Оценить статью
(Голосов: 49, Рейтинг: 4.59)
 (49 голосов)
Поделиться статьей
Нубара Кулиева

М.н.с сектора кавказских исследований Центра центральноазиатских исследований Института Китая и современной Азии РАН, аспирант, стажер-исследователь ЦКЕМИ, приглашенный преподаватель Базовой кафедры ИВ РАН и Факультета МЭиМП НИУ ВШЭ

На фоне растущей внешнеполитической активности с начала XXI в. все более динамичную политику в Восточном Средиземноморье осуществляет географически, исторически и экономически тесно связанная с регионом Турецкая республика. За последние годы Турция успела подписать два знаковых меморандума с Правительством национального согласия Ливии, затрагивающих критические вопросы разграничения морских границ и военного сотрудничества, провести четыре военные операции в Сирии и стать одним из главных акторов региональных процессов.

Не подлежит сомнению, что Восточное Средиземноморье обладает исторически сложившимся весомым местом в рамках системы международных отношений. В последнее десятилетие регион характеризуется особой растущей стратегической значимостью, нашедшей отражение в политике как региональных, так и глобальных акторов. Данный процесс напрямую связан с выявлением в регионе значительных запасов ископаемых источников энергии и возникающей возможностью для прибрежных стран разрабатывать новые месторождения или же быть частью транзитного маршрута. Более того, здесь располагаются наиболее значимые на сегодняшний день зоны эскалации военных конфликтов, привлекающие внимание и затрагивающие интересы целого ряда государств далеко за пределами региона. Все это способствует активизации политики различных игроков в Восточном Средиземноморье и усиленному соперничеству, а следовательно, обретению более комплексному развитию региона.

Представляется, что Восточное Средиземноморье — не просто отдельное внешнеполитическое направление Турции, а часть более масштабного плана действий по закреплению статуса регионального лидера с амбициями на глобальном уровне. В этом контексте актуализируется ставшее уже традиционным для Турции стремление балансировать в треугольнике Россия — Турция — США, учитывая усиливающееся вынужденное вовлечение двух стран в региональные процессы. Сегодня Турецкая республика фактически — «одинокий» игрок в регионе, так как имеет разногласия как с региональными, так и с внешними игроками. Однако это не мешает ей активно использовать «российский фактор» в двусторонних отношениях с США и в рамках деятельности в НАТО. В этом свете России, не желающей превращения Турции в полноценную альтернативу российскому энергетическому доминированию в Европе, имеет смысл усиливать сотрудничество в рамках блока Кипр — Греция — Египет. Это является актуальным, поскольку США намерены использовать Турцию для ограничения присутствия РФ в регионе. На фоне последних событий в Средиземноморье ясно, что Турция пока не готова при помощи РФ налаживать отношения с такими странами, как Египет, на чем настаивают некоторые эксперты, а скорее склоняется в сторону прагматичного сближения с Израилем, что делает США более привлекательными для сотрудничества в Средиземном море.

На фоне растущей внешнеполитической активности с начала XXI в. все более динамичную политику в Восточном Средиземноморье осуществляет географически, исторически и экономически тесно связанная с регионом Турецкая республика. За последние годы Турция успела подписать два знаковых меморандума с Правительством национального согласия Ливии, затрагивающих критические вопросы разграничения морских границ и военного сотрудничества, провести четыре военные операции в Сирии и стать одним из главных акторов региональных процессов.

Не подлежит сомнению, что Восточное Средиземноморье обладает исторически сложившимся весомым местом в рамках системы международных отношений. В последнее десятилетие регион характеризуется особой растущей стратегической значимостью, нашедшей отражение в политике как региональных, так и глобальных акторов. Данный процесс напрямую связан с выявлением в регионе значительных запасов ископаемых источников энергии и возникающей возможностью для прибрежных стран разрабатывать новые месторождения или же быть частью транзитного маршрута. Более того, здесь располагаются наиболее значимые на сегодняшний день зоны эскалации военных конфликтов, привлекающие внимание и затрагивающие интересы целого ряда государств далеко за пределами региона. Все это способствует активизации политики различных игроков в Восточном Средиземноморье и усиленному соперничеству, а следовательно, обретению более комплексному развитию региона.

Трансформация концептуальных основ турецкой политики в Средиземноморье

Стоит отметить, что с приходом к власти в Турции Партии справедливости и развития (ПСР) в начале 2000-х гг. началась трансформация внешнеполитической стратегии, а вместе с ней и позиционирования в ее рамках Средиземноморского региона. Данные тенденции возобновились с новой силой после событий «арабской весны» и попытки осуществления военного переворота в 2016 г., что повлекло за собой серьезные преобразования как внутри страны, так и в рамках ее внешней политики. Именно в этот период был поставлен вопрос о выстраивании полноценной Средиземноморской стратегии, которая выходила бы за рамки фокусирования только лишь на Кипрском вопросе и рассматривала бы региональное развитие как часть системы взаимоотношений с целым рядом стран, в том числе Египтом, Сирией, Израилем, Грецией в рамках сложного комплекса проблем, затрагивающих национальные интересы Турции. При этом, если изменения начала 2000-х гг. основывались на активизации использования нетрадиционных инструментов внешней политики (в том числе «мягкой силы»), расширении географии сотрудничества, а также его интенсификации, то за период 2011–2016 гг. произошла переориентация на усиление военного аспекта, преобладание тактических альянсов, а также более односторонние и рискованные действия. В результате произошла секьюритизация вопросов регионального развития. Все это объяснялось как изменением региональной конъюнктуры в условиях разгорающихся конфликтов, усиливающегося внешнего вмешательства и появления нетрадиционных угроз, так и усилением внутреннего давления на фоне провала на курдском треке, неудачной попытки военного переворота и общего недовольства внешнеполитической деятельностью правящей партии и лично президента.

Менялись и доктринальные основы внешней политики страны, ранее базировавшиеся на выстроенной академиком Ахметом Давутоглу концепции «стратегической глубины», предполагавшей в том числе переосмысление регионального позиционирования Турции. Однако уже к завершению первого десятилетия XXI в. вместо желаемого Давутоглу сценария «ноль проблем с соседями» отношения Турции с большинством стран региона переживали глубокий кризис. После отставки Давутоглу провал ближневосточной политики Турции объяснялся во многом недостатками избранной им концепции. В итоге начался процесс отхождения от «стратегической глубины» к более независимой от традиционных партнеров политики в пользу тактически выгодного сотрудничества, а также возврата к использованию «жесткой силы» для защиты национальных интересов. Непосредственно в рамках морской стратегии появилась доктрина «Голубой родины» (Mavi Vatan), введенная в оборот турецким адмиралом Джемом Гюрденизом еще в 2006 г., который считается одним из основных идеологов демаркации границ с Ливией и современной политики Турции в Средиземноморье. Сам автор называет эту концепцию Misak-ı Milli (Национальный обет, обозначивший территориальные границы новой Турции после Первой мировой войны) и как многие специалисты в Турции считает ее справедливым инструментом для отстаивания территориальных претензий Турции. Конечный смысл доктрины заключается в расширении водных владений Турции в Средиземном, Черном и Эгейском морях до 462 тыс. км2 путем заключения международных договоров по типу ливийского и отстаивания своих претензий на международном уровне. Растущие амбиции Турции в регионе стали вступать в противоречие с интересами целого ряда акторов, причем не только таких традиционных соперников, как Республика Кипр и Греция, но и таких стран, как РФ, США, ОАЭ и т.д. Поэтому сегодня одним из основных испытаний для турецкой внешней политики в Восточном Средиземноморье является лавирование между США и РФ, как наиболее влиятельными и заинтересованными в региональном балансе сил акторами, представляющими опасность для достижения Турцией статуса регионального лидера.

Мотивы и приоритеты турецкой политики в Восточном Средиземноморье

Григорий Лукьянов, Руслан Мамедов:
Игра в бирюльки на ливийском поле — 2

Говоря о приоритетах турецкой политики в Восточном Средиземноморье, следует разграничивать комплекс вопросов актуальных для Турции уже более четырех десятилетий и проблемы вследствие энергетического бума и внешней активности в регионе в последние годы. К первому блоку прежде всего относятся кипрская проблема и вытекающие из нее вопросы безопасности, а также многолетняя нестабильность отношений Турции с такими странами, как Греция и Израиль. Отсюда во многом следует существующая между Турцией и ЕС напряженность в регионе, обострившаяся с новой силой после активизации сотрудничества турецкой стороны с Правительством национального согласия Ливии в условиях санкций ЕС. Однако наиболее актуальными на сегодняшний день являются вопросы, касающиеся разграничения морских границ и суверенных прав Турции в регионе. Это напрямую связано с энергетическим аспектом проблемы, а также вытекающим из этого стратегическим балансом в регионе на фоне активизации действий России, США, ЕС и некоторых государств Персидского залива (ОАЭ и КСА).

Углубляясь во второй блок проблем, стоит отметить, что Турция сегодня находится в крайне ограниченной и изолированной позиции как региональный игрок в Восточном Средиземноморье, что стало результатом накопившегося комплекса территориальных и политических противоречий с такими странами, как Республика Кипр, Греция, Египет и Израиль, а также их стремлением оставить Турцию «вне игры» путем интенсификации отношений внутри данного блока. В результате такого сближения появился проект восточно-средиземноморского трубопровода (EastMed) и была начата работа Восточно-средиземноморского газового форума, при этом ни в одну из этих инициатив не была вовлечена Турция. Однако, несмотря на активную деятельность по исключению Турции из создаваемого регионального энергетического рынка, по мнению Анкары, с точки зрения цифр и логистики, данные планы сохраняются лишь на бумаге и требуют вовлечения Турции. При этом открытым остается вопрос урегулирования моментов, касающихся разграничения водных границ, а следовательно, и кипрской проблемы. В данном контексте, нарастающее сегодня сотрудничество Турции с Ливией, напрямую связывается с основными приоритетами средиземноморской политики Турции. Ввиду напряженности отношений с большинством стран региона и отсутствием своевременной активности в период создания Грецией и Кипром исключительных экономических зон и заключения ими договоров в начале 2000-х гг., Турции необходимо так или иначе обосновывать свою активность в регионе. Однако вопрос взаимоотношений с Ливией нельзя рассматривать слишком поверхностно. Например, если в случае сотрудничества по вопросам разграничения морских территорий даже главные оппоненты ПСР в лице Народно-республиканской партии (НРП) поддерживают их действия, то по вопросам военного сотрудничества мнения расходятся. Правящая верхушка оценивает активность Турции в Ливии как жизненно важную с точки зрения защиты национальных интересов в регионе. Напомним, что эта страна обладает наиболее протяженной береговой линией в Средиземном море. Однако стоит учитывать, что наделение такого рода значимостью связей с Ливией повышает уровень зависимости критически важных для Турции вопросов от довольно неустойчивого режима Правительства национального согласия, управляющего лишь 6–7% территории страны. Это создает значительную опасность для региональной политики Турции в целом и повод для критики внутренней критики. Более того, риски кажущегося на данный момент успешного сотрудничества связаны также с растущим на этой почве напряжением между Турцией и остальными региональными игроками, ослабляющим позиции Турецкой республики. К тому же, рассматривая кейс с Ливией, стоит понимать, что применение во многом успешного для Турции сирийского опыта здесь не совсем уместно по целому ряду причин. Прежде всего, в случае с Сирией угроза национальной безопасности или же потенциальный выигрыш были куда более осязаемы и понятны для турецкой общественности, что так или иначе помогало обосновать действия турецкой стороны. Поэтому было бы неправильно отождествлять результаты, достигнутые в Сирии, с возможным успехом в Ливии.

Риски для Турецкой политики в Средиземном море. Проблемы правового регулирования

Говоря о политике в регионе, стоит также учитывать существующие на сегодняшний день ограничители и риски. Активизация действий Турции в Восточном Средиземноморье как в плане развития военно-морского потенциала, так и разведывательной деятельности стала причиной обеспокоенности традиционных соперников Турции в регионе, прежде всего Греции. Напряжение между странами возобновилось с новой силой в контексте недавнего объявления Турцией о начале разработок месторождений между Критом и Кипром. При этом, конфликт в конечном итоге упирается в тонкости морского права и его интерпретацию каждой из сторон. Так, Греция, в состав которой входит большое количество островов в Средиземном море, претендует на значительную морскую юрисдикцию в Восточном Средиземноморье, ссылаясь на Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 г. Согласно документу, обитаемые острова уравниваются в правах с материковыми территориями, вне зависимости от их размера. Турция же, не подписывавшая Конвенцию, настаивает на ограниченности роли островов в вопросах разграничения территориального шельфа и создания исключительных экономических зон, ссылаясь на практику наличествующих двусторонних соглашений между рядом государств. По данному вопросу турецкая сторона апеллирует, прежде всего, протяженностью своей береговой линии и незначительностью обсуждаемых островов. Опираясь на собственное видение «справедливого» разграничения морских границ в регионе, Турция сталкивается с рядом государств, интересы которых затрагивает такая позиция, что приумножает конфликтный потенциал. Вкупе со статусом непризнанного международным сообществом (прежде всего ЕС и ООН) ливийского меморандума усиливается опасность изоляции Турции на международной арене ввиду своеобразного отношения к нормам международного права. На этом фоне, подписание Грецией и Египтом соглашения о демаркации морских границ и установлении исключительной экономической зоны на территориях, ранее разделенных между Турцией и Ливией, подогревает и без того напряженную ситуацию в регионе и порождает новые противоречия. Отказ Турции признавать данное соглашение и решение возобновить деятельность бурового судна Barbaros Hayrettin говорит о решительности Турции в отношении намеченных планов в Восточном Средиземноморье, несмотря на выраженную ранее сторонами готовность к сотрудничеству по различным вопросам. В данном контексте также важно указать на противоречивость турецко-египетских отношений, испортившихся после свержения поддерживаемого Турцией Мухаммеда Мурси в 2013 г. Дальнейшее развитие двусторонних отношений характеризовалось поляризацией ввиду противоположных подходов сторон к деятельности «Братьев мусульманам» в ближневосточных странах. В связи с происходящими событиями все менее реальным становится возможность конструктивного сотрудничества между Турцией и блоком региональных стран, настроенных против нее. В то же время перед Анкарой возникает вопрос о дальнейших действия в регионе в долгосрочной перспективе, кроме дальнейшей эскалации.

Если же говорить о дальнейшем «покорении» Турцией Восточного Средиземноморья и достижении идеалов доктрины «Голубой родины», то необходимо внимательнее подходить к вопросу расширения сотрудничества в регионе. Вследствие ограниченности возможностей Турции необходимо концентрироваться на установлении морского сотрудничества по типу ливийского с такими странами, как Ливан и Израиль, делая упор на двустороннем выигрыше по вопросам морского урегулирования и более сдержанную позицию этих стран по отношению к Турции. В противном случае Турции не избежать региональной изоляции, принимая во внимание состояние двусторонних отношений с большинством стран Восточного Средиземноморья. Учитывая тот факт, что растущая значимость региона фактически усилила существующие в его рамках противоречия между странами и стала причиной появления новых конфликтов, в долгосрочной перспективе Турции необходимо ориентироваться скорее на усиление сотрудничества с региональными игроками. При этом стоит понимать, что в случае с такими странами, как Израиль, возможно применение прагматичных подходов на основе взаимной выгоды, учитывая историю двустороннего сотрудничества.

Представляется, что Восточное Средиземноморье — не просто отдельное внешнеполитическое направление Турции, а часть более масштабного ближневосточного плана действий по закреплению статуса регионального лидера с амбициями на глобальном уровне. В этом контексте актуализируется ставшее уже традиционным для Турции стремление балансировать в треугольнике Россия — Турция — США, учитывая усиливающееся вынужденное вовлечение двух стран в региональные процессы. Сегодня Турецкая республика фактически — «одинокий» игрок в регионе, так как имеет разногласия как с региональными, так и с внешними игроками. Однако это не мешает ей активно использовать «российский фактор» в двусторонних отношениях с США и в рамках деятельности в НАТО. В этом свете России, не желающей превращения Турции в полноценную альтернативу российскому энергетическому доминированию в Европе, имеет смысл усиливать сотрудничество в рамках блока Кипр — Греция — Египет. Это является актуальным, поскольку США намерены использовать Турцию для ограничения присутствия РФ в регионе. На фоне последних событий в Средиземноморье ясно, что Турция пока не готова при помощи РФ налаживать отношения с такими странами, как Египет, на чем настаивают некоторые эксперты, а скорее склоняется в сторону прагматичного сближения с Израилем, что делает США более привлекательными для сотрудничества в Средиземном море.


Оценить статью
(Голосов: 49, Рейтинг: 4.59)
 (49 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju