Распечатать Read in English
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ярослав Лисоволик

Д.э.н, член РСМД

В начале 2019 года Валдайский клуб выступил с инициативой по укреплению системы глобального управления за счёт создания специального формата сотрудничества между региональными интеграционными соглашениями, банками развития и резервными фондами. Суть этой идеи заключалась в том, чтобы усилить координацию среди различных региональных соглашений в горизонтальной плоскости, одновременно наладив более эффективное сотрудничество между региональными и глобальными многосторонними организациями. Оптимальным форматом для претворения в жизнь такого проекта представляется «Группа 20», пишет Ярослав Лисоволик, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай». Новое объединение по развитию межрегионального сотрудничества под названием «Региональной двадцатки» (R20) может быть нацелено на обеспечение взаимодействия крупнейших региональных организаций мировой экономики.

В начале 2019 года Валдайский клуб выступил с инициативой по укреплению системы глобального управления за счёт создания специального формата сотрудничества между региональными интеграционными соглашениями, банками развития и резервными фондами. Суть этой идеи заключалась в том, чтобы усилить координацию среди различных региональных соглашений в горизонтальной плоскости, одновременно наладив более эффективное сотрудничество между региональными и глобальными многосторонними организациями. Оптимальным форматом для претворения в жизнь такого проекта представляется «Группа 20», пишет Ярослав Лисоволик, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай». Новое объединение по развитию межрегионального сотрудничества под названием «Региональной двадцатки» (R20) может быть нацелено на обеспечение взаимодействия крупнейших региональных организаций мировой экономики.

Итак, задачей «Региональной двадцатки» может стать объединение усилий региональных организаций, в которых ведущую роль играют страны «Группы 20»1. В рамках этого формата сотрудничества могли бы работать региональные интеграционные образования – например, МЕРКОСУР (в «Группе 20» представлены Бразилия и Аргентина), АСЕАН (Индонезия), ЕС, ССАГПЗ (Саудовская Аравия), Евразийский экономический союз (Россия) и другие. В него могли бы входить такие региональные финансовые организации как Чиангмайская инициатива (ЧМИ), Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР), Европейский механизм стабильности (ЕМС), Пул условных валютных резервов БРИКС, Арабский валютный фонд (АВФ) и так далее. Среди возможных участников из числа региональных банков развития можно назвать Новый банк развития БРИКС (НБР), ЕБРР, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), Межамериканский банк развития (МБР), Евразийский банк развития (ЕБР), Африканский банк развития (АфБР) и так далее.



Идея «Региональной двадцатки» заключается не в том, чтобы создать ещё одну бюрократическую прослойку или механизм, затрудняющий работу «Группы 20», а также других институтов глобального управления. Напротив, R20 должна стать площадкой, которая бы собрала воедино существующие ресурсы и могла бы повысить эффективность взаимодействия между институтами управления на глобальном, региональном и национальном уровнях за счёт создания новых каналов связи между разрозненными составляющими мировой экономики. Очевидно, что цель «Региональной двадцатки» заключается не в том, чтобы оспорить господство институтов глобального управления или заменить их, а в том, чтобы решить проблему недостаточной координации деятельности международных структур и организаций регионального сотрудничества для укрепления глобальных международных институтов.

Важно отметить, что добавление регионального измерения сотрудничества в виде «Региональной двадцатки» соответствует принципам работы «Группы 20», где ротация председательства осуществляется на основе деления стран-членов на региональные группы. В соответствии с действующими правилами в рамках «Группы 20», «председатель определяется по принципу ротации. В этих целях 19 государств-членов «Группы 20» (двадцатым членом является ЕС, который не входит в какую-либо группу стран) делятся на пять групп, в каждую из которых входит не более четырёх государств. Группы стран формируются преимущественно по региональному принципу, то есть государства из одного региона обычно входят в одну группу»2.

Ещё одним важным аспектом деятельности «Региональной двадцатки» могло бы стать её подключение к работе «Группы 20» в качестве отдельного направления внешних связей наравне с «Деловой двадцаткой», «Молодёжной двадцаткой», «Профсоюзной двадцаткой» и другими форматами. В таком случае было бы логично подключать к обсуждению вопросов международного развития и продвижения общих инициатив соседей государств-участников «Группы 20» по региональным группировкам. Партнёры по региональным интеграционным структурам могли бы стать важным подспорьем при осуществлении скоординированных действий участников «Группы 20» по содействию экономическому росту в периоды глобального экономического спада.



При этом сферу деятельности R20 можно было бы расширить за счёт подключения к ней не только региональных интеграционных соглашений и действующих в их рамках институтов развития, но и микрорегиональных соглашений и альянсов субнационального уровня, например, форматов сотрудничества между регионами отдельных стран или крупнейшими городами стран «Группы 20». Такой формат мог бы иметь особое значение с точки зрения развития международного сотрудничества между регионами отдельных стран, учитывая, что, по данным Всемирного банка, более 80% мирового ВВП приходится на города. По данным исследования Брукингского института о крупнейших городах мира Global Metro Monitor 2018, более половины мирового населения в настоящее время проживает в городах, и экономический подъём городов во многом обеспечивается за счёт развивающихся стран3.

Таким образом, к сфере компетенции «Региональной двадцатки» могли бы относиться следующие сферы деятельности:

  • Межгосударственное сотрудничество регионального уровня: региональные соглашения о торговле, банки развития и финансовые механизмы

  • Сотрудничество в области развития городов и городских территорий

  • Микрорегиональное/субнациональное региональное сотрудничество

  • Повышение взаимосвязанности в области инфраструктурного развития в пределах отдельных континентов

Этот перечень не носит исчерпывающегося характера, учитывая, что роль регионального сотрудничества в мировой экономике стремительно растёт. Стоит, однако, отметить, что на фоне поступательного развития региональных соглашений, имеющиеся механизмы сотрудничества между региональными структурами и форматами оставляют желать лучшего. Создание «Региональной двадцатки» помогло бы решить проблему недостаточной интеграции стремительно развивающихся региональных институтов в систему глобального управления мировой экономикой.


1 Yaroslav Lissovolik, Anton Bespalov, Andrei Bystritskiy. Regional Trade Blocks as Supporting Structures in Global Governance. March 31, 2019. https://t20japan.org/wp-content/uploads/2019/04/t20-japan-tf6-6-regional-trade-blocs-global-governan...

2 Nancy Alexander, Dr. Heike Löschmann, Waleria Schuele. Heinrich Böll Foundation. The Rotating G20 Presidency: How do member countries take turns? https://www.boell.de/en/2016/11/30/rotating-g20-presidency-how-do-member-countries-take-turns

3 MAX BOUCHET, SIFAN LIU, and JOSEPH PARILLA with NADER KABBANI. Metropolitan Policy Program at Brookings. JUNE 2018.
Источник: Дискуссионный клуб "Валдай"


Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся