Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 5)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Кирилл Фенин

Магистрант МГИМО МИД России

Одной из главных тем избирательной кампании в США 2020 г. были вопросы изменения климата и защиты окружающей среды. Как показывают недавние опросы, эти проблемы входят в перечень 20 наиболее важных для американцев. Все больше американских граждан отмечают ухудшение состояния окружающей среды (9% в 2017 г., 18% в 2022 г.). Таким образом, в общественном сознании США становится популярным мнение о необходимости активных мер по защите окружающей среды.

Стремясь удовлетворить этот общественный запрос, в ходе избирательной кампании 2020 г. демократы предложили две основные стратегии по реализации «зеленой» повестки. Первая программа «Новый зеленый курс» была подготовлена левыми демократами и представляла собой план по полному переходу к возобновляемой энергетике к 2030 г. Эта стратегия оказалась не только крайне дорогой в финансовом плане, но также требовала глубоких социальных преобразований. Это привело к тому, что умеренные демократы не поддержали «Новый зеленый курс».

Штаб Дж. Байдена предложил альтернативный вариант, который стал частью его предвыборной платформы. Достижение нулевого уровня выбросов было намечено на 2050 г., а в качестве приемлемых источников энергии рассматривались не только солнечная и ветровая генерация, но и атомная энергетика. Стратегия Дж. Байдена имела постепенный характер и предусматривала более умеренные рецепты решения проблемы изменения климата. Общая стоимость климатического плана была оценена в 1,7 трлн долл. за десять лет, финансироваться он должен был за счет повышения налогов.

В результате в августе 2022 г. был принят «Закон о снижении инфляции», в рамках которого почти 391 млрд долл. направлен на финансирование проектов в сфере энергетики и защиты окружающей среды. Большая часть этих средств предназначена для солнечной и ветровой генерации, но 30 млрд долл. выделено на развитие атомной энергетики, что позволит сохранить действующий парк ядерных реакторов. Проектом предусматривается сокращение дефицита бюджета на 300 млрд долл. и снижение к 2030 г. вредных выбросов на 42% к уровню 2005 г.

Принятие данного закона имело глубокие политические последствия. Во-первых, администрации Дж. Байдена, хоть и в урезанной форме, удалось реализовать свои основные предвыборные обещания в области защиты окружающей среды. Рейтинг президента США стабилизировался на уровне 40–43% после снижения, вызванного всплеском инфляции. Во-вторых, принятые меры придали демократам дополнительный импульс, что позволило им пройти через промежуточные выборы 2022 г. с минимальными потерями и даже укрепить позиции в Сенате. В-третьих, принятие данного закона повлекло за собой последствия в международном измерении, поскольку он направлен на укрепление конкурентоспособности американских компаний с помощью налоговых льгот и субсидий.

В итоге администрации Дж. Байдена удалось добиться частичных успехов в реализации своих планов по защите окружающей среды. Были приняты необходимые законы, созданы федеральные программы, пересмотру подверглись решения предыдущего правительства. Однако многие принятые решения являются результатом вынужденного компромисса и значительно отличаются от первоначальных замыслов. Как результат, администрация действующего президента подвергается критике как со стороны консерваторов, так и с позиций радикально настроенного крыла Демократической партии и экоактивистов.

Решение Дж. Байдена баллотироваться на второй срок означает его готовность продолжить реализацию политического курса, в том числе по борьбе с изменением климата. Тем не менее фактор избирательной кампании ставит новые проблемы перед Белым домом и вынуждает его лавировать, чтобы сохранить поддержку электората. Невысокий уровень одобрения политики Дж. Байдена и другие факторы, включая возраст, могут привести к его поражению на президентских выборах 2024 г. Чтобы сохранить свой пост, действующему президенту придется вести активную избирательную кампанию, используя климатическую повестку как инструмент привлечения избирателей, в том числе молодежь, которую как раз больше всего заботят вопросы изменения климата.

Время подводить итоги

25 апреля 2023 г. президент США Дж. Байден объявил о своем выдвижении на второй президентский срок. Это означает, что хозяину Белого дома придется демонстрировать избирателям результаты своей работы и убеждать их еще раз проголосовать за него. Кроме того, Дж. Байден уже перешел экватор своего первого мандата, что дает возможность подвести промежуточные итоги его президентского срока и сравнить их с предвыборными обещаниями 2020 г.

Одной из главных тем избирательной кампании 2020 г. были вопросы изменения климата и защиты окружающей среды в целом. Как показывают недавние социологические опросы, эти проблемы входят в перечень 20 наиболее важных для американцев. По данным Pew, 44% опрошенных считают защиту природы главным приоритетом правительства США, на 7% меньше респондентов придерживаются аналогичного мнения в отношении климата. В целом более половины населения США считает изменение климата серьезной угрозой благополучию страны, хотя в других странах Запада (например, в Италии и Франции) этот показатель значительно выше.

Партийная принадлежность является важным фактором формирования отношения к этой проблеме. Около 60% демократов считают изменение климата главной проблемой для страны, среди республиканцев такого мнения придерживаются лишь 13%. С другой стороны, все больше граждан США отмечают ухудшение состояния окружающей среды (9% в 2017 г., 18% в 2022 г.). По данным Yale Climate Opinion Maps, среди американцев сложился консенсус по некоторым пунктам климатической повестки. Например, доминирует точка зрения, что изменение климата угрожает именно будущим поколениям. Таким образом, в общественном сознании США становится популярным мнение о необходимости активных мер по защите окружающей среды.

Необходимо также отметить влияние «зеленой» повестки на электоральное поведение американцев. В исследовании Стэнфордского университета указывается, что кандидаты привлекают больше голосов, прежде всего демократов и независимых, заявляя о своей вере в глобальное потепление и его антропогенный характер. Поэтому для кандидата в президенты от Демократической партии экология входит в число первоочередных тем предвыборной кампании. В лагере демократов основное разделение проходит между умеренными политиками, которые хотят использовать сочетание возобновляемых и традиционных источников энергии, и сторонниками радикальных мер по реализации «зеленой» повестки с полным отказом от ископаемого топлива. К последним, в частности, относятся демократические социалисты в лице Б. Сандерса.

В Республиканской партии раскол на тему климата имеет иной характер. С одной стороны, для сторонников «слонов» тема экологии не является приоритетной, особенно в условиях экономических проблем. В последнее время молодые и умеренно настроенные республиканцы больше обеспокоены климатическими проблемами и поддерживают действия по защите окружающей среды, чем их возрастные соратники. Поэтому некоторые политики-республиканцы, например спикер Палаты представителей К. Маккарти, предлагают проекты по борьбе с изменением климата. В целом проблема защиты окружающей среды и связанная с ней тема возобновляемой энергии становятся важным фактором политического процесса в США.

Стремясь удовлетворить этот общественный запрос, в ходе избирательной кампании 2020 г. демократы предложили две основные стратегии по реализации «зеленой» повестки. Первая программа под названием «Новый зеленый курс» (Green New Deal) была подготовлена левыми демократами и представляла собой план по полному переходу к возобновляемой энергетике к 2030 г. Эта стратегия оказалась не только крайне дорогой в финансовом плане, но также требовала глубоких социальных преобразований. Это привело к тому, что умеренные демократы не поддержали «Новый зеленый курс».

Штаб Дж. Байдена предложил альтернативный вариант, который стал частью его предвыборной платформы на президентских выборах 2020 г. Достижение нулевого уровня выбросов было намечено на 2050 г., а в качестве приемлемых источников энергии рассматривались не только солнечная и ветровая генерация, но и атомная энергетика. Стратегия Дж. Байдена имела постепенный характер и предусматривала более умеренные рецепты решения проблемы изменения климата, чем «Новый зеленый курс».

Общая стоимость климатического плана Дж. Байдена была оценена в 1,7 трлн долл. за десять лет, финансироваться он должен был за счет повышения налогов. В результате выборов 2020 г. президентом стал Дж. Байден, а Демократическая партия завоевала большинство в Конгрессе и получила возможность реализовать свои планы в области экологической политики.

Экологическая политика Дж. Байдена: ожидание vs реальность

Уже на стадии формирования своей администрации Дж. Байден уделил вопросам защиты окружающей среды особое внимание. В частности, своим указом от 27 января 2021 г. президент США создал Национальную рабочую группу по климату, которая объединяет руководителей различных ведомств и разрабатывает общегосударственный подход к проблеме изменения климата. В составе администрации появилось Управление климатической политики, а в рамках министерств были созданы рабочие группы по реализации «зеленой» повестки в рамках деятельности этих органов власти.

Наконец, бывший госсекретарь Дж. Керри занял пост специального представителя президента США по вопросам климата, являясь одновременно членом Совета национальной безопасности. Учитывая политический вес Дж. Керри, в прессе его стали называть «царем климата» — человеком, который неофициально курирует всю экологическую политику администрации. Должность советника президента США по вопросам климата заняла Дж. Маккарти, которая была администратором Агентства по охране окружающей среды во время второго срока Б. Обамы. В сентябре 2022 г. ее заменил А. Заиди. Примечательно, что министром внутренних дел, к ведению которого относятся национальные парки, стала Д. Холанн, одна из соавторов Green New Deal. Кадровые решения президента США ясно указывают на стремление проводить активную политику в сфере защиты окружающей среды как внутри США, так и за рубежом.

Наиболее важной частью реализации предвыборной программы Д. Байдена стала законодательная повестка. С одной стороны, по итогам выборов 2020 г. Демократическая партия сохранила большинство в Палате представителей, а в Сенате силы разделились пополам, что давало возможность использовать голос вице-президента К. Харрис. С другой стороны, данная ситуация требовала единогласия всех демократов в верхней палате Конгресса, предоставляя тем самым отдельным сенаторам возможность шантажировать администрацию.

Экологическая повестка администрации Дж. Байдена нашла отражение в двух основных законопроектах: «Закон об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места» (Infrastructure Investment and Jobs Act) и «Построить лучше, чем было» (The Build Back Better Act). Путь к принятию данных законов оказался длительным и сложным, итоговые решения значительно отличаются от изначальных планов.

В марте 2021 г. Дж. Байден выдвинул амбициозный план инвестиций в инфраструктуру общей стоимостью 2,3 трлн долл. Против таких расходов категорически выступили республиканцы, указывая на огромный дефицит федерального бюджета (12,4% ВВП). В результате длительных переговоров в июне 2021 г. двухпартийная группа сенаторов разработала компромиссный пакет в размере 1,2 трлн долл.

Данный проект предусматривает масштабное обновление инфраструктуры США с учетом защиты окружающей среды. В частности, около 90 млрд долл. было выделено на развитие общественного транспорта, что стало самой крупной инвестицией федерального правительства США в эту отрасль в истории. Кроме того, 65 млрд долл. было направлено на обновление энергетической инфраструктуры, а 7,5 млрд долл. предназначалось для строительства сети зарядных устройств для электромобилей по всей стране. По оценкам экологов, «Закон об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места» приведет к сокращению углеродных выбросов только в долгосрочной перспективе.

В августе законопроект был одобрен Сенатом, но встретил сопротивление в нижней палате Конгресса США. Причиной стал раскол внутри Демократической партии: прогрессисты требовали одновременного принятия пакета социальных мер, который умеренные демократы отказались поддержать без оценки влияния на бюджет. Дж. Байдену пришлось напрямую участвовать в урегулировании конфликта, дважды посетив Палату представителей. В результате 5 ноября 2021 г. законопроект об инвестициях в инфраструктуру был одобрен, а затем подписан президентом.

Гораздо более незавидная судьба ждала проект «Построить лучше, чем было». Его первоначальный объем финансирования составлял 3,5 трлн долл., предполагалось, что к 2030 г. будет создано 7,7 млн новых рабочих мест, а генерация энергии с помощью возобновляемых источников увеличится в четыре раза. Однако сенаторы Дж. Мэнчин от Западной Виргинии и К. Синема от Аризоны подвергли критике данный законопроект, указав на угрозу роста государственного долга. Возможно, причина состоит в том, что Западная Виргиния входит в число лидеров по добыче угля, а инвестиции в возобновляемую энергетику грозят подорвать экономическое положение штата.

В октябре 2021 г. стоимость проекта была сокращена до 2,2 трлн долл., а в ноябре он был одобрен Палатой представителей. Несмотря на это, сенатор Дж. Мэнчин выступил против, что фактически похоронило данный закон, поскольку для его принятия требовались голоса всех 50 сенаторов-демократов. Работа возобновилась летом 2022 г., когда демократы пошли на уступки Дж. Мэнчину и существенно изменили законопроект, согласившись на требования сенатора.

В результате в августе 2022 г. был принят «Закон о снижении инфляции», в рамках которого почти 391 млрд долл. направлен на финансирование проектов в сфере энергетики и защиты окружающей среды. Большая часть этих средств предназначена для солнечной и ветровой генерации, но 30 млрд долл. выделено на развитие атомной энергетики, что позволит сохранить действующий парк ядерных реакторов. Важно подчеркнуть, что проектом предусматривается сокращение дефицита бюджета на 300 млрд долл. Наконец, по оценкам REPEAT, принятие данного закона позволит к 2030 г. снизить вредные выбросы на 42% к уровню 2005 г.

Принятие данного закона имело глубокие политические последствия. Во-первых, администрации Дж. Байдена, хоть и в урезанной форме, удалось реализовать свои основные предвыборные обещания в области защиты окружающей среды. Рейтинг президента США стабилизировался на уровне 40–43% после снижения, вызванного всплеском инфляции. Во-вторых, принятые меры придали демократам дополнительный импульс, что позволило им пройти через промежуточные выборы 2022 г. с минимальными потерями и даже укрепить позиции в Сенате. Как показывает история, чаще всего партия действующего главы государства теряет большинство в обеих палатах Конгресса в середине президентского срока.

В-третьих, принятие данного закона повлекло за собой последствия в международном измерении, поскольку он направлен на укрепление конкурентоспособности американских компаний с помощью налоговых льгот и субсидий. Данное положение вызвало недовольство Европейского Союза, а Франция и Германия заявили о намерении принять ответные меры.

Продолжая тему «зеленой» повестки во внешней политике, необходимо отметить, что в первый день своего пребывания на посту президента Дж. Байден объявил о возвращении США к исполнению Парижского соглашения 2015 г. Данный шаг стал символом отмены многих решений предыдущего президента Д. Трампа. Противопоставляя себя республиканцу, представитель Демократической партии заявил, что «Америка вернулась» и намерена сохранить позицию мирового лидера.

Чтобы «возглавить революцию в области чистой энергии», Дж. Байден провел в апреле 2021 г. виртуальный саммит мировых лидеров на тему климата. Несмотря на то, что некоторые развитые страны взяли на себя дополнительные обязательства, среди развивающихся держав такого энтузиазма отмечено не было. Кроме того, президент США принял участие в конференциях по климату COP26 и COP27, где совместно с ЕС были запущены инициатива «Глобальное обязательно по метану» и объединение ведущих компаний First Movers Coalition с целью содействия инновациям в области чистой энергии.

Однако данные проекты не обрели общемировой статус и остаются скорее инициативами Запада. Администрация действующего президента США также подвергается критике за недостаточную помощь бедным странам, которым приходится решать первоочередные социальные и экономические проблемы в условиях навязываемого перехода к альтернативным источникам энергии. В качестве обоснования высказывается мнение, что развитые страны уже прошли этап индустриализации и могут сокращать выбросы без значительного ущерба для уровня жизни населения.

После двух лет реализации нового курса в области защиты окружающей среды администрации Дж. Байдена удалось добиться некоторых успехов. Белый дом отчитался, что в 2021 г. США установили рекорд по внедрению альтернативных источников энергии: около 10 млн домов обеспечиваются электричеством с помощью солнечной и ветровой генерации. По данным Министерства энергетики США, к 2023 г. объемы генерации возобновляемой энергии увеличились на 15%, причем наибольший прирост пришелся на солнечную энергию. Параллельно вводятся новые стандарты энергоэффективности зданий и автомобилей, ужесточается экологическая экспертиза экономических проектов.

Несмотря на то, что Белый дом бодро рапортует о достижениях по защите окружающей среды, администрация Дж. Байдена подвергается критике с двух сторон. Помимо республиканцев возникает недовольство среди умеренных демократов в колеблющихся или «красных» штатах, как в случае с сенатором Дж. Мэнчином. Снижение инвестиций в добычу ископаемого сырья приведет к сокращению рабочих мест, что негативно повлияет на политические позиции демократов в этих штатах. Кроме того, попытка обеспечить энергетическую безопасность с помощью возобновляемых источников энергии выливается в новую зависимость, поскольку для «зеленой» энергетики необходимы редкоземельные металлы.

С другой стороны, экологические организации одобряют усилия Дж. Байдена, но требуют более решительных действий, вплоть до объявления режима чрезвычайной ситуации в области климата. Экоактивисты недовольны тем, что в марте 2023 г. президент США поддержал новый проект по добыче нефти на Аляске, хотя в 2020 г. он обещал прекратить бурение на федеральной территории. Более того, администрация Дж. Байдена выдала на 74% больше разрешений на добычу полезных ископаемых, чем кабинет Д. Трампа. На этом фоне экспорт природного газа в 2022 г. достиг рекордных показателей. Поэтому недовольные экоактивисты выступают с акциями протеста, а одобрение экологической политики Дж. Байдена среди демократов снизилось с 82% до 69%.

Что дальше?

Заявление Дж. Байдена о выдвижении на второй президентский срок означает необходимость подведения итогов и формирования новой предвыборной программы. Учитывая невысокий рейтинг одобрения (около 40%) и фактор возраста, Дж. Байдену будет сложно сохранить доверие электората, который в 2020 г. позволил ему одержать победу на выборах. Для переизбрания 46-го президента США особенно важны несколько групп избирателей.

Во-первых, молодые избиратели, которых как раз больше всего заботят вопросы изменения климата. По данным аналитиков, в 2020 г. явка среди молодежи (18–29 лет) была на 11% больше, чем на прошлых выборах, причем именно в этой группе поддержка Дж. Байдена была самой высокой (59%). Лидеры ряда экологических организаций уже заявили, что президент США не должен воспринимать их поддержку как нечто должное. У действующего главы Белого дома еще есть полтора года для того, чтобы укрепить свои позиции. Несмотря на то, что республиканцы контролируют Палату представителей, президент США может издавать исполнительные указы.

Во-вторых, важное значение приобретают избиратели центристских взглядов. Дж. Байден является более умеренным демократом, чем прогрессивное крыло его партии. Данный фактор позволяет ему заручиться поддержкой демократов-центристов и колеблющихся избирателей. На прошлых выборах 46-й президент США смог привлечь на свою сторону не только практически весь электорат Демократической партии, но и добился некоторой поддержки со стороны умеренных республиканцев (16%). Считается, что в этот раз Дж. Байдену будет сложнее действовать сразу в двух направлениях. Ему придется либо собрать вокруг себя всех избирателей Демократической партии, в том числе сторонников прогрессистов, либо сделать акцент на центристах.

Второй срок Дж. Байдена позволит ему продолжить реализацию «Закона об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места» и «Закона о снижении инфляции». Переизбрание будет означать, что администрация Дж. Байдена останется у власти до января 2029 г., в то время как на 2030 г. намечена цель по снижению выбросов на 50% к уровню 2005 г. Кроме того, еще четыре года у власти дадут действующему президенту США время для назначения судьи Верховного суда в случае возникновения вакансии. Это важно в контексте решения этого органа по делу «Западная Виргиния против Агентства по охране окружающей среды», которое ограничило возможности федерального правительства по контролю уровня выбросов в штатах.

Напротив, победа Д. Трампа или другого кандидата от республиканцев будет означать резкий поворот политики в области защиты окружающей среды и энергетики. Представители Республиканской партии намерены продолжать инвестировать в ископаемое сырье, укрепляя энергетическую безопасность США. В качестве источников экологически чистой энергии они рассматривают атомную и водородную энергетику и гидроэнергетику, а также природный газ.

Для республиканцев основными являются экономические мотивы — обеспечение потребителей дешевыми энергоресурсами и создание новых рабочих мест, а снижение выбросов должно достигаться постепенно. В условиях высокой инфляции и банковского кризиса вопросы экономики приобретают для граждан первостепенное значение, поэтому подход республиканцев может оказаться привлекательнее, чем предложения лагеря демократов.

В итоге администрации Дж. Байдена удалось добиться частичных успехов в реализации своих планов по защите окружающей среды. Были приняты необходимые законы, созданы федеральные программы, пересмотру подверглись решения предыдущего правительства. Однако многие принятые решения являются результатом вынужденного компромисса и значительно отличаются от первоначальных замыслов. Как результат, администрация действующего президента подвергается критике как со стороны консерваторов, так и с позиций радикально настроенного крыла Демократической партии и экоактивистов.

Решение Дж. Байдена баллотироваться на второй срок означает его готовность продолжить реализацию политического курса, в том числе по борьбе с изменением климата. Тем не менее фактор избирательной кампании ставит новые проблемы перед Белым домом и вынуждает его лавировать, чтобы сохранить поддержку электората. Невысокий уровень одобрения политики Дж. Байдена и другие факторы, включая возраст, могут привести к его поражению на президентских выборах 2024 г. Чтобы сохранить свой пост, действующему президенту придется вести активную избирательную кампанию, используя климатическую повестку как инструмент привлечения молодых избирателей.

Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 5)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся