Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Тимофей Бордачев

Д.полит.н., научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД

Международная политика не предполагает механистической последовательности действий держав. Поэтому мы не можем сейчас сказать, приведут ли договоренности президентов Байдена и Путина к действительно серьезным изменениям. Однако, если диалог между Россией и пятью ведущими странами Запада (США, Великобритания, Германия, Италия и Франция) по центральному вопросу европейской безопасности начнется, это станет самым важным изменением в развитии международного порядка в Европе после холодной войны. Более того, этот порядок может стать интегрированным в глобальный баланс сил, откуда его вычеркнули после 1991 года.

Во-первых, уйдет в прошлое принцип «Россия не имеет права голоса в вопросах расширения НАТО» («Russia has no say about NATO enlargement»). Из-за того, что сильнейшая в военном плане европейская держава не участвовала в принятии решений, определяющих порядок в Европе, порядок этот делался нестабильным. Тем не менее с 1991 года отрицалась сама возможность обсуждения этой проблемы. То, что США наконец признали существование российских озабоченностей и готовы их тем или иным образом обсуждать, меняет всю парадигму поведения этой державы в диалоге с бывшим противником.

Во-вторых, для стран Центральной и Восточной Европы появляется шанс получить новые возможности развития – не связанные с противостоянием с Россией. В решении стратегических вопросов мнение этих стран не может иметь принципиального значения. Впрочем, для них это даже хорошо. Если Америка даст им возможность зарабатывать на чем-то другом, кроме борьбы с Россией, они с радостью ухватятся за нее – благо нерациональных политиков там немного, а наиболее оголтелых – заменят.

Международная политика не предполагает механистической последовательности действий держав. Поэтому мы не можем сейчас сказать, приведут ли договоренности президентов Байдена и Путина к действительно серьезным изменениям. Однако, если диалог между Россией и пятью ведущими странами Запада (США, Великобритания, Германия, Италия и Франция) по центральному вопросу европейской безопасности начнется, это станет самым важным изменением в развитии международного порядка в Европе после холодной войны. Более того, этот порядок может стать интегрированным в глобальный баланс сил, откуда его вычеркнули после 1991 года.

Во-первых, уйдет в прошлое принцип «Россия не имеет права голоса в вопросах расширения НАТО» («Russia has no say about NATO enlargement»). Из-за того, что сильнейшая в военном плане европейская держава не участвовала в принятии решений, определяющих порядок в Европе, порядок этот делался нестабильным. Тем не менее с 1991 года отрицалась сама возможность обсуждения этой проблемы. То, что США наконец признали существование российских озабоченностей и готовы их тем или иным образом обсуждать, меняет всю парадигму поведения этой державы в диалоге с бывшим противником.

Во-вторых, для стран Центральной и Восточной Европы появляется шанс получить новые возможности развития – не связанные с противостоянием с Россией. В решении стратегических вопросов мнение этих стран не может иметь принципиального значения. Впрочем, для них это даже хорошо. Если Америка даст им возможность зарабатывать на чем-то другом, кроме борьбы с Россией, они с радостью ухватятся за нее – благо нерациональных политиков там немного, а наиболее оголтелых – заменят.

Странам Западной Европы Россия не угрожает, и Байден прекрасно это понимает. Как, собственно, и политические элиты остальные четырех приглашенных к разговору государств. Существующие противоречия субъективны и поэтому могут быть преодолены. Поэтому лидеры этих стран с легкостью откажутся от возни вокруг Украины, тем более что они никогда и не играли здесь первую скрипку. Достижение баланса сил в Европе сделает ее релевантной в международных делах, – пока же европейцы связаны здесь Украиной не меньше, чем Россия.

Да и сам Киев, весьма вероятно, станет сговорчивее: если его проблемы перестают иметь стратегическое значение для Америки, их придется как-то решать. Другими словами, стоит начать обсуждать центральную проблему – границы потенциального воздействия США на территорию России (пусть даже в формате консультаций), – и это приблизит решение всех остальных связанных с ней вопросов.

Это, конечно, самый оптимистический сценарий, но даже его элементы сильно оздоровят европейскую международную политику. Россию могут попытаться обмануть – такое уже бывало. Но, во-первых, зачем, если в обмен на гарантии нерасширения НАТО Москва обязуется не требовать пересмотра уже случившихся раундов распространения блока на восток? А во-вторых, проблема обмана настолько общая в международных отношениях, что на 20–30 лет вперед даже такой лидер, как президент Путин, думать совершенно не обязан.

И наконец, все это можно будет записать как дипломатические победы Москвы, но только если это необходимо. Убедительная демонстрация российской военной мощи и решимости – стимул, а не фундаментальная причина возможных изменений. Такие державы, как Соединенные Штаты или Россия, не могут принимать важнейшие внешнеполитические решения, просто потому что боятся войны. Основная причина, по которой забрезжила вероятность стабилизации в Европе, – изменение глобального баланса сил и невозможность создания нового международного порядка без вовлечения России. Появление Франции за столом переговоров в Вене в 1815 году было связано с тем, что страны-победители не смогли решить свои важнейшие проблемы без нее. Сейчас США и союзники не могут сбалансировать усиление Китая, оставаясь в остром конфликте с Россией. Ущемляет ли это российскую гордость или угрожает нашим отношениям с КНР? Нет, поскольку отношения с Пекином имеют в своей основе фундаментальные интересы, а конфликт Китая и Америки не является экзистенциальным.



Источник: Еженедельный журнал «Профиль»

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся