Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Александр Пивоваренко

К.и.н., старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, старший научный сотрудник Института диаспоры и интеграции, эксперт РСМД

За новый состав кабинета министров проголосовало 163 из 225 делегатов, присутствовавших в Скупщине вечером 11 августа. Голосованию предшествовал трехдневный, длившийся более 20 часов марафон парламентских слушаний, где была представлена 68-страничная программа правительства. Одно лишь представление программы премьер-министром Александром Вучичем заняло 6 часов.

Проблемы нынешнего созыва

Не сбылось обещание А. Вучича набрать правительство до середины июня, данное в ходе визита в Москву 24 мая 2016 г. Правительство появилось спустя 14 недель после досрочных выборов 24 апреля – 4 мая 2016 г.

 

Затягивание процедуры определенно связано с непростой политической ситуацией в Сербии и двойственным положением А. Вучича и его Сербской прогрессивной партии (СПП). С одной стороны, если верить рейтингам, кредит доверия к премьеру значителен, а его поддерживает почти половина населения Сербии. Козырь А. Вучича – политический стиль, характеризующийся драматургией, пространностью, патетикой, но вместе с тем и уверенностью, знанием фактической части, способностью обернуть заведомо невыгодную ситуацию в привлекательную идеологему.

 

REUTERS/Djordje Kojadinovic
Сербский премьер-министр Александр Вучич подписывает документ в ходе церемонии приведения к присяге новых членов правительства в Белграде, Сербия, 11 августа 2016 г.

 

С другой стороны, действия последнего правительства шли вразрез с ценностями и представлениями, сформировавшимися у политически активной части общества Сербии после 5 октября 2000 г. В итоге, несмотря на определенные успехи, последние 2 года критика А. Вучича нарастала, регулярным явлением стали антиправительственные митинги в Белграде. Оппозиция ругает премьера за популизм, авторитаризм и культ личности, манипуляцию данными, капитулянтскую позицию во внешней политике, имитацию сближения с Россией, дискредитацию традиционных ценностей, уклонение от политической дискуссии, отказ от проведения референдума по ключевым вопросам (Брюссельское соглашение по Косово, соглашения с НАТО, открытие сербского рынка для ГМО-продукции, приватизация госпредприятий). Примечательно, что против действующего премьера выступают как партии, поддерживающие развитие отношений с Россией, так и прозападные силы, имеющие в своей голове образ европейской Сербии, но без А. Вучича [1].

 

В сложившихся условиях досрочные выборы, объявленные А. Вучичем в январе 2016 г., фактически приобрели характер референдума о доверии правительству. Проблема в том, что референдум не получился в том виде, в котором задумывался. Правящая коалиция, конечно, выиграла выборы, набрав 48,25% голосов. Но при этом она получила на 27 парламентских мест меньше (131 вместо 158). Кроме того, в Скупщину попали представители сразу нескольких оппозиционных партий: ориентированные на Россию «Двери» и Сербская радикальная партия и прозападная партия «Достаточно того, что было» экс-министра экономики С. Радуловича. Сразу после выборов белградский публицист С. Антонич отметил: «Вучич сегодня слабее, чем он был 23 апреля».

Иллюзия перемен

Хотя в правительстве присутствуют 8 новых лиц, по своему составу оно практически ничем не отличается от кабинета предыдущего созыва. Из 20 мест 10 достались Сербской прогрессивной партии и членам ее партийного блока [2]. Вице-премьером и министром иностранных дел традиционно стал лидер Социалистической партии Сербии Ивица Дачич.

 

Как и раньше, треть кабинета является беспартийной. Привлечение в кабинет семи беспартийных «профессионалов» – интересный технократический шаг: это позволяет снять вопрос о глобальном переделе министерских портфелей между партиями, входящими в победившую коалицию (всего их 11) и избежать развала коалиции в случае увольнения одного из министров.

 

В результате в новом правительстве не появился лидер Сербской народной партии бизнесмен Ненад Попович, выступающий за расширение экономических связей с Россией. Его вероятное назначение на министерскую должность обсуждалось и в 2014, и в 2016 г. , но оба раза эти ожидания не оправдались. Зато сохранила свой пост министр транспорта и инфраструктуры Зорана Михайлович, прославившаяся попытками блокировать проект «Южный поток», конфликтом с Д. Рогозиным и публичной поддержкой британского проекта резолюции о Сребренице в 2015 г.

Как отмечает оппозиция, более половины нынешнего кабинета составляют лица, занимавшие различные посты в 2000-е гг., в том числе в правительстве «демократической оппозиции» или замешанные в коррупционных скандалах в это время. Что примечательно, Прогрессивная партия сколотила свой политический капитал во многом на изображении своего правления как «времени надежд» и новых достижений по отношению к «темному прошлому». Однако факты указывают на то, что нынешняя власть – не антитеза, а продолжение режима, установившегося в Сербии после 5 октября 2000 г.

Социальный и профессиональный портрет

6 министров родились после 1975 г., то есть их возраст около 40 лет. По основной профессии правительство составляют 7 экономистов, 5 юристов, 3 врача, 2 политолога, 1 учитель географии, а также 2 спортсмена. Руководителем спортивного ведомства будет Ваня Удовичич, титулованный по мировым меркам игрок сборной Сербии по водному поло. Министром сельского хозяйства должен стать Горан Кнежевич, известный баскетболист 1970-х гг. и член совета директоров нефтегазовой компании НИС, основного партнера российского «Газпрома».

 

www.rs.n1info.com
Vlada Srbije 2016
 
 
6 членов нового правительства отличаются свободным знанием русского языка. При этом 5 чиновников в прошлом учились, проходили стажировку или работали в Западной Европе и США. В этой категории выделяются два беспартийных министра: экономист Душан Вуйович, с 1979 г. работавший в структурах Всемирного банка, который станет министром финансов, и министр государственного и локального самоуправления Ана Брнабич, до этого работавшая консультантом ряда американских консалтинговых компаний и связанная с агентством USAID.

 

За евразийское направление по формальным признакам должен отвечать министр горного дела и энергетики Александр Антич, кавалер российского ордена преподобного Серафима Саровского второй степени, врученного патриархом Кириллом. До этого он занимался модернизацией путей сообщения и привлечением китайских и восточноевропейских инвестиций. Еще три министра имеют профессиональные и личные связи со странами региона – Хорватией, Боснией и Герцеговиной и Грецией.

Программа правительства

Новый кабинет займется продолжением курса, начатого еще в 2014 г. Фактически в программе говорится о проведении индустриализации рыночного образца и создании благоприятных внешних условий. Вероятнее всего, это означает привлечение иностранных инвестиций (дешевых производств) на территорию Сербии и разрешение спорных внешнеполитических вопросов посредством определенных уступок.

 

Конкретные положения программы до 2020 г.:

 

  • Продолжение курса на вступление в ЕС; выполнение 35 технических пунктов для членства;
  • Продолжение экономических реформ при консультациях с Всемирным банком, МВФ, ЕБРР. Приватизация и реструктуризация государственных предприятий и обществ (банки, почта, железные дороги, аэропорт «Никола Тесла», страховая компания «Дунав», спортивные общества «Црвена Звезда» и «Партизан» и др.). Анонсируется реформа системы трудоустройства;
  • Поддержание макроэкономической стабильности как условия для привлечения иностранных инвестиций и производств в Сербию. Сокращение бюджетного дефицита до 0,5% ВВП, снижение внешнего долга посредством бюджетной экономии;
  • Продолжение кампании по борьбе с коррупцией, шумно рекламировавшейся и реализовывавшейся последние два года;
  • Развитие приоритетных и перспективных отраслей экономики: IT-отрасли, пищевой промышленности, машиностроения, деревообработки, резиновой, пластмассовой и текстильной промышленности;
  • Продолжение проектов по реконструкции транспортной инфраструктуры (модернизация железной дороги Белград-Будапешт, Белград-Бар, Белград-Ниш, строительство автотрасс Коридор 10 и Коридор 11, грузового терминала «Батайница», реконструкция аэродрома в г. Ниш, строительство речных портов) [3];
  • Реформа системы образования – развитие системы дуального образования (по модели Германии, Швейцарии, Австрии);
  • Реформа системы обороны и безопасности. К концу 2016 г. ожидается принятие нового долгосрочного плана развития ВС Сербии до 2025 г. и план развития обороны до 2020 г. Планируется увеличение бюджета на оборону. Все это можно считать ответом на аналогичные действия, проходящие сегодня в Хорватии;
  • Сохранение концепта «многовекторности» и нейтралитета во внешней политике. Основными партнерами Сербии названы ЕС, Россия, Китай, США, страны Юго-Восточной Европы;
  • Продолжение диалога с Приштиной, защита прав сербов в соседних государствах. Поддержка национальных меньшинств внутри Сербии;
  • Введение европейских норм в общественных и семейных отношениях.

Вероятным шагом нового правительства станет изменение конституции, о чем идут разговоры последние несколько лет. Прежде всего, говорится о сокращении численности парламента и реформе судебной системы в соответствии с требованиями ЕС («деполитизация правосудия»).

 

Однако на горизонте и другие изменения, касающиеся положения сербского народа и нацменьшинств, статуса автономных краев, территориальной целостности Сербии.

 

Данная дискуссия может стать катализатором нового политического кризиса. Во-первых, после усиления оппозиции в Скупщине сама дискуссия обещает быть жаркой – для изменений требуется две трети голосов в парламенте (167 из 250). Во-вторых, сохранение конституции является «красной линией» для оппозиции, так как одним из первых шагов может стать сокращение численности парламента до 150 человек, что будет основанием для новых выборов и выдавливания оппозиции на улицу. Наконец, эти поправки могут открыть «ящик Пандоры» для проведения более существенных изменений, касающихся жизнеспособности сербского государства.

 

1. См. подробнее: Бондарев Н. Парламентские выборы в Сербии: факты и домыслы.

 

2. Социал-демократическая партия Сербии (Расим Льяич), Партия объединенных пенсионеров Сербии (Милан Кркобабич), Движение социалистов (Александр Вулин).

 

3. Коридор X – автомагистраль по направлению от венгерской до македонской границы. Коридор XI проходит от границы с Румынией (г. Вршац) до границы с Черногорией.

 

 

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся