Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 4.5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Федор Лукьянов

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике, член РСМД

Россия внимательно следит и предупреждает, что не нужно доводить дело до сценариев, когда возникнет хаотичная ситуация. И вот тогда могут быть задействованы такого рода инструменты. Сидеть сложа руки и следить за изменениями в важной для себя стране, как это было в 2014 году во время событий в Киеве, Россия на этот раз не будет. И об этом Россия сообщила не столько белорусскому обществу, сколько международному сообществу. 

В зависимости от того, как будут развиваться события, Россия будет оценивать необходимость более активных действий. Я могу только предполагать, но Россия, безусловно, вмешиваться не хочет. Это крайний сценарий, который, безусловно, будет иметь очень серьезные расходы, что все в Москве прекрасно понимают. И это может произойти только в случае, если угроза нынешнему status quo будет серьезной и будет актуальным сценарий Украины 2014 года. Но что касается оценки, то оценка будет производиться быстрее в Москве, чем в Администрации Президента Беларуси.

Для Лукашенко и его соратников задача — удержать власть в своих руках. Задача Москвы, как мне представляется, - чтобы любое дальнейшее развитие событий в Беларуси происходило с участием и учетом интересов России. Там не должна сложиться ситуация, как в Украине в 2014 году, когда к власти приходят другие силы, а России приходится только адаптироваться к новой ситуации. Заявление Путина о резерве правоохранителей - это, безусловно, заявка на то, что российские интересы нельзя будет проигнорировать. Забудьте об этом.

Что означает заявление Путина о резерве правоохранителей для Беларуси? Возможен ли для Беларуси армянский вариант? Почему позиция Кремля в определенных моментах отличается от позиции Лукашенко? Как выглядит сейчас перспектива углубления интеграции Беларуси и России?

На эти вопросы  отвечает российский политолог, директор по науке прокремлевского дискуссионного клуба "Валдай" Федор Лукьянов.

- Путин в интервью «Россия-24» сообщил, что создал резерв полицейских сил, который может быть введен в Беларусь в случае, если «ситуация там выйдет из-под контроля», если там начнутся грабежи и «разбой». Насколько это обоснованно юридически? Кажется, в договоре о создании Союзного государства это не предусмотрено, а помощь в рамках ОДКБ предусмотрена только в случае внешней военной агрессии.

- Я считаю, что действительно к ОДКБ это не имеет отношения, так как нет внешней агрессии. К тому же ОДКБ - это не двусторонний Союз, там есть другие государства, которые, как мне кажется, совсем не приветствовали бы вмешательство в чьи-то внутренние дела. Здесь, безусловно, речь идет о двусторонних отношениях. Я не могу себя считать великим специалистом в сфере права, я политически оцениваю. Если смотреть политически, то тут все объяснимо.

Есть союзное, близкое государство, в котором есть правитель, который в этом качестве признается другим государством, входящим в этот союз. Россия эти выборы признала, легитимность победителя этих выборов не ставится под сомнение. И он с этой точки зрения имеет право обратиться к союзному государству за содействием.

Это содействие по просьбе Лукашенко (это Путин подчеркнул) было не оказано, но подтверждено на случай необходимости. И эта необходимость сейчас висит в воздухе.

Цель этого публичного высказывания президента России - не в том, чтобы предупредить о грядущем вмешательстве, а скорее наоборот. Показать, во-первых, что Россия внимательно следит, а во-вторых, она предупреждает, что не нужно доводить дело до сценариев, когда возникнет хаотичная ситуация. И вот тогда могут быть задействованы такого рода инструменты. Сидеть сложа руки и следить за изменениями в важной для себя стране, как это было в 2014 году во время событий в Киеве, Россия на этот раз не будет. И об этом Россия сообщила не столько белорусскому обществу, сколько международному сообществу.

- А кто будет определять необходимость содействия? Путин или Лукашенко?

- Я думаю, что эту необходимость будет определять Россия. В зависимости от того, как будут развиваться события, Россия будет оценивать необходимость более активных действий. Я могу только предполагать, но Россия, безусловно, вмешиваться не хочет. Это крайний сценарий, который, безусловно, будет иметь очень серьезные расходы, что все в Москве прекрасно понимают. И это может произойти только в случае, если угроза нынешнему status quo будет серьезной и будет актуальным сценарий Украины 2014 года. Но что касается оценки, то оценка будет производиться быстрее в Москве, чем в Администрации Президента Беларуси.

- Александр Лукашенко постоянно говорит, среди прочего, и о военной угрозе. Он привел армию в полную боевую готовность, перебросил воинские соединения в Гродненскую область. И он, и министр обороны говорят об опасном движении войск в соседних с Беларусью странах. На ваш взгляд, эта ситуация действительно угрожающая в военном смысле? Или он таким способом стремится консолидировать народ "вокруг флага"?

- Я думаю, что цель — не консолидировать народ «вокруг флага», а переключить повестку дня. Если то, что происходит сейчас в Беларуси, - исключительно продукт внутренних противоречий, результат непризнания частью общества результатов выборов, тогда раньше или позже возникнет вопрос, что нужно не подавлять, а о чем-то договариваться.

А Александр Лукашенко ни с кем договариваться не собирается и не будет. А если это так, то надо подчеркивать внешнюю сторону, мол, это не имеет отношения к внутренним проблемам страны, это инспирировано извне. А если это еще и прямая угроза вторжения, на которую делаются намеки, - тем более.

Я не думаю, что это как-то связано с намерением использовать ОДКБ. ОДКБ - это не только Россия и Беларусь. Это и другие страны, каждая из которых очень болезненно относится к прецедентам какого угодно внешнего вмешательства в свои дела. На мой взгляд, это исключено.

- Во время нынешнего кризиса в Беларуси бывший министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт опубликовал статью «Армянская модель для Беларуси». Он предлагает вариант, чтобы Запад договорился с россиянами, гарантирует Москве, что Беларусь после Лукашенко геополитически никуда не сдвинется, будет уважать интересы России, и Лукашенко при этом уходит со своего поста.

Вы, Федор, также писали, что белорусские протесты можно рассматривать в одном ряду с армянской революцией 2018 года и с молдавским кейсом, когда в 2019 году Россия и Запад договорились отстранить от власти всесильного олигарха Владимира Плахотнюка.

Армянский вариант для Беларуси все еще возможен, особенно после заявлений Путина о резерве силовиков для Беларуси?

- Буквально армянский вариант отпал, так как никакой революционнообразной смены власти в Беларуси не произошло. Если бы она произошла, как это было в Армении в 2018 году, можно было бы рассматривать возможность применения этого сценария. Молдавский пример был уникален и аномален, там был случай приватизации государства не диктатором, а «хозяйствующим субъектом».

Что касается высказываний Карла Бильдта и его единомышленников, то это очень трогательно и занятно. Проблема Запада по отношению к постсоветскому пространству и России — в том, что Запад делает предложения, которые нужно было делать несколько лет назад.

Я имею в виду не только ситуацию с Лукашенко. В 2003 году под руководством Дмитрия Козака был разработан план урегулирования ситуации в Молдове путем реинтеграции Приднестровья с условием, что там останется российское военное присутствие. Запад торпедировал это с страстью и насмешками, мол, вы с ума сошли, чтобы мы своими руками запустили россиян в Молдову.

Прошло 15 лет, и я своими ушами слышал от собеседников, которые тогда это отбрасывали, мнение - а неплохая же идея, а может мы теперь к ней вернемся? Невозможно вернуться, так как ситуация совсем другая.

То же самое с Украиной. Некогда с российской стороны предлагали Западу полюбовно договориться. На это отвечали - с какой радости мы с вами об этом будем договариваться, это же суверенная нация?

Предложение Бильдта - из этой же категории. Сейчас никто ни о чем договариваться не будет. И Запад в другом положении - это не позиция силы, это не позиция определенности. И Россия в другом положении. И не потому, что она в сильнейшем положении, а потому, что она никому не верит. Ну, и самые страны, которые могли бы быть объектом такой договоренности, находятся в совершенно ином состоянии. В свое время отказались, так как считали, что россияне "мордой не вышли" такие сделки с ними заключать. А когда "вышли" — уж извините, поезд ушел.

- Последние заявления Путина и Сергея Лаврова не полностью совпадают с заявлениями Лукашенко, с заявлениями белорусского официоза. Белорусские власти заявляют, что Координационный совет — это фактически просто преступники, против них возбуждено дело о захвате власти. А Лавров высказывает критические замечания по поводу совета, по принципам его формирования, высказывает какие-то пожелания по ее составу и программным установкам. Уголовным преступникам не предъявляют претензий по программным принципам и способу формирования их сообществ.

В Беларуси протесты трактуются как попытка переворота, устроенная "наркоманами, уголовниками и проститутками". А Путин в своем интервью сказал, что если люди вышли на улицы, значит, проблема есть. Почему позиции все-таки отличаются? Это какая-то имитация или позиции отличаются содержательно?

- Позиции отличаются содержательно, что и не удивительно. Задачи, стоящие перед Москвой и официальным Минском, не одинаковы. Они перекрещиваются, но не совпадают. Для Лукашенко и его соратников задача — удержать власть в своих руках. Задача Москвы, как мне представляется, - чтобы любое дальнейшее развитие событий в Беларуси происходило с участием и учетом интересов России. Там не должна сложиться ситуация, как в Украине в 2014 году, когда к власти приходят другие силы, а России приходится только адаптироваться к новой ситуации. Заявление Путина о резерве правоохранителей - это, безусловно, заявка на то, что российские интересы нельзя будет проигнорировать. Забудьте об этом.

А что касается персонажей, то я сомневаюсь, что в Москве есть стратегия, которая исходит из того, что в корзину под названием Лукашенко надо сложить все яйца.

Во-первых, стоит вспомнить, что к бурным поствыборным событиям Александр Лукашенко вел кампанию скорее на антироссийской ноте. Она была необычная, непохожая на то, что было раньше.

Во-вторых, и сам Путин, и многие другие комментаторы в России говорят, что проблема в Беларуси есть. И удержаться президент Лукашенко может, но говорить о долгосрочной перспективе в этой ситуации было бы странно.

Так что интересы сейчас совпадают. Но это не значит, что они будут совпадать и впредь.

- В предыдущем нашем интервью, которое вы дали еще во время избирательной кампании, вы говорили, что Лукашенко, скорее всего, выйдет из этих выборов ослаблен, хотя и победит. И Россия снова положит на стол программу углубления интеграции — 30, а может, и 31 «дорожную карту». Если говорить об ослаблении "западного крыла" политики Лукашенко, то оно в результате выборов произошло в катастрофических размерах. А почему, если Лукашенко после выборов просил у Путина помощи, ему сразу не сказали - хорошо, поможем, но подпишите взамен 30 "дорожных карт"? В будущем он же может и обмануть, "бросить". А может, он их уже подписал и мы просто об этом не знаем?

- О чем они разговаривали, мы точно не знаем. Сейчас Лукашенко ежедневно подчеркнуто говорит "мой друг Путин". Что было в разговорах между друзьями, может узнаем некогда, а может и нет.

Но в нынешней ситуации подсовывать "дорожные карты", мол, ты подпиши, а тогда мы тебе поможем, — это было бы абсолютное безумие. Такие серьезные вещи на такую живую нить не делаются. И то, что так делается, потом очень просто аннулировать, дезавуировать и оспорить.

К тому же это бы еще подлило бензину в огонь протестов. Добавился бы тот мотив, что он еще и наш суверенитет отдал.

Поэтому - нет, сейчас речь не об этом. Сейчас Россия считает, что ее долгосрочные интересы будут в большей степени обеспечены, если ситуация стабилизируется и Лукашенко останется. Далее - это уже другой этап.

Но я могу повторить то, что говорил в предыдущем интервью — что повестка дня никуда не денется. Порядок углубления интеграции вернется на стол переговоров.

Другое дело, что степень ослабления партнера превысила расчетную, допустимую норму. Такие серьезные решения, как глубокая интеграция с другой страной, должен принимать лидер с довольно высоким уровнем легитимности в своей стране.

Здесь неважно, как к нему относятся в Германии или Америке. Но в стране должно быть ощущение, что он какой-никакой, но он более или менее наш лидер. Есть ли это сейчас в Беларуси - я не могу судить. Но есть подозрение, что этот статус довольно сильно подорван. А это значит, что задача серьезной, долгосрочной интеграции скорее усложнилась. Ведь подписать он при определенных условиях может, под давлением или в виде подарка "другу Владимиру", а дальше что?

Если партнер остается уверенным распорядителем ситуации у себя - это одна ситуация. Но если не совсем понятно, как долго он будет оставаться таким распорядителем — здесь уже ситуация другая.



Источник: EX-PRESS.BY

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 4.5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju