Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.62)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Александра Силохина

Студентка факультета управления и политики МГИМО МИД России, стажер РСМД

Ситуация в Каталонии — исторический конфликт между центральным правительством Испании и региональными властями Каталонии. Изначально требования националистов заключались в расширении прав региона в составе Испании, однако сегодня их главная цель — провозглашение независимости Каталонии.

Сепаратистские настроения в Каталонии обусловлены, в первую очередь, социокультурным фактором. Жителям региона свойственна высокоразвитая идентичность, основанная на этнических и лингвистических особенностях. Не менее важен экономический ресурс сепаратизма. Фактором дезинтеграции в рамках испанского государства стало опережающее экономическое развитие Каталонии по сравнению с другими регионами страны. Глобальный финансово-экономический кризис 2008 г., имевший негативные последствия для богатой Каталонии, также способствовал усилению сепаратистских настроений в регионе. Но сегодня он по-прежнему является одной из самых развитых и богатых автономных областей Испании, мощным центром торгово-промышленного, научно-технического и культурного прогресса. На Каталонию приходится до 20% ВВП страны. Не стоит забывать и о политическом факторе — политические партии, выступающие за независимость региона, давно стали одним из проявлений сепаратизма.

Сегодня представляется весьма сложным урегулировать каталонский конфликт. Сепаратистские настроения не утихают, институциональная напряжённость растёт, и поэтому необходим конструктивный диалог между Мадридом и Барселоной. В связи с этим наиболее разумным выходом из кризиса представляется проведение переговоров между центральными и каталонскими властями по вопросу о расширении, прежде всего, финансовых полномочий Каталонии в составе Испании. При этом испанские власти должны отказаться от репрессивных действий во избежание усиления сепаратистских настроений в регионе. Отсутствие же подобного диалога будет грозить распадом Испании. Дальнейшее развитие каталонского конфликта будет зависеть от расстановки политических сил в самой Испании и готовности обеих сторон искать компромисс.


В последние несколько лет мы можем наблюдать процесс усиления национальных государств, и сепаратизм в данном случае выступает одной из форм его проявления. Сегодня сепаратистские тенденции заметны в некоторых странах Европы, таких как Бельгия (Фландрия), Великобритания (Северная Ирландия и Шотландия), Италия (Ломбардия, Венето, Южный Тироль), Франция (Корсика), и особенно остро проблема стоит в Испании и касается автономного сообщества Каталония.

Ситуация в Каталонии — исторический конфликт между центральным правительством Испании и региональными властями Каталонии. Изначально требования националистов заключались в расширении прав региона в составе Испании, однако сегодня их главная цель — провозглашение независимости Каталонии.

Сепаратистские настроения в Каталонии обусловлены, в первую очередь, социокультурным фактором. Жителям региона свойственна высокоразвитая идентичность, основанная на этнических и лингвистических особенностях. Не менее важен экономический ресурс сепаратизма. Фактором дезинтеграции в рамках испанского государства стало опережающее экономическое развитие Каталонии по сравнению с другими регионами страны. Глобальный финансово-экономический кризис 2008 г., имевший негативные последствия для богатой Каталонии, также способствовал усилению сепаратистских настроений в регионе. Но сегодня он по-прежнему является одной из самых развитых и богатых автономных областей Испании, мощным центром торгово-промышленного, научно-технического и культурного прогресса. На Каталонию приходится до 20% ВВП страны. Не стоит забывать и о политическом факторе — политические партии, выступающие за независимость региона, давно стали одним из проявлений сепаратизма.

Стороны конфликта и их политические стратегии

Сегодня силы сторонников независимости Каталонии и ее противников примерно равны. К первым относятся каталонские сепаратистские партии и коалиции — «Левые республиканцы Каталонии», «Вместе за Каталонию» и «Кандидатура народного единства». Они конфликтуют с центральной властью, а также с другими региональными партиями-сторонниками территориального единства. Кроме того, заметно расхождение во взглядах между партиями-сторонницами независимости и отсутствие чётко выработанного общего политического курса. Политическая партия «Вместе за Каталонию» (возникла в 2017 г. после распада альянса «Вместе за “Да”», ее лидер — Карлос Пучдемон) выражает готовность к конфронтации с центральной властью в Испании и придерживается односторонней стратегии борьбы за независимость региона, в то время как партия «Левые республиканцы Каталонии» выступает за проведение переговоров с испанским правительством и согласование с ним референдума о независимости, который был бы признан международным сообществом. Таким образом, республиканцы выступают за мирные методы достижения независимости — путем последовательной реализации права нации на самоопределение. «Кандидатура народного единства» требует учреждения республики, объединяющей каталоноговорящие земли. Партия подчёркивает необходимость проведения референдума для решения наиболее важных вопросов.

Противники независимости подразделяются на федералистов, автономистов и сторонников централизованного унитарного государства. К сторонникам федерации относится коалиция «Объединённые левые», ядро которой составляет Коммунистическая партия Испании, а также Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП). Среди партий, выступающих за федерализацию политико-территориальной организации Испании, следует выделить партию «Мы можем». Ее члены не выступают против проведения Каталонией согласованного с центральными властями референдума. На данный момент ИСРП, находящаяся у власти, готова строить диалог со сторонниками независимости и искать компромисс.

Правоцентристская Народная партия (НП) и «Граждане» не готовы вести диалог с каталонскими властями. Они выступают против независимости Каталонии и, соответственно, за сохранение децентрализованного унитарного государства. Находясь у власти в 2011–2018 гг., НП выражала готовность использовать все конституционные и правовые средства для сохранения единства страны и недопущения проведения Каталонией референдума. Глава партии М. Рахой выступал против любой конституционной реформы, которая предполагала бы предоставление права на самоопределение и национальный суверенитет. В рамках конфликта НП придерживается непримиримой консервативной позиции и выступает против реформы автономий. Партия «Граждане» также выступает за строгое соблюдение Конституции.

Среди сторонников государственного единства также следует выделить праворадикальную партию «Вокс», члены которой хотят упразднения региональных автономий и превращения Испании в унитарное централизованное государство подобно тому, как это было при диктатуре Ф. Франко.

Последствия референдума о независимости 2017 г.

Референдум по вопросу о самоопределении, проведённый в одностороннем порядке 1 октября 2017 г. в Каталонии и признанный нелегитимным центральным правительством, не разрешил кризис в отношениях между испанской и каталонской властями, а скорее усилил его и ознаменовал собой новый этап в развитии конфликта. Одними из главных последствий референдума стали роспуск местных органов власти, а также арест лидеров сепаратистского движения в связи с незаконной организацией референдума. Данные обстоятельства вызвали волну протестов со стороны населения региона в поддержку независимости. Вместе с тем подавление референдума центральными властями Испании вызвало недовольство и среди представителей левых движений и партий в самой Европе. Можно говорить о том, что каталонская проблема стала носить общеевропейский характер — возросли шансы на провозглашение независимости в других регионах ЕС, где заметны сепаратистские тенденции (Фландрия, северная Италия и Шотландия). Помимо этого последовала реакция со стороны испанского бизнеса — крупнейшие компании приняли решение о переносе своих штаб-квартир в другие регионы или о приостановке деятельности на территории Каталонии.

Другим заметным событием стало проведение в Каталонии парламентских выборов, которые вновь подтвердили непоколебимость позиции сторонников независимости: абсолютное большинство депутатских мандатов удалось получить сепаратистским партиям «Вместе за Каталонию», «Левые республиканцы Каталонии» и «Кандидатура народного единства».

Спустя год после референдума произошли некоторые трансформации в партийной системе Испании. Сменились премьер-министр и правящая партия, к власти пришли социалисты во главе с П. Санчесом. На отставку М. Рахоя во многом повлияло усиление роли региональных партий в Испании. Сегодня мы можем говорить о том, что в стране после длительного существования двухпартийной системы сложилась многопартийная, а ведущими партиями стали «Граждане», Народная партия, ИСРП, «Мы можем» и «Вокс».

Сепаратизм не ослабевает

11 сентября 2020 г., в Национальный день Каталонии (отмечается ежегодно в день окончания осады Барселоны 1714 г.) в регионе прошли митинги. Они были созваны Каталонской национальной ассамблеей, общественной организацией «Òmnium Cultural» и Ассоциацией муниципалитетов за независимость. Несмотря на пандемию COVID-19 и рекомендации органов здравоохранения, более чем в 80 каталонских муниципалитетах было проведено более 100 мероприятий при соблюдении норм безопасности. Некоммерческая организация «Òmnium Cultural» устроила акцию, в рамках которой были размещены 2850 пустых стульев с именами людей, проходящих судебное разбирательство после референдума о независимости. В отличие от предыдущих лет в этом году Каталонская национальная ассамблея мобилизовала 59,5 тыс. протестующих.

Кроме того, члены молодежной организации каталонских левых сторонников независимости «Arran», связанной с политической партией «Кандидатура народного единства», подожгли портреты королевской семьи. Участниками демонстрации стали около 200 активистов. Ранее парламентом Каталонии была одобрена резолюция, согласно которой регион не признает короля Испании Филиппа VI, в ней шла речь о кризисе испанской монархии, и утверждалось, что Каталония является республикой . Резолюцию поддержали сторонники независимости автономного сообщества.

В январе 2020 г. в Каталонии возникло новое радикальное сепаратистское движение «Blanc Bloc», не ассоциирующее себя с какой-либо политической партией и имеющее схожую с ранее созданными «Комитетом защиты республики» и «Демократическим цунами» идеологическую направленность. Это событие свидетельствует о том, что ресурсная база каталонского сепаратизма не исчерпана. Blanc Bloc делает ставку на «оборонительное ненасилие». В своей деятельности оно ориентируется на антиглобалистское итальянское движение «Tute Bianche», созданное в 1990-х гг., чтобы бросить вызов полиции. Его участники одевались в белые комбинезоны и использовали средства защиты во время проведения уличных демонстраций, чтобы выйти невредимыми из столкновений с полицейскими. Целью новой сепаратистской группы является оказание давления на каталонское правительство для провозглашения независимости в одностороннем порядке. Blanc Bloc требует прекращения «репрессий» против арестованных лидеров сепаратистского движения. В Каталонии уже существовала радикальная организация — «Терра Ллиуре» («Свободная земля»), созданная в период перехода Испании к демократии и активизации сепаратисткого движения в Каталонии. В 1978-1995 гг. она вела вооруженную борьбу за создание независимого государства. Испанское правительство, служба безопасности и каталонская ассоциация жертв террористических организаций признали её деятельность террористической.

Сценарии развития ситуации в Каталонии

С учётом текущей политической обстановки в Каталонии можно выделить несколько сценариев развития ситуации.

Первый — сохранение статус-кво в отношениях между Мадридом и Барселоной. Этот вариант развития событий не предусматривает внесение поправок в действующую Конституцию, фиксирующую единство испанской нации, и предполагает сохранение существующей модели государства автономий, при которой объём компетенций регионов останется прежним, в связи с чем возможен дальнейший рост недовольства местных элит.

Здесь стоит подчеркнуть, что существующая форма административно-территориального устройства (модель государства автономий), представляющая собой нечто среднее между унитарным государством и федерацией и характеризующаяся передачей определенного набора полномочий регионам, а также расширением местного самоуправления, свидетельствует о политико-территориальной децентрализации. При этом автономные сообщества не обладают возможностью вмешательства в процесс принятия государственных решений, поскольку региональный и центральный уровни управления разделены. Кроме того, объём компетенций регионов неодинаков. В связи с этим представляется маловероятным, что реформирование конституции в сторону федерализации позволит разрешить каталонский кризис, поскольку полномочия Каталонии не будут расширены. Однако это, безусловно, поможет смягчить конфликт.

Второй — дальнейшее реформирование Конституции. В данном случае возможными представляются два варианта: превращение Испании в федерацию; или внесение конституционной поправки — закрепление в конституции положения о возможности проведения автономиями референдума о независимости (на данный момент в Испании отсутствует какой-либо конституционный и политический процесс, позволяющей реализовать «право решать» и провести соотвествующий референдум без согласия центральных властей, и в связи с этим одностороннее провозглашение независимости недопустимо).

В случае же провозглашения независимости Каталонии (вследствие закрепления конкретного положения в конституции и проведённого голосования по вопросу о самоопределении) и Каталония, и испанское государство столкнутся с рядом последствий. Последнее потеряет богатый регион, а вместе с ним — крупный средиземноморский порт (порт Барселоны) и столкнётся с сокращением доходов в государственный бюджет.

В случае отделения от Испании Каталония автоматически прекратит членство в ЕС. Ей нужно будет пройти определенную процедуру для интеграции в Европейский союз, а она неминуемо будет сопряжена с выполнением ряда условий, а также одобрением членства Каталонии в ЕС всеми действующими членами Союза. Помимо этого, регион столкнётся с последствиями в виде сокращения потока туристов и снижения государственных доходов; дальнейшего ухудшения отношений с Испанией; оттока капитала; потери рабочих мест; необходимости выделения больших средств на воспроизводство новых государственных структур.

Наконец, третий возможный сценарий — дальнейшая радикализация каталонского сепаратизма в связи с длительным содержанием под стражей лидеров сепаратистского движения после организации в одностороннем порядке референдума о независимости 1 октября 2017 г. и отсутствие динамики в вопросе о самоопределении. Однако в этом случае маловероятно, что события в регионе будут развиваться по баскскому сценарию.

***

Сегодня представляется весьма сложным урегулировать каталонский конфликт. Сепаратистские настроения не утихают, институциональная напряжённость растёт, и поэтому необходим конструктивный диалог между Мадридом и Барселоной. В связи с этим наиболее разумным выходом из кризиса представляется проведение переговоров между центральными и каталонскими властями по вопросу о расширении, прежде всего, финансовых полномочий Каталонии в составе Испании. При этом испанские власти должны отказаться от репрессивных действий во избежание усиления сепаратистских настроений в регионе. Отсутствие же подобного диалога будет грозить распадом Испании. Дальнейшее развитие каталонского конфликта будет зависеть от расстановки политических сил в самой Испании и готовности обеих сторон искать компромисс.

  1. Boix Palop, A. (2017). El conflicto catalán y la crisis constitucional española: una cronología. El Cronista del Estado Social y Democrático de Derecho, 71-72.
  2. Ibid.
  3. Ibid.

Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.62)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся