структур США. Аналогичные ограничения были распространены и на ZTE. Но это было только начало.

15 мая 2019 года президент Трамп ввёл чрезвычайное положение в связи с угрозами национальной безопасности США в телекоммуникационной сфере. В тот же день Huawei попал под санкции американского Минторга. Они существенно ограничивали американские компании в поставках комплектующих для Huawei. В дальнейшем ограничения расширялись. С мая 2020 года санкции стали распространяться на полупроводники для Huawei, произведённые за рубежом по технологиям США или с использованием американского программного обеспечения. Затем был расширен и список дочерних компаний Huawei, на которые распространялись санкции. Параллельно американцы не без успеха работали со своими союзниками, убеждая их отказаться от оборудования Huawei в наиболее передовых областях (таких, как технологии 5G), ссылаясь на угрозу шпионажа со стороны КНР. Среди результатов – отказ Великобритании от оборудования китайской компании для сетей 5G в связи с санкциями США.

Помимо Huawei и ZTE возникли проблемы и у других китайских компаний. В августе их список пополнился мессенджером WeChat и видеосервисом TikTokk. Дональд Трамп запретил их использование в США отдельными исполнительными указами. В указе отмечалось, что оба сервиса позволяют собирать информацию о пользователях, их местоположении и активности в интернете. Эта информация может использоваться для шантажа, шпионажа, цензуры, дезинформации и так далее. Впрочем, примеры таких действий китайских компаний Белый дом не приводил. Интересно, что спустя полтора месяца после решения Трампа Альянс пользователей WeChat в США добился в Федеральном окружном суде северного округа Калифорнии отмены запрета на использование WeChat. А в октябре 2020 года Федеральным окружным судом Восточного округа Пенсильвании было приостановлено исполнение указа по TikTok.

В самом Китае также уже достаточно давно действуют ограничения в области телекоммуникаций. Но они носят иной характер и связаны скорее с ограничениями информации, а не технологий. В стране действует проект «Золотой щит», который ограничивает доступ к ряду зарубежных сайтов и фильтрует политически неприемлемую информацию. В КНР затруднено или невозможно использование Facebook, YouTube, Twitter, WhatsApp и ряда других сервисов. Однако успешно функционируют их китайские аналоги.

Очевидно, что политически мотивированная война технологий только начинается. Интересы национальной безопасности будут всё в большей степени влиять на конкуренцию технологических платформ в самых разных областях. По обе стороны баррикад бизнесу придётся считаться с растущими политическими рисками.

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай» .

Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4)
 (4 голоса)
Поделиться статьей

Текущий опрос

Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся