Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 5)
 (16 голосов)
Поделиться статьей
Александр Гаджиев

Бакалавр международных отношений, Ивановский государственный университет

Сегодня существует немалое количество соглашений, регулирующих деятельность отдельных государств, международных организаций, неправительственных образований в сфере экологии. Одним из важнейших документов стало Парижское соглашение, принятое в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата в 2015 г. и подписанное в 2016 г.

Согласно ст. 1 Соглашения, главной целью документа является укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты.

Парижское соглашение отмечает неизбежность глобальных климатических изменений и подчеркивает необходимость борьбы с ними посредством приспособления экономики к меняющимся условиям и увеличения внимания к этой проблеме. Однако развитая и приспособленная к новым климатическим условиям «зеленая экономика» не должна причинять ущерб производству продовольствия. В этом состоит, на взгляд автора, главное противоречие принципов Парижского соглашения и принципов работы мировой экономики на сегодняшний день: как совершить быстрый рывок к экологической экономике, сохраняя высокие темпы экономического роста?

Рост экономики зачастую зависит от роста потребления товаров на рынке, что является недопустимым для экологической экономики. Множество материалов, наносящих вред экологии, имеют минимальные издержки при производстве. Парижское соглашение стремится по-своему решить это противоречие и требует от своих участников выполнения главных принципов.


Сегодня существует немалое количество соглашений, регулирующих деятельность отдельных государств, международных организаций, неправительственных образований в сфере экологии. Одним из важнейших документов стало Парижское соглашение, принятое в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата в 2015 г. и подписанное в 2016 г.

Согласно ст. 1 Соглашения, главной целью документа является укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты.

Парижское соглашение отмечает неизбежность глобальных климатических изменений и подчеркивает необходимость борьбы с ними посредством приспособления экономики к меняющимся условиям и увеличения внимания к этой проблеме. Однако развитая и приспособленная к новым климатическим условиям «зеленая экономика» не должна причинять ущерб производству продовольствия. В этом состоит, на взгляд автора, главное противоречие принципов Парижского соглашения и принципов работы мировой экономики на сегодняшний день: как совершить быстрый рывок к экологической экономике, сохраняя высокие темпы экономического роста?

Рост экономики зачастую зависит от роста потребления товаров на рынке, что является недопустимым для экологической экономики. Множество материалов, наносящих вред экологии, имеют минимальные издержки при производстве. Парижское соглашение стремится по-своему решить это противоречие и требует от своих участников выполнения главных принципов.

Необходимые шаги РФ и ЕС для реализации Парижского соглашения

Россия подписала Парижское соглашение 22 апреля 2016 г., однако оно до сих пор не было ратифицировано. Так, в постановлении правительства от 21 сентября 2019 г. Соглашение было «принято», но не ратифицировано Государственной Думой. Российское правительство объяснило это следующим образом: «Соглашение не содержит предусмотренных российским законодательством оснований для ратификации. В соответствии с Федеральным законом “О международных договорах Российской Федерации” согласие России на обязательность для неё Парижского соглашения выражается в форме его принятия».

В пресс-релизе правительства говорится о том, что ни само соглашение, ни федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» не предусматривали его обязательной ратификации, однако, например, агентство Bloomberg связывает отказ от ратификации Россией с тем, что такой шаг «позволил Кремлю избежать критики со стороны депутатов, находившихся в союзе с оппонентами Парижского процесса».

Европейский союз отмечает свою крупную роль в подготовке Соглашения и приверженность следовать основным принципам договора. ЕС был одним из первых, кто ратифицировал Соглашение (5 октября 2016 г.), он довольно долго борется с климатическими изменениями и глобальным потеплением, и его вклад в этой сфере действительно велик. Как указывается на сайте, национальный вклад ЕС в соответствии с Парижским соглашением заключается в сокращении выбросов парниковых газов как минимум на 40% к 2030 г. по сравнению с 1990 г. Все ключевые законодательные акты для достижения этой цели были приняты в конце 2018 г.

Возвращаясь к ст. 4 Соглашения, необходимо подчеркнуть равные требования ко всем сторонам — участникам договора. Текст документа не проводит разделения на государства и международные организации, хотя зачастую и отмечает разные возможности своих участников — происходит разделение на развитые и развивающиеся страны. Так, необходимые шаги для реализации Соглашения для России и ЕС мало отличаются.

Эти шаги заключаются в следующем — каждая сторона устанавливает для себя свои цели, которых она будет стремиться достичь в определенный период; стороны принимают внутренние меры по предотвращению изменения климата; развитые страны выполняют ведущую роль, устанавливая амбициозные цели по сокращению парниковых выбросов, а развивающиеся страны могут рассчитывать на финансовую поддержку для своевременного достижения своих целей в соответствии со ст. 9, 10 и 11 (в ст. 9 речь идет о финансовой помощи, ст. 10 подразумевает реализацию разработок и передачу технологий в целях повышения сопротивляемости изменению климата и сокращения выбросов парниковых газов, ст. 11 включает в себя помощь, указанную в ст. 9 и 10, а также добавляет пункт об информационной поддержке и просвещении населения); наименее развитые страны и малые островные развивающиеся государства могут составить свои собственные стратегии и планы действий, где их цели будут не столь амбициозными, а сроки их выполнения — довольно длительными.

Помимо вышеупомянутых действий, особое внимание акцентируется на предоставлении государством гражданам информации, необходимой для обеспечения ясности, транспарентности и понимания текущей ситуации в мире. Неотъемлемой составляющей перехода к экологической экономике являются технологии, способные эффективно адаптировать производство к меньшему количеству выбросов парниковых газов. Так, наука должна способствовать развитию «зеленой» экономики.

Парижское соглашение не разделяет своих участников на развитые и развивающиеся страны, что, по мнению автора, поднимает серьезный вопрос: кем является Россия? В зависимости от того, кем себя считает Россия и кем ее считает мировое сообщество, будет формироваться ее роль и функции в рамках Парижского соглашения. Как можно было заметить, роль развитых, развивающихся и наименее развитых стран в договоре разительно отличается. В связи с этим при отсутствии возможности точного определения России к одной из категорий возникает проблема выбора ее подхода к выполнению Парижского соглашения.

Сравнение подходов ЕС и РФ к выполнению Парижского соглашения

Россия серьезно страдает от плохой экологии — по состоянию на 2018 г. она занимала 4 место по выбросу CO2 в мире. Поэтому ее решение об отказе от ратификации кажется весьма нелогичным.

Тем не менее российское правительство заявило о готовности сократить выбросы. Обсуждается законопроект о госрегулировании выбросов парниковых газов. Предлагается создать систему по их инвентаризации, а также ввести плату за выброс СО2 сверх установленной границы и систему торговли квотами с 2025 г.

Кроме того, в 2018 г. правительство РФ утвердило Стратегию развития лесного комплекса до 2030 г. По данным Минприроды, она предусматривает реализацию долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата и совершенствованию регулирования выбросов парниковых газов в лесном хозяйстве. В частности, речь идет об охране и воспроизводстве лесов, эффективном управлении лесным хозяйством.

Все эти меры будут способствовать реконструкции российской экономики. Однако это мало отразится на российском обществе. Так, научный руководитель Института глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля, представитель России в Международной группе экспертов по изменению климата Сергей Семенов полагает, что «к гражданам не будут предъявлять никакие требования, связанные с необходимостью как-то адаптироваться и что-то экономить. Это будут действия на уровне страны, субъектов Федерации, хозяйствующих единиц. И развиваться будет последовательно».

Таким образом, российский подход к выполнению Парижского соглашения характеризуется, прежде всего, долгосрочными программами и отсутствием вовлечения общества в этот процесс. Данный подход контрастирует с подходом ЕС к выполнению договора.

ЕС всеобъемлюще выполняет Парижское соглашение, помогая другим акторам следовать его принципам. Роль европейского общества в выполнении Соглашения велика — Союз признает роль сторонних заинтересованных сторон в решении проблемы изменения климата, включая города, другие субнациональные органы власти, гражданское общество, частный сектор и др.

В целом, реализация Парижского соглашения ЕС проходит в шести сферах: переход Союза на альтернативные источники энергии, инновации и конкурентоспособность, инвестиции и рынки капитала, цены на углерод и субсидии на ископаемое топливо, роль городов, гражданского общества и социальных партнеров, климатическая дипломатия и глобальные действия.

ЕС в рамках решения вопроса задействует заметное количество сфер — как научных, так и политических. Россия, в свою очередь, в своей экологической деятельности не затрагивает политическую сферу, что, пожалуй, может сказать о недостаточном внимании РФ к этой проблеме. Более того, деятельность ЕС в рамках Парижского соглашения нацелена не только на будущее, как большинство российских программ, а имеет реализацию уже сейчас. Например, ЕС участвует в программе «Миссия инноваций», чтобы оживить государственные и частные инновации в области чистой энергии. Бюджет ЕС на исследования с низким содержанием углерода в рамках Horizon 2020 уже фактически удвоился за период 2014–2020 гг., а ЕС стремится инвестировать не менее 35% Horizon 2020 в деятельность, связанную с климатом.

Так, наличие у ЕС не только долгосрочных, но и краткосрочных программ позволяет говорить о его более эффективном и продуктивном выполнении относительно РФ Парижского соглашения. Задействование общества демонстрирует всеобъемлющий подход ЕС и его серьезные намерения не только менять экономику, но и переформировывать отношение общества к проблеме экологии.

Проблемы выполнения Парижских соглашений ЕС и РФ

Обе стороны имеют свои уникальные проблемы с выполнением Парижского соглашения. Сам договор не содержит в себе конкретных обязательств, поэтому государства — участники свободны выбирать собственное направление, по которому они будут двигаться.

Существует значительный административный риск поспешного и неверного выбора мер и механизмов реализации положений Парижского соглашения в России, которые в итоге могут привести к значительным негативным последствиям для национальной экономики, социальной стабильности, энергетической и продовольственной безопасности. Российское правительство приняло решение использовать следующие меры и механизмы: ввести углеродный сбор; организовать систему торговли квотами на выбросы парниковых газов; стандартизировать продукцию и производственные процессы по параметрам энергоэффективности и эмиссии парниковых газов.

Относительно ввода углеродного сбора в России уже было принято решение, способное привести к росту экономических рисков. В частности, в аналитическом докладе Института естественных монополий (ИЕМ) сказано, что ввод в России углеродного сбора в размере 15 долл./т экв. CO2 потребует ежегодных выплат в размере 42 млрд долл., что соответствует 2,56–3,29 трлн руб. Объём этих выплат составляет 3,2–4,1% ВВП, 19–24% доходов федерального бюджета или 35–45% суммарного объёма Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Если ставка углеродного сбора составит 35 долл./т экв. CO2, то объём выплат составит 7,5–9,6% ВВП.

Кроме того, введение углеродного сбора идёт вразрез с официальной энергетической политикой России, предполагающей рост добычи газа и удержание объёмов добычи нефти и угля на современном уровне. Это противоречие ставит вопрос о выполнении Россией пункта об углеродном сборе, однако если это все же произойдет, то создаст дополнительные экономические проблемы как внутри, так и за пределами государства.

Практической рекомендацией для России в целях решения данной проблемы является пересмотр налоговых льгот для нефтедобывающих компаний или уменьшение ввода углеродного сбора. Оба варианта способны облегчить экономические последствия реализации Россией первого пункта (ввод углеродного сбора) и позволят нефтедобывающим компаниям сохранить финансовые выгоды от производства. По крайней мере, в дальнейшем решение должно быть согласовано со всеми сторонами, которых может коснуться эта предпринимаемая мера.

Проблема ЕС в вопросе выполнения Парижского соглашения связана с нехваткой полномочий. Евросоюз является наднациональным образованием, однако его компетенция крайне ограничена из-за нежелания его государств-членов делиться своим суверенитетом в ряде областей, в особенности в области внешней политики.

Например, в исследовании по выполнению ЕС Парижского соглашения отмечается, что на момент 2017 г. лишь 7 из 28 государств ратифицировали договор. Таким образом, членам ЕС крайне сложно договориться о единой политике на этом направлении.

Проблему выбора между федерализмом и межгосударственным подходом в ЕС решить крайне сложно. Очевидно, что не все государства — члены ЕС готовы в полной мере следовать принципам Соглашения, и, более того, они имеют для этого разные возможности. Пожалуй, наиболее вероятным выходом из этой ситуации будет выборочное выполнение Соглашения каждым отдельным государством или учреждение отдельного наднационального органа, уполномоченного наблюдать за исполнением основных принципов Парижского соглашения всеми странами-членами ЕС в равной степени, что будет весьма затруднительно.

(Голосов: 16, Рейтинг: 5)
 (16 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся