О том, каким непростым был путь к состоявшейся на Кубе встрече патриарха Кирилла и папы Франциска, "Огоньку" рассказал посол РФ при Святом престоле Александр Авдеев
— Встречу глав церквей ждали так давно, что уже перестали надеяться, и для непосвященных эта благая весть оказалась неожиданностью. Впору предположить, что звезды так встали...
— Думаю, верующие обоснованно полагают, что сигнал для встречи патриарха Кирилла и папы Франциска дал сам Господь Бог. Потому что встреча эта происходит в тот момент, когда она крайне необходима. Все видят, что попытки политиков оздоровить обстановку в мире пока не дают быстрых плодов. И тот факт, что на этом фоне две самые близкие друг другу ветви христианства — католическая и православная — впервые за многие столетия делегируют своих предстоятелей, чтобы обсудить судьбы мира, является, на мой взгляд, важным событием XXI века.
— Ну, как говорится, внимание Бога нужно заслужить. Кого следует благодарить за то, что встреча состоялась?
— Насколько я знаю, работа по подготовке встречи началась совместно примерно два года назад. Со стороны Русской православной церкви ею руководил митрополит Иларион, со стороны Ватикана — кардинал Кох. Логично ожидать (интервью было взято накануне встречи.— "О"), что подготовленный ими проект итоговой декларации будет посвящен не только межцерковному диалогу, но и основным вызовам современности. Я имею в виду судьбы войны и мира, роль христианства в противостоянии новым вызовам, противодействие международному терроризму, проблемы бедности, миграции, секуляризма и этики, необходимость сохранения окружающей среды, а также укрепление моральных и этических основ международного права. В этом контексте важно, что Франциск добавил в список вечных христианских ценностей требование сохранения окружающей среды, сделав его обязательной для каждого христианина морально-этической нормой. Именно этой теме — мир как сад божий — Франциск посвятил свою энциклику (основной папский документ по важнейшим социально-политическим вопросам.— "О"). И это означает не просто интерес папы к экологии, а вывод, что без сохранения окружающей среды другие библейские заповеди и нормы уже не будут в состоянии действовать. Как и вся жизнь. Так что если раньше это были нормы, которые принимались в расчет лишь экологами и политиками, то теперь они перешли в разряд морально-этических.
— Не является ли противоречием, что в XXI веке, с его секуляризмом, неверием в любые богословские системы, насущная для мира повестка дня возвращается в лоно церкви?
— Мир устал от конфликтов, от новых вызовов и угроз, от отсутствия конкретных рецептов, как действовать в новой ситуации. И поэтому человечество с надеждой смотрит на церковь, что подтверждает огромную роль христианства в современной цивилизации. Среди вызовов Франциск называет и неолиберализм с присущим ему разрушением этики и морали. Только не надо путать неолиберализм с либерализмом. У нас, к сожалению, эти понятия часто не различают. Либерализм дал России Конституцию, свободные выборы, свободу слова, свободу вероисповедания, тайное голосование и прочие основополагающие принципы демократического устройства современного общества и государства. А неолиберализм — это смещение присущего либерализму равновесия прав и обязанностей в сторону индивидуальных прав и сведения обязанностей до минимума.
— И все же, почему при нынешнем понтифике встреча стала реальностью? Ведь благие намерения были и у прежних пап. Многие ждали, что она произойдет при Бенедикте XVI. Говорят, нынешний патриарх и бывший папа знакомы чуть ли не с юношества.
— Да, было ощущение, что встреча могла состояться еще при предшественнике Франциска. Патриарх Кирилл и экс-глава католической церкви Йозеф Ратцингер познакомились в период, когда ни тот, ни другой еще не являлись предстоятелями своих церквей. Но, как я помню, в те времена был всплеск деструктивной деятельности руководства украинских униатов, и это помешало встрече.
— Что изменилось с тех пор?
— Во-первых, в обеих церквях сейчас сформировалось мнение, что они друг другу не конкуренты. Прекратился католический прозелитизм. Правда, продолжаются печальные рецидивы со стороны украинских униатов — попытки политизировать верующих и обслуживать политические штабы на Украине. Они также общаются с украинскими раскольниками. Но Ватикан от этого категорически дистанцировался. Папа Франциск отмечает, что противостоять вызовам и угрозам XXI века христианство сможет, лишь объединив усилия католиков и православных. Я имею в виду внешние вызовы, особенно такие, как международный терроризм и экстремизм, внутренняя бездуховность, переходящая в цинизм.
Двум церквям интересен опыт друг друга. У РПЦ, например, огромный и замечательный опыт совместной жизни с российскими мусульманами. Это многовековое сожительство, основанное на том, что в России у православных и мусульман общая Родина, общее прошлое, общее будущее и общее государство. Такого ценнейшего позитивного опыта у католиков нет.
— Вероятно, открытость и не склонность к гордыне Франциска тоже способствовали сближению. Взять хотя бы его письмо Владимиру Путину.
— Да, известное письмо папы Франциска президенту России как председателю проходившего в 2013 году в Санкт-Петербурге саммита G 20 имело весьма положительный эффект. В первую очередь для того, чтобы не допустить иностранной интервенции в Сирии. Оно оказало глубокое воздействие на всех участников встречи. Отмечу также схожую и ясную позицию по этому вопросу патриарха Кирилла. Русская православная церковь Московского патриархата много и эффективно работает по сохранению мира на Ближнем Востоке, по оказанию в регионе гуманитарной помощи.
— Можно ли утверждать, что немалую лепту в осуществление встречи патриарха и понтифика внес лично Владимир Путин?
— Повторяю, с нашей стороны идея встречи и ее подготовка являются плодом усилий РПЦ. Но мы понимаем, что хорошие межгосударственные связи и прекрасные личные отношения президента Владимира Путина с папой Франциском сыграли большую роль в создании обстановки доверия и сотрудничества. Серьезной заявкой на встречу стали слова понтифика о том, что без России сегодня невозможно решить ни одной важной мировой проблемы.
— Совпадение или провидение, что эти слова Франциск произнес в самолете во время недавнего визита на Кубу? Почему именно Куба была выбрана для встречи?
— Думаю, что, когда у предстоятелей двух церквей созрело принципиальное решение о встрече, обе стороны посмотрели графики поездок и сразу же обратили внимание на Кубу. В этом, вероятно, также Божий промысел. Рад, что местом встречи была определена эта замечательная страна. У россиян огромная любовь к кубинскому народу. При том что это традиционно католическая страна.
— Что изменится в мире после этой встречи?
— Окрепнут надежды, что мировая политическая элита будет ориентироваться на выводы и предложения совместной декларации. Не сомневаюсь, что документ будет интересен и для мусульман. В нашем сложном мире, где так много давящих на человека событий и эмоций, встреча мировых духовных лидеров является добрым знаком и дает импульс надеждам.
— Что вы скажете о крупных совместных проектах в области культуры?
— Мы готовим российско-ватиканскую выставку картин на библейские темы. Она будет называться "Рафаэль и Иванов. Преображение и явление" и пройдет в конце года в Третьяковской галерее, а потом в ватиканских музеях. При слове "Ватикан" у россиянина возникают две ассоциации — христианско-католическая, связанная с тем, что это религиозный центр, и затем сразу же музейная. Ведь Ватикан — один из лучших музеев мира, и в многомиллионном потоке посетителей ватиканских музеев около 10 процентов — наши соотечественники.
Источник: Коммерсантъ