Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.63)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Екатерина Харламова

Аспирант Факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета

6 августа 2025 г. Кароль Навроцкий принес присягу и официально вступил в должность президента Республики Польша. В первый же день были оглашены принципиально важные направления работы нового президента и его администрации, среди которых противодействие нелегальной миграции, строительство центрального коммуникационного порта, широкие меры поддержки для многодетных семей и пенсионеров, усиление армии и сотрудничества с США (прежде всего в рамках НАТО) и развитие региональных геополитических проектов. Новый президент, представляющий правые силы, своими риторикой и инициативами углубляет раскол между главой государства и леволиберальным большинством в правительстве, что в перспективе может стать новым витком так называемой «польско-польской войны».

Уже привычное противостояние президента и главы правительства ведет к противоречиям как во внутренней, так и во внешней политике. Попыткой преодолеть раскол стала инициатива К. Навроцкого об изменении Конституции 1997 г., предполагающая адаптацию ряда положений к «новым политическим реалиям». Проект включает расширение полномочий президента (смену модели парламентской системы на «полупрезидентскую») и ограничение политической деятельности для судей. Декларируются также возможные изменения касательно польской валюты и безопасности страны (в большей мере охраны границ).   Важно отметить, что проект новой Конституции должен быть завершен к 2030 г. и помимо изменений в судебной системе она вполне может затронуть президентские полномочия, расширив их, а также четко разграничив зоны ответственности главы государства и правительства. Ожидается, что первые наработки будут представлены уже осенью 2025 г. на съезде партии «Право и Справедливость».

В текущих условиях подобные нововведения и принятие новой конституции представляются иллюзорными: для положительного решения необходимо 2/3 голосов в Сейме, а учитывая большинство леволиберальной «Гражданской Коалиции» и сторонников Д. Туска в парламенте, проект в текущем созыве вряд ли найдет отклик среди голосующих. Изменение конституции со схожими по ряду пунктов положениями предлагал и другой кандидат в президенты от ультраправой «Конфедерации» С. Ментцен. Перелом в ситуации возможен по итогам предстоящих парламентских выборов в 2027 г., если правоконсервативным силам удастся обеспечить себе большинство. Борьбу за этот мандат будет вести не только партия «Право и Справедливость», но и быстро укрепляющая свои позиции коалиция «Конфедерация свободы и независимости», объединяющая правые и ультраправые политические силы.

6 августа 2025 г. Кароль Навроцкий принес присягу и официально вступил в должность президента Республики Польша. В первый же день были оглашены принципиально важные направления работы нового президента и его администрации, среди которых противодействие нелегальной миграции, строительство центрального коммуникационного порта, широкие меры поддержки для многодетных семей и пенсионеров, усиление армии и сотрудничества с США (прежде всего в рамках НАТО) и развитие региональных геополитических проектов. Новый президент, представляющий правые силы, своими риторикой и инициативами лишь углубляет раскол между главой государства и леволиберальным большинством в правительстве, что в перспективе может стать новым витком так называемой «польско-польской войны».

В польской конституции весьма витиеватые формулировки относительно полномочий главы правительства и президента страны, что уже не раз приводило к открытым спорам. Президент, как Верховный главнокомандующий и высшее представительное лицо, обладает ключевыми правами по объявлению мобилизации и отклонению законов. В полномочия правительства входит общее руководство в сфере международных отношений, заключение договоров и обеспечение безопасности, формулирование и реализация общего курса внутренней и внешней политики. Противостояние двух политических флангов, Д. Туска и Я. Качинского, «Права и Справедливости» и «Гражданской платформы» и связанный с этим раскол общества вошли в отечественный дискурс под термином «польско-польская война». Именно возможность наложения вето и «двойственное» представительство на международной арене в условиях принадлежности президента и главы правительства к разным политическим флангам создают атмосферу противоречий и неопределенности.

Так, во время визита глав стран ЕС в США по случаю обсуждения возможностей урегулирования украинского кризиса Польша оказалась вне списка приглашенных. Поводом для внутриполитических споров стал и первый заграничный визит президента в США. Проблема представительства и сопровождения президента министрами на встрече К. Навроцкого и Д. Трампа (предполагалось, что сопровождение целой делегацией и министром иностранных дел усилит польскую позицию на переговорах, от чего сам президент отказался), проигнорированные главой государства «рекомендации» от кабинета министров (список допустимых тем для обсуждения), противоречивые комментарии министра иностранных дел и дипломатический скандал, связанный с отсутствием посла Польши на церемонии приветствия президента, — яркие свидетельства глубокого внутриполитического раскола, который только набирает обороты в борьбе за власть.

Экономическая, социальная и миграционная политика

После принятия присяги К. Навроцкий четко разграничил зону интересов Польши и Европейского союза, не раз сделав акцент на необходимости сохранения суверенитета: «Буду голосом тех, кто хочет суверенной Польши, которая входит в состав ЕС, но не служит его прямым воплощением». Еще в ходе предвыборной кампании кандидат резко критиковал леволиберальный фланг за чрезмерные уступки Брюсселю, выступал против зеленой политики ЕС, за поддержку местных фермеров и локального бизнеса. Правительство во главе с Д. Туском, разумеется, стремилось снизить градус конфликта между Польшей и ЕС, находясь в вечном поиске компромисса. Одним из таких противоречий было и остается строительство центрального коммуникационного порта (ЦКП) «Солидарность» между Варшавой и Лодзью (проект включает строительство аэропорта, сети современных дорог для автотранспорта и железнодорожных путей), который бы послужил точкой развязки для транспортных сетей Европы. Бывший президент Р. Тшасковский (вместе с Д. Туском) во главе леволиберального фланга выступали против больших вложений в строительство порта, так как транспортная развязка такого формата уже успешно функционирует в соседней Германии. Представители же правого фланга, напротив, называли проект «самым важным в истории Третьей Речи Посполитой», ведь он предполагает серьезные инвестиционные вложения, развитие торговли и туризма, а также, как заявляет сам К. Навроцкий, «имеет решающее значение для всей Центральной Европы». Общий размер инвестиционных вложений до 2032 г. оценивается в 131,7 млрд злотых. Сам же аэропорт по прогнозам будет иметь пропускную способность не менее 34 млн пассажиров в год и будет расширяться в дальнейшем, в зависимости от трафика. Обсуждение самого проекта, требуемых вложений и масштабов шло на протяжении последних лет и встречало массу корректировок со стороны правых, выступающих за полномасштабный проект, и левых, стремящихся ограничить сеть и снизить затраты на строительство. Первым решением нового президента во время первого визита в регионы (г. Калиш) было подписание закона об обеспечении реализации инвестиционных вложений в ЦКП.

Широкий перечень вопросов обсуждался и на встрече кабинета министров, прежде всего вопросы рекордного с 1989 г. дефицита польского бюджета. Президент задал ряд вопросов и запросил «простого человеческого объяснения» ситуации. Д. Туск подчеркнул, что совместная работа будет реализовываться во всех сферах, предусмотренных конституцией, однако напомнил о «разделении полномочий» (областях, где решающее значение имеют действия правительства, а власть президента в них ограничена). Дефицит бюджета и разрыв в показателях объяснялись исключительно через призму неудач прошлого консервативного правительства. Заседание кабинета министров демонстрирует старый внутриполитический конфликт: в вопросах, где сторонам сложно найти компромисс, каждый будет настаивать на своем. Это касается и энергетики — правительство Д. Туска, следуя амбициозным целям ЕС, выступает за наращивание мощностей ветровой энергетики. Президент, в свою очередь, предпринял попытку заблокировать эти планы с помощью вето, в ответ на что получил очередной комментарий премьер-министра о зонах ответственности: «Вето в этих вопросах будет иметь мало веса, возможно это расстроит президента, но я буду удовлетворен».

Сложности поиска компромисса коснулись и миграционной повестки: одним из первых законопроектов, заблокированных вето президента, стал указ о продлении мер социальной поддержки (программа «800+») для всех украинцев. Вместо этого была принята поправка, согласно которой выплаты будут положены только тем гражданам Украины, которые официально работают в Польше. Президент подчеркнул: «Польские политики и граждане оказали огромную помощь, большое количество беженцев из Украины получили медицинскую и социальную помощь. Стратегическая и геополитическая цель Польши по поддержке соседей на Востоке неизменна, но граждане нашей страны не могут быть на втором месте». Кроме того, президент предложил увеличить сроки предоставления гражданства с трех до десяти лет.

Начало президентского срока выпало также на серьезный скандал, связанный с депортацией граждан Украины, уличенных в демонстрации символики ОУН и УПА. Еще на посту руководителя Института Национальной памяти К. Навроцкий активно боролся с культом личности С. Бандеры, и именно в это время нарратив о жертвах Волынской резни, погибших в 1943–1944 гг., стал регулярно обсуждаться на правительственном уровне. Ужесточение мер наказания за демонстрацию символики президент постарался «смягчить», соотнося инцидент не столько с проблемами польско-украинских отношений, сколько с необходимостью «искоренения российской пропаганды» (которая, якобы, может быть заинтересована в разжигании ненависти) и «направления двусторонних отношений в правильное русло», в котором «красно-черный флаг и другая символика будут приравниваться к символам немецкого национал-социализма и советского коммунизма».

Внешняя политика: между Вашингтоном и Брюсселем

Еще в ходе предвыборной кампании К. Навроцкий делал акцент на народном характере своего выдвижения, свободе от воздействия партий и политических кругов. Однако общая «правая» повестка и поддержка со стороны «Права и Справедливости» усложняют работу правительству во главе с леволиберальной «Гражданской Платформой» и создают благоприятную почву не только для дальнейших конфликтов внутри правительства, но и в отношениях Польши с Европейским союзом. Камнем преткновения остается и вопрос членства Украины в ЕС и НАТО, ведь еще в ходе борьбы за пост президента К. Навроцкий заявил, что не видит страну ни в одной из организаций, ссылаясь на отсутствие практических шагов по разрешению исторических споров, за что был раскритикован главой правительства. Ужесточение миграционной политики, ослабление мер медицинской и социальной поддержки и громкие заявления о безусловной поддержке, но со многими оговорками и условиями делают нового президента в глазах действующей власти Киева не самым надежным союзником.

Во время церемонии инаугурации К. Навроцкий отметил: «Польша должна стать лидером силы восточного фланга НАТО, а польская армия — сильнейшей армией НАТО в Европе». Для реализации этой цели планируется следовать уже отлаженной стратегии по поддержке и активному участию в военных учениях альянса, увеличению расходов на оборону, модернизации армии и вооружений, поддержке американского военного контингента на своей территории. Расширение зоны влияния в НАТО формируется также из идеи поддержки региональных геополитических инициатив, в частности, речь идет о проектах «Триморье» (сообщество тринадцати государств ЦВЕ, где помимо первоочередной цели развития региональной инфраструктуры все отчетливее ставятся задачи реализации восточной политики НАТО) и «Бухарестская девятка» (объединение девяти стран ЦВЕ по углублению экономического и военного сотрудничества в рамках «восточного фланга НАТО»). Этот вектор развития также был отмечен президентом: «Мечтаю, что к «Бухарестской девятке» присоединятся государства Скандинавии, и становление геополитических проектов во главе с Польшей как лидером восточного фланга НАТО в регионе ЦВЕ будет важным направлением моей работы».

«Польско-польское противостояние» распространяется и на степень вовлечения наднациональных структур в вопросы реализации политического курса. Если правительство во главе с Д. Туском делает ставку на общеевропейские инициативы, военно-политические блоки во главе с институтами ЕС, Францией, Великобританией и Германией, то для президента принципиальное значение имеет выстраивание двусторонних отношений c США (местами даже межличностных с Д. Трампом). Во время визита польского лидера в Вашингтон 3 сентября 2025 г. обсуждались вопросы увеличения американского военного контингента и расширения зоны стратегического партнерства. Также К. Навроцкий был приглашен на саммит «Большой двадцатки». Однако сам визит носил преимущественно имиджевый характер, подчеркивая тем самым приоритетность США как главного партнера на международной арене.

Амбиции Польши закрепить статус «лидера восточного фланга» напрямую влияют на выбор инструментов ее восточной политики. В качестве ключевой опоры, как уже отмечалось, рассматриваются региональные геополитические проекты, инициированные либо Варшавой самостоятельно, либо НАТО при ее самом активном участии. Выстраивание тесных отношений с Брюсселем не входит в первоочередные планы нового президента, а в отношении ближайшего соседа на западе (Германии) и вовсе в первый же месяц президенства с новой силой вспыхнул скандал о необходимости выплаты репараций Польши за последствия Второй мировой войны. Напротив, правительство во главе с Д. Туском делает ставку на многосторонние европейские форматы, в основном консультативные, такие как «Веймарский треугольник». Показательным примером этого подхода служит визит Д. Туска, Э. Макрона и Ф. Мерца 27 августа 2025 г. в Молдову по случаю Дня независимости Республики, где обсуждались все те же вопросы дальнейшей интеграции страны с институтами ЕС.

***

Уже привычное противостояние президента и главы правительства ведет к противоречиям как во внутренней, так и во внешней политике. Попыткой преодолеть раскол стала инициатива К. Навроцкого об изменении Конституции 1997 г., предполагающая адаптацию ряда положений к «новым политическим реалиям». Проект включает расширение полномочий президента (смену модели парламентской системы на «полупрезидентскую») и ограничение политической деятельности для судей. Декларируются также возможные изменения касательно польской валюты и безопасности страны (в большей мере охраны границ). Важно отметить, что проект новой Конституции должен быть завершен к 2030 г. и помимо изменений в судебной системе она вполне может затронуть президентские полномочия, расширив их, а также четко разграничив зоны ответственности главы государства и правительства. Ожидается, что первые наработки будут представлены уже осенью 2025 г. на съезде партии «Право и Справедливость».

В текущих условиях подобные нововведения и принятие новой конституции представляются иллюзорными: для положительного решения необходимо 2/3 голосов в Сейме, а учитывая большинство леволиберальной «Гражданской Коалиции» и сторонников Д. Туска в парламенте, проект в текущем созыве вряд ли найдет отклик среди голосующих. Изменение конституции со схожими по ряду пунктов положениями предлагал и другой кандидат в президенты от ультраправой «Конфедерации» С. Ментцен. Перелом в ситуации возможен по итогам предстоящих парламентских выборов в 2027 г., если правоконсервативным силам удастся обеспечить себе большинство. Борьбу за этот мандат будет вести не только партия «Право и Справедливость», но и быстро укрепляющая свои позиции коалиция «Конфедерация свободы и независимости», объединяющая правые и ультраправые политические силы.


Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.63)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся