Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Мау

Д.э.н., профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, член РСМД

Чем нынешний кризис отличается от кризиса 2008 года? Почему ЦБ понизил ключевую ставку? В чем особенности антикризисного плана правительства? Эти и другие вопросы ведущие "Коммерсантъ FM" Анатолий Кузичев и Константин Эггерт обсудили с ректором Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимиром Мау в рамках программы "Демократия".

"Переход к экономике предложения почти неизбежен"

Владимир Мау об "отложенном кризисе" российской экономики: "Весь кризис, начавшийся в 2008-2009 годах, на мой взгляд не завершившийся, — это кризис турбулентного десятилетия, как бы было в 70-е или в 30-е годы на Западе, он поставил вопрос о структуре и модернизации перед всеми развитыми экономиками, Соединенными Штатами, например, и Россия, и Китай в этом смысле являются развитыми странами. Соединенные Штаты справились с этим несколько лучше, и там в четвертом квартале вообще было уже 5%, а в среднем — 2,3-2,5% по прошлому году. Европа — сильно хуже: Британия — хорошо с собственной валютой, страны евро – хуже. У нас — отложенный кризис, мы благодаря отскоку цен на нефть провели только часть реформ в 2008-2009 годах, потом это дело отложилось, сейчас мы стоим перед ними. Но одновременно у нас есть большая специфическая особенность — это внешний шок, причем двойной внешний шок: цены на нефть и санкции".

О преимуществах "экономики предложения": "Экономическая модель, которая сформировалась к началу 2000-х годов и которая была достаточно успешна, исчерпала свои возможности. Эта модель была связана с восстановительным ростом, большими ресурсами и быстрым ростом спроса в экономике – неважно, инвестиционного или потребительского. Эту модель можно назвать "экономикой спроса". Она хорошо известна. После кризиса 70-80-х годов западные страны, в особенности США и Великобритания во главе с Рейганом и Тэтчер, поставили вопрос о необходимости перехода к экономике предложения, основанной не на том, как раздувать расходы, а на том, как стимулировать доходы. Это проблема более низких налогов, гарантированных прав собственности, развития частной собственности и так далее. В значительной мере суть той структурной проблемы, которая стоит перед нами, и состоит в том, чтобы перейти от экономики спроса к экономике предложения. В принципе, если не будет источников мощного генерирования спроса в виде, например, тех же цен на нефть, переход к экономике предложения почти неизбежен".

"Вопрос о компетенции ЦБ стоял бы, если бы у нас ключевая ставка была 10% или 5%"

Владимир Мау о ключевой ставке: "Ключевая ставка отражает макроэкономическую ситуацию в стране. Если вы хотите иметь ключевую ставку ниже уровня инфляции, то добро пожаловать в первую половину 90-х годов. Мне кажется, дискуссия о ключевой ставке поверхностна, она не по существу. Вопрос о компетенции ЦБ стоял бы, если бы у нас ключевая ставка была 10% или 5%. Нынешняя ставка в нынешней экономике могла бы быть и выше. Правительство не отвечает за ключевую ставку. Это в пределах ответственности и компетенции Центрального банка. Я не знаю, какая должна быть ставка. Я знаю, что она должна быть выше инфляции, но какая она должна быть с точки зрения настроения рынка, я не знаю".

О возможном отключении России от системы SWIFT: "Это не проблема экономического анализа. Мне представляется, что это было бы серьезной дестабилизацией экономической жизни не только в стране. Честно говоря, после этого я не очень знаю, кто бы и как доверял системе SWIFT, которая, напомню, является частной компанией. Если частная компания, обеспечивающая мировые финансовые трансакции, может так себя повести, то я не удивлюсь, если после этого появится ряд альтернативных компаний. Да, SWIFT уже отключала Иран. Но Россия с ее финансовой системой не является Ираном. Решение об отключении от системы SWIFT — это не экономическое решение, но последствия его будут вполне экономическими. SWIFT — это не то, что существует вечно и является имманентным свойством банковской системы".

"Между стабильностью и катастрофой может пройти 4-5 лет"

Владимир Мау о том, почему ЦБ не должен повторять западный опыт: "Ужасно забавно наблюдать, как те, кто обычно критикует правительство, или деньги в американской валюте держит, или вообще слишком ориентируется на западные страны, все время кричат: "Почему вы не повторяете опыт западных стран?". Но ситуация прямо противоположная. Эта ситуация в Европе и США чем-то напоминает 30-е годы, то есть дефляция и торможение экономки из-за не роста цен. Наша ситуация — скорее, это западные 70-е годы, когда там было торможение экономики и рост безработицы, у нас его, к счастью, практически нет, и инфляция росли одновременно, этого раньше в истории никогда не было. И мы знаем, что из этого удалось выйти Рейгану уже в начале 80-х как раз через повышение ставок. Американская экономика впала не некоторое время в рецессию, после этого начался бурный рост. Они оздоровили макроэкономику, остановили инфляцию, и у них пошел бурный экономический рост. Поэтому мы просто решаем другие проблемы. Именно поэтому, скажем, у нас предположены бюджетные ситуации, если на Западе бюджеты обременены большими долгами или дефицитами — у нас как раз наоборот: бюджет практически сбалансирован, минимальный дефицит и исчезающий государственный долг. Внешний долг вообще 2%, что вообще ничего, в то время как в развитых странах от 60% до 200% ВВП. У нас в этом смысле гораздо более здоровая бюджетная ситуация. Именно поэтому мы скорее обсуждаем возможности поддерживания экономики через бюджетный метод, но не через денежный, денежный — это была бы катастрофа".

О причинах снижения рейтинга России по версии S&P: "Сегодня Шувалов как раз в Думе сказал, что это один из ярких показателей политизации этой проблемы. Я склонен думать, что он прав. Конечно, S&P тоже в двусмысленном положении, им все говорят: "Вы там давали высокие грейды всем американцам, американским корпорациям перед 2008 годом и проспали кризис. Вот вы должны быть более жесткими". Очень легко быть жесткими тогда, когда от тебя этого политически ждут. Несомненно, в моем понимании это один из элементов погони за санкциями, потому что в общем российская макроэкономика достаточно здорова. Трудно говорить "здорова" при такой девальвации, но я хочу напомнить, что девальвация в 1998 году была существенно больше, более чем в три раза, ну и наши макроэкономические показатели, кроме инфляции, достаточно приличные. Cейчас модно кусать Россию, вот модно. В другой ситуации этого бы не было, а здесь "почему бы и нет?" — это в тренде".

Источник: Коммерсант

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся