Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Анастасия Борик

Латиноамериканист, колумнист-эксперт журнала Brasil.ru, эксперт РСМД

Жестокое убийство 16-летней аргентинки Лусии Перес вновь поднимает проблему гендерного насилия в Латинской Америке. Регион, в котором женщины зачастую играют не последнюю роль в политике, на бытовом уровне погружен в «мачизм», бороться с которым, похоже, просто некому.

 

Еще несколько лет назад проблема гендерного неравенства, казалось, начала отступать в Латинской Америке: в президентских креслах по всему региону все чаще оказывались женщины, одновременно росла и доля представительниц прекрасного пола в органах государственной власти. Исследователи даже заговорили об особом феномене женского лидерства в странах Латино-Карибской Америки. Однако, похоже, вместе с эпохой «президентш» уходят и надежды на искоренение в регионе «мачизма», шовинизма и гендерного неравенства в самом широком смысле.

 

8 октября 2016 г. была жестко изнасилована, замучена и убита шестнадцатилетняя аргентинка Лусия Перес, убийцы которой (пока задержаны трое мужчин, но, вероятно, их было больше) попытались скрыть следы преступления и представить все как передозировку наркотиками. Жестокость и цинизм, с которым задержанные подошли к делу, по правде говоря, заставляют содрогнуться. Смерть девушки вызывала волну протестов и общенациональную часовую забастовку, организованные крупнейшими движениями защиты прав женщин в стране (в частности, известной NiUnaMenos, которая давно шагнула за пределы границ Аргентины). 19 октября 2016 г.  в Буэнос-Айресе и других городах страны прошли многотысячные марши, требующие справедливости, равенства и банальной защиты женщин в связи с растущими показателями насилия по отношению к лицам женского пола. В знак солидарности женщины не только в Аргентине, но и в Мексике, Чили, Гватемале, Колумбии, Уругвае и Перу облачились в черное и вышли на улицы города, хотя по масштабу эти акции не сопоставимы с аргентинскими. «Хватит», «мы хотим жить» и, конечно, «больше ни одной!» стали главными лозунгами. Дело, к слову, напоминает об истории мая 2016 г., когда в Бразилии шестнадцатилетняя девушка подверглась групповому изнасилованию: тогда акции протеста с требованием справедливости и защиты также всколыхнули не только Бразилию.

 

 

REUTERS/Marcos Brindicci

Демонстрация против гендерного насилия, Буэнос-Айрес, Аргентина, 19 октября 2016 г.

 

Аргентина — далеко не самая опасная страна региона, однако статистика по убийствам и гендерному насилию показывает, что даже здесь ситуация более чем удручающая. Так, согласно данным доклада Верховного Суда Аргентины по гендерному насилию, за 2015 г. было убито 235 женщин, при этом только 5% из них были «случайными» жертвами, то есть не имели никаких связей с убийцами. В подавляющем большинстве случаев речь идет о бывших и действующих партнерах, сожителях, официальных супругах (58%). Более того, в 20% случаев погибшие женщины ранее заявляли в полицию на своих будущих убийц. Последний факт должен обращать на себя повышенное внимание аргентинского руководства, стремящегося не растерять электорат: сколько еще должно погибнуть женщин, прежде чем к их словам начнут прислушиваться?

 

На фоне общественных инициатив несколько странно выглядит пассивная реакция властей. Конечно, все говорят о необходимости расследования, наказания виновных и предотвращения новых «дел Лусии». Однако все эти разговоры больше напоминают косметический ремонт здания, которое уже давно определили под снос: «мачизм» как менталитет и пренебрежение к женщинам нельзя вывести уголовными преследованиями. Вопрос о том, как можно от него избавиться, к сожалению, остается без ответа.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся