Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Екатерина Харламова

Аспирант Факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета

В начале XXI столетия в польском общественно-политическом дискурсе почти не поднимались вопросы исторической справедливости в отношении трагедии на Волыни. На актуализацию этих событий повлияли как внутренние факторы: усиление роли Института национальной памяти, необходимость урегулирования социальной напряженности (связанной с притоком большого количество беженцев и мигрантов из Украины), увеличением вовлеченности граждан Польши в процессы коммеморации важных, по-прежнему болезненных событий польской истории, так и внешние. Польша сегодня претендует на роль влиятельного государства в регионе ЦВЕ, «восточного фланга ЕС и НАТО», активно реализует и продвигает восточное направление внешней политики, поэтому отношения с ближайшими соседями на востоке играют для руководства страны определяющую роль. Так, сохранение памяти о жертвах Волынской резни 1943 г., когда жертвами ОУН и УПА стали более 100 тыс. поляков, последние годы является важным аспектом как во внутриполитической борьбе, так и в выстраивании двусторонних отношений.

Спор об ответственности за Волынскую резню длится на протяжении десятилетий. Попытки прийти к компромиссу и признать ответственность с обеих сторон упираются как в сложные внутриполитические процессы, так и в желание перенести ответственность на СССР (в случае с переселением этнических украинцев с польских земель) или нацистскую Германию (в случае с Волынской резней). Правительство Польши пытается подкрепить желаемый статус «регионального лидера» и «лидера восточного направления ЕС» активными действиями в рамках двусторонних отношений со своими соседями на востоке. На кон ставится уже не абстрактная формулировка «добрососедских отношений», а прямая зависимость членства Украины в ЕС от разрешения исторических споров по правилам принятой в Европе практики «демократизации». Правительство Украины в вопросах признания вины едва ли идет на встречу, ведь полное покаяние влечет за собой ответные претензии к Польше по вопросам извинений от лица польского народа за операцию «Висла» и принятию ответственности за притеснения украинского меньшинства. Неприемлемой является и формулировка «кресы», которая используется в польских программных документах и резолюциях, поскольку на территории современных Белоруссии, Литвы, Украины она отождествляется с периодом господства Польши и угнетением местного населения.

Вариант развития событий, при котором Польша сохранила бы за собой исключительный статус «жертвы», а Украина отказалась от своих исторических притязаний и выполнила все требования, маловероятен. Признание вины означает формальное доказательство того, что Польша (как и заложено в геноме самой «польской цивилизаторской миссии на востоке» по «демократизации» и «культурному просвещению» соседних стран и народов, входивших в сферу влияния Речи Посполитой) может и дальше диктовать руководству Украины собственное видение демократии, которое далеко не всегда совпадает с интересами самой страны.

В начале XXI столетия в польском общественно-политическом дискурсе почти не поднимались вопросы исторической справедливости в отношении трагедии на Волыни. На актуализацию этих событий повлияли как внутренние факторы: усиление роли Института национальной памяти, необходимость урегулирования социальной напряженности (связанной с притоком большого количество беженцев и мигрантов из Украины), увеличением вовлеченности граждан Польши в процессы коммеморации важных, по-прежнему болезненных событий польской истории, так и внешние. Польша сегодня претендует на роль влиятельного государства в регионе ЦВЕ, «восточного фланга ЕС и НАТО», активно реализует и продвигает восточное направление внешней политики, поэтому отношения с ближайшими соседями на востоке играют для руководства страны определяющую роль. Так, сохранение памяти о жертвах Волынской резни 1943 г. (когда, по оценкам польских историков, жертвами ОУН и УПА стали более 100 тыс. поляков) последние годы является важным аспектом как во внутриполитической борьбе, так и в выстраивании двусторонних отношений.

Осенью 2024 г. с новой силой вспыхнули дискуссии о Волынской резне. Польские политики открыто заявили об «особом условии» для вступления Украины в Европейский союз — признании ответственности за геноцид поляков. Сложность в урегулировании исторического спора о событиях на Волыни заключается в том, что со стороны руководства Украины нет четкой позиции по вопросу принятия вины и ответственности. Отсутствие согласия со стороны властей Украины усложняет процесс эксгумации и работу археологических экспедиций, а именно необходимость поиска останков, установления имен и признания ответственности со стороны Киева становятся главными требованиями польских властей и граждан страны (преимущественно активистов, родственников пострадавших в годы Волынской резни). Однако, несмотря на множество отдельных польских гражданских и неправительственных инициатив (Ассоциация памяти жертв преступлений украинских националистов, проект «Примирение через трудную память», ассоциация «Общество и память»), на государственном уровне нет плана действий по разрешению исторических притязаний.

Политика памяти — удел исключительно правого фланга?

Впервые вопрос законодательного, наднационального регулирования коммеморации Волынской трагедии остро встал в 2013 г., когда польским Сеймом и Сенатом, с консультированием со стороны историков и культурологов, была принята к обсуждению формулировка «геноцид» вместо «преступления» в отношении событий на Волыни. В итоге 263 депутата из 422 проголосовали против новой поправки. По результатам Сейм отказался от обозначения даты 11 июля Днем мученичества кресовян, и вместо термина «геноцид» была установлена формулировка «этническая чистка с элементами геноцида». Правый фланг на время голосования занял радикальную позицию, открыто обвиняя леволиберальных политиков в отсутствии патриотизма.

Актуализацию разных аспектов политики памяти, поиск исторической справедливости принято отождествлять с политическим курсом консервативного фланга. Именно консервативная партия «Право и справедливость» способствовала усилению влияния Института национальной памяти, финансировала выгодные правительству проекты и продвигала повестку, которая совпадала с видением тогдашнего руководства страны. В поле деятельности организации входят подготовка расследований о расстрелах в Катыни, преступлениях против польского народа, исследования территории «кресов» и регламентация политики люстрации чиновников. Министр иностранных дел Р. Сикорский в интервью 2013 г. сделал особый акцент на том, что актуализацией событий прошлого занимаются только правые политики, это выгодно для коротких внешнеполитических целей (получения голосов этой незначительной части польского электората — борцов за историческую справедливость, активистов и представителей организаций, добивающихся расследования Волынской трагедии), но противоречит главному долгосрочному интересу Польши — добрососедским отношениям с Украиной. В то время, 11 лет назад, Р. Сикорский заключил, что изменений в терминологии и законодательных определений для событий достаточно, чтобы переступить порог конфронтации и перейти к решению актуальных межгосударственных проблем.

Вновь вопрос об увековечении памяти жертв Волынской резни был поднят Сенатом в 2016 г. Тогда депутатами была принята резолюция о провозглашении 11 июля Днем памяти жертв геноцида украинских националистов против граждан Второй Республики. Польская сторона вновь призвала руководство Украины к урегулированию данного вопроса, однако за этим последовало лишь заявление о необходимости «выявления правды» и создания коллектива независимых историков для расследования всех деталей (а именно, насколько справедливо возложение вины на граждан Украины «в условиях работы советской пропаганды»).

В ходе предвыборной борьбы в 2023 г. вопросы памяти также поднимались консервативным и леволиберальным флангами. Леволиберальная «Гражданская коалиция» во главе с Д. Туском активно критиковала подход оппонентов к формированию исторической политики, вплоть до возможного упразднения главного органа — Института национальной памяти. Несмотря на открытую критику политики «ПиС», новое леволиберальное правительство во главе с «Гражданской платформой» все же отошло от предвыборных обещаний и переняло определяющие черты польской исторической политики времен консерваторов. Уже в 2024 г. министр иностранных дел Польши от «Гражданской коалиции» Р. Сикорский, отвечая на вопрос, почему при всей помощи Украине от Польши вопрос исторической справедливости все еще не решен, заключил: «Я надеюсь, что это христианское обязательство со стороны Украины будет выполнено». Так, популяризация исторических событий и использование политики памяти как инструмента внешнеполитического давления перешли от инициатив консервативных кругов к общегосударственному курсу.

На протяжении последних 10 лет власти Польши большое внимание уделяют популяризации знаний о Волынской резне среди граждан: проводятся памятные мероприятия, конференции, воздвигаются памятники, с речами о необходимости сохранения памяти жертв выступают первые лица страны. О необходимости признания вины за события 1943 г. не раз высказывались президент Польши А. Дуда, бывший премьер-министр М. Моравецкий, лидер «ПиС» Я. Качинский.

В июле 2023 г. по случаю приближения 80-й годовщины памяти жертв польский Центр исследований общественного мнения провел опрос и подготовил обширный доклад об отношении поляков к событиям Волынской трагедии и общем представлении граждан о польско-украинских исторических спорах. В динамике с 2013 по 2023 гг. количество респондентов, считающих, что общая история скорее сближает, чем разделяет народы Польши и Украины, выросло на 7%. Однако по-прежнему большая часть опрошенных считает, что события общей истории скорее становятся объектом для конфронтации (54% в 2013 г., 60% в 2018 г., 53% в 2023 г.). Примечательно, что процент осведомленных о событиях на Волыни значительно вырос в период с 2008 по 2023 гг. (8% против 41%). Одним из ключевых факторов непрекращающегося спора о событиях 1943 г. остается «необходимость извинений» со стороны официального правительства Украины, от имени всех граждан страны, в адрес польского народа. Центр общественного мнения представил статистику касательно и этого вопроса: подавляющее число опрошенных, 78%, ответило, что по случаю годовщины Волынской резни президенту В. Зеленскому стоит принести официальные извинения. Однако очередные призывы от лица пресс-секретаря МИД Польши 2023 г. к признанию ответственности посол Украины в Польше назвал «неприемлемыми».

Дорога в Европейский союз открыта через признание вины

В сентябре 2024 г. споры об исторической справедливости вокруг Волынской резни вспыхнули с новой силой во многом благодаря заявлению бывшего министра иностранных дел Украины Д. Кулебы и попытке приравнять Волынскую резню к событиям операции «Висла» 1947 г. — массовым переселениям украинцев с восточных земель Польши. В ретроспективе польско-украинского примирения такие ассоциации использовались как фактор «сглаживания» противоречий, однако польская сторона к попыткам такого отождествления относилась категорично, аргументируя это тем, что действия властей Польши по переселению этнических украинцев были ответной мерой, а сопутствующие жертвы среди мирного населения несопоставимы. Примечательно, что, несмотря на осуждение операции Сеймом еще в 1990 г., в резолюциях декларируется, что ответственность за массовые переселения украинцев и «антидемократическую политику» лежит не на польской нации, а на действиях коммунистического режима.

Министр национальной обороны В. Касиняк-Камыш, как и многие другие польские политики, в интервью заявлял, что вопросы безопасности Украины в равной степени важны и для Польши, ведь от хода событий на востоке зависит обстановка во всем регионе. Однако после этого добавил, что в двусторонних отношениях остается масса нерешенных вопросов, среди которых вопросы экономические и исторические: «Украина не войдет в Евросоюз, если не решит дело Волыни, не будет эксгумации, не будет поминовения... вступление в Европейский Союз — это действие для развития, повышения своего уровня функционирования как государства. Для этого необходимо выполнить определенные условия, не только экономические». Президент страны в этот раз с резкой риторикой не согласился, сославшись на необходимость объединения с Украиной в условиях конфликта в независимости от старых противоречий. Однако министр обороны ответил на это критикой позиции украинского руководства и «забытой помощи» Украине, которую оказала Польша с 2022 г.: «Пока эта рана не затянута и нет официального признания вины, не может быть настоящего объединения. При нынешнем состоянии польско-украинских отношений недовольство граждан Польши будет только расти».

К дискуссии присоединились и другие политики. Д. Туск, лидер леволиберального фланга, выразил неодобрение позиции Украины: «Украина должна оправдать наши ожидания, если хочет рассчитывать на поддержку Польши в процессах вступления в ЕС». Напомним, ранее Д. Туск высказывался против того, чтобы припоминать соседям ошибки прошлого, ведь в долгосрочной перспективе это мешает доверительным отношениям между странами. Министр иностранных дел Р. Сикорский, присоединяясь к спорам о признании ответственности, придерживается схожего мнения: «Украине стоит как можно скорее разрешить процесс эксгумации на Волыни в знак благодарности за то, что мы для нее делаем». Однако подчеркнул: «У нас будет еще много шансов припомнить Украине ее государственный и христианский долг».

***

Спор об ответственности за Волынскую резню длится на протяжении десятилетий, однако к примирению стороны так и не смогли прийти. Попытки прийти к компромиссу и признать ответственность с обеих сторон упираются как в сложные внутриполитические процессы, так и в желание перенести ответственность на СССР (в случае с переселением этнических украинцев с польских земель) или нацистскую Германию (в случае с Волынской резней).

Правительство Польши пытается подкрепить желаемый статус «регионального лидера» и «лидера восточного направления ЕС» активными действиями в рамках двусторонних отношений со своими соседями на востоке. На кон ставится уже не абстрактная формулировка «добрососедских отношений», а прямая зависимость членства Украины в ЕС от разрешения исторических споров по правилам принятой в Европе практики «демократизации». Правительство Украины в вопросах признания вины едва ли идет на встречу, ведь полное покаяние влечет за собой ответные претензии к Польше по вопросам извинений от лица польского народа за операцию «Висла» и принятию ответственности за притеснения украинского меньшинства. Неприемлемой является и формулировка «кресы», которая используется в польских программных документах и резолюциях, поскольку на территории современных Белоруссии, Литвы, Украины она отождествляется с периодом господства Польши и угнетением местного населения.

Вариант развития событий, при котором Польша сохранила бы за собой исключительный статус «жертвы», а Украина отказалась от своих исторических притязаний и выполнила все требования, маловероятен. Признание вины означает формальное доказательство того, что Польша (как и заложено в геноме самой «польской цивилизаторской миссии на востоке» по «демократизации» и «культурному просвещению» соседних стран и народов, входивших в сферу влияния Речи Посполитой) может и дальше диктовать руководству Украины собственное видение демократии, которое далеко не всегда совпадает с интересами самой страны.


(Голосов: 4, Рейтинг: 5)
 (4 голоса)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju