Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Анатолий Торкунов

Ректор МГИМО МИД России, академик РАН, Чрезвычайный и Полномочный Посол России, член РСМД

24–25 ноября в МГИМО пройдет I Всероссийская конференция "Образовательная инициатива: школа будущего". В преддверии нее ректор института, академик РАН Анатолий Торкунов рассказал в интервью ТАСС об изменениях в вузе в связи с новыми геополитическими условиями, возрастающем интересе студентов к изучению стран Азии и Ближнего Востока, планах по открытию школы в Турции, а также о важности поддержания научных связей с Западом.

24–25 ноября в МГИМО пройдет I Всероссийская конференция "Образовательная инициатива: школа будущего". В преддверии нее ректор института, академик РАН Анатолий Торкунов рассказал в интервью ТАСС об изменениях в вузе в связи с новыми геополитическими условиями, возрастающем интересе студентов к изучению стран Азии и Ближнего Востока, планах по открытию школы в Турции, а также о важности поддержания научных связей с Западом.

— Министр иностранных дел России Сергей Лавров недавно заявил о нецелесообразности широкого дипломатического присутствия на Западе. Будет ли МГИМО теперь более ориентирован на подготовку будущих дипломатов азиатского, африканского и восточного профиля? Намерены ли в МГИМО корректировать свои программы с учетом новых геополитических реалий?

— Безусловно, в МГИМО всегда учитывают происходящие изменения в международных отношениях. Уже в этом году увеличилось число студентов, изучающих турецкий, арабский, китайский языки. Меняются и образовательные программы. Наши преподаватели следят за тем, чтобы их курсы не теряли своей актуальности. Вместе с тем можно сказать, что мы были готовы к такой ситуации всегда. Ведь еще в 1954 году в МГИМО был включен Московский институт востоковедения, прародителем которого в свою очередь являлось Лазаревское училище восточных языков (основанное в 1815 году). Таким образом, востоковедению в университете всегда уделялось самое пристальное внимание.

— Планируется ли открытие новых программ и расширение сотрудничества с университетами дружественных стран для подготовки будущих дипломатов? На что в таких программах будет фокус?

— Говоря о сотрудничестве с университетами, нельзя не упомянуть действующую Российско-китайскую магистерскую программу двух дипломов по направлению подготовки "Экономика" с Университетом мирового бизнеса и экономики (г. Пекин), проекты "Сетевой университет БРИКС", "Сетевой университет СНГ", "Университет ШОС". Сейчас мы рассматриваем возможность расширить взаимодействие с университетами Турции, Индии, других дружественных государств. Совместные программы неизменно пользуются успехом у студентов, ведь благодаря им можно получить опыт обучения и общения на другом языке, в совершенно новой для себя среде, можно на практике развить навыки межкультурной коммуникации и, конечно, приобщиться к мировому научному опыту.

— К каким регионам у студентов МГИМО сегодня особенный интерес, какие языки выбирают учащиеся? Будет ли расширяться изучение более редких языков, необходимых для работы на африканском, азиатском направлениях?

— Хотел бы отметить факт, которым мы особенно гордимся: МГИМО является мировым рекордсменом по количеству преподаваемых языков — в университете изучают 53 иностранных языка, в том числе редкие. Причем эти языки преподаются постоянно. Помимо непосредственно языковой наши студенты получают также дополнительную страноведческую подготовку. Как вуз, специализирующийся в том числе на регионоведении, МГИМО традиционно поддерживает гармоничное и равномерное распределение студентов по всем изучаемым языкам и регионам мира.

Вместе с тем в последние годы мы наблюдаем неуклонно возрастающий интерес наших слушателей к странам Ближнего и Дальнего Востока. Реагируя на данную тенденцию, мы открыли дополнительные учебные группы арабского, китайского, турецкого и других восточных языков практически на всех факультетах. Примечательно также, что в этом году рекордное количество ребят подало документы на изучение арабского и турецкого языков в качестве третьего иностранного, что подтверждает востребованность дальнейшего расширения преподавания редких восточных языков.

— Сохранились ли совместные образовательные программы МГИМО с университетами недружественных стран? Не будут ли они свернуты? Какие отношения сейчас складываются с европейскими вузами? Сталкиваются ли российские студенты с проблемами в вузах недружественных стран?

— Несмотря на все сложности, ряд совместных программ МГИМО с другими странами сохраняется. Со своей стороны мы прикладываем все усилия, чтобы достигнутые ранее договоренности продолжили действовать. Что касается студентов, то нельзя забывать, что проблемы могут возникнуть у любого человека, где бы он ни находился, но в МГИМО каждый обратившийся за помощью всегда получает поддержку.

— Для неисторических специальностей в два раза увеличили объем изучения истории. Есть ли мощности у МГИМО реализовывать это предписание и не планирует ли институт заодно расширить и изучение зарубежной истории для студентов-международников?

— Конечно, у МГИМО есть возможность преподавать историю в любом объеме, предусмотренном образовательными стандартами. Наши преподаватели — высококвалифицированные специалисты, они только рады больше времени уделить не просто изучению отечественной истории, но и пропусканию ее через мысли и сердца студентов, потому что без понимания прошлого нельзя правильно анализировать настоящее и планировать будущее. Исторические дисциплины составляют ядро подготовки студентов-международников, ребята только курс "История международных отношений" проходят не год и не два. В данном случае неправильно говорить о "расширении" изучения истории, она пронизывает всю структуру образования будущего дипломата.

— Посол РФ в Вашингтоне Анатолий Антонов считает, что Россия и США "обречены" на диалог по вопросам стратегической стабильности. А можно ли сказать, что Россия и Запад также "обречены" и на поддержание межвузовских контактов? Переживут ли научные связи сегодняшний непростой период?

— На мой взгляд, научные связи являются одними из самых устойчивых. Даже в самые непростые времена научное общение позволяет осмыслить происходящее, найти возможные точки соприкосновения. Для этого существует даже отдельный термин — "научная дипломатия". Наглядные примеры данного явления преподносит нам история. Так, Дипломатическая академия, МГИМО и Российский университет дружбы народов сразу после их создания стали не только ведущими учебными и научными центрами, но и значимыми площадками для международного общения. Сегодня благодаря академической дипломатии мы можем сохранять контакты с зарубежными странами. К примеру, механизм Сочинского российско-австрийского диалога позволяет поддерживать взаимодействие в области науки и образования, спорта и культуры. Научная дипломатия имеет очень большой потенциал. Мы убедились в этом, поступательно развивая наши партнерские отношения с учебными заведениями и научными институтами Юго-Восточной Азии на платформе Центра АСЕАН при МГИМО.

— Ранее вы говорили, что МГИМО намерен сделать своей высокоприоритетной задачей развитие сотрудничества с разными научными центрами и университетами в Белоруссии. Как продвигается сотрудничество с Минском?

— Наше сотрудничество активно развивается. Так, при поддержке МГИМО Ассоциацией внешнеполитических исследований имени А.А. Громыко 4–5 октября 2022 года был проведен форум "Рубежи Союзного государства", который предлагается сделать ежегодной международно-экспертной площадкой для обсуждения вопросов безопасности и сотрудничества России и Белоруссии. С каждым годом растет число участников Конкурса молодых международников СНГ имени А.А. Громыко. Несколько лет подряд преподаватели белорусских вузов проходят в МГИМО программу повышения квалификации "Международные отношения и евразийская интеграция".

— Вы также отмечали, что МГИМО планирует направить 150 своих студентов для прохождения модульного обучения в зарубежные вузы. Как сейчас обстоят дела с зарубежными программами? Есть ли студенты, которым отказали?

— Наши договоренности с университетами многих стран сохраняются. Планы по программам международного обмена, за некоторыми исключениями, продолжают выполняться. Сохраняют свое действие и магистерские программы двойного диплома с вузами Китая, Италии, Республики Корея. Принимая во внимание уникальность данных образовательных партнерств, все возникающие сложности, как и в любом другом случае, решаются в режиме реального времени.

— В июне вы сообщили, что МГИМО планирует открыть русские школы в Киргизии, Армении и Турции, где будут готовить детей для поступления в российские вузы. Есть ли информация о том, когда они начнут работу? Какие перспективы для двусторонних отношений откроет данная инициатива?

— Действительно, МГИМО развивает проект Русских международных школ за пределами России в рамках государственной программы поддержки российских университетов "Приоритет 2030". В этом году были открыты две Русские международные школы по модели лицейских классов МГИМО в Узбекистане (г. Ташкент) и в Киргизии (г. Бишкек), в 2023 году планируем запустить школу в Турции. Планы на будущее конструктивные, ведь таким образом мы сможем помочь ребятам, интересующимся нашей страной, ее историей, культурой, экономикой, поступить в российские университеты. Подобное расширение присутствия иностранных студентов положительно сказывается на отношениях между странами в долгосрочной перспективе.

— Почему МГИМО идет в школу? На ваш взгляд, должен ли вуз погружаться в вопросы общего образования или сохранять фокус только на высшем?

— Наша жизнь представляет собой непрерывный процесс образования. Мы учимся, начиная с рождения и на протяжении всей жизни. Сегодня нормой является регулярное повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Такое же, если даже не большее значение имеет довузовская подготовка. Для обучения высококлассного специалиста требуются годы, поэтому мы начинаем искать талантливых ребят еще тогда, когда они учатся в старших классах школы. У нас большая партнерская сеть ведущих российских общеобразовательных учебных заведений. Ученики этих школ участвуют в проектах предпрофессионального образования, изучают редкие языки, проходят раннюю профориентацию. Поэтому на момент поступления они уже имеют базовое представление о тех специальностях, которые им предстоит изучать. Практика показывает, что такие абитуриенты в будущем более мотивированы и ответственны. Поэтому сегодня для вуза принципиально важно быть на острие актуальных тенденций школьного образования.

— На площадке МГИМО планируется проведение I Всероссийской образовательной конференции. Расскажите, каков будет формат мероприятия и какие вопросы будут обсуждаться?

— 24–25 ноября МГИМО совместно с Фондом поддержки образовательных инициатив "Новый взгляд" под эгидой Минобрнауки России и Минпросвещения России проведет I Всероссийскую конференцию "Образовательная инициатива: школа будущего" в гибридном формате.

В рамках конференции будут обсуждаться вопросы государственной политики в области общего образования; организации образовательного пространства; стандартизации российского образования; управления образовательными организациями, подготовки педагогических кадров и воспитательной работы; формирования целостного образа школы будущего и многие другие. Приглашаем к участию всех желающих!

Беседовал Александр Бурмистров.

Источник: ТАСС.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся