Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Александр Яковенко

Чрезвычайный и Полномочный Посол России, ректор Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации, член РСМД

24 февраля «семерка» на своем виртуальном саммите выступила с наглым заявлением о том, что будет принуждать Москву «компенсировать ущерб, нанесенный Украине». До тех пор российские суверенные активы будут оставаться замороженными. О чем речь и кто кому и что должен в связи с Украинским кризисом, запущенном госпереворотом в Киеве 10 лет назад, к которому Россия не имела никакого отношения?

Созданная в середине 70-х годов прошлого века, Группа семи ведущих промышленно развитых стран изначально занималась урегулированием торгово-экономических и финансовых противоречий между тремя составными частями исторического Запада. Тот окончательно сложился после Второй мировой войны под «американским лидерством» в составе Северной Америки (США и Канада), Западной Европы и Японии. Тогда эти страны доминировали в мировой экономике, которая «чихала», если они не могли договориться между собой. Но коллективно они не смогли договориться и с Россией в эпоху «однополярного момента».

После окончания холодной войны и распада СССР «семерка» пыталась «вовлекать» Москву, но на своих условиях. Со временем была создана «восьмерка» с российским участием. Этот формат оказался мертворожденным, так как все сводилось к своего рода «большевизму в действии» - стремлению западных стран уговорить российского лидера перейти на коллективно согласованные ими позиции, отказавшись от своих собственных. Например, в связи с джихадистской агрессией против Сирии летом 2012 года. Ни о каком равноправном диалоге речь не шла.

Этот формат просуществовал как раз до переворота на Украине, когда стало ясно, что Москва не будет жертвовать своими коренными национальными интересами ради членства в «привилегированном клубе». Легко предположить, что «восьмерка» и задумывалась - наряду с расширением НАТО - как средство сдерживания цивилизационно чуждой Западу России. Этот печальный опыт отвадил другие ведущие незападные страны, прежде всего Китай и Индию, дать себя «вовлекать» подобным образом. То есть оставлять за входной дверью свой суверенитет и право самостоятельно формулировать свои национальные интересы.

24 февраля «семерка» на своем виртуальном саммите выступила с наглым заявлением о том, что будет принуждать Москву «компенсировать ущерб, нанесенный Украине». До тех пор российские суверенные активы будут оставаться замороженными. О чем речь и кто кому и что должен в связи с Украинским кризисом, запущенном госпереворотом в Киеве 10 лет назад, к которому Россия не имела никакого отношения?

Созданная в середине 70-х годов прошлого века, Группа семи ведущих промышленно развитых стран изначально занималась урегулированием торгово-экономических и финансовых противоречий между тремя составными частями исторического Запада. Тот окончательно сложился после Второй мировой войны под «американским лидерством» в составе Северной Америки (США и Канада), Западной Европы и Японии. Тогда эти страны доминировали в мировой экономике, которая «чихала», если они не могли договориться между собой. Но коллективно они не смогли договориться и с Россией в эпоху «однополярного момента».

После окончания холодной войны и распада СССР «семерка» пыталась «вовлекать» Москву, но на своих условиях. Со временем была создана «восьмерка» с российским участием. Этот формат оказался мертворожденным, так как все сводилось к своего рода «большевизму в действии» - стремлению западных стран уговорить российского лидера перейти на коллективно согласованные ими позиции, отказавшись от своих собственных. Например, в связи с джихадистской агрессией против Сирии летом 2012 года. Ни о каком равноправном диалоге речь не шла.

Этот формат просуществовал как раз до переворота на Украине, когда стало ясно, что Москва не будет жертвовать своими коренными национальными интересами ради членства в «привилегированном клубе». Легко предположить, что «восьмерка» и задумывалась - наряду с расширением НАТО - как средство сдерживания цивилизационно чуждой Западу России. Этот печальный опыт отвадил другие ведущие незападные страны, прежде всего Китай и Индию, дать себя «вовлекать» подобным образом. То есть оставлять за входной дверью свой суверенитет и право самостоятельно формулировать свои национальные интересы.

К тому времени ситуация резко изменилась вследствие глобализации, на волне которой поднялся весь остальной мир, и прежде всего страны созданного в 2009 году также трансконтинентального объединения БРИКС. Одновременно в эти страны и на Глобальный Юг в целом перекочевала реальная экономика, при том что западная экономика подверглась финансиализации.

Для всего происходящего в мире в последние 30 лет сверкой с реальностью стал Украинский кризис, который был спровоцирован Западом как средство давления на Россию. Москва после многолетних попыток решить дело миром на Донбассе была вынуждена начать СВО. Западные страны реагировали в том числе «санкциями из ада», являвшимися ничем иным, как тотальной экономической войной против России. Однако вопреки расчетам западных столиц они не смогли обрушить российскую экономику. МВФ/МБ пришлось в прошлом году объяснять почему, что потребовало обратиться к исчислению ВВП по паритету покупательной способности.

Этот подход более адекватно отражает реальное положение вещей в глобальном экономическом зазеркалье, в котором наивно пребывал Запад. Получилось, что Россия обладает пятой экономикой мира, по сути, делит четвертое место с Японией, притом что в первую пятерку не входит ни одна европейская страна. Дальше больше: МВФ привел данные, согласно которым за период с 1995 года по 2023 год реальная доля стран «семерки» в глобальном ВВП упала с 44,9 до 29,9%, то есть в полтора раза, а доля стран БРИКС выросла чуть ли не вдвое - с 16,9 до 32,1%.

С этого года доля БРИКС автоматически вырастет с присоединением к объединению пяти стран - Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ, Ирана и Эфиопии. Этим странам и порядка двум десяткам других незападных столиц, которые в той или иной форме выразили намерение присоединиться к БРИКС, стало понятно, что тут никто никому выламывать рук не будет. «Семерка», в свою очередь, пытается подтягивать «резервы» в лице Австралии и Южной Кореи. Неизвестно, чем закончится эксперимент с анархо-капитализмом в Аргентине, которая в любом случае не может претендовать на роль балансира.

В итоге происходит дальнейшая кристаллизация двух полюсов мирового развития и глобальной политики, что находит свое отражение в деятельности Группы двадцати. Запад в лице «семерки» противостоит БРИКС, где председательство в этом году перешло к России. За БРИКС стоит подавляющее большинство незападных стран, отказавшихся поддержать санкционную войну Запада против России. Индийскому председательству в Группе двадцати в прошлом году удалось не допустить политизации этого глобального формата через «украинизацию» его повестки дня. Надо надеяться, что и нынешнее бразильской председательство не даст его угробить. На счету Нью-Дели и приглашение в «двадцатку», где уже обосновался Евросоюз, Африканского союза.

Контраст полезен, как и любой контекст. Его не замедлили обеспечить западные лидеры. Жозеп Боррель говорил о Евросоюзе как о «цветущем саде» с остальным миром в качестве «джунглей». Какое уж тут равенство, когда мыслят категориями эпохи колониализма и «бремени белого человека»! Госсекретарь Э.Блинкен в Мюнхене далее пояснил, что незападным странам, включая Россию, надо выбирать между местом за столом и позицией «в меню». Замгоссекретаря В.Нуланд пояснила, что всем надо «соответствовать ожиданиям Госдепа».

И все же скрыть явное ослабление за последние 30 лет позиций Запада не получается. Дело не только в цифрах, хотя и они говорят о многом. Провал с кооптацией Москвы на условиях признания «американского лидерства» убедительно показал всем предполагаемым аспирантам, что надо выстраивать альтернативную западной глобальную архитектуру. В том числе как средство сохранить свою культурно-цивилизационную идентичность и избавиться от неоколониальной зависимости. Тренд ресуверенизации необратим.

Поняли и на Западе, что без России им не «выстроить» всех остальных. Отсюда и признание на днях Боррелем того, что «эра западного доминирования подошла к концу», что «теоретически» понимали, но выводов не делали. Словом, впереди для ЕС «мрачные времена». А ведь еще летом 2022 года, после срыва мирных переговоров между Киевом и Москвой, Боррель настаивал на необходимости вести дело к победе над Россией «на поле боя». Значит, выводы делаются в том числе из провала «контрнаступа» ВСУ. Другими словами, из факта крушения мифа о доминировании Запада на поле силовой политики. Это не может не иметь более широких последствий - в плане эмансипации всего остального мира, частью которого рассматривает себя Россия.

Что до Украины, которая обрела независимость в советских границах, то там при поощрении Запада занялись десоветизацией, обращаясь к худшей части своего исторического наследия, включая коллаборационизм в годы Великой Отечественной войны. Ремилитаризация и нацификация Украины отсылают в целом к межвоенному периоду в Европе с его агрессивным национализмом, который неизбежно вёл к войне. Но также к политике «умиротворения» Лондоном и Парижем Германии после прихода там к власти нацистов. Тогда ремилитаризация Германии потребовалась для того, чтобы сделать ее орудием решения «русского вопроса». Нацисты тоже выступали от имени «цивилизованной Европы» (вспомним «Ц Европа!»).

Еще всем в Европе предстоит ответить на вопрос, почему история повторяется с не менее катастрофическими последствиями, что косвенно признаёт Боррель. Призыв Э.Макрона к войне с Россией на территории Украины дорисовывает картину происходящего deja vu.

В западных столицах, правда, опускают то, что логика десоветизации с отказом от принципов советского общежития, от того, что в наше время называется инклюзивностью и толерантностью, неизбежно ставит вопрос о легитимности самих советских границ Украины при радикально изменившихся обстоятельствах в результате госпереворота. Да и Зеленский на выборах выступал за мир, а не за войну на Донбассе. Именно в этой логике и проходит СВО.

Проблема стоит значительно шире. Запад своей политикой доминирования и исключительности инициировал раскол мира: теперь он противостоит всему остальному миру или мировому большинству. Это проявляется и в других острых вопросах мировой политики. Так, Запад начисто не готов обсуждать в ООН проблему положения дел в Газе и создания Палестинского государства как единственного устойчивого решения палестинско-израильского и арабо-израильского конфликтов.

Возвращаясь к требованиям «семерки». Лидер парламентской фракции правящей в Киеве партии «Слуга народа» Д.Арахамия, как ранее до него это сделал бывший премьер Израиля Н.Беннет, публично признал, что вышедший в апреле 2022 года на финишную прямую процесс политико-дипломатического урегулирования на Донбассе был сорван Борисом Джонсоном, за которым стоял Вашингтон. Тогда получается, что все происходившее с тех пор на Украине, включая сотни тысяч погибших и искалеченных, является войной Зеленского-Джонсона.

Иначе встаёт и вопрос о «компенсации» в соответствии со сложившейся международной практикой. Позиция Киева и западных столиц вынудила Россию продолжать СВО, притом что Москва всегда была готова к переговорам. Вместо этого ей пытаются навязать некий «Версаль», как об этом писал Сеймур Херш в связи с проведением летом прошлого года многосторонней встречи по Украине в Саудовской Аравии. Как четко заявил на днях Сергей Лавров, Россия не примет никаких ультиматумов в свой адрес. Киеву, если он хочет мира, придется договариваться с Москвой напрямую.

Западу же, который «замутил» Украинский кризис, придется помочь Киеву компенсировать российской стороне расходы на ведение военных действий, без которых можно было бы обойтись. И заодно профинансировать экономическую реконструкцию на той части территории России, которую нам приходится освобождать силой ввиду упертости Киева и его западных покровителей.



Источник: Международная жизнь

Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся