Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 2)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Александр Ломанов

Д.и.н., заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, профессор РАН, член РСМД

На основании анализа содержания опубликованных в 2024 г. “Выдержек из суждений Си Цзиньпина о финансовой работе” в статье рассматривается сформулированная КПК стратегия финансового развития с китайской спецификой. Планы превратить Китай в “могущественную финансовую державу” основаны на трактовке финансов как важной сферы международной конкуренции. Власти намерены взращивать китайскую финансовую культуру с опорой на традиционные моральные нормы. Институционализация единого централизованного руководства финансовой работой со стороны КПК направлена на усиление контроля над рисками и поддержку реальной экономики.
Авторы:
Борох Ольга Николаевна, кандидат экономических наук 
Ломанов Александр Владимирович, доктор исторических наук, профессор РАН 

На основании анализа содержания опубликованных в 2024 г. “Выдержек из суждений Си Цзиньпина о финансовой работе” в статье рассматривается сформулированная КПК стратегия финансового развития с китайской спецификой. Планы превратить Китай в “могущественную финансовую державу” основаны на трактовке финансов как важной сферы международной конкуренции. Власти намерены взращивать китайскую финансовую культуру с опорой на традиционные моральные нормы. Институционализация единого централизованного руководства финансовой работой со стороны КПК направлена на усиление контроля над рисками и поддержку реальной экономики.


Введение

Усиление партийного руководства развитием Китая сопровождается повышением влияния официальной идеологии на экономические процессы. В марте 2024 г. изданы подготовленные Институтом партийной истории и документации при ЦК КПК “Выдержки из суждений Си Цзиньпина о финансовой работе” [ист. 1]. Книга состоит из десяти разделов и включает 324 высказывания Си Цзиньпина, извлеченные из более 120 документов (включая ранее не опубликованные) за период с ноября 2012 по февраль 2024 г. [ист. 1, предисловие, pp. 1-2].

Появление подборки высказываний китайского лидера указывает на актуальность проблемы. В предисловии отмечено, что финансы являются “кровеносной системой” экономики и связаны с продвижением модернизации китайского типа [ист. 1, предисловие, p. 1]. Набор высказываний лидера КПК охарактеризован как “важный результат инновации марксистской политэкономии по проблемам финансов” и “финансовая глава” внутри “экономических идей Си Цзиньпина”, провозглашенных в 2017 г. и обретших систематизированный облик в 2022 г. (см. [1]).

В апреле 2024 г. в Пекине на семинаре по поводу издания “Выдержек” выступил вице-премьер Госсовета хэ Лифэн. “Выдержки” были охарактеризованы как “основополагающие принципы и руководство к действию для хорошего выполнения финансовой работы в новую эпоху в Новом походе1” [ист. 2].

За время нахождения у власти Си Цзиньпин несколько раз выступал по финансовым проблемам. На 40-й коллективной учебе Политбюро ЦК КПК 18-го созыва в апреле 2017 г. он указал на тесную связь сферы финансов с экономикой и призвал защищать финансовую безопасность. В июле 2017 г. на Всекитайском совещании по финансовой работе он сосредоточил внимание на предотвращении рисков и углублении реформы в данной сфере. На 13-й коллективной учебе Политбюро ЦК КПК 19-го созыва в феврале 2019 г. партийный лидер подробно рассмотрел вопросы финансового обслуживания реальной экономики и углубления структурной реформы финансового предложения, наметил путь финансового развития с китайской спецификой.

Новые формулировки, ставшие главным содержанием “Выдержек”, появились на рубеже 2023 и 2024 гг. На Совещании ЦК по финансовой работе 30 октября 2023 г. Си Цзиньпин впервые рассказал о цели превращения Китая в могущественную финансовую державу и о роли финансов в соперничестве крупных государств. В речи перед кадровыми работниками 16 января 2024 г. он обрисовал стратегию “высококачественного финансового развития”, встроенного в национальную стратегию высококачественного развития экономики [ист. 3].

В статье представлены результаты исследования обнародованной в 2024 г. официальной трактовки финансовой стратегии КПК. Особый интерес представляет структура “Выдержек”, позволяющая делать выводы о приоритетах китайских властей в финансовой сфере. Ключевым направлением исследования является анализ эволюции взглядов Си Цзиньпина на финансы в контексте проблем развития экономики КНР. Существенное внимание уделено использованию китайским лидером исторической и морально-этической аргументации. Обращение к научным публикациям и политическим комментариям на китайском языке позволяет определить основные подходы к теме финансовой работы КПК внутри китайского экспертного сообщества.

Необходимо пояснить, что эквивалентом английского finance являются сразу два китайских термина – цзиньжун (金融) и цайчжэн (财政). Содержание “Выдержек” посвящено работе в сфере цзиньжун.

В китайской традиции понятие цзиньжун не имело экономического содержания, эта пара иероглифов могла означать плавку металла или золота. Финансовый термин цзиньжун пришел в Китай в 1893 г. из японского языка без конкретного определения. Подразумевалось, что речь идет о банках, денежном обмене, займах. В начале хх в. китайские авторы объясняли цзиньжун как синоним просторечного иньгэнь (银根) (наличие денег в обращении) или как колебания курса золота и серебра. В 1920-е годы под влиянием японской экономической литературы цзиньжун стали понимать как эквивалент money market или monetary circulation. Значение finance термин обрел в Китае под влиянием западных банкиров, в 1930-е годы оно стало доминирующим.

В начале хх в. самым распространенным среди китайских чиновников и реформаторов был термин цайчжэн, пришедший из Японии и означавший “политику упорядочения богатства” (理财之政). В 1930-е годы он стал указанием на государственные финансы и бюджетную деятельность властей. В составленном в 1941 г. справочнике в качестве китайского эквивалента английского public finance министерство образования утвердило термин цайчжэн, а аналогом finance – два термина, цайчжэн и цзиньжун [2, pp. 260-285, 390-396; 3; 4].

К середине XX в. в Китае сформировалось “широкое” понятие цзиньжун, охватывающее денежное обращение, банки, страхование, международные финансы и др. В этом значении оно дошло до наших дней. В современном Китае учитывают данный нюанс, так, название Института финансовых (цзиньжун) исследований Китайской академии общественных наук переведено на английский язык как Institute of Finance and Banking.

Финансовая держава

Превращение Китая в финансовую державу (金融强国) стало частью стратегии построения современной модернизированной страны к середине XXI в. Си Цзиньпин неоднократно подчеркивал связь между финансами и развитием экономики: “финансы оживленные, экономика оживленная; финансы стабильны, экономика стабильна”, “экономика процветает, финансы процветают; экономика сильная, финансы сильные” [ист. 1, p. 6]. На Совещании ЦК КПК по финансовой работе 2023 г. он отметил, что за годы реформ комплексная финансовая мощь Китая заметно возросла, это единственная крупная страна в мире, где на протяжении более 40 лет не было финансового кризиса [ист. 1, p. 11]. Си Цзиньпин предупредил о нарастании соперничества между Китаем и Западом: “Подъем крупных стран неразрывно связан с поддержкой со стороны мощной финансовой системы. В современном мире финансы – это стратегически важное место в игре крупных держав, роль финансов в построении великой державы все более заметна” [ист. 1, p. 13].

В январе 2024 г. Си Цзиньпин обрисовал контуры долгосрочной стратегии финансового развития с китайской спецификой. На первое место он поставил единое централизованное партийное руководство финансовой работой, подчеркнув, что многие проблемы в финансовой системе возникли из-за его ослабления и нерадивости в исполнении решений КПК. Это требование, наряду с упомянутой в качестве второго пункта установкой “ставить народ в центр”, носит общий характер и распространяется в современной идеологии КПК на все сферы политической, экономической и общественной жизни. На третье место китайский лидер поставил нацеленность финансов на обслуживание реальной экономики. Он предупредил, что “самоциркуляция” и “саморазбухание” превратят финансы в “воду без источника” и “дерево без корня”. Этот путь ведет к неминуемому кризису, поэтому недопустимо отклоняться от реального к виртуальному. Четвертый пункт касается предотвращения рисков, пятый указывает на продвижение финансовых инноваций с учетом требований маркетизации и соблюдения законов: “Безопасность финансов опирается на институты, жизнеспособность – на рынок, порядок – на закон” [ист. 1, p. 15]. Си Цзиньпин потребовал углублять финансовую структурную реформу в сфере предложения, одновременно открывать финансовую сферу для взаимодействия с внешним миром и обеспечивать безопасность, придерживаться лейтмотива продвижения вперед в условиях стабильности [ист. 1, pp. 15-17].

Восемь положений из выступления Си Цзиньпина легли в основу структуры “Выдержек”. Его высказывания о финансовой работе сгруппированы в десять разделов. Первым стал раздел о высококачественном развитии финансов и ускорении создания мощной финансовой державы. Последующие восемь разделов иллюстрируют обозначенные Си Цзиньпином особенности финансового развития Китая. Заключительный десятый раздел сфокусирован на взращивании финансовой культуры с китайской спецификой.

Лидер партии и государства призвал учитывать национальные особенности Китая: “Путь развития финансов с китайской спецификой следует объективным закономерностям развития современных финансов и в то же время имеет яркие особенности, соответствующие положению в нашей стране, он по своей сути отличается от западной модели финансов. Мы должны быть преисполнены решимости на практике продолжать поиск и совершенствование, чтобы этот путь становился все шире” [ист. 1, pp. 16-17].

Си Цзиньпин пояснил, что, помимо экономической, научно-технической и комплексной мощи, финансовая держава должна обладать набором ключевых характеристик. Это сильная валюта, которая широко используется в международной торговле для инвестиций и на валютном рынке, обладает статусом резервной валюты; сильный Центральный банк, способный эффективно контролировать денежную политику и осуществлять макропруденциальное регулирование, своевременно предотвращать и смягчать системные риски; мощные финансовые структуры с высокой операционной эффективностью и способностью противостоять рискам, обладающие международной конкурентоспособностью; мощные международные финансовые центры, способные привлекать инвесторов со всего мира; сильный финансовый надзор, здоровое финансовое законодательство, право голоса и влияние при разработке международных финансовых норм. И наконец это мощный отряд квалифицированных финансовых кадров [ист. 1, p. 17].

Выбор в пользу собственного пути финансового развития не исключает внимания к зарубежному опыту. Китайские исследователи проявляют особый интерес к истории возвышения Голландии, Великобритании и США в качестве мощных финансовых держав. Отмечается, что по мере подъема Китая руководящее место США относительно снижается и приближается завершение третьей – после Голландии и Великобритании – финансовой гегемонии [5, pp. 18-19].

Профессор Партийной школы ЦК КПК (Административной академии) Дун Яньлин полагает, что наличие развитой финансовой системы является необходимым условием возвышения крупной державы. Собственный развитый финансовый рынок может превращать резервы в инвестиции, предоставлять достаточные средства для научнотехнических инноваций и экономического развития, привлекать и размещать глобальный финансовый капитал, что будет служить повышению комплексной мощи державы [5, p. 19].

Директор Института финансов КАОН Чжан Сяоцзин отметил, что тема “финансовой державы” отсутствует в учебниках западного мейнстрима, однако в научных дискуссиях упоминают о “финансовой гегемонии”, “структурной финансовой власти”, “оружии валютного курса”, “искусстве государственного управления финансами”, “финансовой экспансии”. В качестве теоретических источников понимания финансовой державы ученый указал на исследования, связанные с международной финансовой властью, с финансовым оружием и искусством финансовой политики государства, а также с финансовой экспансией в системных циклах накопления капитала [6, pp. 4-5].

Британский экономист С. Стрендж трактует структурную власть как тесно связанные между собой структуры производства, безопасности, знаний и финансов. Она позволяет формировать и определять структуру глобальной экономики, вырабатывать правила, в рамках которых приходится действовать государствам, институтам, группам или отдельным лицам [7]. Несмотря на упадок в традиционных отраслях, усиление структурной финансовой власти США привело к укреплению американского влияния в мировой экономике, а вывод об утрате гегемонии США показал свою несостоятельность.

Теория искусства финансовой политики государства, или искусства управлять финансами (financial statecraft), демонстрирует возможность использовать международное влияние в финансовой сфере для воздействия на другие государства и контроля над ними. Страна без мощных финансов скорее всего станет жертвой финансового оружия сильных держав [8, 9]. По мнению китайского ученого, работы на данную тему приобрели особую актуальность после начала украинского конфликта, когда США начали активно использовать финансовые санкции и “превратили финансы в оружие” [6, p. 6].

В Китае также обратили внимание на теорию системных циклов накопления капитала Дж. Арриги. В книге “Долгий двадцатый век. Деньги, власть и истоки нашего времени” (1994) рассмотрены последовательно сменявшие друг друга мировые центры накопления капитала – Генуя, Голландия, Англия и США [10]. Циклы накопления Арриги показывают, что логика капиталистического финансового развития подчинена логике накопления капитала. Они также демонстрируют, что финансовая экспансия в генуэзском, нидерландском, британском и американском циклах была способна привести к обретению финансовой мощи. Одновременно эти циклы описывают процесс упадка старой системы накопления и перспективы появления новых финансовых держав [6, pp. 6-7, 16].

Негативный зарубежный опыт недавнего прошлого показал, что столкновение с кризисом при слабых финансах причиняет ущерб экономическому развитию. Профессор Китайской академии руководящих кадров (Пудун) Цянь Чуньхай отметил, что ради подготовки к участию в напряженной международной “финансовой игре” Китаю предстоит преодолеть ряд внутренних вызовов. Среди них – значительное давление понижательной тенденции в глобальной экономике, высокая инфляция, высокие процентные ставки, большие долги, низкий рост. После пандемии основы китайской экономики еще не восстановили необходимую прочность, о чем свидетельствуют недостаточный эффективный спрос, слабые ожидания в обществе, многочисленные проблемы в управлении банками. Источниками рисков остаются сфера недвижимости, деятельность средних и мелких финансовых организаций, задолженность местных правительств. В ходе конкуренции китайские финансовые организации стремятся к увеличению масштабов, что не соответствует требованиям высококачественного развития. Сохраняется коррупция, порождающая предпосылки для возникновения системных рисков [11, p. 81].

Ректор Нанькайского университета (Тяньцзинь) Чэнь Юйлу предложил рассматривать построение современной финансовой системы с китайской спецификой как точку приложения усилий для высококачественного финансового развития. С одной стороны, с помощью действенного правительства следует оптимизировать размещение ресурсов, продвигать систему контроля и надзора над финансами, строить финансовую инфраструктуру, а с другой – с помощью эффективного рынка нужно создавать стимулы и повышать жизнеспособность развития финансов [12, pp. 7-8]. Магистральным направлением строительства финансовой державы в Китае считают обозначенный Си Цзиньпином путь развития финансов с китайской спецификой под руководством КПК.

Финансовые риски

Заметное место в структуре “Выдержек” занимает тема финансовых рисков. Китайская пропаганда уделяет внимание финансовой безопасности со времени провозглашения Си Цзиньпином в 2014 г. “целостного взгляда на государственную безопасность”, охватывающего политическую, военную, экономическую, культурную, общественную безопасность. В рамках концепции “государственной безопасности с китайской спецификой” финансовую безопасность обсуждают как часть экономической безопасности [ист. 4, p. 84].

Сквозной нитью через “Выдержки” проходит обоснование того, что “высший долг” финансового сектора – обслуживание реальной экономики. Для пояснения неразрывной связи экономической деятельности и финансов Си Цзиньпин использовал фразу из “Трактата о сбалансированности [хозяйства]” “Исторических записок” Сыма Цяня: “По мере того как земледельцы, ремесленники и торговцы пошли по пути широкого обмена [продуктами и изделиями], стали распространяться и деньги в форме панцирей черепах, раковин, золотых слитков, металлических монет, денег ножеобразной и лопатообразной формы” (пер. Р.В. Вяткина) [13, с. 222]. В Древнем Китае поняли, что расширение торговли ведет к появлению денежного обращения. Тогда еще не было задач кредитования производства и строительства инфраструктуры, однако фраза Сыма Цяня подтверждает, что финансы возникли из необходимости обслуживания реальной экономики [ист. 1, p. 51].

Начиная с 2013 г. Си Цзиньпина волновала проблема доступности кредитования для мелких и микропредприятий, он обращал внимание на оптимизацию структуры кредитов, поддержание стабильного курса юаня, осуществление мониторинга и предотвращение рисков [ист. 1, p. 49]. Проблема финансовых рисков прочно утвердилась в выступлениях Си Цзиньпина в середине 2010-х годов после признания “новой нормальности” замедления темпов экономического роста и провозглашения структурной реформы в сфере предложения, нацеленной на преодоление “узких мест” в экономике КНР. Снижение отдачи ряда отраслей экономики уменьшило заинтересованность финансового сектора в их поддержке. С другой стороны, разбалансированность спроса и предложения в реальной экономике создала трудности для развития финансовой отрасли.

Во второй половине 2010-х годов Си Цзиньпин призывал избавиться от “предприятийзомби” в отраслях с избыточными мощностями, в том числе с помощью эффективных долгосрочных инвестиций и продуманной финансовой поддержки новых отраслей экономики [ист. 1, p. 52]. Тогда он указал на необходимость реформировать фондовый рынок, ставший “короткой доской” финансовой системы КНР. Си Цзиньпин заявил о недопустимости отклоняющихся от потребностей реальной экономики финансовых “инноваций”, слепого расширения финансовых организаций, увлечения “циркуляцией внутри финансовой системы” и тем более создания мошеннических пирамид [ист. 1, pp. 53-54]. Призыв к обеспечению здорового функционирования финансовых организаций в Китае был основан на осмыслении опыта мирового финансового кризиса 2008 г.: “Если финансовые организации больны, им сложно служить реальной экономике” [ист. 1, p. 55]. Без поддержки со стороны здоровой реальной экономики расцвет финансов – это “нездоровая полнота” [ист. 1, p. 6].

В 2023 г. Си Цзиньпин признал, что масштабы китайской финансовой системы очень велики, но распределение средств остается несбалансированным, структура финансирования нерациональна. Он призвал повышать эффективность финансирования, «решать проблемы “неравномерного распределения тягот и радостей”, “большого заемного капитала и малого собственного капитала”, недостатка “терпеливого капитала”» [ист. 1, p. 61].

В рубрикаторе “Выдержек” предотвращение рисков названо “вечной темой финансовой работы”. Формулировка заимствована из выступления Си Цзиньпина на Всекитайском совещании по финансовой работе 2017 г. [ист. 1, pp. 76-77].

Оценки значимости рисков менялись исходя из ситуации. В 2013 г. Си Цзиньпин был обеспокоен трансграничным перемещением капитала, колебаниями цен на активы, глобальными колебаниями курса и инфляцией. В 2014 г. на фоне замедления темпов роста ВВП стали заметны риски структурной безработицы, задолженности местных правительств, теневых банков, рынка недвижимости [ист. 1, p. 65]. В 2016 г. Си Цзиньпин обратил внимание на накопление рисков проблемных активов, ликвидности, нарушения договоров, теневых банков, удара извне, “пузыря” на рынке недвижимости, интернет-финансов, долгов местных органов власти, беспорядочных явлений на финансовом рынке. “Финансовые риски – это очаг болезни с длительным инкубационным периодом, он прячется очень глубоко, но может проявиться в один момент. В США ипотечный кризис разразился за одну ночь. Если у нас в будущем возникнут крупные проблемы, то, возможно, проблемы могут возникнуть именно в этой сфере, надо быть крайне бдительными” [ист. 1, p. 69].

В выступлении на коллективной учебе Политбюро ЦК КПК в апреле 2017 г. Си Цзиньпин поставил вопрос об определении скрытых рисков в международных финансах, своевременном реагировании Китая на внешние удары, порождаемые урегулированием денежной и финансовой политики в зарубежных странах [ист. 1, pp. 7172]. На Всекитайском совещании по финансовой работе 2017 г. Си Цзиньпин обратил внимание на риски финансового рычага и риски ликвидности, обусловленные большой долей плохих кредитов у коммерческих банков, кредитные риски, риски теневого банкинга и риски преступной деятельности. Среди наиболее вероятных источников финансовых рисков он указал на “пузыри” в сфере недвижимости, скрытые долги местных правительств и долги предприятий.

Си Цзиньпин напомнил слова древнего мудреца Гуань-цзы “рынок – это то, по чему узнают порядок и беспорядок [в состоянии хозяйства]” (пер. В.М. Штейна [14, с. 258]), для того чтобы призвать к пресечению на финансовом рынке хаотических явлений, массовое возникновение которых создает угрозу системного кризиса. Жесткие меры неизбежно порождают рыночные колебания и негативную реакцию со стороны общественного мнения. Однако власти обязаны действовать решительно, “выскабливать кости для извлечения яда”, “вгрызаться зубами и не отпускать” [ист. 1, p. 79]. Лидер потребовал запрещать незаконные финансовые организации и незаконную финансовую деятельность, бороться против финансовых пирамид.

Он предупредил, что высокая степень скрытости, внезапности и контагиозности финансовых рисков способна породить социальные и политические риски. Власти должны уметь делать первый ход, заблаговременно принимая меры, и владеть навыками ответа ударом на удар. Три “ключевых звена” предотвращения финансовых рисков – это люди, деньги и институты, поэтому следует контролировать людей, смотреть за деньгами и создавать “противопожарную стену” институтов. Всеохватный финансовый контроль должен распространяться как на “водителей с правами”, так и на “управляющих машиной без прав”, то есть на представителей теневого сектора [ист. 1, p. 85]. Си Цзиньпин призвал “обнажить меч” против обменивающих деньги на власть внутренних врагов, перенаправляющих прибыль в собственных интересах с помощью откатов, против контролирующих рынок и проводящих закулисные сделки “финансовых акул”, а также против подпольных мелких частных банков [ист. 1, p. 80].

В период пандемии коронавируса обеспокоенность властей скрытыми экономическими и финансовыми рисками возросла. В конце 2021 г. Си Цзиньпин напомнил слова хэ Таня, чиновника эпохи Южная Сун (1127–1279 гг.): “Пресекать беду в зародыше, когда она только появляется, лечить тело при появлении признаков болезни, чтобы уничтожить ее корни” [ист. 1, 88]. Китайский лидер признал, что КПК удалось урегулировать риски, исходившие от теневых банков и сферы интернет-финансов. Однако “черные лебеди” и “серые носороги” возникают непрерывно. Си Цзиньпин указал на недостатки возможностей надзора, “дикое поведение” получателей кредитов, коррупционный сговор чиновников с коммерсантами, изменения экономического цикла на этапе замедления темпов роста, когда скрытые в период подъема риски выходят на поверхность [ист. 1, p. 89]. Тревога по поводу негативных последствий бесконтрольной экспансии частного капитала побудила Си Цзиньпина призвать к установлению для него регулирующих “светофоров” [ист. 1, p. 7].

В январе 1924 г. Си Цзиньпин заявил, что надзор над финансами должен быть “с длинными зубами и шипами” (长牙带刺), с “углами и рогами” (有棱有角), то есть обладать решимостью для эффективного пресечения незаконной деятельности. Речь шла о создании “неприступных стен” в финансовой сфере, в частности, администрации разных уровней следует лишить возможности побуждать банки к искусственному наращиванию объема депозитов и кредитов для демонстрации экономического роста [ист. 1, 99]. Другая “противопожарная стена” должна быть воздвигнута между промышленным и финансовым капиталом в интересах предотвращения хаотического перетока промышленного капитала в финансовую сферу [ист. 1, p. 114].

Еще в 2017 г. на Всекитайском совещании по финансовой работе Си Цзиньпин признал наличие пробелов в правовой и административной сфере. “Надзор и управление – это кошка, она должна ловить мышей, сейчас некоторые кошки не только не ловят мышей, но и вместе с мышами живут одной семьей и совершают злодеяния, о каком надзоре можно говорить?” [ист. 1, p. 108]. Финансовый надзор должен быть не только “зубастым”, но и хорошо организованным, ключевым моментом является четкое распределение обязанностей между органами финансового надзора и отраслевыми органами, а также укрепление их взаимодействия и сотрудничества [ист. 1, p. 99].

Экономическая стратегия КПК нацелена на высококачественное развитие в условиях долгосрочного замедления темпов роста ВВП. В прошлом китайский финансовый сектор извлекал выгоды из быстрого экономического роста. Теперь настало время взращивания “терпеливого капитала” для поддержки не приносящего немедленной отдачи создания производительных сил нового качества. Ради достижения долгосрочных целей в реальной экономике власти настроены не допускать перетока капитала в “виртуальный” сектор и краткосрочного спекулятивного поведения. Укрепление единого централизованного руководства со стороны КПК становится главным инструментом удержания контроля над финансовыми рисками с помощью строгого надзора и обеспечения эффективной финансовой поддержки реального сектора.

Теория и практика КПК

Аргументы Си Цзиньпина в пользу укрепления партийного руководства финансовой работой указывают на возрастание роли финансов в социально-экономическом развитии и появление серьезных правонарушений вследствие ослабления руководящей роли КПК. Китайский лидер настаивает на том, что партийное руководство должно быть интегрировано с управлением финансовыми компаниями и пронизывать весь процесс управления этими компаниями. Нельзя допускать появления “двух шкур”, оторванных друг от друга, нельзя с помощью построения структуры корпоративного управления ослаблять партийное руководство так, чтобы оно “повисло в воздухе”, недопустимо искать способы и предлоги для отрицания руководства КПК [ист. 1, pp. 27-28].

Важным шагом, свидетельствовавшим о повышении внимания руководства КПК к финансовым делам, стал принятый в марте 2023 г. “План реформирования партийных и государственных структур” [ист. 5]. Документ предусматривал создание Финансовой комиссии ЦК КПК (中央金融委员会), призванной заняться укреплением единого централизованного руководства финансовой работой. Эта комиссия отвечает за общее планирование и координацию финансовой стабильности и развития, исследование важных проблем и разработку ключевых решений в финансовой сфере. Ее появление сопровождалось упразднением Комиссии по стабильному развитию финансов Госсовета КНР.

На основании того же решения для руководства политической, идейной, организационной, воспитательной и дисциплинарной деятельностью внутри финансовой системы была создана Комиссия ЦК КПК по финансовой работе (中央金融工作委员会) [ист. 3].

Си Цзиньпин объяснил проведенную в 2023 г. реформу необходимостью совершенствования механизма партийного управления. По его словам, Финансовая комиссия ЦК КПК является штабом по развертыванию финансовой работы под руководством ЦК партии. Она проводит в жизнь стратегию ЦК, осуществляет “проектирование сверху” стабильности и развития финансов, играет координирующую роль в изучении крупных проблем, определении важных политических установок, противодействии крупным рискам, взаимоотношениях центра и мест. При возникновении серьезных противоречий и трудной ситуации в сфере финансов Комиссия должна принять командование, смело противостоять проблемам, своевременно докладывать ЦК о сложной ситуации. Что касается Комиссии ЦК КПК по финансовой работе, то она призвана усилить партийное строительство в финансовой системе. Она должна проникнуть внутрь процесса руководства компаниями, формировать атмосферу всестороннего строгого управления со стороны партии, укреплять сознание соблюдения дисциплины, не допускать коррупции [ист. 1, pp. 30-31].

Финансовую комиссию возглавляет премьер Госсовета Ли Цян, ее канцелярией руководит вице-премьер хэ Лифэн, который также является секретарем парткома Комиссии по финансовой работе. Одновременное присутствие хэ Лифэна в обеих комиссиях подчеркивает их тесную взаимосвязь: одна разрабатывает финансовую стратегию, другая отвечает за идеологию, стиль работы и дисциплину в финансовой сфере.

Вслед за реформированием органов партийного управления финансовой сферой Си Цзиньпин выступил с программными заявлениями, в которых поставил перед реорганизованной системой новые задачи. Об усилении роли партии свидетельствовало проведение в октябре 2023 г. Совещания ЦК КПК по финансовой работе. В 1997, 2002, 2007, 2012 и 2017 гг. это мероприятие проходило в формате Всекитайского совещания по финансовой работе.

Собранные в “Выдержках” выступления Си Цзиньпина подчеркивают, что партия накопила богатый опыт, поскольку начала заниматься финансами за несколько десятилетий до победы революции. Необходимость обеспечить функционирование экономики на подконтрольных КПК территориях вела к созданию независимой денежной системы. Си Цзиньпин напомнил, что в период существования советских районов в конце 1920-х годов в районе Цзинганшань коммунисты выпустили «серебряный юань с иероглифом “рабочий”» (工字银元). В Центральном советском районе в 1930-е годы существовал собственный госбанк [ист. 1, p. 25].

Впоследствии в опорных базах сопротивления Японии и в освобожденных районах КПК смогла создать эффективную денежнофинансовую систему. Летом 1949 г. партия успешно провела “войну с серебряным юанем” в Шанхае и “войну за рис и хлопок” в крупных городах Китая. Победа над спекулятивным капиталом помогла замедлить рост цен, быстро централизовать финансово-экономическую работу, стабилизировать экономику [15, сс. 55-57]. После образования КНР партия осуществила денежную реформу, жэньминьби (“народные деньги”, официальная валюта КНР) стали законным платежным средством, была создана соответствовавшая условиям времени банковская система. В период реформ и открытости КПК уделяла большое внимание роли финансов в социальноэкономическом развитии [ист. 1, p. 26].

Си Цзиньпин отметил произнесенные в 1991 г. слова Дэн Сяопина: “Очень важную роль играют финансы, которые являются сердцевиной современной экономики. хорошее состояние финансов приводит к оживлению всей экономики в целом” [16, с. 461]. В буквальном переводе последняя фраза означает, что “если один ход окажется удачным, вся игра [на шахматной доске] оживет” (一着棋活,全盘皆活). Благодаря образности она удачно вписывается в современный контекст, созвучность афористичному стилю Си Цзиньпина косвенно подчеркивает его роль как продолжателя дела “архитектора реформ”.

Лю Шицян и Юн Линьи из Школы марксизма Юго-Западного университета финансов и экономики (Чэнду) считают заслугой Дэн Сяопина рассмотрение финансовой работы с высоты политики [17, p. 63]. В период войны с Японией он называл денежно-финансовую политику “важным оружием развития производства и борьбы с врагом”. После образования КНР в 1950-е годы он указывал, что, если финансовые вопросы не будут решены, будет поколеблена основа политики. В период реформ он подчеркивал, что “банки должны действительно стать банками в подлинном смысле этого слова” [18, с. 245].

В период пребывания у власти Цзян Цзэминя в начале 1990-х годов вслед за официальным признанием курса на строительство социалистической рыночной экономики в КНР была реформирована высокоцентрализованная банковская система. Народный банк Китая стал функционировать исключительно как центральный банк, было положено начало созданию финансовой системы, в которую входят банки, ценные бумаги и страхование, был воссоздан фондовый рынок, продвинута финансовая открытость [ист. 1, p. 26].

Азиатский кризис 1997–1998 гг. произошел во время правления Цзян Цзэминя, мировой финансовый кризис 2008 г. разразился при ху Цзиньтао. Финансовая система Китая продемонстрировала тогда свою устойчивость. Синь Яояо и Чжан Шунья из Шанхайской партийной школы КПК отмечают, что после кризиса 2008 г. острой темой стало реформирование мировой экономической системы, ху Цзиньтао выступил за создание нового справедливого, инклюзивного, глобального финансового порядка [19, p. 76].

За столетие КПК прошла путь от создания импровизированных “банков на коромысле” (扁担银行) и “банков на спине лошади” (马背银行), с помощью которых до победы революции противодействовали усилиям враждебных сил по экономической изоляции подконтрольных коммунистам районов, к провозглашению цели построения могущественной финансовой державы [17, p. 64].

Си Цзиньпин подчеркивает способность КПК давать ответы на теоретические вопросы, которые не были решены в классической и советской версиях марксизма: “Маркс и Энгельс не представляли, что можно в условиях социализма осуществлять рыночную экономику. хотя Ленин и Сталин руководили экономическим строительством, но в то время в СССР была высокоцентрализованная экономическая система, [они] не сталкивались с проблемой крупномасштабного капитала. Социалистическая рыночная экономика – это великое творчество нашей партии” [ист. 1, pp. 6-7]. Существование в условиях социалистической рыночной экономики стремящегося к прибыли капитала способствует развитию, но при этом заставляет китайское руководство ставить вопросы о регулировании и пресечении “вседозволенности”.

В 2019 г. Си Цзиньпин призвал понять суть финансов, поставить их на службу реальной экономике и потребностям общественного развития [ист. 1, p. 56]. Для обоснования этого тезиса он процитировал слова Ф. Энгельса из письма Конраду Шмидту от 27 октября 1890 г.: “Как только торговля деньгами отделяется от торговли товарами, она приобретает – при известных условиях, определяемых производством и торговлей товарами, и в этих пределах – свое собственное развитие…”; “…торговля деньгами завоевывает, таким образом, прямое господство над частью производства, которое в общем и целом господствует над нею, – тогда обратное действие торговли деньгами на производство становится еще сильнее и сложнее” [20, с. 415, 416]. Дальнейшее пояснение китайский лидер взял из работы В.И. Ленина “Империализм, как высшая стадия капитализма”: «В переводе на человеческий язык это значит: развитие капитализма дошло до того, что, хотя товарное производство по-прежнему “царит” и считается основой всего хозяйства, но на деле оно уже подорвано, и главные прибыли достаются “гениям” финансовых проделок» [21, с. 322].

Примечательно, что сразу после этих цитат Си Цзиньпин привел примеры пагубных последствий отрыва “пустой” экономики от реальной из китайской истории. Он указал, что возникновение “болезни бумажных денег” (楮幣之患) при династии Юань (1271–1368 гг.) современники объясняли тем, что они “ненастоящие” (不实), то есть банкноты ничем не обеспечены [ист. 1, p. 56]. Другой пример взят из второй половины 1940-х годов, когда шла полномасштабная гражданская война между КПК и Гоминьданом. Си Цзиньпин упомянул “волну купонов золотого юаня” (金圆券风潮) [ист. 1, p. 56]. Речь идет о проведенной гоминьдановскими властями денежной реформе августа 1948 г., когда обесценившиеся в результате гиперинфляции “законные деньги” (фаби 法幣) были заменены на “купоны золотого юаня”, формально обеспеченные золотом, но на деле не обменивавшиеся на драгоценный металл. Приближение поражения Гоминьдана в гражданской войне привело к быстрому падению курса “купона золотого юаня”. 

Соединение китайским лидером цитат из Энгельса и Ленина с упоминаниями о “пустых” деньгах времен династии Юань и заката Китайской Республики отражает современные политикоидеологические приоритеты. КПК стремится осмыслить марксистскую теорию через китайскую практику с древности до наших дней.

Финансы и китайская культура

Завершающий раздел “Выдержек” призывает взращивать китайскую финансовую культуру. Попытка найти в традиции опору для современного развития знаменует окончательный отказ от господствовавшего в хх в. критического отношения к национальной культуре. При Си Цзиньпине в идеологии КПК появился четкий призыв крепить уверенность в культуре и истории Китая. хх съезд КПК в 2022 г. поставил цель “двойного соединения” официального марксизма как с практикой Китая, так и с лучшими традициями китайской культуры.

Стремление найти историческую основу для современной политики проникло в сферу экономики и финансов. На Всекитайском совещании по финансовой работе в 2017 г. Си Цзиньпин заявил: «“В древности люди говорили – тот, кто не рассуждает об упорядочении богатства, не может как следует управлять Поднебесной” (不言理财者决不能治平天下). У нашей финансовой деятельности древняя история, было создано много первого в мире – самые ранние бумажные деньги, самые первые векселя и срочные векселя, самые ранние денежные теории и практики» [ист. 1, 4]. Преемственность взглядов на государственное управление позволяет найти у мыслителей прошлого обоснование современного акцента на важности финансовой работы. Процитированная лидером партии и государства фраза об упорядочении богатства принадлежит творившему в правление династии Мин (1368–1643) философу, историку и литератору Ли Чжи (1527–1602).

Среди вошедших в раздел о китайской финансовой культуре высказываний Си Цзиньпина 2010-х годов преобладают общие рассуждения о ценностях и морали. В то время китайский лидер подчеркивал важность системы “сердцевинных социалистических ценностей” и рекомендовал использовать при ее создании традиционные культурные ресурсы. Он указывал на значение добродетели-дэ для процветания страны и формирования каждого человека, призывал следовать стратегии соединения управления государством на основе закона с управлением на основе морали [ист. 1, pp. 161-163]. В сентябре 2015 г. Си Цзиньпин назвал причиной мирового финансового кризиса 2008 г. неограниченную погоню капитала за прибылью: “Если на рынке отсутствует мораль, трудно построить здание процветающего мирового развития” [ист. 1, p. 164]. Верность слову, когда “одно обещание стоит тысячи золотых”, Си Цзиньпин назвал неизменной частью китайской традиции [ист. 1, p. 167].

Чтобы убедить предпринимателей стать примером в соблюдении обязательств и следовании закону и подчеркнуть, что социалистическая рыночная экономика является экономикой доверия, в июле 2020 г. Си Цзиньпин напомнил слова древнего конфуцианца Мэн-цзы: “…искренность есть путь Неба, а стремиться к ней (думать о ней) есть путь человека” (Ли Лоу, IV A, 12, пер. П.С. Попова) [ист. 6, с. 317; ист. 1, pp. 168-169].

В начале 2023 г. в контексте пропаганды модернизации китайского типа Си Цзиньпин призвал продвигать в обществе правильные установки (труд создает богатство, реальная работа создает достижения, борьба создает счастье), предотвращая распространение идей пренебрежения трудом, получения выгод и наслаждений без труда, одномоментного обогащения, пассивного “лежания ровно” (躺平) [ист. 1, p. 170].

В марте 2023 г. он заявил, что частные предприятия и бизнесмены обязаны развивать “дух лучших предпринимателей”, стать образцами любви к стране и уважения к профессии, вести дела при соблюдении закона, заниматься инновациями, приносить блага обществу. Деловые люди должны быть продолжателями традиционных добродетелей, активно участвовать в благотворительности, добиваться того, чтобы быть “богатыми и ответственными, богатыми и обладающими чувством долга, богатыми и проявляющими любовь” [ист. 1, p. 170].

Морализаторский уклон рассуждений о внедрении исконных китайских добродетелей в предпринимательском сообществе позволяет понять контекст появления формулы “пять нужно, пять нельзя” в финансовой сфере, которую Си Цзиньпин изложил в январе 2024 г. [ист. 1, 171-172]. Эта попытка охарактеризовать духовные особенности финансовой системы с китайской спецификой несет отпечаток морального учения конфуцианства.

Во-первых, “нужно быть честным и заслуживающим доверия, нельзя переходить низшую линию” (要诚实守信,不逾越底线). В основе финансового дела находится доверие, что требует придерживаться соблюдения договоров, рыночных правил, профессиональной этики. Партийный лидер призвал культивировать дух “трех железных” – “железных счетов”, “железных расчетных книг”, “железных правил” (铁算盘,铁账本,铁规章), не допуская фальсификации финансовой отчетности. Образ “трех железных” восходит к деятельности сельских кредитных кооперативов 1950-х годов, когда для ведения бухгалтерии использовали конторские счеты и приходно-расходные книги. Си Цзиньпин указал, что необходимо возвращать долги, ценить репутацию, нельзя быть недобросовестными заемщиками, следует усиливать профессиональную самодисциплину и пожизненно запрещать утратившим доверие заниматься профессией.

Во-вторых, “нужно стремиться к выгоде посредством справедливости, нельзя помышлять исключительно о выгоде” (要以义取利,不唯利是图). По словам Си Цзиньпина, в китайской традиции почетно ставить долг-справедливость (义) впереди выгоды (利), их обратная последовательность позорна. Древние мудрецы Китая говорили, что при виде выгоды забывать о долге недостойно благородного мужа. Применительно к современной сфере финансов это означает, что на первом месте находится функция следования долгу перед обществом, обеспечения совместного процветания финансов, экономики, общества и окружающей среды. Цель получения выгоды должна быть подчинена этой функции.

В-третьих, “нужно быть осмотрительными и осторожными, нельзя гнаться за сиюминутным успехом и близкой выгодой” (要稳健审慎,不急功近利). Си Цзиньпин напомнил, что в традиционной китайской культуре стремление к быстрому успеху и малой выгоде считается препятствием для настоящих достижений и больших начинаний. Об этом также свидетельствует зарубежный опыт: крупные финансовые организации могут существовать столетиями потому, что действуют осмотрительно и осторожно. Лидер партии и государства призвал занятых в финансовой отрасли хозяйствовать осмотрительно и осторожно, смотреть как на текущую, так и на долгосрочную ситуацию, не стремиться к баснословной прибыли, не торопиться и не идти на чрезмерные риски.

В-четвертых, “нужно придерживаться правильного и создавать новое, нельзя отрываться от реального в направлении пустого” (要守正创新,不脱实向虚). Финансовый сектор обязан ясно понимать, кому он служит и для чего нужны инновации. Он должен еще лучше обслуживать реальную экономику и продвигать инновации для народа. Нельзя допускать переток средств из реальной экономики в виртуальную, недопустимо заниматься “ложными” и хаотическими инновациями.

В-пятых, “надо опираться на закон и соответствовать правилам, нельзя бесчинствовать и творить произвол” (要依法合规,不胡作非为). Финансовые организации и их сотрудники должны строго соблюдать закон и требования финансового надзора, действовать в дозволенных надзорными органами рамках. Недопустимо проникать в лазейки в законах и институтах, избегать надзора в погоне за прибылью, нельзя переступать красные линии, выходить за пределы закона [ист. 1, pp. 171-172].

Китайский путь к финансовой державе предполагает следование закону и четкое соблюдение обязательств, что сближает его с практикой стран с развитыми финансовыми системами. Специфические черты обусловлены долгосрочным стратегическим планированием экономического развития централизованной властью, абсолютным приоритетом реальной экономики и жестким ограничением “виртуализации” финансов, высокой степенью обеспокоенности властей возникновением чреватых дестабилизацией ситуации финансовых рисков. Использование традиционной пары конфуцианских моральных категорий – “долг-справедливость” и “выгода” – придает этим наставлениям ярко выраженный китайский окрас. Предполагается, что воспитание в духе китайской финансовой культуры создаст отряд работников финансовой сферы с высокими моральными качествами, позволит сформировать хороший духовный облик финансовой отрасли [ист. 7].

Дун Чжиюн (Школа экономики Пекинского университета) и Шэнь Бо (Институт экономики КАОН) отмечают, что превращение в Китае финансовой науки в специальную дисциплину стало результатом “путешествия западного знания” в Китай в последние сто с лишним лет. Однако из этого не следует, что в китайской древности не существовало собственной финансовой мысли [22, p. 18]. Ее особенность заключалась в ярко выраженном акценте на политическом характере финансовой деятельности, традиционные финансовые идеи были связаны с политическими проблемами. Китайской финансовой мысли была присуща “народность”, в ней всегда присутствовал ценностный стандарт “ставить народ на первое место” [22, pp. 23-27]. Важную задачу академических кругов Китая исследователи видят в интеграции традиционной финансовой мысли в денежную и финансовую теорию, в унаследовании и обновлении финансовой культуры с китайской спецификой [22, p. 18].

Шэнь Бо подчеркнул, что взращивание финансовой культуры с помощью соединения марксизма с традиционной культурой способствует укреплению субъектности китайской культуры. Но это не означает ни противостояния современным западным финансам, ни простого повторения споров китайских мыслителей прошлого о соотношении всеобщего Пути-Дао (道) и его конкретных “инструментальных” воплощений-ци (器), о сопоставлении китайского и западного в традиционных понятиях сущностной “основы”-ти (体) и внешнего “применения”-юн (用) [23, p. 23].

Чрезмерное подчеркивание национальной специфики китайских финансов способно привести к утрате связи с мировыми стандартами и в итоге помешать Китаю обрести глобальное финансовое влияние. Однако на уровне партийного руководства и среди научного сообщества преобладает уверенность в том, что взращивание финансовой культуры с китайской спецификой является необходимым условием высококачественного развития финансов КНР и построения мощной финансовой державы.


Заключение

После публикации “Выдержек” тема финансов прозвучала на официальном уровне в июле 2024 г. на 3-м пленуме ЦК КПК 20-го созыва. В постановление пленума вошли призывы углублять реформу финансовой системы, совершенствовать управление финансовыми структурами, развивать систему надзора и управления, вести борьбу против незаконной финансовой деятельности, возвести “противопожарную стену” между промышленным и финансовым капиталом, разработать Закон о финансах [ист. 8]. Направления работы (инвестиции, размещение акций, интернационализация юаня и т. п.) сформулированы более узко и конкретно, чем в выступлениях Си Цзиньпина о финансовой работе.

В декабре 2024 г. Совещание ЦК по экономической работе выделило три важных направления предотвращения рисков в 2025 г. – недвижимость, местные малые и средние финансовые учреждения, незаконная финансовая деятельность. 13 декабря 2024 г. состоялось Всекитайское совещание по работе финансовой системы (全国金融系统工作会议). Китайские эксперты обратили внимание, что впервые в истории оно прошло сразу же после Совещания ЦК по экономической работе [ист. 9].

На Совещании по работе финансовой системы хэ Лифэн призвал добиться “идейного единства” с духом Совещания ЦК КПК по экономической работе. Ключевые тезисы его выступления – противодействие финансовым рискам, стабильное и здоровое развитие рынка капитала, повсеместное усиление финансового надзора, улучшение обслуживания реальной экономики, высококачественное развитие и партийное строительство финансовой системы – следуют в русле высказываний Си Цзиньпина. Дополнительными штрихами стали объяснение благотворного характера одобренной на Совещании ЦК КПК умеренно-свободной денежно-кредитной политики, призывы направить кредитные средства непосредственно на низовой уровень для ускорения и облегчения финансирования малых и микропредприятий, задействовать финансовые механизмы стабилизации рынка городской недвижимости и внешнеторговых операций [ист. 10].

Можно сделать вывод о двух уровнях описания финансовой политики КПК. На практическом уровне предлагаются и реализуются конкретные решения, о чем свидетельствует финансовый раздел постановления 3-го пленума ЦК КПК 20-го созыва. Параллельно идет формирование общей долгосрочной стратегии развития, представленной в выступлениях Си Цзиньпина. Примером развития этой линии с привязкой к текущим экономическим приоритетам служит речь хэ Лифэна на Всекитайском совещании по работе финансовой системы. Эти два уровня не являются полностью изолированными друг от друга. В постановление пленума вошел сформулированный Си Цзиньпином на Совещании ЦК по финансовой работе в октябре 2023 г. призыв активно развивать “зеленые”, инклюзивные и цифровые финансы, а также финансы для поддержки научно-технического развития и обеспечения достойной старости [ист. 8].

“Выдержки из суждений Си Цзиньпина о финансовой работе” не содержат конкретных распоряжений относительно монетарной политики, акций, листинга, распределения дивидендов или офшорного рынка юаня, хотя эти вопросы подняты в постановлении пленума ЦК КПК. Подобно “экономическим идеям Си Цзиньпина”, “суждения о финансовой работе” указывают магистральное направление, которому должны соответствовать практические решения в области финансов. Это набор ориентиров не только для финансовых работников, но и для всех партийных и государственных чиновников, причастных к решению проблем социально-экономического развития страны. В январе 2024 г. Си Цзиньпин подчеркнул, что руководящие кадры всех уровней должны развивать финансовое мышление и способность вести финансовую работу [ист. 3].

Финансовая сторона “экономических идей Си Цзиньпина” влияет на китайское научное сообщество. В поле зрения исследователей вошли проблемы национальной специфики китайских финансов, включая историю и коренящиеся в традиции культурные особенности. Отталкиваясь от нормативного тезиса об отличии китайской финансовой системы от западной, научные круги стремятся найти в этих различиях скрытые преимущества, способные помочь Китаю превратиться в финансовую державу с мировым влиянием.

В заслугу Си Цзиньпину ставят глубокое осмысление трудностей в управлении финансами в странах Запада. Руководство КПК сделало выводы, что виртуализация экономики приводит к сужению материального производства, либерализация финансов ведет к появлению финансовых кризисов, монополизация финансов порождает обострение социальных противоречий. Это “международное измерение” высказываний Си Цзиньпина о финансовой безопасности, которое создает предпосылки для надлежащего решения китайских проблем. Предполагается, что Си Цзиньпин прорвал дискурсивную монополию западной экономической науки в исследовании финансовой безопасности, предоставил “китайскую мудрость” для решения глобальных трудностей [17, pp. 65-66]. Китай готов отказаться от полного копирования чужого опыта потому, что обладает собственным богатым опытом, приобретенным в ходе исторической практики.

Си Цзиньпин отметил, что все могущественные финансовые державы в истории человечества характеризовала высокая степень открытости. Китайский лидер призвал через расширение открытости внешнему миру, повышение эффективности и возможностей размещения финансовых ресурсов усиливать международную конкурентоспособность страны и ее влияние на формирование финансовых норм. Вместе с тем необходимо “считать себя главным” и четко осознавать, что финансы для Китая становятся сферой неизбежного международного соперничества, стратегически важным пунктом конкуренции в игре больших держав [ист. 1, p. 147].

По мере обострения противоречий в экономическом сотрудничестве Китая и Запада сфера их конкуренции становится все более обширной. Китаю приходится сталкиваться с внешними финансовыми ограничениями на фоне замедления темпов роста собственной экономики. Вопрос о шансах Китая стать глобальным финансовым лидером после США интересует как партнеров Пекина, так и его оппонентов. Поиск ответа на этот вопрос требует изучения большого количества практических и теоретических проблем, включая изложенную Си Цзиньпином финансово-экономическую стратегию КПК.



1 Сочетание “новая эпоха Нового похода” вошло в официальный политический лексикон после XIX съезда КПК (2017 г.) и стало узнаваемым лозунгом после XX съезда КПК (2022 г.). “Новый поход” (新征程) отсылает к истории Великого похода (长征) Красной армии китайских коммунистов из южных “советских районов” на Север в 1934–1936 гг.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борох О.Н. Приоритеты экономического развития Китая в современной официальной идеологии. AlterEconomics, 2023, т. 20, № 1, сс. 189-215.

Borokh O.N. Priorities of China’s Economic Development in Contemporary Official Ideology. AlterEconomics, 2023, vol. 20, no. 1, pp. 189-215. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.31063/AlterEconomics/2023.20-1.10

2. 孙大权. 术语革命:中国近代经济学主要术语的形成. 北京, 社会科学文献出版社, 2023. 635页

Sun Daquan. Terminology Revolution: The Formation of Main Terminologies of Modern Chinese Economics. Beijing, Social Sciences Academic Press, 2023. 635 p. (In Chin.)

3. 孙大权. “金融”一词在中国近代的起源、演变及当代启示. 复旦学报 (社会科学版), 2019年第4期, 第137-147页.

Sun Daquan. The Origin, Meaning, and Evolution of the Word “Jinrong” (Finance) in Modern China. Fudan Journal (Social Sciences), 2019, no. 4, pp. 137-147. (In Chin.)

4. 张亚光. “金融”一词的由来. 中国金融家, 2011年第11期, 第152-154页.

Zhang Yaguang. Origin of the Term “Jinrong” (Finance). China Financialyst, 2011, no. 11, pp. 152-154. (In Chin.)

5. 董艳玲. 习近平关于金融工作重要论述的基本要义及内在逻辑. 理论视野,2024年第3期, 第18-24页.

Dong Yanling. The Basic Importance and Internal Logic of Xi Jinping’s Important Discourses on Financial Work. Theoretical Horizon, 2024, no. 3, pp. 18-24. (In Chin.)

6. 张晓晶. 锚定金融强国目标,推动金融高质量发展—理论框架与实践路径. 经济学动态,2024年第2期, 第3-16页.

Zhang Xiaojing. Striving for the Goal of Constructing a Financial Power and Promoting the High-Quality Development of Finance: Theoretical Framework and Practical Paths. Economic Perspectives, 2024, no. 2, pp. 3-16. (In Chin.)

7. Strange S. States and Markets. 2nd ed. London, New York, Continuum, 1994. 266 p.

8. Henning C.R. The Exchange-Rate Weapon and Macroeconomic Conflict. Andrews D.M., ed. International Monetary Power. Ithaca and London, Cornell University Press, 2006, pp. 117-138.

9. Steil B., Litan R.E. Financial Statecraft: The Role of Financial Markets in American Foreign Policy. New Haven and London, Yale University Press, 2008. 208 p.

10. Арриги Дж. ДолгийдвадцатыйвекДеньгивластьиистокинашеговремени. Москва, ИД “Территория будущего”, 2006. 472 c.

Arrighi G. The Long Twentieth Century. Money, Power, and the Origins of Our Times. Moscow, “Territory of the Future” Publishing House, 2006. 472 p. (In Russ.)

11. 钱春海. 学思践悟 推动金融强国建设 – 深入学习贯彻 “习近平关于金融工作论述摘编”. 中国金融家, 2024年第6期, 第79-81页.

Qian Chunhai. Understanding Ideology and Promoting the Construction of a Financial Powerhouse – In-depth Study and Implementation of “Excerpts from Xi Jinping’s Discourses on Financial Work”. China Financialyst, 2024, no. 6, pp. 79-81. (In Chin.)

12. 陈雨露. 深入学习贯彻“习近平关于金融工作论述摘编” 着力推动金融高质量发展. 人民论坛, 2024 年第15 期, 第6-9页.

Chen Yulu. Study and Implement “Excerpts from Xi Jinping’s Discourses on Financial Work” and Promote High-Quality Financial Development. People’s Tribune, 2024, no. 15, pp. 6-9. (In Chin.)

13. Сыма Цянь. Исторические записки: Ши цзи. Т. 4. Пер., вступ. ст., комм. и прил. Р.В. Вяткина. Москва, Изд-во “Наука”, Главная редакция восточной литературы, 1986. 456 с.

Sima Qian. Records of the Grand Historian: Shi Ji. Vol. 4. Translation, introductory article, commentaries, and appendices by R.V. Viatkin. Moscow, “Nauka” Publishing House, The Main Editorial Office of Oriental literature, 1986. 456 p. (In Russ.)

14. Штейн В.М. Гуань-цзыИсследованиеиперевод. Москва, Изд-во вост. лит., 1959. 380 с.

Shtein V.M. “Guan-zi”: Study and Translation. Moscow, Publishing House of Oriental Literature, 1959. 380 p. (In Russ.)

15. Карнеев А.Н., Кашин В.Б. Опыт преодоления кризиса в Китае в первые годы после создания Китайской Народной Республики. Российскоекитаеведение, 2024, т. 4, № 9, сс. 51-62.

Karneev A.N., Kashin V.B. China’s Crisis Management in the Initial Years following the Establishment of the People’s Republic of China. Russian Sinology, 2024, vol. 4, no. 9, pp. 51-62. (In Russ.) Available at: https://doi.org/10.48647/ICCA.2024.60.67.004

16. Дэн Сяопин. Беседа во время инспекционной поездки в Шанхай (28 января – 18 февраля 1991 г.). Дэн Сяопин. Избранное. Том III: 1982–1992. Пекин, Издательство литературы на иностранных языках, 1995, сс. 460-462.

Deng Xiaoping. Remarks Made During an Inspection Tour of Shanghai (January 28 – February 18, 1991). Selected Works of Deng Xiaoping. Vol. 3: 1982–1992. Beijing, Foreign Languages Press, 1995, pp. 460-462. (In Russ.)

17. 刘世强,永林钇. 习近平关于金融安全的重要论述:生成逻辑、核心要义与价值定位. 财经科学, 2024年第2 期, 第61-72页.

Liu Shiqiang, Yong Linyi. Xi Jinping’s Important Discourse on Financial Security: Generative Logic, Core Meaning and Value Orientation. Finance and Economics, 2024, no. 2, pp. 61-72. (In Chin.)

18. Дэн Сяопин. Перестройка предприятий и финансовая реформа (19 декабря 1986 г.). Дэн Сяопин. Избранное. Т. III: 1982–1992. Пекин, Издательство литературы на иностранных языках, 1995, сс. 244-246.

Deng Xiaoping. On the Reform of Enterprises and of the Banking System (December 19, 1986). Selected Works of Deng Xiaoping. Vol. 3: 1982–1992. Beijing, Foreign Languages Press, 1995, pp. 244-246. (In Russ.)

19. 信瑶瑶, 张顺雅. 新时代金融工作重要论述的思想探析. 海派经济学, 2022年第1期, 第75-86页.

Xin Yaoyao, Zhang Shunya. On the Important Exposition of Financial Work for a New Era. Journal of Economics of Shanghai School, 2022, no. 1, pp. 75-86. (In Chin.)

20. Энгельс Ф. Конраду Шмидту в Берлин. Лондон, 27 октября 1890 г. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 37. 2-е изд. Москва, Изд-во политической литературы, 1965, cс. 414-422.

Engels F. Engels to Conrad Schmidt in Berlin, London, 27 October, 1890. Marx K., Engels F. WorksVol. 37. 2nd ed. Moscow, State Publishing House of Political Literature, 1965, pp. 414-422. (In Russ.)

21. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Ленин В.И. Полное собрание сочиненийТ. 27. 5-е изд. Москва, Изд-во политической литературы, 1969, сс. 300-426.

Lenin V.I. Imperialism, the Highest Stage of Capitalism. Lenin V.I. Collected worksVol. 27. 5th ed. Moscow, State Publishing House of Political Literature, 1969, pp. 300-426. (In Russ.)

22. 董志勇, 沈 博. “第二个结合”培育中国特色金融文化:基本条件、路径根基与践行原则. 经济学动态,2024 年第2期, 第17-31页.

Dong Zhiyong, Shen Bo. To Cultivate Financial Culture with Chinese Characteristics through the “Second Combination”: Basic Conditions, Path Basis, and Principles of Practice. Economic Perspectives, 2024, no. 2, pp. 17- 31. (In Chin.)

23. 沈博. 培育中国特色金融文化. 金融博览, 2024年第10期, 第21-23页.

Shen Bo. Cultivating Financial Culture with Chinese Characteristics. Financial View, 2024, no. 10, pp. 21-23. (In Chin.)

ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

1. 习近平关于金融工作论述摘编. 中共中央党史和文献研究院编. 北京, 中央文献出版社, 2024. 172页.

Excerpts from Xi Jinping’s Discourses on Financial Work. Comp. by Institute of Party History and Literature of the CPC Central Committee. Beijing, Central Party Literature Press, 2024. 172 p. (In Chin.)

2. “习近平关于金融工作论述摘编”出版座谈会在京召开. 中华人民共和国中央人民政府, 19.04.2024.

Publication Symposium on “Excerpts from Xi Jinping’s Discourses on Financial Work” Held in Beijing. The State Council of the People’s Republic of China, 19.04.2024. (In Chin.) Available at: https://www.gov.cn/yaowen/liebiao/202404/content_6946315.htm (accessed 22.12.2024).

3. 习近平第11次开讲“新年第一课”, 聚焦金融高质量发展. 共产党员网,17.01.2024.

Xi Jinping delivers his 11th “First Lesson of the New Year”, focusing on high-quality financial development, 17.01.2024. (In Chin.) Available at: https://www.12371.cn/2024/01/17/ARTI1705472963672354.shtml (accessed 22.12.2024).

4. 总体国家安全观学习纲要. 中共中央宣传部中央国家安全委员会办公室编. 北京, 学习出版社, 人民出版社, 中央文献出版社, 2022. 150页.

Outline of Studying the Overall National Security Outlook. Comp. by the Central Propaganda Department of the Communist Party of China and the Office of the Central National Security Committee. Beijing, Xuexi Publishing House, People’s Publishing House, 2022. 150 p. (In Chin.)

5. 中共中央 国务院印发”党和国家机构改革方案”. 中华人民共和国中央人民政府, 国务院公报. 2023 年第9 号, 16.03.2023.

The CPC Central Committee and the State Council Print and Issue the Plan on Reforming Party and State Institutions. The State Council of the People’s Republic of China, State Council Gazette, 2023, Iss. 9, 16.03.2023. (In Chin.) Available at: https://www.gov.cn/gongbao/content/2023/content_5748649.htm (accessed 22.12.2024).

6. Конфуцианское “Четверокнижие” (“Сы шу”). Москва, Восточная литература, 2004. 431 с.

Confucian Four Books “Si shu”. Moscow, Oriental Literature Publishing House, 2004. 431 p. (In Russ.)

7. 中国人民银行党委理论学习中心组. 积极培育中国特色金融文化,为推动金融高质量发展、建设金融强国提供强大支撑 – 学习“习近平关于金融工作论述摘编”. 中国金融家, 2024年第5期, 第12-13页.

Theoretical Study Center Group of the Party Committee of the People’s Bank of China. Cultivating Chinese Characteristic Financial Culture, Actively Provide Strong Support for Promoting High-Quality Financial Development – Study of “Excerpts from Xi Jinping’s Discourses on Financial Work”. China Financialyst, 2024, no. 5, pp. 12-13. (In Chin.)

8. 中共中央关于进一步全面深化改革 推进中国式现代化的决定. 人民日报, 2024年07月22日.

Resolution of the Central Committee of the Communist Party of China on Further Deepening Reform Comprehensively to Advance Chinese Modernization. People’s Daily, 22.07.2024. (In Chin.)

9. 全国金融系统工作会议部署明年金融工作:逐业逐行逐单位强化金融监管. 21世纪经济报道, 14.12.2024.

National Work Conference for the Financial System Arranges Next Year’s Financial Work: Strengthening Financial Supervision Industry by Industry, Firm by Firm, and Unit by Unit, 14.12.2024. (In Chin.) Available at: https://m.21jingji.com/article/20241214/6a4ed9943a906635ae5c88ccc3d16560.html (accessed 22.12.2024).

10. 何立峰在全国金融系统工作会议上强调:金融系统要深入学习贯彻中央经济工作会议精神 扎实做好明年金融工作. 人民日报, 2024年12月14日.

He Lifeng at the National Work Conference for the Financial System emphasizes that the Nation’s Financial System Should Deeply Study and Implement the Spirit of the Central Economic Work Conference and Solidly Carry out Next Year’s Financial Work. People’s Daily, 14.12.2024. (In Chin.) Available at: https://cpc.people.com.cn/n1/2024/1214/c64387-40381959.html (accessed 22.12.2024).


Источник: ИМЭМО РАН

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 2)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся