Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.75)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Кирилл Бабаев

Д.филол.н., директор Института Китая и современной Азии РАН, член РСМД

Торговый оборот между Россией и Китаем повышается ежегодно на целую четверть, демонстрируя рекорды, которых не прогнозировали даже самые оптимистичные эксперты. Однако за этим ростом скрывается тревожный для Москвы тренд, для разворота которого российское правительство должно будет в ближайшие годы приложить немало усилий.

Цифру в $200 млрд годового оборота лидеры РФ и КНР некогда планировали достичь по итогам 2024 года, и шесть лет назад эта цифра казалась недостижимой. Однако целевая планка была достигнута уже в сентябре 2023-го, а всего за прошлый год двусторонняя торговля составила, по разным данным, от $218 млрд до $240 млрд.

Разумеется, это стало возможным благодаря железному занавесу, выстроенному оппонентами России на ее западных границах. «Поворот на Восток» привел к резкому росту поставок наших энергоносителей на китайский рынок. РФ обогнала Саудовскую Аравию, бывшую в течение нескольких лет (с 2019-го) крупнейшим поставщиком нефти в Китай, и достигла уровня в 100 млн т экспорта восточному соседу. Столь же стремительно росли и поставки газа, обойдя даже плановые показатели согласованных объемов на 2023 год. Здесь Россия еще в начале 2023-го заняла первое место среди импортеров, обогнав Катар и Туркменистан.

Торговый оборот между Россией и Китаем повышается ежегодно на целую четверть, демонстрируя рекорды, которых не прогнозировали даже самые оптимистичные эксперты. Однако за этим ростом скрывается тревожный для Москвы тренд, для разворота которого российское правительство должно будет в ближайшие годы приложить немало усилий.

Цифру в $200 млрд годового оборота лидеры РФ и КНР некогда планировали достичь по итогам 2024 года, и шесть лет назад эта цифра казалась недостижимой. Однако целевая планка была достигнута уже в сентябре 2023-го, а всего за прошлый год двусторонняя торговля составила, по разным данным, от $218 млрд до $240 млрд.

Разумеется, это стало возможным благодаря железному занавесу, выстроенному оппонентами России на ее западных границах. «Поворот на Восток» привел к резкому росту поставок наших энергоносителей на китайский рынок. РФ обогнала Саудовскую Аравию, бывшую в течение нескольких лет (с 2019-го) крупнейшим поставщиком нефти в Китай, и достигла уровня в 100 млн т экспорта восточному соседу. Столь же стремительно росли и поставки газа, обойдя даже плановые показатели согласованных объемов на 2023 год. Здесь Россия еще в начале 2023-го заняла первое место среди импортеров, обогнав Катар и Туркменистан.

Однако за победными реляциями скрывается тревожная цифра: импорт китайских промышленных товаров и оборудования в Россию растет значительно быстрее, чем наши поставки в КНР. Если российский экспорт увеличился в 2023 году на 11–12%, то ввоз китайской продукции взлетел в полтора раза. Это, безусловно, тоже объяснимо: в условиях закрытия западных рынков и отказа европейских поставщиков оборудования и промтоваров от ввоза своей продукции в РФ освободившиеся ниши занимает производитель китайский. Россия впервые в истории стала крупнейшим импортером автомобилей из КНР; китайские смартфоны на отечественном рынке успешно вытесняют западные; российская промышленность сильно зависит сегодня от китайских станков, комплектующих и запчастей.

Всё это — объективная санкционная реальность, однако в ближайшие годы ее придется преодолевать, чтобы сохранить позитивное сальдо торгового баланса с КНР, которое только за 2023-й упало практически вдвое.

Еще неприятнее то, что рост китайского импорта — это прежде всего ценовой рост. Стоимость отечественных энергоносителей в истекшем году снизилась, так что повышение объемов поставок не давало существенного прироста в денежном измерении. В то же время импортные товары, напротив, продолжали дорожать: китайские промышленники прекрасно понимают, что Россия вынуждена будет покупать их продукцию, и вели весьма жесткую ценовую политику.

Для того чтобы в кратчайшие сроки устранить тревожные тренды в российско-китайской торговле, правительство должно будет выполнить несколько важнейших задач.

Во-первых, необходимо диверсифицировать ввоз оборудования и промышленной продукции на российский рынок. Сегодня, в отличие от 2022 года, это уже вполне возможно: наши предприятия вполне способны найти альтернативных поставщиков в Индии, Турции, дружественных странах АСЕАН. После подписания Соглашения о свободной торговле с Ираном и особенно после ввода в строй транспортного коридора Север – Юг возникает множество опций импорта промышленных товаров из этой республики, а также из Пакистана и стран Персидского залива, отношения с которыми остаются пока относительно благополучными.

Во-вторых, необходимо всячески способствовать росту экспорта в Китай российской неэнергетической продукции. Время для этого самое благоприятное: недоверие между КНР и странами Запада растет, и Пекин задумывается о рисках для национальной безопасности в случае очередного торгового или, кто знает, любого другого конфликта с США, Европой, Австралией. Основные поставки сырья с Ближнего Востока в Китай проходят через узкий (до 15 км шириной) Малаккский пролив, который может быть легко заблокирован военно-морским флотом США, а Австралия — крупный поставщик угля и продовольствия в КНР — может в любую минуту отказаться от поставок по политическим мотивам. В этом случае и сырьевая, и продовольственная безопасность КНР окажутся под угрозой, и именно Россия может и должна стать надежным и основным поставщиком на китайский рынок многих групп товаров.

Особенную важность здесь приобретает продовольствие. Китай сегодня быстро наращивает импорт из РФ зерна, мяса, пищевой продукции. Достаточно, сказать, что ввоз российских зерновых культур в 2023 году вырос в 3,7 раза, КНР стала крупнейшим импортером мяса птицы и говядины. В сентябре 2023-го случилось и вовсе эпохальное событие: Пекин снял эмбарго на ввоз российской свинины, действовавшее 15 лет. В октябре во время визита российского президента в Пекин была подписана мегасделка на поставку зерновых в Китай на сумму в 2,5 трлн рублей в ближайшие 12 лет. Республика может стать крупнейшим потребителем российской пищевой и сельхозпродукции, и рыночная конъюнктура этому вполне благоприятствует.

Китай серьезно заинтересован в российской целлюлозе (рост на 25% в 2023 году) и минеральных удобрениях (рост на 70%), в поставках ряда металлов, продукции деревообработки и других товарах. Могут «выстрелить» отдельные относительно узкие сегменты экспорта — например, крабы, которых КНР импортировала из России в истекшем году на $700 млн. Наконец, стоит упомянуть продукцию нефте- и газохимии, а также водородное топливо, для производства которых на Дальнем Востоке строятся новые мощности.

В-третьих, необходимо дальше расширять и совершенствовать логистическую инфраструктуру, пока не поспевающую за ростом спроса на товары с обеих сторон границы. В ближайшие годы Россия и Китай способны совместно инвестировать в строительство магистралей, мостов, погранпереходов и железных дорог для повышения скорости и емкости транспортных путей коридора Запад – Восток, и РФ в этом чрезвычайно заинтересована.

Наконец, нельзя забывать и про энергетический сектор. Переговоры по газопроводу «Сила Сибири – 2» пока не привели к сделке — но обе стороны понимают, что она может оказаться самым серьезным достижением двусторонней торговли в нынешнем десятилетии. Для России она тем важнее, что обеспечит на годы вперед надежный рынок для российского газа на Востоке и, помимо этого, сохранит позитивное сальдо торгового баланса с Китаем, которое в противном случае может быть утрачено уже в 2025-м. И хотя особой трагедии в этом не будет (напомню, вплоть до 2017 года импорт в торговле с КНР, как правило, преобладал над экспортом), но для победы России как никогда важны валютные поступления.

Если все описанные задачи удастся осуществить, уже в начале 2025 года Россия и Китай легко смогут выйти на $300 млрд торгового оборота. И это совершенно точно не будет пределом.



Источник: Известия

(Голосов: 4, Рейтинг: 4.75)
 (4 голоса)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся