Начиная с принятия концепции развития ОАЭ Видения-2021, действия по укреплению глобального образа страны усиливались, что сегодня позволяет ОАЭ быть одним из лидеров ближневосточного региона в вопросах использования мягкой силы. Политика ОАЭ в данном направлении положительно влияет на эффективность экономического развития государства, диверсифицируя риски, повышая уровень безопасности и устойчивости государственных структур. В условиях нестабильности ситуации в регионе, раздираемом внутренними противоречиями и массовыми выступлениями, фактор устойчивости является одним из ключевых в вопросе сохранения статуса состоятельного политического актора на международном и региональном уровнях.
Политика мягкой силы ОАЭ во многом направлена на повышение престижа государства в глазах западных партнеров, благодаря поддержанию демократических институтов, позиционированию себя в качестве наиболее надежного партнера в регионе. Тем не менее ОАЭ сталкиваются с рядом сложностей, демонстрирующих их реальные проблемы, влияющих на восприятие страны. Отсутствие транспарентных политических институтов приводит к ситуации, когда привлекательность экономики и безопасность иностранных инвестиций полностью полагаются на волю верховного руководства, что характерно для всех монархий Залива.
Сложно утверждать, что политика мягкой силы ОАЭ ведет к тотальному региональному лидерству. В этом направлении страна сталкивается с интересами соседей по региону. Некоторые модели мягкой силы, успешно применяемые в ОАЭ, начинают активно использоваться и в других монархиях, что подчеркивает обязательный характер постоянных действий по развитию концепта. Международная критика и постепенный отказ от активного вмешательства в конфликт в Йемене продемонстрировали, что, несмотря на ряд достижений в сфере мягкой силы и активную международную помощь, ОАЭ не смогли создать однозначный образ миротворца. Это не помогло в успешном решении региональных геополитических задач.
ОАЭ сталкиваются с идентичными для всех монархий Залива проблемами, а сегодняшнее лидерство в некоторых сферах мягкой силы может быть утеряно в случае дестабилизации внутреннего положения. Страна нуждается в наращивании крупных инфраструктурных проектов, что позволит ей оставаться на передовых позициях среди стран региона.
Находясь в ситуации усиливающихся изменений в регионе, ОАЭ стремятся к созданию нового центра силы, используя для этого все доступные инструменты. Одной из ключевых проблем политики Эмиратов представляется ограниченность ресурсов в сравнении с двумя другими региональными лидерами, конкурирующими между собой Саудовской Аравией и Ираном. Усиливается соперничество и с малым государством-челенджером, Катаром.
В сложившейся ситуации Абу-Даби необходимо искать пути закрепления своего положения в новых условиях и реализации своего видения регионального развития, сталкивающегося с интересами других региональных держав. В связи с этим важнейшим становится вопрос эффективности мягкой силы ОАЭ в продвижении своей международной и региональной политики.
Первые шаги в развитии мягкой силы
В 2013 г. была опубликована концепция развития ОАЭ Видение-2021. Согласно документу, Абу-Даби стремится к созданию современного государства, экономики и общества, ориентированных на инновации, прогресс, устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности. В рамках реализации Видения-2021 в ОАЭ было создано Министерство счастья, главой которого стала 22-летняя Охуд Аль-Рими. Эти шаги были направлены не только на повышение эффективности государственного управления, но и на привлечение международного внимания, положительной оценки деятельности государства.
Продолжением реализации Видения-2021 стало закрепление на официальном уровне института мягкой силы. Руководство ОАЭ озаботилось созданием независимого органа, отвечающего за развитие этого направления. Созданный Совет ОАЭ по мягкой силе, главной задачей которого является развитие привлекательности государства, уже через два месяца со дня основания представил Стратегию мягкой силы. Она основывается на четырех ключевых целях:
- на разработке единого направления развития для различных секторов, включающих экономику, гуманитарные науки, туризм, СМИ и науку;
- на развитии роли ОАЭ как «ворот в регион»;
- на закреплении ОАЭ в качестве регионального лидера в культуре, искусстве и туризме;
- на создании и поддержании репутации ОАЭ как современного и толерантного государства, приветствующего людей со всего мира.
Одним из ключевых элементов мягкой силы является привлекательность экономической модели государства. Несколько ранее руководство ОАЭ, осознавая ограниченность и зависимость экономики государства от нефтяного ресурса, начало работать над повышением привлекательности экономического инвестирования в страну. С помощью перераспределения доходов от нефтяной сферы была выстроена развитая инфраструктура. Конечной целью этой политики стало создание международного финансового хаба. В ключевом по экономическому значению эмирате Дубай была создана особая экономическая зона — Международный финансовый центр (МФЦД).
МФЦД является крупнейшим финансовым узлом для ближневосточного, африканского и южно-азиатского рынков. На сегодняшний день на территории Центра расположены офисы сотен международных компаний, и их число увеличивается с каждым годом. ОАЭ, предлагающие беспроцентное налогообложение, а также особое законодательство для МФЦД, основанное на прецедентном праве, ежегодно увеличивают приток прямых иностранных инвестиций в экономику страны; их объемы превысили 10 млрд долл. в 2018 г.
В стране действует эффективная антикоррупционная система (лучшая в регионе), которая должна повышать безопасность предпринимательства в государстве и улучшать качество бизнес-среды. В то же самое время Transparency International обвиняет ОАЭ в слабости демократических институтов и недостаточной борьбе с отмыванием денежных средств. По мнению организации, контролирующие органы не обращают внимания на преступное происхождение финансовых средств, вкладываемых в недвижимость Дубае.
Можно отметить, что в вопросе экономической диверсификации ОАЭ являются лидером среди стран Залива, снизив роль полезных ископаемых в экономике. Модель создания экономических зон, впервые реализованная в Эмиратах, стала прообразом появления аналогичных экономических анклавов в других странах региона (в Саудовской Аравии и Катаре). Особый акцент на привлечении иностранных капиталов, несмотря на специфику их происхождения, демонстрирует значимость инвестиций для экономики ОАЭ. Тем не менее это может негативно сказаться на имидже государственного бренда и взаимоотношениях с другими странами мира, где эти капиталы были получены.
ОАЭ — ворота в регион
Сфера туризма, помимо положительного влияния на экономическое развитие страны, является одним из направлений в развитии мягкой силы ОАЭ. За последние несколько лет страна стала самым быстрорастущим туристическим направлением в индустрии. Абу-Даби и Дубай — одни из наиболее узнаваемых городов мира, а выстраивание брендов этих городов — часть стратегии Видения-2021. Столичный Абу-Даби позиционируется в качестве культурного центра всего региона, в городе расположены несколько крупнейших музейных комплексов, среди которых филиал Лувра; представлены кампусы международных университетов — лидеров образования, таких как Нью-Йоркский университет, Университет Сорбонны. Кроме того, Абу-Даби ежегодно принимает один из этапов Формулы-1. Дубай можно рассматривать как центр экономической жизни эмиратов, а также как одну из международных столиц шоппинга и роскошной жизни. Помимо этого Дубай — один из наиболее посещаемых городов мира (более 16,5 млн туристов за 2018 г.), на который приходится большая часть туристического потока ОАЭ.
Абу-Даби и Дубай активно задействованы в киноиндустрии ОАЭ, наиболее развитой среди стран Залива. Ежегодные кинофестивали, проводимые в этих городах, добавляют значения им как культурным центрам. Активное привлечение иностранных кинокомпаний выливается в увеличивающееся количество международных фильмов, где основным местом действий являются ОАЭ.
ОАЭ стремятся развивать научную среду. В стране работают десятки университетов, в том числе филиалы более 30 зарубежных центров образования. Создаются особые knowledge villages и академические городки (например, Дубай) — свободные зоны развития человеческих ресурсов, где сконцентрированы университеты и центры науки с возможностью 100% участия зарубежного капитала. Привлекается и бизнес-сообщество, так называемый, Научный парк Дубай обеспечивает деятельность научного сектора ОАЭ, объединяя 300 компаний, развивающих стартапы и исследовательские проекты.
ОАЭ и в частности город Дубай, станут хозяевами международной выставки ЭКСПО-2020. Это первый случай проведения этого мероприятия в ближневосточном регионе. На выставке будут представлены ключевые международные достижения в различных сферах деятельности большинства стран мира. Планируется, что мероприятие посетят более 20 млн туристов, среди которых будут и граждане Израиля, получившие разрешение на посещение страны. Привлечение гостей — один из важнейших факторов успешного мероприятия и создания положительного образа государства.
Объединенные Арабские Эмираты уделяют особое внимание развитию и иных брендов, представляющих страну на международной арене. Общемировую известность приобрели авиационные компании Emirates Airlines и Etihad Airways, созданные правящими семьями эмиратов Дубай и Абу-Даби. Со времени своего создания Emirates Airlines стала одним из ключевых мировых перевозчиков с пассажиропотоком в 60 млн человек в год (4-й в мире). Эти компании делают все возможное, чтобы ассоциироваться в глазах клиентов с ОАЭ и регионом. Идентичность формируется не только благодаря названию, но и особому дизайну самолетов, выполненному в цветах флага, использованию традиционных культурных элементов на борту, включая форму бортпроводников. Компании участвуют и в спонсорской деятельности, повышая узнаваемость не только у путешественников. Emirates Airlines и Etihad Airways — титульные спонсоры популярных футбольных клубов, турниров по большому теннису, кубка мира по регби и других спортивных событий и инфраструктурных проектов.
Выгодное географическое положение и, что более важно, активная работа с инфраструктурой сделали из Объединенных Арабских Эмиратов один из ключевых международных транспортных узлов. В ОАЭ соединяются транспортные пути из Африки, Европы, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Международный аэропорт Дубай при пропускной способности в 90 млн пассажиров в год является одним из наиболее загруженных аэропортов мира (входит в шестерку). Транспортный узел делает из Дубай и ОАЭ «пропускные ворота» во весь ближневосточный регион. Такое положение и развитая инфраструктура влияет как на повышение туристического потока в ОАЭ, так и на восприятие страны в качестве важнейшего элемента мировой системы транспортных перевозок. Значимое место в создании транспортного узла занимает формирование морского транспортного хаба. С появлением «Инициативы пояса и пути» и его морских направлений ОАЭ стали усиленно проводить политику повышения эффективности собственных портов.
В ходе реализации концепта «ворот в регион» ОАЭ сталкивается с интересами других стран Залива, в первую очередь КСА и Катара. Эти страны стремятся реализовать свое видение региональной политики. Если КСА является давним союзником ОАЭ, то Катар с 2017 г. находится с ними в натянутых отношениях. Можно отметить успешность Катара в вопросе медиапродвижения, что используется в том числе против ОАЭ. Медиа-гигант «Аль-Джазира», созданный руководством Катара, активно продвигает позицию страны и его союзников по региону.
Тем не менее модель ОАЭ демонстрирует одни из лучших показателей во многих из рассмотренных сфер. Если в проведении международных мероприятий и медиа — их лидерство оспаривается (активная культурная политика Катара, проведение Чемпионата мира ФИФА), то этого нельзя сказать о транспортном узле и авиаперевозках. Международный транспортный узел ОАЭ является не просто крупнейшим в Заливе, но и одним из наиболее загруженных в мире. Перспектива развития морского узла и включение в проект «Пояса и пути» становится одним из важнейших инвестиционных и экономических шагов и сделает из страны еще более значимый геополитический центр. Здесь нельзя не отметить зависимость ОАЭ от политики безопасности в Ормузском проливе, а ближайший конкурент, КСА, в отличие от них, имеет выход в Красное море.
Как место туризма ОАЭ, лидируя по количественным показателям, серьезно конкурируют с КСА. Страна, где расположены ключевые святыни ислама, обладает максимальной привлекательностью для представителей мусульманского мира, что является немаловажным фактором для Ближнего Востока. Последние изменения в политике КСА, открывающей страну для международного туризма, может негативно отразиться на позициях ОАЭ в индустрии. Столкновение интересов ключевых игроков региона Персидского залива демонстрирует, что политика мягкой силы требует от этих стран большего внимания. Закрепление лидерства в регионе возможно только путем постоянного развития политики продвижения собственного бренда.
Международная помощь и толерантность
Начиная со дня своего создания в 1971 г., Объединенные Арабские Эмираты осуществляют международную помощь в формате грантов, инфраструктурных проектов, инвестиций. Согласно рейтингу Организации экономического сотрудничества и развития, ОАЭ входит в десятку стран по объему совершенных инвестиций и зарубежной помощи и является его лидером по отношению к объему ВВП. Зарубежная помощь является одним из официально заявленных элементов внешней политики, проводимой государством.
Министерством иностранных дел и связей ОАЭ была разработана и принята Стратегия осуществления международной помощи на период 2017–2021 гг. Особое место в этой политике занимает гуманитарная сторона, составляющая около 10% в структуре иностранных инвестиций. На сегодняшний день ОАЭ участвуют в инвестиционных и гуманитарных проектах в Египте, Йемене, Сирии, Ливии, Судане и еще более чем 170 странах. С 2014 г. ОАЭ являются членом Комитета содействия развития ОЭСР, что позволяет им задавать свою повестку.
В ОАЭ институализирована толерантность. Более того, существует Министерство толерантности, созданное для осуществления конкретных действий по повышению благосостояния и качества жизни населения. Приняты законодательные ограничения, касающиеся дискриминации, экстремизма и насилия. Важность развития толерантности и ее официальное закрепление объясняются особенностью структуры общества ОАЭ. Сегодня в ОАЭ проживают около 10 млн человек, из которых только 15% — коренные жители страны. Специфика экономики, большое количество инфраструктурных проектов заставляет страну привлекать значительное число экспатов со всего мира.
В ноябре 2018 г. ОАЭ стали центром первого международного саммита толерантности, на котором были обсуждены вопросы этнической терпимости, и приняли участие более 100 стран мира. Итогом мероприятия стало объявление 2019 года годом толерантности в ОАЭ. В рамках этого проекта произошло важное дипломатическое событие — первый в истории визит Папы Римского Франциска на Аравийский полуостров и в частности в ОАЭ в феврале 2019 г., в ходе которого был проведен ряд встреч по вопросам мирного развития и существования.
Тем не менее включенность в войну в Йемене, участие в военных конфликтах в Ливии и Судане негативно сказываются на продвижении бренда государства и вызывают международную критику. Попытки геополитического соперничества в формате военного столкновения сначала с поддерживаемыми Ираном хуситами, а затем конфликт с лояльными КСА силами в Йемене, привели к затруднениям и дистанцированию от этих проблем. На данный момент, ОАЭ постепенно пытаются вернуться к предоставлению привычной финансовой помощи с целью реализации своих интересов чужими руками. Вероятно, руководству ОАЭ придется сделать выбор между продолжением экономического роста, сильным государственным брендом и геополитическим соперничеством, участием в конфликтах.
Несмотря на заявленную политику терпимости и разнообразия, в ОАЭ существуют огромные проблемы как с мигрантами, так и с внутренней оппозицией. Согласно отчетам Humans Rights Watch, помимо обвинения в военных преступлениях в Йемене, преследования политических активистов и критиков правительства, в стране существуют трудовые злоупотребления. Тяжелые условия жизни и бесправное положение низкоквалифицированных экспатов приводят к ухудшению образа страны. Такие проблемы характерны для всех стран Залива, в которых существует системы кафалы [1]. Попытка демонстрации ОАЭ лидерства в сфере защиты прав человека выглядит как сугубо внешнеполитический инструмент, не связанный с реальными изменениями во внутренней политике. Аналогичная ситуация сложилась с зарубежной помощью, которая фактически является успешной формой лоббизма собственных интересов в регионе. Учитывая серьезный провал Саудовской Аравии в 2018 г. (убийство Дж. Хашогги), ОАЭ смогли извлечь выгоду из продвижения своей позиции и позиционирования себя как надежного партнера для основного заокеанского союзника в лице США.
***
Начиная с принятия Видения-2021, действия по укреплению глобального образа страны усиливались, что сегодня позволяет ОАЭ быть одним из лидеров ближневосточного региона в вопросах использования мягкой силы. Политика ОАЭ в данном направлении положительно влияет на эффективность экономического развития государства, диверсифицируя риски, повышая уровень безопасности и устойчивости государственных структур. В условиях нестабильности ситуации в регионе, раздираемом внутренними противоречиями и массовыми выступлениями, фактор устойчивости является одним из ключевых в вопросе сохранения статуса состоятельного политического актора на международном и региональном уровнях.
Политика мягкой силы ОАЭ во многом направлена на повышение престижа государства в глазах западных партнеров, благодаря поддержанию демократических институтов, позиционированию себя в качестве наиболее надежного партнера в регионе. Тем не менее ОАЭ сталкиваются с рядом сложностей, демонстрирующих их реальные проблемы, влияющих на восприятие страны. Отсутствие транспарентных политических институтов приводит к ситуации, когда привлекательность экономики и безопасность иностранных инвестиций полностью полагаются на волю верховного руководства, что характерно для всех монархий Залива.
Сложно утверждать, что политика мягкой силы ОАЭ ведет к тотальному региональному лидерству. В этом направлении страна сталкивается с интересами соседей по региону. Некоторые модели мягкой силы, успешно применяемые в ОАЭ, начинают активно использоваться и в других монархиях, что подчеркивает обязательный характер постоянных действий по развитию концепта. Международная критика и постепенный отказ от активного вмешательства в конфликт в Йемене продемонстрировали, что, несмотря на ряд достижений в сфере мягкой силы и активную международную помощь, ОАЭ не смогли создать однозначный образ миротворца. Это не помогло в успешном решении региональных геополитических задач.
ОАЭ сталкиваются с идентичными для всех монархий Залива проблемами, а сегодняшнее лидерство в некоторых сферах мягкой силы может быть утеряно в случае дестабилизации внутреннего положения. Стране нуждается в наращивании крупных инфраструктурных проектов, что позволит ей оставаться на передовых позициях среди стран региона.
1. Кафала — мониторинг и контроль низко квалифицированных мигрантов через привязывание его вида на жительство к работодателю, который хранит его документы и принимает решение о возможности возвращения на родину