Общие тенденции построения идеологических конструктов в странах Центральной Азии
Приверженность государства той или иной идеологии обусловлена в первую очередь соответствующей политической конъюнктурой, выбором определенного курса развития страны. Во все времена необходима некая консолидирующая идея, которая, с одной стороны, является отражением существующих в государстве и обществе ценностей, объединяющих население, а с другой — представляет собой инструмент управления в руках правящей элиты.
Так, после получения государствами Центральной Азии независимости на повестку дня встал вопрос формирования «собственной» идентичности, где на смену советскому универсализму пришли национальные идеологии, в том числе идеология эмансипации. Для Казахстана она проявляется во включении в мировой рынок, для Узбекистана — закрытостью от глобального рынка и привлечением инвестиций в развитие собственной промышленности. В отношении поиска культурных идентичностей существует двойственность: с одной стороны, еще поддерживаются советские представления, с другой — реализуются национальные проекты по формированию собственной идентичности, что в некоторых ситуациях сводится к образованию групп по интересам, существующих отдельно друг от друга.
В попытках дистанцироваться от советского и тем более имперского прошлого происходит поиск новых идентичностей и идеологических основ.
В Республике Узбекистан, например, для того чтобы подчеркнуть историческую значимость, избранность узбекского народа, был выбран национальный герой — основатель государства Тамерлан. Ключевая роль этого персонажа — продемонстрировать узбекскому народу его собственную значимость, важную роль, которую он играл в прошлом, проецируя это на настоящее, постсоветское время и будущее.
Узбекское руководство использует историческое прошлое для конструирования идеологии, обосновывающей геополитические притязания. Присоединение же региона к Российской империи воспринимается как завоевание, колонизация. Советский период позиционируется как время экономической эксплуатации и политического неравенства, а репрессии — как логическое продолжение притеснения времен царизма.
Великая Отечественная война теперь носит название Второй мировой войны, ее значимость не отрицается, но в первую очередь подчеркиваются потери узбекского народа. При этом 9 мая больше не является Днем Победы, теперь это День памяти и почестей.
Для Таджикистана, пережившего в недавнем прошлом кровопролитную гражданскую войну, выбор новых опорных символов постсоветской эпохи происходит крайне осторожно. Показательным является тот факт, что Таджикистан — единственная республика, где на официальных купюрах сохранилось изображение революционного деятеля советской эпохи Ширишно Шотемура. Коммунист памирского происхождения Ш. Шотемур был одним из инициаторов превращения Таджикской автономии в союзную республику, сражался против движения басмачей. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на некотором ментальном, символическом уровне Таджикистан не отрицает связь собственной государственности с советским периодом. [1]
С другой стороны, официальная власть успешно обращается к древним вехам истории. В частности, Таджикистан позиционирует себя как наследник Империи Саманидов.
Наибольшая значимость и древность собственной государственности подчеркивается в официальной идеологии Туркменистана. Согласно данным современных специалистов, «советские туркмены как нация зародились в 1924 г., тогда же впервые появляется само понятие «Туркменистан». [2] Однако официальная власть стремится обосновать древность туркменской государственности. Для этого, в частности, используется образ завоевателя из Центральной Азии XI в. Тургул-Бека. В погоне за обоснованием собственной древности и прошлого величия Ашхабад апеллирует к Cельджукской империи. [31]
Однако если позиционирование Таджикистана как наследника Империи Саманидов, а Узбекистана — как правопреемника завоеваний Тамерлана подкрепляются историческими фактами, то связь Туркменистана с Сельджукской империей представляется натянутой.
В отношении событий общей истории с Российской империей и СССР Туркменистан в отличие, например, от Казахстана позиционирует это время как «иго». Наибольшей трагедией туркменского народа считается поражение в сражении с русскими войсками при Геок-Тепе в 1881 г. [4]
Символом современного Кыргызстана является юрта, изображенная на флаге республики и означающая важность традиций кочевничества. Наряду с образом сказочного воина Манаса прославляются деятели советской эпохи. Поэт и писатель Ч. Айтматов, получивший признание еще в советское время, является национальным героем.
Показательным примером отсутствия «разрыва с советским прошлым» служит празднование Дня защитника Отечества в Таджикистане и Кыргызстане по советской традиции — 23 февраля, в то время как Туркменистан, Казахстан и Узбекистан перенесли празднование на другие даты. [4]
Образом, определяющим идеологическую направленность Казахстана, является изображение юрты и скачущего всадника. Данные атрибуты выступают символом казахской государственности. Н. Назарбаев подчеркивал древность института государства в Казахстане, которая к 2015 г насчитывала, по его словам, 550 лет.
Руководство Казахстана заменило советскую идеологию на идеологию «евразийства» с целью сплочения славянских и тюркских народов республики. [5] Примером тому служит переименование главного вуза республики в Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева , а также тот факт, что, как и в Кыргызстане, в Казахстане сохраняется официальный статус русского языка. Идеология евразийства помогает Казахстану сохранять внутриполитическую гармонию и в отношениях с другими государствами, прежде всего с Россией и Китаем (реализация проектов «Север — Юг», Инициативы пояса и пути), осуществлять политику многовекторности.
Система школьного образования и музейная политика как инструменты идеологических построений
Показательным примером оценки общего с Россией имперского и советского прошлого в государствах Центральной Азии является способ подачи информации о событиях конца XIX–XX вв. в школьных учебниках истории.
Так, в Казахстане оценка событий прошлого менялась уже трижды. В интервью российскому изданию немецкой редакции Deutsche Welle учитель из Астаны с более чем 20-летним стажем, попросивший не указывать свое имя, подчеркнул, что «был момент, когда времена Советского Союза упорно называли «коммунистическим игом» и периодом «советской колонизации Казахстана». Сегодня ситуация изменилась. Например, в учебнике «Всемирной истории» половину страницы отвели освещению общесоюзного референдума 17 марта 1991 года».
В таджикских учебниках истории, в том числе в «История таджикского народа», авторы описывают распад СССР с сожалением: «распалась великая держава, которая объединяла много народов и являлась могущественной». При этом отмечается, что в тех же школьных учебниках нет оценки наиболее важным событиям общей советской истории, приводятся факты без объяснений. Доцент одного из таджикских вузов, историк С. Муллоджанов также в интервью изданию Deutsche Welle отмечает отсутствие научно-обоснованного подхода в отношении распада СССР и лишь транслирование позиции официальных властей. При этом в Таджикистане не наблюдалось критической переоценки советских ценностей, отсутствуют памятники жертвам коллективизации и борцам с СССР.
В Кыргызстане дается довольная нейтральная оценка событий. Так же, как и в таджикских учебниках, приводятся факты без причинно-следственной наполняемости. Нейтральная оценка данных событий в школьных учебниках истории обусловлена, по словам руководителя Института этнологии Международного университета Кыргызстана, к. ист. наук Табылды Акерова, политкорректностью и тем, что «страна находится в составе СНГ и является участником интеграционных процессов» и «Кыргызстан — многонациональная страна, поэтому нельзя допускать, чтобы учебник мог спровоцировать этнические конфликты».
В Туркмении, как и в Узбекистане, события XIX–XX вв. оцениваются, как «гегемония русских, которая стала всеобъемлющей в советский период, особенно при большевиках и коммунистах». [6]
Важно подчеркнуть, что идеологический концепт строится не только на заявлениях официальных властей, он проявляется в отношении к памятным датам, существовавшим ранее общим праздникам, советским фильмам, названиям улиц, памятникам и т.д.
Происходит политизация идентичности, исторической памяти, в том числе через музейные экспозиции. В музейной политике государств проявляется их курс по выстраиванию отношений с Россией. В желании центральноазиатских государств отмежеваться от советского прошлого используются советские же методы: музеи становятся мощным инструментом пропаганды.
Так, в 2002 г., когда произошло охлаждение отношений с Россией и сближение с Западом, в Ташкенте был открыт Музей памяти жертв репрессий. Комплекс был расширен в 2008 г., когда Узбекистан вышел из ОДКБ и произошел новый виток ухудшения отношений с Россией после наметившегося сближения на фоне андижанских событий. Экспозиция в музее охватывает период начиная с первых завоевательных попыток России в Средней Азии XVIII в. Примечательно, что первым экспонатом выставлена карта завоевания всей Средней Азии, а не карта завоевания территории современного Узбекистана. Согласно замыслу организаторов данного комплекса, экспозиция должна показывать «период угнетения и репрессий царской России, а затем — советским государственно-партийным аппаратом». При этом в музее тема басмачества обходится стороной, также нет никакой информации про Туркестанский легион. Период репрессий заканчивается обретением Узбекистаном независимости, что является типичным примером антиколониальной идеологии как части национальной идеологии.
В День памяти жертв репрессий 31 августа президент страны ежегодно посещает вышеупомянутый музей, проводятся официальные церемонии, а 1 сентября отмечается День независимости Узбекистана, в чем просматривается четкая идеологическая связь, преемственность событий.
В Таджикистане стоит отметить Исторический музей Согдийской области. Экспозиция музея преимущественно отражает историю Таджикистана после распада Российской империи. Концепция выставки составлена таким образом, что революция 1917 г. и приход большевиков к власти являются закономерным продолжением восстания 1916 г. Советская эпоха не отвергается, отмечается ее позитивная роль для развития Таджикистана. История советского периода рассматривается через призму истории таджикского народа.
Казахстан в этом отношении пытается лавировать между интересами русскоязычного и казахоязычного населения. В музейных экспозициях прослеживается некоторая недосказанность, причинно-следственную связь посетитель выстраивает, «домысливает» самостоятельно. Стоит отметить Музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» в Нур-Султане. Музей посвящен репрессированным женщинам, женам «врагов народа», обвиненных в антисоветской деятельности. Примечательно, что 80% этих женщин не были казахского происхождения. Музей состоит из нескольких комплексов, которые посвящены жертвам ГУЛАГа и Карлага, депортированным народам, репрессированной казахской интеллигенции, алма-атинским событиям. Здесь видна политика равнозначности по отношению к народам, подверженным репрессиям. Однако выбивается из общей идеи карта завоевания Средней Азии как некий символический посыл, отражающий связь между царским режимом и репрессиями советской власти по отношению уже к целому региону. То есть в самой идее музея наблюдается противоречие.
В Кыргызстане недалеко от Бишкека расположен музейный комплекс «Ата-Бейит», посвященный расстрелянным в 1938 г., в период сталинских репрессий. Недалеко расположен мемориал «Уркун», посвященный погибшим в ходе событий 1916 г., который является символом борьбы кыргызского народа против царской России. Таким образом можно провести некую связь, проследить преемственность между репрессиями царской власти и действиями советских властей. Примечательно, что 30 августа 1991 г. состоялось перезахоронение останков жертв сталинских репрессий, а на следующий день была провозглашения независимость Кыргызстана. Музейный комплекс был открыт в 2000 г. — стоит подчеркнуть, что в этот период происходило сближение с Западом, в частности на территории страны была размещена авиабаза США.
Выводы
Конструирование идеологических концептов государств Центральной Азии в отношении общей истории с Российской империей и СССР существенно отличается. Таджикистан и Кыргызстан сохраняют некую преемственность советского периода, в то время как Туркменистан и Узбекистан идут на полный разрыв и отрицание какой бы то ни было позитивной роли Российской империи и Советского Союза в своей истории. Данные периоды ассоциируются с колонизацией, угнетением и принудительной русификацией. Казахстан выбрал путь «примирения» славянского и тюркского прошлого страны, путь сглаживания этнических противоречий и построения «единой казахской нации».
В зависимости от того, какая роль отводится России в выборе идеологического курса, государства Центральной Азии можно условно объединить в три группы.
К первой группе стран относятся Таджикистан и Кыргызстан, где советское прошлое органически вписывается при построении новых идеологических основ с упором на национальные символы.
Ко второй группе стоит отнести Казахстан с его противоречивым отношением к периоду Российской империи и СССР. При этом общая история в большей степени трактуется в нейтральном и положительном ключе, что позволяет выстраивать концепцию евразийства.
Третья группа стран — Туркменистан и Узбекистан — отличаются негативным отношением к советскому и имперскому прошлому как ко времени гегемонии, русификации и колониализма.
Стоит подчеркнуть, что период охлаждения отношений с Россией и сближения с Западом сопровождается переоценкой общего прошлого в негативном ключе, что транслируется официальными властями через систему образования, культуры, путем утверждения соответствующих школьных учебников по истории, открытия музеев памяти жертв репрессий.
1. Плотников Д.С. Центральная Азия в контексте мировой политики: учебное пособие / Д.С. Плотников; Пермский государственный национальный исследовательский университет. — Пермь, 2020. С. 63.
2. Гавровская Е.А. Независимый Туркменистан: идеологические аспекты национальной политики. Идеи и идеалы. № 1(3). Т. 2. М., 2010. С. 118.
3. Плотников Д.С. Центральная Азия в контексте мировой политики: учебное пособие / Д.С. Плотников; Пермский государственный национальный исследовательский университет. — Пермь, 2020. С. 65.
4. Гавровская Е.А. Независимый Туркменистан: идеологические аспекты национальной политики. Идеи и идеалы. № 1(3). Т. 2. М., 2010. С. 118.
5. Плотников Д.С. Центральная Азия в контексте мировой политики: учебное пособие / Д.С. Плотников; Пермский государственный национальный исследовательский университет. — Пермь, 2020. С. 64.
6. Там же.
7. Там же.