Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ярослав Лисоволик

Д.э.н, старший управляющий директор Сбербанка, начальник аналитического управления департамента глобальных рынков — Sberbank Investment Research, член РСМД

В мире растёт обеспокоенность по поводу явных признаков замедления мировой экономики. Такой вывод можно сделать по итогам ежегодных совещаний Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, прошедших в этом году в Вашингтоне. По мнению МВФ, повсеместно наблюдается «синхронизированное замедление», в связи с чем Фонд пересмотрел прогноз роста мировой экономики в сторону понижения, урезав прогнозируемый уровень роста в 2019 году до самого низкого показателя со времён финансового кризиса 2008–2009 годов. О возможных ответных мерах на замедление пишет программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Ярослав Лисоволик.

В мире растёт обеспокоенность по поводу явных признаков замедления мировой экономики. Такой вывод можно сделать по итогам ежегодных совещаний Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, прошедших в этом году в Вашингтоне. По мнению МВФ, повсеместно наблюдается «синхронизированное замедление», в связи с чем Фонд пересмотрел прогноз роста мировой экономики в сторону понижения, урезав прогнозируемый уровень роста в 2019 году до самого низкого показателя со времён финансового кризиса 2008–2009 годов. О возможных ответных мерах на замедление пишет программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Ярослав Лисоволик.

В ходе дискуссий, развернувшихся на семинарах и конференциях в рамках ежегодных совещаний, высказывались различные предложения о том, каким образом противостоять все большему замедлению темпов роста мировой экономики. В качестве предпочтительного способа ускорения экономического роста нередко называлось проведение структурных реформ, в то время как в качестве краткосрочной необходимости с точки зрения поддержания темпов роста мировой экономики неизменно отмечалась потребность в осуществлении мер денежно-кредитного и бюджетного стимулирования.

Первые совместные попытки ряда стран реализовать меры бюджетного стимулирования были предприняты для преодоления последствий финансового кризиса 2008–2009 годов. Хотя результаты этой политики, как правило, воспринимаются положительно, эффективность таких мер и их влияние на темпы роста мировой экономики могли бы быть значительно выше. Для этого следовало бы перенаправить существенную долю совместных ресурсов на такие сферы, как инфраструктурное развитие, где инвестиции в большей степени способствуют наращиванию темпов экономического роста. Ещё одной мерой могла бы стать совместная реализация структурных преобразований, в том числе по либерализации торговли и инвестиций за счёт плюрилатеральных или других соглашений. Это позволило бы усилить положительный трансграничный эффект от мер бюджетного стимулирования.

Ещё одним важным средством повышения эффективности системы общемирового антикризисного реагирования является прозрачный, основанный на определённых правилах и функционирующий механизм реализации координированной политики стимулирования экономического роста вместо поспешной выработки относительно небольшой группой крупных экономик специальных механизмов в разгар экономического спада. Применение разработанной и подготовленной заранее системы наверняка позволило бы добиться более ощутимых результатов с точки зрения стабилизации рыночных ожиданий и поддержания уровня доверия со стороны компаний, инвесторов и потребителей. Этого вряд ли можно достичь в отсутствие какой-либо чёткой системы реагирования на кризис помимо механического сложения разрозненных антикризисных мер, предпринимаемых на национальном уровне. Кроме того, для выполнения своей глобальной функции такая система антикризисного реагирования должна включать механизм согласования на международном уровне мер кредитно-бюджетного стимулирования в сочетании с мерами бюджетного стимулирования.

Однако самым важным способом повышения эффективности совместных мер бюджетного стимулирования могло бы стать вовлечение в эту деятельность региональных учреждений, включая региональные банки развития и интеграционные образования. Подключение региональных банков развития, а также региональных финансовых механизмов представляется целесообразным хотя бы в силу их размера. Так, с точки зрения ресурсов потенциал региональных банков развития гораздо выше, чем у таких глобальных учреждений, как Всемирный банк. В последние годы региональные финансовые механизмы также опережали и МВФ по объёму доступных ресурсов. Соответственно, координированное использование региональных учреждений с целью поддержания темпов роста мировой экономики позволило бы в большей степени задействовать потенциал глобальной сети финансовой безопасности для поддержания темпов экономического роста.

Одной из основных целей глобальной сети финансовой безопасности является предоставление средств/ликвидности для преодоления кризиса, а также финансирования для профилактики всплесков экономической нестабильности. Глобальная сеть финансовой безопасности действует на четырёх уровнях: национальном (бюджетная политика страны и её валютные запасы), двухстороннем (двухсторонние соглашения о своп-линиях между отдельными странами), региональном (региональные финансовые механизмы) и многостороннем, на котором функционируют такие глобальные учреждения, как МВФ. Важность регионального уровня связана с тем, что реализация мер стимулирования экономики в разных странах создаёт мультипликативный эффект. Кроме того, появляются новые возможности по использованию региональных учреждений и соглашений для придания этим положительным факторам ещё большего звучания на межгосударственном уровне.

Применительно к предпринимаемым на глобальном уровне мерам бюджетного стимулирования существует ещё одно актуальное региональное измерение. Оно заключается в координации такой деятельности с региональными интеграционными структурами, например, с ЕС, АСЕАН и Евразийским экономическим союзом. Дело в том, что региональные учреждения обладают большими возможностями с точки зрения отслеживания развития различных процессов в региональном масштабе, а также имеют значительный опыт в области межстрановой координации экономической политики в своих соответствующих регионах. Не менее важно задействовать региональные механизмы передачи воздействия, разработанные в рамках региональных интеграционных соглашений и институтов развития. В их число входят «интеграционные проекты» с финансированием от региональных банков развития, при реализации которых вложения в развитие инфраструктуры или других областей позитивно сказываются на положении широкого спектра региональных партнёров, вовлечённых в экономическую интеграцию посредством соответствующих региональных институтов развития.

Создание глобального механизма антикризисного реагирования могло бы стать частью ещё более широкомасштабной инициативы по восстановлению архитектуры глобальной экономики за счёт включения в систему глобального управления региональных субъектов. Для этого можно было бы создать формат взаимодействия региональных интеграционных соглашений и учреждений при координирующей роли «Группы двадцати». Такой формат сотрудничества можно было бы назвать «Региональной двадцаткой» (R20), объединяющей региональные интеграционные объединения и учреждения, в которых ведущую роль играют страны «Группы двадцати». В таком формате появляется возможность согласовывать действия региональных учреждений в горизонтальной плоскости, при этом наращивая сотрудничество с глобальными многосторонними организациями в вертикальной плоскости. Так, региональные финансовые механизмы могли бы взаимодействовать с МВФ, региональные банки развития – с Всемирным банком, а региональные интеграционные объединения – с ВТО.

В конечном счете, синхронизированное замедление требует синхронных ответных мер. Осуществление координированных мер бюджетного стимулирования исключительно на национальном уровне существенно ограничивает ресурсы, которые можно было бы использовать в этих целях на глобальном уровне. Нужен подготовленный заранее механизм, который бы обеспечил возможность совместного антикризисного реагирования на всех уровнях глобальной сети финансовой безопасности и применение всего спектра резервов и ресурсов для стимулирования темпов экономического роста. Кроме того, необходимо, чтобы в такой механизм также была заложена возможность осуществления структурных преобразований и мер денежно-кредитного стимулирования, призванных ещё больше повысить эффективность глобальных мер по антикризисному реагированию. Несмотря на все достоинства применявшейся до сих пор модели антикризисного реагирования, она обеспечила лишь краткосрочный эффект, не оказав какого-либо существенного влияния на значительную часть структурных перекосов.


Источник: Дискуссионный клуб "Валдай"

(Нет голосов)
 (0 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся