Read in English
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Ярослав Лисоволик

Д.э.н, член РСМД

Образование и в целом развитие «человеческого капитала» было ключевой составляющей «мягкой силы» СССР в отношениях с развивающимися странами, и в современных условиях модернизированная стратегия экспорта образовательных услуг могла бы позволить нашей стране восстановить свои позиции в этой сфере после нескольких «потерянных десятилетий» «переходного периода».

Образование и в целом развитие «человеческого капитала» было ключевой составляющей «мягкой силы» СССР в отношениях с развивающимися странами, и в современных условиях модернизированная стратегия экспорта образовательных услуг могла бы позволить нашей стране восстановить свои позиции в этой сфере после нескольких «потерянных десятилетий» «переходного периода».

Среди основных приоритетов экономического развития РФ в последние годы правительством всё чаще подчёркивается необходимость развития «человеческого капитала». Именно данное направление экономических преобразований видится как одно из наиболее перспективных в ускорении инновационных процессов и роста производительности труда. Однако фактор развития «человеческого капитала» может повысить не только результативность внутриэкономического развития России, но и эффективность внешнеэкономической политики РФ, в том числе и её стратегии «мягкой силы».

Так, в области содействия развитию стран с низким уровнем дохода вклад РФ в последнее десятилетие увеличивался, в том числе за счёт масштабных списаний внешнего долга. Однако, при том что масштабы оказываемой помощи развивающимся странам значительны, эффект от такого рода мер поддержки мог бы быть более адресным и значительным как для двусторонних отношений, так и для развития экономики стран-реципиентов помощи, если бы такого рода содействие в большей степени ориентировалось на развитие образования и здравоохранения. Точно так же как сотрудничество в области миграции, которое даёт значимый экономический эффект в снижении бедности именно за счёт адресности денежных переводов мигрантов на Родину, приоритизация помощи развитию за счёт поддержки образования и здравоохранения может дать намного более значимый эффект по сравнению с другими инструментами поддержки развивающихся стран.

Одним из инструментов приоритизации взаимодействия РФ с зарубежными странами в направлении сотрудничества в области развития «человеческого капитала» является создание разветвлённой сети образовательных альянсов. В области образования стратегия развития альянсов может строиться по нескольким направлениям:

  • двусторонние альянсы в образовательной сфере со странами, которые могут дать наибольший эффект для взаимодействия и совместного развития образовательных учебных заведений;

  • региональные образовательные инициативы за счёт создания совместных кластеров технологического и образовательного развития, создания конкурентоспособных мировых и региональных образовательных центров;

  • участие в глобальных образовательных инициативах, в том числе определение приоритетов участия РФ в таких инициативах, как Болонский процесс;

  • стратегические альянсы на уровне отдельных образовательных учреждений, которые могут включать в себя как совместные курсы и учебные программы, так и программы признания дипломов и обучения по обмену;

  • сотрудничество между образовательными учреждениями на субрегиональном уровне (на уровне регионов) – заключение соглашений между приграничными регионами, кластерами образовательного и технологического развития.

Образовательные альянсы могли бы фигурировать в качестве составной части всеобъемлющих двусторонних внешнеэкономических соглашений со странами или регионами наряду с мерами по взаимной торгово-экономической интеграции и либерализации.

Помимо межстрановых альянсов, в образовательной сфере необходимо разработать стратегию создания системы альянсов на уровне компаний, в том числе компаний частного сектора. Так, в арсенале альянсов между крупнейшими промышленными компаниями значатся стратегические альянсы, альянсы, связанные с разработкой и внедрением технологий, продвижением продукции на зарубежных рынках. В этой системе альянсов необходимо большее внимание уделить альянсам, направленным на развитие навыков и повышение квалификации персонала.

Примером создания образовательных альянсов на региональном уровне является создание университетов СНГ и ШОС. Так, в сетевой университет СНГ входят 27 ведущих университетов из 9 стран СНГ, в то время как сетевой университет ШОС объединяет 53 образовательных учреждения стран-участниц данной организации. Как отмечает Лебедева, «сетевые университеты СНГ и ШОС направлены на формирование евразийского образовательного пространства, которое, в случае реализации проектов, в дальнейшем обеспечит более тесное сотрудничество государств-участников»(1).

Важно отметить, что образовательные альянсы способствуют усилению интеграционных процессов в других сферах социально-экономического взаимодействия, в том числе в области миграции. Во многом интеграция между странами в области образования может генерировать миграционные потоки, прежде всего для высококвалифицированных специалистов(2).

Среди факторов, которые должны учитываться при заключении альянсов в области образования и научного сотрудничества, необходимо учитывать значимость отдельных стран и регионов с точки зрения присутствия российской научной диаспоры – в этом отношении безусловными лидерами являются Западная Европа и США, на которые приходится более 70% всей научной диаспоры России. Следует также отметить важность азиатского направления, которое будет становиться всё более значительным для российских научных и образовательных связей – на данное направление приходилось почти 15% всей российской интеллектуальной диаспоры.

Из всех ключевых направлений для российской научной диаспоры следует выделить физику, биологию и математику, на которые приходятся почти две трети всей интеллектуальной диаспоры за рубежом – в целом на фундаментальные и технические науки приходится подавляющее большинство российской диаспоры, в то время как на общественные и гуманитарные дисциплины приходится немногим более 6% от общего числа учёных.

Таблица: распределение российской академической диаспоры по основным областям исследований, %

Физика 33,6
Биология 22,8
Технические науки 12,7
Математика 9,3
Химия 6,1
Общественные и гуманитарные науки 6,1
Науки о земле 5,2
Медицина 3,6
Сельскохозяйственные науки 0,6

Источник: А. Коробков. Динамика и структурные характеристики российской интеллектуальной миграции. М. М. Лебедева. Международная миграция в современном мире. Развитие интеллектуальной международной миграции в конце XX – начале XXI вв. Миграционные процессы в конце XX – начале XXI вв. Основные причины особенности современной интеллектуальной миграции // Интеллектуальная миграция в современном мире / Ред. Лебедева М. М. Издательство МГИМО-Университет. 2014, стр. 10


Для российских ВУЗов одной из возможных ниш в области повышения конкурентоспособности может быть расширение сети обучения для развивающихся стран, в том числе за счёт создания филиалов учебных заведений за рубежом и создания разветвлённой системы альянсов с учебными заведениями развивающихся стран. Такого рода развитие даёт возможности повысить экспортный потенциал образовательной сферы услуг РФ и в то же время способствует укреплению брендов российских ВУЗов в образовательной сфере.

Таблица: региональное распределение российской научной диаспоры, %

Постсоветские государства 2,3
Западная Европа 42,4
Скандинавия 5,2
Восточная Европа 1,1
Северная Америка 30,4
Южная и Центральная Америка 1,9
Азия 14,7
Африка 1,2
Австралия и Новая Зеландия 0,8

Источник: А. Коробков. Динамика и структурные характеристики российской интеллектуальной миграции. М. М. Лебедева. Международная миграция в современном мире. Развитие интеллектуальной международной миграции в конце XX – начале XXI вв. Миграционные процессы в конце XX – начале XXI вв. Основные причины особенности современной интеллектуальной миграции // Интеллектуальная миграция в современном мире / Ред. Лебедева М. М. Издательство МГИМО-Университет. 2014, стр. 108


Именно образование и в целом развитие «человеческого капитала» было ключевой составляющей «мягкой силы» СССР в отношениях с развивающимися странами, и в современных условиях модернизированная стратегия экспорта образовательных услуг могла бы позволить нашей стране восстановить свои позиции в этой сфере после нескольких «потерянных десятилетий» «переходного периода». Важным элементом экспорта образовательных услуг является приобщение будущей элиты развивающихся стран к языку и культуре страны обучения, что даёт долговременный положительный эффект на отношения между странами в политической и экономической сферах на протяжении поколений. В текущих условиях важно не опоздать с воссозданием такого рода связующих звеньев для новых поколений лидеров зарубежных стран, пока остаётся память и связи, накопленные в советский период предыдущими поколениями лидеров, многие из которых находятся у руля управления в своих странах.


1 М. М. Лебедева. Международная миграция в современном мире. Развитие интеллектуальной международной миграции в конце XX – начале XXI вв. Миграционные процессы в конце XX – начале XXI вв. Основные причины особенности современной интеллектуальной миграции // Интеллектуальная миграция в современном мире / Ред. Лебедева М. М. Издательство МГИМО-Университет. 2014, стр. 16-17

2 Там же, стр. 17


Источник: Дискуссионный клуб "Валдай"

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju