Египет после выборов
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
Почётный президент Института Африки РАН, академик РАН, член РСМД
Прошли первые в истории Египта свободные, демократические выборы. Проигравшие, естественно, говорят о фальсификациях, но их голос звучит слабо и не привлекает особого внимания.
Представители различных слоев египетского общества и разных идеологических убеждений выразили свою волю и продемонстрировали свои предпочтения. Оказалось, что большинство египтян отвергает как светские либерально-демократические или левые партии, которые пытаются проповедовать западные ценности, пусть даже с каким-то учетом специфики египетского общества и глубокой религиозности населения, так и сторонников прежнего диктаторского режима, которых называли «остатками» (аль-фулюль).
Избиратели отвергли прежнюю правящую Национально-демократическую партию и ее идеологию. Большинство египтян связали с исламистскими * партиями свои надежды на лучшую жизнь, на возвращение справедливости и политических свобод, избавление от произвола властей, повышение жизненного уровня, возвращение достоинства и национальной гордости.
* Автор использует термин «исламисты» для обозначения политических партий, группировок и течений, которые используют ислам в качестве политической идеологии, политической практики, лозунгов и некоторых организационных принципов.
Проведение выборов оказалось возможным после январской революции 2011 года, которая смела военно-авторитарный режим Хосни Мубарака. (Ее причины, характер движущие силы уже рассмотрены в многочисленных исследованиях, в т.ч. и принадлежащих автору этих строк.) Высший совет вооруженных сил (ВСВС), взявший власть в стране, обеспечил их проведение как под давлением арабской «улицы» и влиятельных политических группировок, прежде всего «Ассоциации Братьев-мусульман», так и отвечая на требования США и других стран Запада, для которых само существование военного режима стало неудобным.
Как отмечали наблюдатели, выборы были честными и чистыми. Сошлемся хотя бы на мнение бывшего президента США Джимми Картера. Он заявил, что его организация осуществляла мониторинг и анализировала выборный процесс в 87 различных частях мира. Поэтому он вправе отметить честность электорального процесса в Египте и его соответствие международным стандартам открытости и справедливости. Правда, он также сказал, что нужно больше привлекать молодежь, которая мало представлена в парламенте, и увеличить участие женщин во всех делах.
Фаворитом выборов оказалась Партия свободы и справедливости (ПСС), созданная «Ассоциацией Братьев-мусульман», которая одержала оглушительную победу, получив 218 из 498 депутатских мандатов - почти 44% (10 депутатов назначаются действующим президентом страны).
Такой успех был, видимо, неожиданным даже для самих «братьев». В беседе с автором в апреле 2011 г. один из их лидеров Саад Хусейни говорил о том, что они будут довольны, если получат 25% мест в парламенте. А лидер ПСС Мухаммед Мурси говорил в беседе с собственным корреспондентом журнала «Азия и Африка сегодня» в АРЕ, что партия реально может получить 30% мандатов **. Среднесрочная стратегия партии заключалась в том, чтобы создать конструктивную оппозицию, переложив на новое правительство бремя ответственности за сложнейшие экономические, социальные и международные проблемы страны, а затем, на новом этапе, прийти к власти.
* См.: Васильев А.М. Цунами революций не спадает // Азия и Африка сегодня, 2011, № 6.
** См.: Виницкий Д.И. Мухаммед Мурси: «Мы боремся за власть, но проповедуем мир» // Азия и Африка сегодня, 2011, № 12.
Сейчас ситуация иная. «Братья» «досрочно» оказались у порога власти. Они легко сформируют правительство, найдя партнеров в парламенте после принятия новой конституции и выборов президента, намеченных на июнь текущего года. Пока же они не возражают против сохранения правительства Камаля Аль-Ганзури, назначенного ВСВС.
Текущие задачи, сроки выполнения которых, как предполагается, согласованы «братьями» и Высшим советом, - выборы Совета шуры (высшей палаты), имеющей лишь консультативные функции, выборы 100 человек - членов конституционной ассамблеи для выработки нового основного закона страны, затем - проведение референдума для одобрения новой конституции. Регистрация кандидатов на пост президента и его выборы должны состояться примерно в июне нынешнего года. Инаугурация нового главы государства намечена на конец июня-июль.
ПОЧЕМУ ОНИ ПОБЕДИЛИ?
Успех ПСС (то есть «Братьев-мусульман») на выборах определил ряд факторов, и прежде всего то, что ее установки оказались близкими и понятными избирателям.
Следует отметить, что Ассоциация - это хорошо структурированная сверху донизу организация, с тысячами ячеек (отделений), разбитых по губернаторствам. Члены «братства» разделены на несколько ступеней - сочувствующих, активистов и, наконец, тех, кто готов к джихаду (отнюдь не в примитивном понимании СМИ). Всеобъемлющий характер идеологии «братьев» отражается и в организационных формах: социальная и семейная жизнь каждого члена должна полностью вписываться в отделение, а отделение - представлять собой часть Ассоциации. Все органы организации выборные, в том числе ее лидер - верховный наставник.
Ассоциация проникла во все слои общества - от бедняков до аристократии и самых богатых, от неграмотных до интеллектуалов, она также имеет сильные позиции в школах и университетах.
Одно из слагаемых ее успеха - это активная социальная деятельность: организация школ, медицинской помощи, отдыха, спортивных клубов, помощи нуждающимся, бедным и т.д.
Для «Братьев-мусульман» мечеть представляет собой не только молитвенный дом, но и место «воспитания» (тарбийя), сбора и мобилизации людей и привлечения будущих членов Ассоциации. Когда штаб движения переместился в Каир, одним из самых важных направлений деятельности стали университеты, школы и мусульманский университет Аль-Азхар.
Некоторые исследователи полагают, что главной базой организации стал средний класс, который предпочитает не радикальные действия и насилие, а реформы. У среднего класса имеются задатки политической активности, большей, по сравнению с другими слоями; он стремится к лучшей жизни, и это помогает ему участвовать в политике. Но «братья», как отмечалось выше, имеют сторонников во всех слоях общества.
Правда, как оказалось, те, кто представлял рабочих, крестьян и необразованные слои, меньше ориентировались на «братьев». Выразителями их взглядов в значительной степени стали салафиты (о них - позднее).
За спиной «братьев» имелся богатый опыт политической и социальной активности.
Примерно до конца 60-х гг. прошлого века «Братья-мусульмане» не отвергали насилие как метод в политической борьбе. В конце 40-х гг. на руках и на складах у них было какое-то количество оружия, собранное в период первой арабо-израильской войны в Палестине, в которой они участвовали. «Секретная организация» «братьев» попыталась его использовать. В декабре 1948 г. член «братства» совершил убийство египетского премьер-министра Махмуда Нукраши. В ответ в феврале 1949 г. правительственным агентом был убит лидер Ассоциации Хасан аль-Банна [1].
После военной революции Гамаля Абдель Насера в 1952 г. «братья» сотрудничали с военным режимом до 1954 г., затем с ним разошлись. В 1954 г. была совершена попытка убийства Г.А.Насера. «Братья» оказались в тюрьмах и концлагерях, где произошел раскол организации на умеренных и радикалов. Фракция последователей радикального идеолога и писателя Сейида Кутба выступила за вооруженную борьбу против «коррумпированных, а значит - неисламских» режимов на Ближнем Востоке, и - соответственно - против насеровского режима. С его точки зрения, насеровский режим противоречил подлинному исламу, в страну вернулась доисламская эпоха джахилии. Идеология Кутба стала знаменем исламских экстремистских организаций во всем мире. Он считал, что в США царят декадентское общество, духовный вакуум, идолопоклонничество и идеология, враждебная исламу. Когда на краткий период «братья» были освобождены из тюрем, сторонники Кутба снова начали действовать против режима. Кутб был снова арестован и в 1966 г. повешен. Тысячи «братьев» оказались в тюрьмах и концлагерях [2].
«Братья» были полулегализованы при президенте Анваре Садате с 1970 г. Он опирался на них в своей борьбе против левых, коммунистов и насеристов. Однако, когда он заключил мирный договор с Израилем, «братья» выступили против него. Многие опять оказались в тюрьме.
От «братьев» откололось несколько экстремистских организаций, готовых к терроризму. Садат был убит крайними исламистами в октябре 1981 г.
Главное течение «Братьев-мусульман» отвергло насильственную борьбу и постаралось вписаться в политическую жизнь Египта, укрепляя одновременно свою социальную базу и влияние в обществе. Они продемонстрировали большую гибкость, вступая в альянсы и с Рабочей партией, и с Партией либералов, и с партией Вафд.
На парламентских выборах 2005 г. «братья» могли участвовать только как независимые депутаты. Они вели кампанию под самым знаменитым из лозунгов «Ислам - вот решение» [3] и получили 88 мест - примерно 20% мандатов, хотя в процессе предвыборной борьбы более тысячи «братьев» были арестованы.
Попав в парламент, «братья» вели активную пропаганду, завоевывая симпатии населения. С одной стороны, они продвигали усиленную исламизацию общества, с другой, - выступали в защиту обездоленных. Они заявляли, что копты - «полноправные граждане, а не зимми *». Они утверждали, что с их помощью будет упрощена процедура строительства церквей. Одновременно они вели пропаганду на Западе, доказывая, в том числе и в еврейских газетах, что их нечего бояться [4].
* Зимми (люди Писания) - немусульманское население, исповедующее христианство, иудаизм и зороастризм, на территории государств, созданных или завоеванных мусульманами.
По мнению ПСС, депутаты «Братьев-мусульман» в Народном собрании, избранном в 2005 г., добивались защиты свободы, безопасности и достоинства египетского гражданина и боролись против прежнего режима, нарушавшего закон, конституцию и права человека. Они выступали против коррупции и монополий, активно участвовали в обсуждении бюджета, внедряли и заставляли парламент принять самые важные ценности шариата, защищали угнетенных, бедных и обездоленных, требовали запретить банковский процент как ростовщическую прибыль.
Все это было неприемлемым для египетского правительства, которое выступало как «незаменимый союзник» Запада в борьбе против «радикальных исламистских идеологий». Правительство изменило конституцию, не разрешив выдвижение независимых кандидатов и убрав положение о том, что ислам является религией государства. Когда проходило голосование за новую конституцию, депутаты-«братья» демонстративно покинули зал [5].
На так называемых выборах 2010 г., открыто сфальсифицированных, «братья» не провели ни одного депутата в парламент. Тогда представитель Ассоциации заявил: «Мы потеряли места и заслуженное представительство в парламенте. Но мы завоевали любовь и поддержку народа и выиграли в СМИ битву, которая показала фальсификацию выборов» [6].
После январской революции 2011 г. «Братья-мусульмане» были легализованы. 30 апреля 2011 г. они создали Партию свободы и справедливости (ПСС).
ПРОГРАММА ОКАЗАЛАСЬ УБЕДИТЕЛЬНОЙ
Предвыборная программа ПСС была составлена умно, квалифицированно. Она затрагивала самые болевые точки египетского общества - коррупцию, нищету, безработицу, дороговизну, нехватку жилья, национальное унижение, христиано-мусульманские столкновения - и как бы отвечала чаяниям всех слоев общества - от молодежи до пенсионеров, от интеллектуалов и университетских профессоров до крестьян и рабочих, от бизнесменов до государственных служащих, от коптов до мусульманских проповедников и т.д.
Программа была сделана на основе изучения и знания реальных проблем и надежд различных слоев общества с предложением конкретных решений или - видимости решений. Конечно, программа, как и любые предвыборные заявления всех партий, не была лишена невыполнимых популистских обещаний, например, установления минимума зарплаты в 1200 египетских фунтов в месяц *.
*$1 равен примерно 6 египетским фунтам.
В программе содержатся принципы построения государства на трех столпах - законодательной, судебной и исполнительной властей. Отвергается принцип теократии, подчеркивается, что правители в исламском государстве являются гражданами, выбранными в соответствии с волей народа, и нация является источником власти.
ПСС считает, что в долгосрочном плане парламентская система - наиболее подходящая к обстоятельствам страны, так как она основана на гибком разделении властей и сотрудничестве и равновесии исполнительной и законодательной ветвей. В этой системе президент является главой государства, но не правит, а премьер-министр вместе с парламентом несет всю ответственность за правительство. Однако в переходный период наиболее подходит смешанная парламентско-президентская система власти.
По международным вопросам ПСС проявила очень взвешенный подход.
По сложнейшему вопросу о Палестине и признании Израиля были даны туманные формулировки. (Об этой проблеме - позднее.) Но вместе с тем программа отмечала необходимость развивать отношения со всеми мусульманскими странами, в том числе с Ираном, а также со всеми международными организациями, крупными державами, включая Россию.
Программа продемонстрировала уважительное отношение к коптам и готовность с ними сотрудничать, в том числе предоставлять право на строительство христианских храмов. Была выражена готовность и впредь поддерживать египетскую церковь с тем, чтобы сохранять ценности общества, морали и этики, а также противодействовать «растущим волнам коррумпированного интеллектуального и морального вторжения», нацеленного на египетское арабское и мусульманское общество.
Но были и неосторожные заявления из уст руководителей ПСС. В сентябре 2011 г. ее генеральный секретарь Саад аль-Кататни заявил о том, что копты «сейчас» не будут платить специальный налог на христиан - джизью. Слово «сейчас» вызвало протесты в коптской общине. ПСС осторожно замяло этот вопрос [7]. В послереволюционный период в Египте имели место столкновения между коптами-христианами и мусульманами, поджоги коптских церквей. Когда в октябре прошлого года копты вышли с протестом к зданию телевидения после разрушения церкви в провинции Асуан, произошли столкновения с силами безопасности, в ходе которых было убито 24 человека. Это вызвало негодование во всем Египте, все говорили о необходимости сотрудничества между христианами и мусульманами. Некоторые нападения на коптов произошли уже в январе 2012 г. Проблема остается легко воспламеняемой.
Любопытно отметить, что по экономическим вопросам ПСС была близка к той политике, которая обеспечила быстрое экономическое развитие Египта в последние годы правления Мубарака. Это - приватизация, борьба с монополизмом, конкуренция, уменьшение роли государства при сохранении его позиций в стратегически важных областях, развитие туризма, строительство гостиниц. (Уже после выборов стали говорить о дресскоде для туристов.)
В долгосрочном плане поставлена задача повысить уровень инвестиций, по крайней мере, до 30% ВВП. Изложены меры по борьбе с коррупцией.
Одновременно ПСС призывала развивать науку, увеличить расходы на научные исследования до 2,5% валового внутреннего продукта и развивать и использовать информационные технологии для образования и просвещения, но не допускать в них порнографии.
Намечено создавать предприятия с большим количеством рабочих мест, ввести более справедливое обложение налогами, обеспечить работой образованную молодежь, создать фонд страхования от безработицы, хотя само слово «страхование» не употребляется.
Отмечалось, что постепенно все банки Египта должны перейти на работу по исламским принципам [8].
Подчеркивается равенство между мужчинами и женщинами в правах и обязанностях. Сказано много добрых слов в адрес женщин, хотя когда была отменена квота на число женщин в Народном собрании, они оказались в конце избирательных списков [9].
ПРЕЖНИЕ РАСКОЛЫ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
За свою историю такая массовая организация, как «Братья-мусульмане», пережила несколько расколов, не избежав внутренней борьбы. С одной стороны, от нее отделились радикальные группировки, проповедовавшие насилие, в том числе террор.
С другой стороны, в Ассоциации пытались активизироваться сторонники «либерализации» с учетом ценностей западного общества. Они и создали партию Аль-Васат, умеренную исламистскую партию, отколовшуюся от «Братьев-мусульман». Ей позволили зарегистрироваться почти через 15 лет безуспешных попыток, только после январской революции 2011 г.
Аль-Васат была образована в 1998 г., когда несколько молодых, но уважаемых «братьев» вступили в конфликт с руководителями Ассоциации. Во главе новой группы стал Абу-аль-Аля Мади. Ему помогали Салах Абдель Керим и Исам Султан. Религиозная идеология партии была почерпнута из центристской школы. Это была либеральная интерпретация исламских традиций. Руководители партии считали, что основой законодательства должен стать шариат, но его нужно интерпретировать в соответствии с ценностями либерально-демократической системы.
Партия немедленно столкнулась с проблемами. Ее основатели были обвинены режимом Мубарака в том, что они якобы пытаются создать политическое крыло запрещенной «Ассоциации Братьев-мусульман». В то же время лидеры «Братьев-мусульман», представлявшие умеренное и консервативное большинство, решили не терпеть диссидентов и исключили всех ее членов из своего состава. Лишь после январской революции 2011 г. партия была легализована. Она выступала все эти годы за политические реформы, ее программа, хотя она не разработана так подробно, как у «Братьев-мусульман», была достаточно близка к ним, но в то же время большое внимание уделено прозападным либеральным ценностям [10].
Политическая практика показала, что Аль-Васат не смогла добиться широкого признания и получила в Народном собрании лишь 10 мест.
Лидером «братьев» в январе 2010 г. был избран профессор-ветеринар Мухаммед Бади, который в рамках Ассоциации считается консервативным деятелем. Его поддерживала старая гвардия, в том числе генсек организации Махмуд Иззат, который отвечает и за секреты, и за финансы «братства», и прежний верховный наставник Мухаммед Акиф. Выборы Бади показали, что в руководстве самые сильные позиции занимают те, кто много лет провел в концлагерях, но в конце 60-х гг. отказался от насильственных действий. (При режиме Мубарака они вновь попадали в тюрьмы.) С середины 70-х гг. они стали определять направления работы Ассоциации, которая аккуратно балансировала между сторонниками насилия и реформаторами. (Заметим в скобках, что прежние руководители «братьев» допускали и сверхконсервативные заявления. Тогдашний верховный руководитель «братьев» Мустафа Машхур в 1997 г. предложил вновь ввести джизью. Это вызвало взрыв недовольства среди египетских коптов, после чего он отказался от такого призыва.)
Считается, что реформистское крыло возглавлял Абдель Монейм Абуль Футух. Он настаивал на том, что нет ничего несовместимого между западными ценностями и его интерпретацией ислама. По его словам, демократия может разрушить солидарность «братьев», среди которых есть узколобые, а молодежь мыслит шире и может определить исход свободных выборов. Какая-то часть молодежи считала Абуль Футуха своим ментором. Была создана партия из нескольких сот человек под названием «Египетское течение», которая заявила, что она будет прагматичной и деидеологизированной. Лидеры этой партии были исключены из Ассоциации [11].
Руководство, состоявшее из сторонников более традиционной линии, старалось уйти от прямой конфронтации с режимом Мубарака, несмотря на многочисленные аресты. Бади заявил: «Мы подтверждаем, что братья не являются противниками режима». Но это было до псевдовыборов конца 2010 г., когда конфронтация оказалась неизбежной. А пока что Абуль Футуха вывели из состава руководящего органа - бюро наставников.
Выборы показали, что позиция «традиционного» руководства Ассоциации оказалась наиболее выигрышной и принесла ПСС победу.
«Братья» справились с собственными диссидентами. Но неожиданно для всех в качестве второй по весу силы в Народном собрании выдвинулись салафиты.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЕГИПЕТСКИЕ САЛАФИТЫ?
Салафитам предсказывали не более 10% мест в парламенте, а они получили более 22%.
Партия салафитов Аль-Нур была создана после январской революции 2011 г. в качестве политического крыла Общества салафитского призыва (Салафитского Даава) (Salafi Call). Она была одной из четырех салафитских партий, но остальные исчезли в ходе избирательной кампании.
Обладая харизматическими лидерами и некоторым административно-организационным опытом, опираясь на массы глубоко религиозного, наиболее обездоленного и наименее грамотного населения, Аль-Нур добилась убедительной победы, заняв второе место после ПСС.
Массовая база салафитов была создана благодаря активной и щедрой благотворительной деятельности, которая включала в себя помощь бедным и больным; дотации вдовам, разведенным и молодым женщинам, которым нужно выйти замуж; строительство мечетей, религиозное образование. Это были те же методы и формы деятельности, которыми отличались «Братья-мусульмане».
Само Общество салафитского призыва было создано в 1980-х гг. в Александрийском университете, когда некоторые студенты отказались присоединиться к «Братьям-мусульманам». Это вызвало столкновения, и салафиты решили институализировать свою деятельность в городе отдельно от «братьев». Раньше они отказывались принимать участие в политической борьбе, утверждая, что демократическая система была фальшивой и противоречила нормам шариата. Во время январской революции 2011 г. они не поддерживали восстание, чтобы «не вызвать кровопролития». Они опасались, что «американцы приказали бы Мубараку устроить бойню» [12].
Салафиты считают, что надо выполнять исламские предписания так, как они соблюдались во времена пророка Мухаммеда, его ближайших сподвижников и первых последующих поколений. Вся их идеология основана на строгом и буквальном выполнении Корана и Сунны. Все законодательство должно быть основано на шариате. В то же время партия обещает, что она позволит христианам иметь свои собственные законы по внутренним вопросам.
В ходе предвыборной кампании Ан-Нур заявляла о необходимости восстановить джизию. Это соответствовало бы древним нормам шариата, но вызвало решительное неприятие коптов.
Аль-Нур выдвинула ряд популистских обещаний, начиная от бесплатного образования на всех уровнях и медицинского обслуживания, жилищного строительства, а для крестьян - субсидий на воду, удобрения и семена.
Пессимисты утверждают, что салафиты будут тянуть «братьев» на правый край политического спектра и не рассчитывают на то, что ПСС удастся уравновесить идеологию салафитов своим умеренным политическим курсом.
Другие утверждают, что «Братья-мусульмане» отмежуются от салафитов и будут по-прежнему позиционировать себя как партию, придерживающуюся центристских позиций и умеренной интерпретации ислама. Поэтому ПСС будет искать общую платформу с либералами или другими светскими партиями. Эти эксперты убеждены, что депутаты от ПСС не позволят салафитам втянуть себя в разработку законодательных актов, запрещающих спиртные напитки, принуждающих женщин носить хиджаб, а также ужесточающих требования к туристам, включая раздельные пляжи для мужчин и женщин, запрет на появление женщин на пляжах в бикини, что разрушило бы всю индустрию туризма. Но кто может быть уверен в этом оптимистическом прогнозе?
В ходе встречи международного дискуссионного клуба «Валдай» в феврале с.г. в Сочи было высказано мнение, что «Братья-мусульмане» выражают реформистскую тенденцию в исламе. Им противостоит «салафитско-саудовский проект», который применяется якобы для того, чтобы повернуть социально-политическое развитие арабских стран вспять.
Что касается Израиля, то со стороны салафитов звучат достаточно туманные и противоречивые заявления.
С одной стороны, Аль-Нур провозгласила, что она «решительно возражает против нормализации и попыток диалога, установления отношений с «сионистским образованием» (Израилем), которое хочет уничтожить нашу идентичность, оккупирует наши земли, устанавливает блокаду наших братьев и поддерживает наших вешателей» [13]. Партия намерена искать возможности внести поправки в египетско-израильский мирный договор с Израилем 1979 г., выдвигая туманную формулировку: «Мы призываем вернуть все права Египта и наших братьев в Палестине и на оккупированных территориях» [14].
С другой стороны, официальный представитель партии Юсри Хаммад заявил: «Египет подписал международные договоры, и их надо уважать. Это не мое личное мнение или мнение главы нашей партии. Это политика партии».
Как сообщал телеканал «Аль-Арабия», партия Аль-Нур хотела бы провести переговоры с Израилем, отмечая, что это не является нарушением исламских принципов. Хаммад заявил со слов лидера партии Эмада Абдель Гафура: «Мы не получали официальных предложений от Израиля. Но если мы окажемся за столом переговоров с Израилем, то только под эгидой египетского министерства иностранных дел». По сообщениям израильской печати, Тель-Авив выразил интерес к встрече с членами партии Аль-Нур.
Абдель Гафур ранее сделал подобное же заявление по поводу мирного договора 1979 г. Он, однако, указал на необходимость ввести в действие те положения этого документа, которые не были применены: «Некоторые статьи должны быть претворены в жизнь для того, чтобы дать палестинскому народу почувствовать, что мирный договор принес ему пользу. Среди этих статей - урегулирование палестинского вопроса и предоставление палестинцам права на самоопределение».
Указывая на возможность пересмотра условий договора, Абдель Гафур сделал упор на то, что дипломатические отношения с Израилем будут сохраняться до тех пор, пока они служат интересам Египта и арабского мира. Он добавил: «Политика находится в состоянии постоянных перемен, так что эти обстоятельства должны быть приняты во внимание. Это относится к Израилю, как и к любой другой стране» *.
* Фарраг Исмаил. Хизб ан-нур ас-саляфи ле юманиу фи аль-хивар маа исраил (Египетская партия салафитов готова к переговорам с Израилем). Ал-арабийя, 20 дисамбар 2011 - http://www.alarabiya.net/articles/2011/12/20/183491.html
ПАРЛАМЕНТСКИЕ МАНЕВРЫ
После выборов в Народном собрании начались обычные парламентские маневры, связанные с формированием коалиций или просто достижением договоренностей по ряду вопросов.
Спикером был избран генеральный секретарь ПСС Саад аль-Кататни, были поделены места председателей различных комитетов.
Третье место в парламенте с 38 мандатами заняла светская либеральная партия Вафд. Вряд ли можно утверждать, что ее предвыборная кампания была хорошо организована. Но партия сделала правильный шаг, выйдя из Демократического альянса, возглавляемого ПСС.
В отличие от десятков крошечных партий, групп и группочек, бренд «Вафд» всегда был на слуху. Египтянин со школьной скамьи на уроках истории своей страны усваивал, что Вафд возглавляла египетскую революцию 1919 г., почти 20 лет, вплоть до насеровской революции 1952 г., формировала сменявшие друг друга правительства.
После победы ПСС руководство партии оказалось перед выбором: то ли войти в формальный блок с ней и получить некоторые завидные министерские портфели, то ли стать оппозицией в надежде заработать очки на будущее.
Вафд и Партия созидания и развития (13 мест) снова выразили готовность вступить в блок с Демократическим альянсом, где доминирует ПСС [15]. Появились сообщения, что Вафд и ПСС договорились о координации действий в новом парламенте. Глава Вафда Аль-Сейид Аль-Бадави встретился с лидером ПСС Мухаммедом Мурси. Они заявили, что выработка новой конституции должны быть достигнута на основе национального консенсуса.
На четвертом месте оказались участники Блока Египет (35 мест). В нем объединились совершенно различные по своим установкам политические силы - левая партия с социалистическим уклоном Аль-Тагамму, объединившая наследников коммунистов и насеристов, Египетская социал-демократическая партия и созданная коптским бизнесменом-миллиардером Саварисом Партия свободных египтян. В Блоке Египет депутатские мандаты распределились следующим образом: 16 получили «свободные египтяне», 14 - социал-демократы и 5 - представители партии Аль-Тагамму.
Этот альянс часто называют блоком светской направленности, пытавшимся создать противовес влиянию «Братьев-мусульман» и обеспечить создание в Египте гражданского демократического государства. Сначала в него входила 21 политическая партия, но потом большинство вышло из него. Разногласия касались, прежде всего, распределения будущих мандатов и места каждой личности в предвыборных списках.
Блок Египет выступал за отделение религии от политики. Выпады членов этого блока против исламистских партий не добавили ему популярности. Но в Партию свободных египтян вошло много коптов. Поэтому любая коалиция должна будет хотя бы учитывать их интересы.
Некоторые партии включали в свой состав бывших членов мубараковской Национально-демократической партии (аль-фулюль).
Ряд партий затем присоединился к созданному «Интернет-молодежью» альянсу «Революция продолжается», который получил мизерные 2% мест в Народном собрании. (Молодые революционеры во время встречи с бывшим президентом США Картером заявили, что они решили не искать для себя парламентских мандатов, а осуществлять мониторинг процесса. Им удалось добиться большого успеха в выбивании уступок от ВСВС. Но они заняли очень критическую позицию по отношению к США, считая, что Вашингтон не поддерживал их.)
Закулисные переговоры и противоречивые заявления представителей различных партий, как и сообщения печати, пока не внесли особой ясности в формирующийся расклад альянсов в парламенте.
Так, генеральный секретарь ПСС Саад аль-Кататни опровергал сообщения, появившиеся в печати, что его партия ведет переговоры с партией Аль-Нур с целью формирования «исламистского правительства», но какие-то контакты, видимо, были. Возможность альянса между «Братьями-мусульманами» и салафитами отрицал и крупный деятель «братьев» Махмуд Эззат. Однако лидер партии Аль-Нур Абдель Гафур еще в декабре 2011 г. выразил готовность образовать парламентскую коалицию с ПСС [16]. Тогда же он также отрицал конфликт с Высшим советом вооруженных сил. Он заявил: «Мы часто встречаемся, чтобы обсуждать политическую ситуацию».
Независимая газета «Аль-Масри аль-Яум» утверждала, что Аль-Нур пытается установить связи с соперниками из светских и либеральных партий с тем, чтобы в новом парламенте объединить их ряды в противовес «Братьям-мусульманам». Но, по мнению газеты, это будет очень трудно достичь, еще труднее сохранить такое сотрудничество, учитывая их серьезные идеологические различия. Но эти переговоры показывают, что многие обеспокоены перспективой того, что «Братья-мусульмане» в результате своей победы на выборах будут доминировать в египетской политике, отодвигать другие партии на второй план [17].
Переговоры салафитов, агрессивно осуждавших светский режим с либералами, не могут не вызывать удивления. Ведь во время предвыборной кампании некоторые шейхи салафитов заявляли, что голосование за светские партии «противоречит исламу».
Встречу между партией Аль-Нур и двумя либеральными партиями - Свободными египтянами и Вафдом - организовал представитель партии Аль-Васат Исам Султан. Он утверждал, что во время переговоров лидеры партии Аль-Нур сидели вместе с представителями Вафда, в числе которых были женщины без хиджаба, с открытыми лицами. Аль-Нур, по заявлению Султана, провела успешные переговоры с Партией свободных египтян. (И это при том, что ее основателя Савириса вызвали в суд по обвинению в неуважении к религии после того, как в Интернете он поместил карикатуру, в которой Микки Маус был изображен с бородой, а Минни Маус в черной исламской чадре.)
«Аль-Ахрам» после выборов также сообщала, что две партии из Блока Египет - Свободные египтяне и Египетская социал-демократическая партия - вели переговоры с Аль-Нур и ПСС. Аль-Тагамму, у которой только 5 мандатов в Народном собрании, отказалась вести переговоры с исламистами. Но это не может оказать влияние на расстановку сил в парламенте [18].
Можно предполагать, что египетский парламент увидит и логичные, и странные коалиции имеющих мало общего партнеров, вступающих в брак по расчету, при доминировании ПСС, то есть «Братьев-мусульман».
ВАШИНГТОН КАЕТСЯ
Для администрации США и всего американского внешнеполитического и разведывательного истеблишмента январская революция 2011 г. в Египте стала неожиданностью. Еще более неприятным оказалось развитие внутриполитической ситуации, которое привело к итогам свободных выборов, на этот раз предсказуемым, и маргинализовало прозападные силы в египетском обществе.
Белый дом вынужден срочно перестраивать отношения с «братьями». Его первая стратегическая задача состоит в сохранении израильско-египетского мирного договора, который считается основой безопасности Израиля и какой-то стабильности на его границах. Вторая задача, связанная с первой, - попытаться удержать в орбите своего влияния в регионе Египет, центральную арабскую страну с 85 миллионами жителей, пойдя на компромиссы с руководством «братьев».
При этом Вашингтон оказался в западне собственных догматов. Он выступал за свободные выборы - и получил победу исламистов в Тунисе, Марокко, а теперь и в Египте. Он выступал (хотя бы на словах) против военных диктатур - своих верных сателлитов и союзников, но вынужден был их предать. Он поддерживал прозападные либеральные силы, в том числе «Интернет-молодежь», организовавшую непредвиденные революции в Тунисе и Египте, а теперь вынужден предавать и этих своих социальных и идеологических союзников.
Отражением таких противоречий и стали заявления американцев, в которых они стали каяться в прежних ошибках (хотя и зря: покаяние вообще не свойственно психологии мусульман и непонятно им), и попытки наладить контакты и возможное сотрудничество с исламистами.
Еще до выборов представители посольства и Госдепартамента США встречались с заместителем главы ПСС Исамом аль-Арианом. Он заявил, что ПСС признает роль США в мире и регионе. Он выразил надежду, что США будут прислушиваться к голосу арабского народа и уважать его стремление создать сильную арабскую демократическую систему. «Арабский народ хочет создать демократические государства, вдохновленные арабско-исламской культурой, которая проповедует религиозные ценности. И таким образом пополнить демократические системы в мире новым образцом». Он призвал США уважать выбор народа на свободных и честных выборах и сотрудничать с новыми демократически избранными арабскими правительствами.
Со своей стороны американские представители заявили, что администрация США пересматривает ее прежние позиции. Она уважает желание арабского народа построить демократическую систему, которая обеспечивает права и свободы всех, включая женщин и меньшинства. В конце встречи аль-Ариан подчеркнул, что американская администрация должна поддерживать права палестинского народа [19].
В декабре 2011 г. лидера ПСС Мохаммеда Мурси посетили сенатор Джон Керри и посол США. «Обмен мнениями» происходил в таком же духе [20].
Сразу после выборов помощник госсекретаря США Уильям Бэрнс также встретился с Мурси. Он заявил, что США будут поддерживать Египет экономически с тем, чтобы помочь ему преодолеть кризис, и подчеркнул важную роль Египта в регионе и позитивное воздействие, которое он может оказать на различные проблемы региона. В свою очередь, лидер ПСС отметил важную роль, которую американская администрация может играть в разрешении палестинского кризиса, чтобы «остановить нападения» на палестинский народ. Он также призвал США занять более четкую позицию относительно «систематических убийств представителей сирийского народа» [21].
Обсуждая палестинский вопрос в Каире, бывший президент США Дж.Картер отметил, что его организация осуществляла мониторинг выборов в Палестине в 2006 г. Эти выборы были честными и свободными, но США и международное сообщество отказались признать их результаты. По его словам, мирный договор между Египтом и Израилем имеет две стороны: первая относится к Израилю, международным обязательствам по отношению к палестинской проблеме, а вторая - к военным делам. Но была применена лишь вторая часть этого договора, в то время как первая часть, касающаяся прав палестинцев, соответствующим образом не была рассмотрена. Он отметил, что бывший египетский режим приложил усилия к тому, чтобы игнорировать эту сторону договора [22].
С Картером встречался и Мурси. Он также указал, что палестинская проблема занимает особое место в сердцах египтян. Весь египетский народ, включая ПСС, требует от международного сообщества понимать нужды палестинского народа, его право на государственность. Важно, чтобы с палестинцев была снята блокада. Он добавил, что Египет - большая страна с действующими институтами и что эти институты уважают соглашения, подписанные в прошлом... в рамках уважения суверенитета и независимости.
В беседе с верховным наставником «братьев» Бади Картер вновь подчеркнул, что, как показывает строительство еврейских поселений и захват палестинских земель, израильская сторона не уважала права палестинского народа, заключенные в мирных договорах. Он отметил, что в бытность президентом США, как и Буш-старший, он пытался остановить строительство поселений, но оба они потерпели неудачу. Буш-младший и президент Обама позволили израильтянам строительство поселений.
Однако запоздалые откровения Картера отражают не официальную, а его личную позицию.
Лидер «братьев» Бади заявил, что сейчас наступает «эра суверенитета народов», и выразил надежду, что иностранные государства, в особенности США, будут уважать волю народов, радикально изменят свою политику, примут результаты выборов и будут иметь дело с выборными представителями народов, перестанут поддерживать тиранов-правителей и диктаторов и воздержатся от вмешательства во внутренние дела других государств.
Он также выразил свое негодование сохранением «страшной несправедливости в отношении палестинского народа». Бади призвал администрацию США, если США хотят изменений в сердцах народов, которые сейчас полны ненависти по отношению ко всем американским правительствам, изменить свою постоянную одностороннюю поддержку «сионистской» стороны и занять на практике справедливую позицию по этому вопросу, а не только заниматься заклинаниями, которые слышны из уст президента Обамы [23].
Посол США Энн Паттерсон на встрече с Бади в январе 2011 г. признала, что американская администрация в прошлом делала некоторые ошибки, но теперь исправит их. США извлекли урок из этих ошибок, поэтому они не повторятся, а демократия всегда приносит стабильных партнеров [24].
ЗАПАДНЫЕ СМИ СМЯГЧАЮТ СВОЮ ОЦЕНКУ ИСЛАМИСТОВ
Внешняя политика США по отношению к исламистским партиям в Египте меняется. Эта перемена становится очевидной и в подаче американскими СМИ информации об исламистах в Египте, особенно о «Братьях-мусульманах».
Еще за три недели до начала египетских парламентских выборов госсекретарь США Хиллари Клинтон подтвердила заявление о том, что администрация Обамы будет сотрудничать с исламистскими партиями, которые усиливают свои позиции в мусульманском мире. «В течение многих лет диктаторы говорили своим народам, что те должны признать автократичные режимы, которые они знают, чтобы не допустить к власти экстремистов, которых они боятся. Слишком часто мы сами принимали эти рассуждения за чистую монету», - заявила Клинтон *.
* Clinton R. Hillary. Address at the National Democratic Institute's 2011 Democracy Awards Dinner. November 7, 2011 -http://www.state.gov/secretary/rm/2011/11/176750.htm
Американские СМИ положительно оценили визит сенатора Керри в Египет. Об этом, в частности, писал Джон Кирьяку, бывший сотрудник ЦРУ, занимавшийся проблемами противодействия терроризму, ныне аналитик комитета по иностранным делам американского Сената. Он указал на объективные факторы, оправдывающие стратегию сближения администрации Обамы с египетскими исламистами.
По мнению Кирьяку, религиозные взгляды «братьев» не могут служить Вашингтону убедительной причиной для того, чтобы дистанцироваться от Ассоциации. «Долгие годы само название «Братья-мусульмане» пугало американцев, особенно внешнеполитический истеблишмент. Все зацикливались на ассоциациях с ХАМАСом, антиамериканской деятельностью и женщинах в хиджабе. Все эти ассоциации соответствуют действительности. «Братья-мусульмане» - это тоже суннитские фундаменталисты, но такой же является и Саудовская Аравия, и мы поддерживаем с ней прекрасные и взаимовыгодные отношения», - писал он.
Новый подход в американской внешней политике сочетается со значительным поворотом в дискурсе западных СМИ по поводу исламизма. Прежние опасения по поводу того, что мусульманские фундаменталисты «украли» революцию молодежи в Египте, теперь уступают место тезису о том, что «братья» - это «умеренная» организация.
Освещая парламентские выборы в Египте, солидные американские газеты отмечали, что «братья» стремятся идти в ногу со временем. Эти газеты хвалили их за компетентность и эффективность, которую проявляют «братья», несмотря на то, что они годами оставались жертвами репрессий.
Подчеркивая, что Ассоциация является более толерантной и демократичной, чем «мы на Западе» думали, английский журнал «Экономист» писал по поводу изменения отношения к «братьям»: «Большинство признаков свидетельствует о том, что Ассоциация основательно отошла как от ее карикатурного изображения в виде воплощения нетерпимости, так и от догматов, которых придерживались в прошлом некоторые предшественники Ассоциации... «Братья» не раз настаивали на том, что они будут защищать права женщин и религиозных меньшинств и уважать результаты выборов, даже если они окажутся для них неблагоприятными» [25].
Происходит значительное изменение в трактовке самого понятия «исламизм». Ряд ведущих американских комментаторов попытались представить более сложный, чем в прошлом, образ исламизма, подчеркивая разнообразие и неоднородность широкого спектра идеологий, которые традиционно считались «исламским фундаментализмом». Отмечая различия между «умеренным исламизмом» и «экстремистским исламизмом», они утверждают, что «арабская весна» изменила соотношение сил в пользу «умеренных» исламистов. Так, журнал «Тайм» писал, что «влияние умеренных исламистов в самой организации «Братьев-мусульман» усиливается. Их число значительно больше, чем экстремистов» [26].
«Экономист» поставил диагноз «полного провала радикального ислама, проповедующего насилие. Египет, кажется, вписывается в более широкую региональную тенденцию, которой присуща более прагматичная, толерантная форма исламизма, нацеленная на то, чтобы господствовать на политической арене, скорее, с помощью избирательных урн, чем винтовок» [27].
Таким образом, западная пресса пришла к убеждению, что «политический ислам появляется в разных формах и одеждах». Читателей уверяют, что среди исламистов многих и разных мастей «братья», видимо, наиболее приемлемы, учитывая религиозность египетского народа, слабость египетских либералов и экстремизм салафитов. «Стисни зубы и осторожно приветствуй его - в надежде, что арабы отвернутся от более неприятных разновидностей исламизма» [28], - писал «Экономист».
Заявления «Братьев-мусульман» о том, что они не собираются создавать альянс с салафитами, представляются западным СМИ все более убедительными. «Братья-мусульмане» и салафиты являются традиционными врагами, они практически соперничают на одном поле религии, поэтому вряд ли кто-то может предвидеть, какие коалиции возникнут», - писал известный обозреватель «Нью-Йорк таймс» Томас Фридмен.
Сейчас в западных СМИ проводится различие между «братьями» и салафитами, а не между «исламистскими обскурантистами» и «прогрессивными либералами». Одновременно сами салафиты становятся объектом более тщательного анализа, иногда окрашенного симпатией. Так, в газете «Нью-Йорк таймс» Дэвид Киркпатрик писал, что «более тщательное исследование кампании салафитов дает основание полагать, что их программа больше отражает возмущение действиями египетской элиты, чем какие-то особые планы в области религии. Как и другие главные политические партии в Египте, кандидаты салафитов поддерживают популистскую позицию борьбы против «блатного капитализма эры Мубарака» [29].
Некоторые СМИ уже дошли до того, что описывают исламистов как «подлинных демократов» и «наиболее здравомыслящих из всех существующих политических сил в Египте». В разделе «Мнения» журнала «Тайм» Бобби Гош писал под заголовком «Почему исламисты - демократы, которые лучше?»: «Исламисты, как оказалось, понимают, что такое демократия, гораздо лучше, чем либералы». По его мнению, исламисты добились заслуженного успеха за счет более эффективной организации и примирительного отношения к различным политическим течениям. Они показали свою эффективность в предоставлении социальных услуг в бедных предместьях в течение десятилетий, они знают, на каком языке обращаться к недовольным массам;короче говоря, они делают то, что Запад ожидал от египетских либералов, которые провалились. Гош завершил свою статью утверждением, что «у либералов еще есть время научиться стать лучшими демократами - подобно исламистам» [30].
Скорее всего, изменение оценки исламистов западными СМИ вызвано простым фактом, который констатировал журнал «Форин афферс»: «У Вашингтона просто нет другого выбора, как работать с теми, кто придет к власти в Каире».
Предполагается также, что Египет пройдет через исламистскую стадию развития, прежде чем выйдет на путь западных демократий. Т.Фридмен так и писал: «Вряд ли есть шанс для какой-либо арабской страны пройти от Мубарака к Джефферсону, минуя фазу Хомейни».
* Томас Джефферсон - один из «отцов-основателей» США, третий президент страны (1801-1809), оказавший большое влияние на формирование демократической государственной и политической системы страны.
Однако в Вашингтоне надеются, что на позитивное отношение к ним «братья» ответят взаимностью, остро нуждаясь в западной помощи и иностранных вложениях.
Исламистам «легко было сохранять идеологическую чистоту все годы, когда они не находились у власти. Но их неожиданное восхождение на пьедестал египетской политики совпало со свободным падением экономики страны... и их самым большим бременем станет налаживание этой экономики, не имея нефти (в отличие от Саудовской Аравии или Ирана)» [31], - писал в январе 2012 г. Т.Фридмен.
«Как «Братья-мусульмане» смогут продвигать свои фундаменталистские религиозно-социальные идеи, если они отпугнут главный египетский источник дохода (видимо, имеется в виду туризм. - А.В.), не говоря о прямых иностранных вложениях, не говоря об иностранной помощи из Евросоюза и США? - задавал он риторический вопрос. - Ожидается, что реальные испытания для «братьев», когда они окажутся во власти, будут заключаться в их умении выполнять свои обещания и экономические требования масс. Ничто в их декларациях не говорит о том, что они откажутся от неолиберализма. У Египта нет запасов нефти. Его единственная надежда на развитие - это капитализм свободного рынка. Тот, кто унаследует власть в Египте, должен обеспечить менее коррумпированную форму капитализма, при которой будет больше конкуренции, больше приватизации и меньше государственного сектора, в то время как египетская экономика тонет».
Может быть, базисом для принятия Западом нового исламского фундаменталистского союзника стала уверенность в том, что «братья» не создадут какую-либо угрозу системе свободного рынка.
ВЗГЛЯД НА ИЗРАИЛЬ: СМЕСЬ ПРАГМАТИЗМА И ИДЕОЛОГИИ
«Братья-мусульмане» пытаются маневрировать между своей жесткой антиизраильской идеологией и реальностями управления страной. Они сталкиваются с одной из главных проблем внешней политики - как относиться к мирному договору Египта с еврейским государством.
Их позиция по поводу мирного договора - оппозиция, но не отторжение - признак достаточно гибкой политики. Они способны отказаться от жесткого доктринерства в пользу краткосрочного прагматизма, возможно, с расчетом на более отдаленную перспективу. Они оставляют все возможности открытыми и выступают с противоречивыми заявлениями, чтобы расчистить путь для любых решений.
Нынешние заявления «братьев» по поводу Израиля от имени ПСС отражают эволюцию их взглядов за многие десятилетия существования этой организации.
«Первый раз в истории «Братья-мусульмане» находятся во власти, и это заставляет их проявлять прагматизм, когда дело касается внешней политики, потому что любая ошибка может поставить под удар их успехи», - писал Халиль аль-Анани, египетский эксперт по исламистским движениям *.
* См. подробнее: Muslim Brotherhood mixes pragmatism, ideology on Israel // Egypt Independent, 18 January 2012 - http://www.egyptindependent.com/node/608771
Официальные представители «братьев» заверили США, что они будут сохранять кэмп-дэвидские соглашения, которые действуют уже 32 года. Именно этот вопрос больше всего беспокоит американцев, считающих эти договоренности краеугольным камнем сохранения стабильности в регионе. Как представляется, отказ от договора, что в высшей степени беспокоит Израиль, в данный момент не стоит на повестке дня «братьев», потому что это втянуло бы их в ненужный для них конфликт с Западом. Вместо этого руководители Ассоциации заявляют, что они хотят провести переговоры по некоторым пунктам договора, в особенности касающимся ограничений на войска, которые Египет может держать на Синайском полуострове.
В то же самое время они заявили, что договор «несправедлив» по отношению к Египту и пустили в оборот идею, что договор можно поставить на референдум. Возможно, это - попытка сделать жесты в адрес своей социальной базы, которая настроена антиизраильски. Но референдум открывает взрывоопасную возможность того, что египетское общество отвергнет этот договор.
В то же время лидеры «братьев» заявляют, что они не признают Израиль и члены Ассоциации не намерены встречаться с израильтянами.
«Никто не может заставить меня сидеть за одним столом с израильтянами», - заявил один из лидеров «братьев» Махмуд Иззат в своем интервью агентству Ассошиэйтед пресс. По его словам, Ассоциация будет следовать примеру палестинской исламской группировки ХАМАС, которая отказывается от непосредственного участия в мирном процессе: «Народ избрал ХАМАС, а он ведет переговоры с Израилем через посредников».
Аналитики считают, что на ближайшую перспективу «братья» откажутся от тех министерских портфелей, которые предполагают прямые контакты с Израилем, - таких, как портфель министра иностранных дел, и будут рассчитывать на избранного президента для контактов с Израилем.
Предполагается, что главная цель «братьев» - укрепление их политического господства в самом Египте. Конфронтация с Израилем и США по поводу мирного договора может угрожать решению этой задачи.
Однако Ассоциация глубоко предана своей антиизраильской идеологии и не может ее отбросить, игнорируя мнение своих сторонников. Кадры Ассоциации, как и египетское общество в целом, с детства воспитывались в школах на антиизраильских примерах, старейшие члены этой организации с оружием в руках воевали против Израиля в 1948 г. «Братья-мусульмане» выступили против мирного договора с Израилем в 1979 г., и тогдашний президент Анвар Садат в отместку бросил в тюрьму некоторых из них. «Если лидеры ПСС будут замечены в контактах с Израилем, это вызовет протест в Ассоциации, - заявил Сарват Хербави, бывший член «братства». - «Братья-мусульмане» должны учитывать мнение своей социальной базы, которая воспитывалась на ненависти к Израилю. В течение десятилетий им говорили о том, что любое соглашение с Израилем - это свидетельство продажности».
В 2007 г. Исам аль-Ариан, теперь заместитель председателя ПСС, вызвал возмущение среди членов Ассоциации, когда заявил, что «братья» готовы признать Израиль и уважать мирные соглашения, если они придут к власти. В ответ на протесты, он сказал, что хотя Ассоциация не признает Израиль, но, войдя в правительство, она должна будет действовать в духе «политического реализма». В интервью обозревателю «Нью-Йорк таймс» Т.Фридмену в январе 2012 г. аль-Ариан подтвердил такую позицию: «Это обязательство государства, а не какой-то группы или партии, и мы уже заявляли, что будем соблюдать прежние обязательства Египта» [32].
Во время встречи с сенатором Дж.Керри лидер партии Мухаммед Мурси также сказал, что, как отмечалось в официальном заявлении Ассоциации, Египет «уважает подписанные договоры и соглашения». Государственный департамент США заявил, что американская администрация получила заверения от «братьев», что они будут уважать такие соглашения.
Руководство «Братьев-мусульман» немедленно дистанцировалось от этого категорического заявления. Заместитель верховного руководителя Ассоциации Рашад Баюми отрицал какие-либо заверения, которые якобы были даны, и подтвердил, что члены «братства» не будут сидеть за одним столом с израильтянами: «Мы не признаем Израиль. Это - враг, оккупант, насильник и преступник».
Еще через две недели Ассоциация устроила теплый прием лидеру ХАМАСа Исмаилу Хание, который совершил свое первое посещение Египта после того, как его группа установила контроль над Газой в 2007 г. В штаб-квартире «Братьев-мусульман» его встречали ряды молодых мужчин и женщин в хиджабах, которые размахивали зелеными флагами
ХАМАСа.
Этот визит позволяет предполагать, писал Сарват Хербави, что «Братья-мусульмане» «будут стремиться к более тесным связям с ХАМАСом в отличие от правительства Мубарака, которое в принципе прервало такие связи и даже помогало Израилю в блокаде Газы после 2007 г. Хание подчеркнул, что ХАМАС является как бы ветвью «братьев», хотя они еще в 70-х гг. отвергли насилие: «Группа исламского сопротивления ХАМАС является инструментом джихада «Братьев-мусульман».
Сарват Хербави утверждает, что разговоры о возможном изменении договора и проведении референдума нацелены главным образом на то, чтобы сохранить лицо, подчеркнув свою антиизраильскую позицию, в то время как «Братья-мусульмане» вырабатывают тактику действий в отношении Израиля. По его словам, «они хотят идти по натянутому канату. Они не хотят упасть с каната». На деле Ассоциация формально не обязана следовать курсу на референдум.
Что же касается изменения условий договора, то, как заявил официальный представитель «братьев» Мухмуд Газлян, речь пойдет о параграфах, которые запрещают египетской армии находиться на Синае, около израильской границы. «Это касается суверенитета», - заявил он агентству Ассошиэйтед пресс. Изменение этих условий не затронет главных пунктов договора и признания Израиля.
К слову сказать, Тель-Авив проявил определенную гибкость по отношению к проблеме Синая, согласившись на размещение там египетских войск в 2011 г. во время революционного хаоса. Однако Израиль может отказаться формально изменить договор или позволить разместить на Синае тяжелое вооружение и военно-воздушные силы. Официальный представитель израильского министерства иностранных дел Игаль Палмор заявил, что правительство не собирается давать комментарии относительно возможных изменений договора, потому что со стороны Египта не было официального предложения по этому поводу.
Многие аналитики считают, что в ближайшем будущем Египет, в котором доминируют «Братья-мусульмане», скорее всего будет проводить почти ту же политику, что и Мубарак. Так, Имад Гаад, египетский специалист по израильским проблемам, сказал: «Они понимают, что Египет - это не Газа и что любая партия должна уважать унаследованные от прежнего правительства соглашения, потому что они не могут позволить себе ухудшения отношений с Америкой или даже с Израилем».
«БРАТЬЯ» И ВОЕННЫЕ
Пока представители «Интернет-молодежи» устраивали демонстрации, чтобы добиться от правящего Высшего совета вооруженных сил (ВСВС) тех или иных демократических реформ, «братья» выбрали иной путь. Они требовали переключить внимание с уличной политики толпы на выборы в парламент. Лозунг «Выборы - это решение» появился в конце ноября прошлого года, когда ВСВС пытался подавить протесты в центре Каира и прекратить неделю демонстраций и митингов, вызванных жестоким обращением полиции и военных с их участниками.
В то время «братья» заявили, что некая неизвестная «третья сторона» пытается сорвать выборы и посеять в стране хаос. Объяснить, например, почему кончились кровопролитием демонстрации коптов, было невозможно. (Автор этих строк считает, что и у толпы, и у военных просто сдали нервы. - А.В.).
Через свои СМИ «Братья-мусульмане» начали кампанию против «революционеров-социалистов» и других групп активистов, обвиняя их в анархии и попытках разрушить государство. В ответ представители «Интернет-молодежи» на своих сайтах в социальных сетях обрушились на «братьев» с обвинениями в политическом оппортунизме, измене идеалам революции и «предательстве погибших героев» ради власти.
Почти с первых дней революции «братья» вели переговоры, пытаясь наладить сотрудничество с военными. В комиссию по внесению поправок в старую конституцию и выработке конституционной декларации на переходный период были включены известный своими симпатиями к исламистам юрист Тарик аль-Бишри и Собхи Салех, член Ассоциации.
«Братья-мусульмане» были заинтересованы в том, чтобы побыстрее провести выборы, пока не успели сформироваться и начать действовать другие партии. Если не считать внезапного взлета салафитов, эта тактика оказалась верной.
Расчет «братьев» строился на том, чтобы сначала провести парламентские выборы и создать новый парламент, а он назначит конституционную ассамблею для разработки конституции, которая и определит характер политической власти. И уже затем на основе новой конституции выбирать президента.
Военные пытались помешать осуществлению этого плана. Ситуация развивалась весьма хаотично. На площади Ат-Тахрир собрались представители крайне консервативных происламских сил, которые призывали к созданию исламского государства. Военные попытались предложить пакет «надконституционных документов», которые, с одной стороны, препятствовали бы созданию теократии в стране, а с другой - обеспечивали вооруженным силам полную независимость от избираемых гражданских органов при решении военных дел, включая и принятие военного бюджета. Этот документ спровоцировал не только отрицательный общественный резонанс, но и первое столкновение между генералами и происламскими силами. 18 ноября прошлого года «Братья-мусульмане» призвали устроить протесты с требованиями отозвать этот документ. Они заявили, что военные будут обязаны уважать волю избранного парламента, который обладает исключительным правом назначать членов конституционной ассамблеи. ВСВС вынужден был отозвать свой документ.
Эти события не означали принципиальный конфликт между «Братьями-мусульманами» и военными. Каждая сторона маневрировала с целью укрепить свои будущие позиции. Военных ослабляло то, что они не могли решить ни экономических, ни социальных проблем страны и находились под постоянным давлением стран Запада, которые выступали против военного правления.
В Египте армия никогда не была гарантом неких светских традиций, как это было в Турции, где генералы выступали в качестве наследников кемализма. Было ясно, что обе стороны могут достичь согласия. Социально-экономические привилегии офицерства и генералитета останутся в неприкосновенности, но реальная власть внутри страны будет передана «Братьям-мусульманам».
На встрече с Дж.Картером верховный наставник «братьев» Бади заявил, что перед ВСВС в данный момент стоят две задачи. Первая - защищать границы страны и обеспечивать ее национальную безопасность, таким образом выполняя функцию, которую «мы высоко ценим». Вторая задача - играть политическую роль - носит временный характер, и она будет выполнена с установлением конституционных институтов. Он добавил, что «наша позиция по отношении к Высшему совету вооруженных сил состоит в том, что мы поддерживаем его, когда он прав, а когда он ошибается, - даем ему советы до тех пор, пока он не передаст власть гражданским властям, избранным народом» [33].
Картер писал: «Со времени свержения короля Фарука в 1953 г. (он ошибается - в 1952 г. - А.М.) Египтом правили военные лидеры, которые сосредоточили в своих руках всю политическую и военную власть и значительный контроль над экономическими делами. Несмотря на свержение президента Мубарака, военные сохранили значительную часть своей исторической власти. Только давление со стороны революционных сил на улице заставило их нехотя сделать какие-то уступки» [34]. По мнению Дж.Картера, некоторые ключевые элементы автономии и привилегий военных будут сохранены. Они будут поддерживать все положения мирного соглашения с Израилем и сотрудничать с ним.
На встрече с маршалом Ат-Тантави - главой ВСВС, фактически действующим президентом Египта, Картер получил заверение в том, что закон о чрезвычайном положении будет отменен перед президентскими выборами не позднее июня.
Что касается судьбы бывшего президента Мубарака, то военные вели себя достаточно взвешенно. Они могли бы передать его дело в военный трибунал для быстрого вынесения приговора, что происходит после многих революций, но предпочли поручить это дело гражданскому суду. Никто не имеет права приказать гражданскому судье: «Поспеши, поспеши». Череда юридических процедур требует времени и терпения.
Оценивая роль военных, газета «Нью-Йорк таймс» писала: «Представляется, что «Братья-мусульмане» и военные договорились об общих принципах» [35].
И «братья», и военные согласны на создание президентско-парламентской политической системы, не более исламизированной, чем это было раньше, и обеспечение гарантий свободы религии и слова. Создается впечатление, что две стороны работают над двумя наиболее деликатными вопросами - степенью гражданского контроля над военными и возможным представлением неприкосновенности от преследования военным лидерам. «Братья» то намекали на возможность таких гарантий, то опровергали их. Явно шел торг.
Проявляя здоровую дальновидность, руководство «братьев» заявило, что Ассоциация не будет выдвигать своего кандидата на пост президента. Абуль Футух игнорировал это решение и заявил, что выдвинет себя кандидатом на этот пост, за что и был исключен из Ассоциации.
Понимание того, что сделка уже, возможно, состоялась без публичных дебатов, вызвало смешанные чувства негодования и облегчения у либералов и активистов борьбы за права человека.
Со своей стороны ВСВС сделал жест, освободив более 1900 заключенных, в том числе и популярных блогеров [36].
В интервью и публичных заявлениях военные лидеры и лидеры Ассоциации заявляли, что, по их мнению, прежняя египетская конституция, принятая в 1971 г., может быть сохранена с небольшими модификациями роли президента. Остается прежняя статья, которая гласит, что принципы исламского права (шариата) должны стать источниками египетского права. Но она не будет ужесточаться с упоминанием более специфических положений шариата, как этого требуют ультраконсервативные исламисты. Останутся также статьи об индивидуальных свободах, которые вполне адекватны, если будут применяться на практике.
Утверждается, что был найден компромисс и по другому вопросу: «братья» согласились, что надзор за составлением военного бюджета и военными расходами будет осуществлять лишь ограниченная часть избранных депутатов [37].
Стоит отметить, что между ВСВС и США разыгрался нешуточный конфликт. Оказалось, что ряд финансируемых американцами неправительственных организаций активно участвуют в демонстрациях против военных. Несколько десятков их членов, включая граждан США, были арестованы по обвинению в нарушении египетских законов. В Египте большинство встретило эту меру с пониманием или равнодушно, но она вызвала почти истерическую реакцию американских СМИ и Конгресса. Погасить скандал долго не удавалось.
ОТРЕЗВЛЯЮЩИЕ РЕАЛИИ ЭКОНОМИКИ *
Политические маневры продолжаются. Но в дверь стучатся экономические и социальные проблемы, которые невозможно решить одним махом. Арабская «улица» по-прежнему бурлит, не получив ожидаемого от революции. Видимо, именно поэтому ПСС не возражала против сохранения у власти правительства Камаля аль-Ганзури, назначенного военными.
* Подробнее см.: Виницкий Д.И. Египет. Холодный экономический душ заливает жар «арабской весны» // Азия и Африка сегодня, 2012, № 3.
Как отмечал Дж.Картер, премьер-министр аль-Ганзури заявил ему, что на ближайшие три месяца 2012 г. стране не хватает $10 млрд, чтобы покрыть текущие расходы. Обещанная помощь от США и арабских стран не приходит, а представители Международного валютного фонда намерены навязывать Египту очень непопулярные решения, такие, как уменьшение субсидий на хлеб и другие продукты. (Аль-Ганзури также сообщил Картеру, что останется на своем посту, пока не будет сформировано новое правительство. Но он готов вернуться к своему прежнему статусу пенсионера [38]).
Многие комментаторы отмечают, что главная проблема, стоящая перед новым парламентом и новой властью, - обеспечить кусок хлеба для населения. У «Братьев-мусульман», по мнению их сторонников, разработаны планы, как решать проблемы нищеты, образования, экономики. Естественно, что переходный период будет трудным, учитывая столкновения партийных и личных интересов. Однако «братья» показали себя как в высшей степени рациональная сила, которая готова работать с другими, чтобы не допустить разрастания хаоса [39].
Лидер ПСС Мурси утверждал, что у Египта есть большой потенциал развития. Стабилизация политической обстановки, по его мнению, поможет создать условия, привлекательные для инвестиций. Он отметил, что у Египта имеется инфраструктура, чтобы активизировать частный сектор, но политическая ситуация в этот переходный период отпугивала инвесторов.
Считается, что среди «Братьев-мусульман» гораздо меньше коррупции, чем в обществе в целом, и это поможет им решить экономические проблемы [40].
Свою внешнеполитическую стратегию «братья» вырабатывают, в частности, с учетом экономических реалий Египта. А эти реалии требуют сохранения экономического и иного сотрудничества с США и другими странами Запада.
В Конгресс США был предложен законопроект, который определил условия предоставления американской военной и экономической помощи Египту. В соответствии с этим законопроектом, помощь должна быть одобрена на основе свидетельства госсекретаря США перед Конгрессом о том, что Египет не нарушает какие-либо условия договора с Израилем.
Палата представителей уже одобрила этот законопроект, который увязывает предоставление помощи в размере $1,3 млрд на цели безопасности и $250 млн экономической помощи с двумя условиями - сохранением мирного договора, подписанного в 1979 г. Египтом и Израилем, и передачей власти гражданскому правительству, которое защищает права человека и свободу религии и слова.
Соли на раны и американских конгрессменов, и экономического блока египетского правительства добавил вышеупомянутый скандал с неправительственными организациями, финансируемыми США.
В рамках сделки по их освобождению в марте нынешнего года между ВСВС и администрацией США Каир получит помощь почти на $12 млрд. Причем, Соединенные Штаты, как и планировалось, выделят $1,3 млрд. Остальные средства должны поступить от Катара - $4 млрд, Саудовской Аравии - $3,5 млрд, Объединенных Арабских Эмиратов - $3 млрд. Известно, что администрация Барака Обамы оказывала серьезное давление на правительства этих государств, чтобы заставить их в кратчайшие сроки предоставить обещанную ранее - после «революции 25 января», но так и не поступившую помощь Египту. Кроме того, согласно договоренностям, будет ускорен процесс получения египтянами льготных кредитов от Международного валютного фонда - около $3,4 млрд, $1 млрд от Всемирного банка и $500 млн от Африканского банка развития.
Освобождение сотрудников НПО вызвало бурю негодования в Египте. Многие обвинили армию и правительство Камаля аль-Ганзури в том, что они пошли на поводу у Вашингтона, поставив личные интересы выше государственных. Так, спикер Народного собрания Саад аль-Кататни потребовал от главы кабинета объяснений по поводу выезда иностранцев [41].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хасан аль-Банна писал, что «ислам - это всеобъемлющая концепция, регулирующая все стороны жизни». На основе его идей был сформирован лозунг движения «Аллах - это наша цель, Пророк - наш лидер, Коран - наша конституция, джихад - наше средство, смерть во имя Аллаха - наше величайшее стремление» [42].
Верховный наставник «братьев» с 1996 по 2002 гг. Мустафа Машхур писал в последнем томе «Джихад - это путь» - своей пятитомной работы - о необходимости завоевания всего мира исламом с тем, чтобы восстановить халифат и чтобы у всех мусульман возникло чувство обязанности вести джихад против Израиля [43].
К этому можно добавить слова одного из идеологов «братьев» Юсефа аль-Карадави: «Не может быть иного диалога между ними (евреями) и нами, кроме как диалога на языке меча и силы» [44].
Верховный наставник организации Акиф (бывший на этом посту до Бади) заявил в 2007 г: «В нашей лексике нет слова «Израиль». Единственное, что мы признаем - это существование сионистских банд, которые оккупировали арабские земли и депортировали жителей. Если они хотят жить среди нас, они должны стать жителями Палестины».
Мухаммед Бади, нынешний верховный наставник «Братьев-мусульман», заявил уже после январской революции: «Мы приблизились к реализации великой цели, обозначенной нашим основателем Хасаном аль-Банной, которая заключается в установлении справедливой системы правления со всеми ее институтами и правительством, а затем - установлении халифата и главенства во всем мире» [45].
Список подобных высказываний можно продолжить.
Различные ответвления «Братьев-мусульман» или связанные с ними идеологические организации существуют как в Западной Европе, так и в США. Антиисламские авторы утверждают, будто «практикуется скрытый джихад», «когда шаг за шагом навязываются исламские ценности и обычаи западному обществу, постепенно усиливается их влияние на культуру».
Как оценивать эти лозунги и заявления?
В принципе общие заявления - достаточно распространенная часть идеологического дискурса различных политических движений, имеющих как бы глобальный замах. В США неоконсерваторы хотели бы распространить американскую форму демократии на весь мир, естественно, под руководством
США.
Коммунистический Интернационал провозглашал лозунг мировой революции, свержения власти буржуазии, установления всемирной диктатуры пролетариата. Вспомним слова гимна Интернационала: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем». Призывы пожертвовать собой во имя великой цели звучали в стихах и песнях советского времени: «Смело мы в бой пойдем за власть Советов и как один умрем в борьбе за это».
Политическая практика показала, что национальные и сословные интересы были всегда выше провозглашенных глобальных целей. Коммунистический Интернационал превратился во внешнеполитический инструмент партии большевиков, взявших власть в России и создавших Советский Союз, а затем, когда нужно было сотрудничать с США и Англией в войне против нацистской Германии, Интернационал был распущен. Кстати, в СССР репрессии 1937 г. некоторые исследователи определяют как кровавый конфликт между сторонниками русского национализма, взявшими верх при Сталине, и старой интернационалистской большевистской гвардией, которая собственно российские интересы ставила на второе место.
Можно с большой долей уверенности предполагать, что в условиях, когда после долгого периода подполья, оппозиционной борьбы «Братья-мусульмане» окажутся во главе крупнейшей арабской страны, государственные интересы Египта и его новой элиты во всех их внешнеполитических шагах возьмут верх. А риторика останется риторикой.
1. Chamieh Jebran. Traditionalists, Militants and Liberal in Present Islam, Research and Publishing House, [1994?], p. 140.
2. Hasan S. Badrul. Syed Qutb Shaheed, Islamic Publications International, 2nd ed., 1982.
3. Bradley John R. Inside Egypt: The Land of the Pharaohs on the Brink of a Revolution. Palgrave MacMillan, 2008, p. 56.
4. Osman Tarek. Egypt on the Brink. Yale University Press, 2010,p. 101.
5. Ibid., р. 102.
6. Хани аль Вазири, Гада Мухаммед аш Шариф. Бади: иктарабна мин тахкик аль-гая аль узма ли-аль банна би икамат аль-хиляфа. Аль-мысрий аль- еум, 30.12.2011 http://www.almasryalyoum.com/article2.aspx?ArticleID=322837
7. Арминиюс аль Манъяви. Манашит джарида еумийя юсиру джадален бейна аль-акбат ва аль-ихван http://www.moheet.com/2011/09/13/
8. FJP 2011 Program on Economic Development http://www.ikhwanweb.com/article.php?id=29287
9. FJP 2011 Program on Human Development. 3.12.2011 http://ikhwanweb.com/article.php?id=29288
10. Ссылка на информационный ресурс удалена в связи с требованиями законодательства РФ
11. Glain Stephen. Fault Lines in Egypt's Muslim Brotherhood // The Nation.12.09.2011 - http://www.thenation.com/article/162970/fault-lines-egypts-muslim-brotherhood
12. Al-Nour Party - http://www.jadaliyya.com/pages/index/3171/al-nour-party
13. Kais Roi. Egypt's Islamists Seek Changes to Israel peace treaty. 24.12.2011 - http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-4166169,00.html.
14. Aya Batrawy. Islamist Says Party Committed to Treaty with Israel // Associated Press, 22.12.2011 - http://articles.philly.com/2011-12-22/news/30547091_1_peace-treaty-israel-and-egypt-egyptian-border-guards
15. Аль-Масри аль-Яум (Аль-мысри аль-еум), 8.01.2012.
16. Там же, 5.12.2011.
17. Там же, 14.01.2012.
18. Tagammu Refuses Affiliations with Islamist Parties. Ahram Online, 12.01.2012 - http://english.ahram.org.eg/NewsContentPrint/ 1/0/32181/Egypt/0/Tagammu-refuses-affiliations-with-Islamist-parties.aspx
19. In Meeting With State Department Officials, El-Erian Urges US to Respect Will of Arab People - http://www.ikhwanweb.com/article.php?id=29212
20. Senator John Kerry and U.S. Ambassador Visit FJP, Discuss Egypt's Democratic Transition // FJP News, 10.12.2011 - http://www.ikhwanweb.com/article.php?id=29395
21. FJP Chairman Meets With Assistant U.S. Secretary of State. 12.01.2012 - http://www.ikhwanweb.com/article.php?id=29538
22. Former U.S. President Jimmy Carter after Meeting with Badie: I Recognize Egyptian People's Love for the Muslim Brotherhood - http://www.ikhwanweb.com/print.php?id=29546, 14.01.2012.
23. Ibidem.
24. Badie to US Ambassador: Actions Not Words Will Help US Restore Its Credibility in Muslim World, 1.01.2012 - http://www.ikh-wanweb.com/article.php?id=29568
25. Islamists, Elections and the Arab Spring. And the Winner is...Political Islam is on the M. The West should Keep its Nerve // The Economist, 10.12.2011.
26. Time, 14.07.2011.
27. Islamists, Elections and the Arab Spring...
28. Ibidem.
29. Kirkpatrick David D. In Egypt, a Conservative Appeal Transcends Religion // The New York Times, 10.12.2011.
30. Gosh Bobby. Why Islamists are Better Democrats. Time,19.12.2011.
31. Friedman Thomas. Political Islam Without Oil // The New York Times, 10.01.2012.
32. Ibidem.
33. Former U.S. President Jimmy Carter After Meeting With Badie.
34. Trip Report by Former U.S. President Jimmy Carter to Egypt, 19.01.2012 - http://www.ikhwanweb.com/article.php?id=29569
35. Kirkpatrick David D. In Egypt, Signs of Accord Between Military Council and Islamists // The New York Times, 22.01.2012.
36. Ibidem.
37. Ibid.
38. Trip Report by Former U.S. President Jimmy Carter to Egypt.
39. Jamal al Qassas and Mona Madkour. A talk with Egypt's Advisory Council head Mansour Hassan // Asharq Al-Awsat, 23.01.2012 - http://www.asharq-e.com/news.asp?section=3&id=28210
40. FJP Chairman Meets with Assistant U.S. Secretary of State. 12.01.2012 - http://www.ikhwanweb.com/article.php?id=29538
41. Египет в обмен на освобождение иностранных сотрудников НПО получит помощь на миллиарды долларов // ИТАР-ТАСС, 4.03.2012.
42. Muslim Brotherhood, 1.03.2012 - http://www.discoverthenetworks.org/printgroupProfile.asp?grpid=6386
43. Ibidem.
44. Ibid.
45. Ibid.
Источник: http://asiaafrica.ru/images/AA_nomers/2012/201204/Vasil%27ev_Egipet.pdf
(Нет голосов) |
(0 голосов) |