Обстановка в регионе Балтийского моря, где Россия непосредственно противостоит странам Запада, остаётся тревожной, хотя происходящие здесь события внешне не вызывают столь повышенного интереса, как, например, вступление в НАТО Швеции и Финляндии. В последние годы, когда в международных отношениях региона Балтийского моря возникала возможность нескольких вариантов развития событий, верх обычно брала тенденция к наиболее конфронтационному сценарию. Это наблюдается и сейчас. Некоторые эксперты стали даже сравнивать современную обстановку на Балтике с тем, что происходило несколько десятилетий тому назад на Балканах. С этим, однако, трудно согласиться. Прежде всего, тогда на Балканах Россия и Запад не только конкурировали и соперничали, но и сотрудничали по ряду направлений. Сейчас какого-либо сотрудничества России и Запада в регионе Балтийского моря, – по существу, даже постоянного диалога по балтийским делам – нет. Противостояние на Балканах в конце XX – начале XXI века не затрагивало жизненные интересы ни одной из великих держав. Для них это было важное направление внешней политики, но не приоритет. В отличие от этого регион Балтийского моря имеет жизненно важное значение для России. Здесь расположены Санкт-Петербург – второй по значению город страны, Ленинградская область, через порты которой идёт значительная часть экспорта энергоносителей, Калининградская область, являющаяся, несмотря на отдалённость, неотъемлемой частью нашей страны. И наконец, последнее по счёту, но не по значению, в отличие от Балкан конца ХХ – начала ХХI века, где значительную дестабилизирующую роль сыграл процесс распада югославской государственности, открывший путь для выхода наружу многим старым конфликтам и появлению многих новых, в странах региона Балтийского моря государственные структуры функционируют без существенных сбоев. Внутренние конфликты, противоречия, трения, конечно, существуют и здесь, но их острота не столь велика. Если проводить сравнение с временами холодной войны, хотя, с нашей точки зрения, все подобные сравнения и аналогии очень условны, то речь может идти о ситуации в Центральной Европе 50–80-х годов ХХ века, где два военно-политических блока напрямую, без каких-либо буферных государств и нейтральных зон, непосредственно противостояли друг другу.
Страны ЕС и НАТО, несомненно, хотят превратить Балтику в своё «внутреннее море». Но до настоящего времени они всё-таки старались не выходить за определённые рамки – сдерживающим фактором были отголоски воспоминаний о «равновесии страха» времён холодной войны. Однако сейчас международные отношения в регионе находятся на перепутье – тревожные настроения, опасения возникновения вооружённого конфликта и хаоса достаточно сильны. Сохранение стабильности на Балтике соответствовало бы интересам России, пишет профессор, заведующий кафедрой европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Константин Худолей.
Обстановка в регионе Балтийского моря, где Россия непосредственно противостоит странам Запада, остаётся тревожной, хотя происходящие здесь события внешне не вызывают столь повышенного интереса, как, например, вступление в НАТО Швеции и Финляндии. В последние годы, когда в международных отношениях региона Балтийского моря возникала возможность нескольких вариантов развития событий, верх обычно брала тенденция к наиболее конфронтационному сценарию. Это наблюдается и сейчас. Некоторые эксперты стали даже сравнивать современную обстановку на Балтике с тем, что происходило несколько десятилетий тому назад на Балканах. С этим, однако, трудно согласиться. Прежде всего, тогда на Балканах Россия и Запад не только конкурировали и соперничали, но и сотрудничали по ряду направлений. Сейчас какого-либо сотрудничества России и Запада в регионе Балтийского моря, – по существу, даже постоянного диалога по балтийским делам – нет. Противостояние на Балканах в конце XX – начале XXI века не затрагивало жизненные интересы ни одной из великих держав. Для них это было важное направление внешней политики, но не приоритет. В отличие от этого регион Балтийского моря имеет жизненно важное значение для России. Здесь расположены Санкт-Петербург – второй по значению город страны, Ленинградская область, через порты которой идёт значительная часть экспорта энергоносителей, Калининградская область, являющаяся, несмотря на отдалённость, неотъемлемой частью нашей страны. И наконец, последнее по счёту, но не по значению, в отличие от Балкан конца ХХ – начала ХХI века, где значительную дестабилизирующую роль сыграл процесс распада югославской государственности, открывший путь для выхода наружу многим старым конфликтам и появлению многих новых, в странах региона Балтийского моря государственные структуры функционируют без существенных сбоев. Внутренние конфликты, противоречия, трения, конечно, существуют и здесь, но их острота не столь велика. Если проводить сравнение с временами холодной войны, хотя, с нашей точки зрения, все подобные сравнения и аналогии очень условны, то речь может идти о ситуации в Центральной Европе 50–80-х годов ХХ века, где два военно-политических блока напрямую, без каких-либо буферных государств и нейтральных зон, непосредственно противостояли друг другу.
В настоящее время все страны региона Балтийского моря, кроме России, являются членами ЕС и НАТО, но это не означает, что их внутренняя ситуация статична. Более того, можно с большой долей уверенности говорить о некоторых сдвигах. Прежде всего речь идёт о политике США при президенте Дональда Трампа, который намерен перенести центр внимания американской политики с Европы, бывшей главной ареной холодной войны, на Китай и регион Тихого океана. Под этим углом США пересматривают ряд важных элементов своей политики.
Связи США и европейских государств в течение нескольких десятилетий развивались в трёх плоскостях – НАТО, взаимоотношения США и ЕС, двусторонние соглашения США с отдельными европейскими государствами. Скептическое отношение Трампа к НАТО хорошо известно. Тем не менее в июне 2025 года он добился принятия странами – членами НАТО решения об увеличении к 2035 году военных расходов до пяти процентов ВВП. Некоторые эксперты сомневаются, что все страны выполнят обязательства, но почти ни у кого нет сомнений, что это сделают страны региона Балтийского моря. Почти все они уже увеличивают свои военные расходы, причём порой опережающими темпами. Критика по этому вопросу со стороны Трампа раздавалась только в адрес Германии, но и тут после прихода к власти канцлера Фридриха Мерца тон изменился.
Трамп не собирается отказываться и от военного присутствия в Европе. Он планирует сокращение численности американских военных (это может коснуться и региона Балтийского моря), но впервые с 2008 года перебрасывает ядерное оружие в Великобританию.
Торговые войны между США и ЕС вспыхивали не раз, но заканчивались договорённостями, а не разрывом. Несмотря на противоречия, экономически обе стороны слишком сильно заинтересованы друг в друге.
Наконец, важную роль играют двусторонние соглашения США с государствами региона Балтийского моря, охватывающие широкий спектр проблем, в том числе и военные. В отличие от НАТО, по поводу которой время от времени возникают дискуссии, в США они не подвергались критике и готовность США выполнить их не вызывает сомнений. К тому же у США почти всегда были хорошие отношения с государствами региона Балтийского моря, особенно с Польшей и Финляндией, и в настоящее время единственным серьёзным поводом для разногласий является вопрос о Гренландии, который, кстати, мало сказался на американо-датском сотрудничестве. Страны региона Балтийского моря, хотя в разной тональности, заявили о поддержке США в соперничестве с КНР и пошли на сокращение связей с Пекином. Идеологические различия между Трампом и правящими кругами государств региона Балтийского моря, конечно, существенны. Лишь новый президент Польши Кароль Навроцкий является более или менее открытым сторонником идей американского президента, но идеологические разногласия вряд ли скажутся на практическом взаимодействии США с этими странами.
Таким образом, сокращение присутствия США в Европе, скорее всего, не приведёт к качественным изменениям на континенте, но американская политика в отношении союзников будет более дифференцированной в зависимости от того, насколько они выполняют принятые на себя обязательства.
Ввиду этого страны региона Балтийского моря будут, несомненно, находиться в группе тех, кому США будут оказывать особое внимание, хотя и тут возможны некоторые особенности и нюансы.
Одновременно происходит процесс роста вовлечённости в балтийские дела крупных европейских государств. Прежде всего это Германия, для которой долгое время данное направление не было приоритетным, Франция, позиционирующая себя как страна, готовая в перспективе стать защитницей всего ЕС, и Великобритания. Роль последней надо выделить особо. Великобритания традиционно имеет хорошие отношения со странами региона Балтийского моря, её связывает с ними ряд двусторонних и многосторонних соглашений. Период охлаждения отношений с ЕС после Brexit явно закончился, и в настоящее время Великобритания и ЕС взаимодействуют по многим международным проблемам. При этом Лондон в некоторой степени начинает замещать Вашингтон в формировании и проведении в жизнь политики Запада в регионе Балтийского моря.
Отношения России с другими государствами региона Балтийского моря характеризуются высокой степенью напряжённости. Все они присоединились к санкциям ЕС, причём порой выступают с самых жёстких позиций, прекратили практически полностью сотрудничество во всех сферах как на двусторонней, так и на многосторонней основе, оказывают помощь Украине и, наконец, собираются создать пояс минных полей на границах Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии с Россией и Белоруссией. Всё это в сумме свидетельствует о том, что разлом в отношениях России с другими государствами региона Балтийского моря оказался значительно более глубоким, чем это первоначально казалось некоторым экспертам, и его последствия будут ещё долго сказываться на общей обстановке в регионе.
Идея сотрудничества стран Балтийского моря без участия России достаточно распространена и, вероятно, будет преобладать в подходах элит этих государств при выработке политики в отношении России, во всяком случае в ближайшие годы.
Одним из наиболее важных вопросов является возможность возникновения вооружённых столкновений в Балтийском море между Россией и Западом. Речь идёт в первую очередь о влиянии на регион внешних факторов – ухудшения российско-американских отношений, украинского кризиса, обострения обстановки в Арктике и так далее. Внутри региона Балтийского моря наиболее взрывоопасной точкой является вопрос о судоходстве кораблей, которые относятся Западом к «теневому флоту» России и находятся под западными санкциями. Попытки создать для них помехи и препятствия уже были и получили решительный ответ России, однако, скорее всего, будут продолжаться и в будущем. Возможность военных столкновений в подобных случаях реальна, а их последствия предсказать сложно. Вероятность того, что они разрастутся в крупный военный конфликт, невелика, но полностью исключить этого нельзя. Напряжённость будет постоянно сохраняться и вокруг Калининградской области. Вряд ли она подвергнется прямому нападению (военный потенциал Польши и Литвы, явно недостаточен для подобной операции, а переброска крупных воинских подразделений из других стран НАТО не может быть незамеченной в России), но давление на неё, напоминающее давление СССР на Западный Берлин в 50−60-е годы XX века, более чем вероятно.
Страны ЕС и НАТО, несомненно, хотят превратить Балтику в своё «внутреннее море». Но до настоящего времени они всё-таки старались не выходить за определённые рамки.
Поэтому объявление ими полной морской блокады Калининграда на данный момент вряд ли произойдёт. На Западе, несмотря на ряд воинственных заявлений, не могут не понимать, что это приведёт к серьёзному военному конфликту с Россией. Сдерживающим фактором тут являются отголоски воспоминаний о «равновесии страха» времён холодной войны, хотя сейчас это может проявляться в совершенно иной форме.
Россия уже более трёх столетий прочно обосновалась на берегах Балтийского моря. Это имеет огромное значение не только для Северо-Запада, но и для всей страны. Международные отношения в регионе Балтийского моря находятся сейчас на перепутье – тревожные настроения, опасения возникновения вооружённого конфликта и хаоса достаточно сильны. Однако, как представляется, именно сохранение стабильности, хотя бы на нынешнем уровне, и поиски путей предотвращения эскалации напряжённости в регионе Балтийского моря в наибольшей степени соответствовали бы интересам Российской Федерации. Очень многое будет, конечно, зависеть и от того, как будут развиваться российско-американские отношения: позитивные сдвиги в них могут привести и к смягчению напряжённости в регионе Балтийского моря.
Источник: Международный дискуссионный клуб «Валдай»