Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Назар Курбанов

Студент 3 курса МГИМО МИД России

Туркменистан придерживается политики нейтралитета и проводит курс на самоизоляцию, при этом располагая внушительными природными ресурсами и активно стараясь найти свою нишу в сложившемся миропорядке. Кроме того, туркменские власти очень трепетно относятся к любой деятельности иностранных структур на своей территории, поэтому гуманитарный аспект отношений приобретает особую актуальность. В этой ситуации важно выявить и проанализировать деятельность гуманитарных институтов между Туркменистаном и двумя главными и самыми экономически развитыми странами ЕАЭС (Россией и Казахстаном).

Между Россией и Туркменистаном продолжается всеобъемлющее гуманитарное сотрудничество как на межгосударственном уровне, так и на уровне субъектов России, однако на нем всецело сказывается закрытость Туркменистана, поэтому диалог в области туризма и особенно в области информации следует усилить. Туркменистан и Казахстан также развивают гуманитарный диалог, причём во многом Казахстан повторяет российскую модель сотрудничества с Туркменистаном, однако есть очевидная необходимость качественно усилить диалог в образовательной, туристической, спортивной и информационной сфере.

Республика Туркменистан с момента обретения независимости в 1991 г. стоит особняком на всём постсоветском пространстве. Тема гуманитарного сотрудничества с Туркменистаном актуальна сразу по нескольким аспектам. Во-первых, он придерживается политики нейтралитета со всеми странами мира, а также проводит политику самоизоляции, но вместе с этим Туркмения активно участвует в разных экономических, а также социальных, политических трансформационных процессах, стремясь найти и занять свою нишу [1]. Во-вторых, эта страна обладает внушительными природными ресурсами и довольно развитыми отдельными отраслями промышленности, что делает Туркменистан важным региональным игроком, с которым может быть выстроено очень продуктивное сотрудничество. В-третьих, туркменские власти очень настороженно относятся к любой деятельности структур иностранных государств на своей территории, что в разы усложняет диалог.

Российско-туркменский гуманитарный диалог

Между Российской Федерацией, как наиболее развитым государством на постсоветском пространстве, и Туркменистаном наблюдается самое активное гуманитарное сотрудничество среди всех участников ЕАЭС. Государства ведут постоянный диалог на высшем и высоком уровнях, уже подписаны более 10 соглашений, косвенно или напрямую регулирующих гуманитарные контакты. Кроме того, в 2017 г. между Россией и Туркменистаном был заключен Договор о стратегическом партнёрстве. Что же касается органов, занимающихся гуманитарными вопросами на государственном уровне, то между двумя странами ежегодно функционирует межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству. Причём, как отмечает К. Муратшина, в состав этой комиссии включены и представители министерств культуры обеих стран [2].

По условиям Соглашения между правительствами РФ и Туркменистана в области культуры, образования и науки от 1995 г. стороны обязались гарантировать свободное развитие культур России и Туркменистана, а также содействовать проведению разнообразных культурных мероприятий. Так, например, в 2017 г. были проведены дни культуры Туркменистана в России и дни культуры России в Туркменистане. Отдельно стоит сказать о деятельности Русского Дома в Ашхабаде, анонс полноценного открытия которого стал большой победой российской мягкой силы. По наблюдениям К. Муратшиной, на протяжении долгого времени туркменская сторона из-за политики «туркменизации» не давала структурам Россотрудничества возможности охватить Туркменистан — последнюю «неуступчивую» центральноазиатскую страну — сетью своих культурных центров [3]. Однако сегодня в трудных политических условиях «Русский дом» в Ашхабаде (при посольстве России в Туркменистане) не только существует, но и проводит разнообразные культурные мероприятия. Например, в марте 2021 г. усилиями «Русского дома» был организован вечер памяти народного артиста России Леонида Филатова.

В сфере образования и науки (по условиям всё того же соглашения от 1995 г.), стороны обязались как развивать официальный диалог, так и поощрять контакты профильных организаций. Так, в 2002 г. была открыта Совместная туркмено-российская общеобразовательная школа имени А. С. Пушкина, которая подчиняется одновременно Министерству образования Туркменистана и Министерству просвещения России и пользуется популярностью в Туркменистане. Были также подписаны соглашения о сотрудничестве между МГИМО и Институтом международных отношений МИД Туркменистана, между МГУ им. М. В. Ломоносова и Туркменским государственным университетом им. Махтумкули и др. На протяжении нескольких лет растет число туркменских студентов, обучающихся в России. Так, на начало 2019-2020 уч. г. оно составило порядка 36 тыс. человек. При этом с целью интенсификации гуманитарного сотрудничества между двумя странами ежегодно проводятся обмены делегациями и различные конференции.

Говоря о сфере информации и массовых коммуникаций, стоит упомянуть все те же Соглашение от 1995 г., Соглашения об обмене правовой информацией от 1996 г., о взаимной защите секретной информации от 2009 г. и о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 2019 г. Тем не менее именно эта сфера сотрудничества, несмотря на все подписанные документы, представляется наиболее слабой, поскольку туркменские власти жёстко контролируют телевидение, радиовещание, издательское дело (даже блокируют Интернет), тем самым препятствуя свободному распространению информации.

Другие отрасли гуманитарного сотрудничества (спорт и туризм) развиты заметно слабее. В 2017 г. были заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве в области спорта и туризма, но отдельного соглашения по контактам в области массовых коммуникаций до сих пор нет. Более того, в силу закрытости Туркменистана в сводках СМИ очень сложно найти какую-либо информацию о российских туристах, официально посетивших Туркменистан. Тем не менее, по данным Министерства спорта России, страны регулярно обмениваются делегациями, российские спортсмены проводят мастер-классы для туркменских коллег и даже тренируются на туркменских спортивных базах (например, велогонщики из профессиональной команды «Катюша»).

Необходимо также сказать о развитии связей между Туркменистаном и отдельными регионами Российской Федерации. В этой сфере действует Соглашение о содействии межрегиональному сотрудничеству от 2021 г. К. Муратшина отмечает контакты с Туркменистаном следующих российских регионов: Астраханской и Вологодской областей, Санкт-Петербурга, Республик Адыгея, Дагестан, Татарстан и Ставропольского края [4]. В этих отношениях также можно выделить связи на местном уровне в культурной, образовательной и научной, спортивной и туристической сферах, поскольку регионы России заинтересованы в углублении диалога с Туркменистаном не меньше, чем федеральный центр.

Таким образом, российско-туркменские отношения в гуманитарном аспекте развиваются очень динамично как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов России. Однако закрытость Туркменистана всецело проявляется и в этой области: особенно слабо развиты контакты в туристической и информационной сфере, а также туркменская сторона препятствует деятельности Россотрудничества. Поэтому, на наш взгляд, России следует активизировать контакты именно по этим означенным областям и окончательно добиться от туркменской стороны официального открытия Русского Дома в Ашхабаде.

Туркмено-казахстанский гуманитарный диалог

Гуманитарные отношения между Казахстаном и Туркменистаном также развиваются очень динамично. Как отмечает Г. Н. Джамиева, между двумя странами нет спорных вопросов, что даёт серьёзный толчок к развитию диалога [5]. Сегодня действуют более 10 соглашений, напрямую или косвенно затрагивающих гуманитарную сферу. Кроме того, как и в случае с Россией, между Казахстаном и Туркменистаном подписано Соглашение о стратегическом партнёрстве. Что касается органов, регулирующих диалог в этой области, то с 2017 г. функционирует Межправительственная комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству.

В культурной области, по условиям Договора от 2009 г. о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве до 2020 г., стороны обязались содействовать развитию связей между профильными организациями, различными творческими союзам и объединениями, а также обязались организовывать соответствующие мероприятия международного уровня. Так, наряду с регулярными культурными мероприятиями в 2014 г. в Казахстане прошли Дни культуры Туркменистана, а в 2018 г. — наоборот. Кроме того, в 2020 г. было подписано Соглашение о создании, функционировании и деятельности культурных центров, что является серьёзным шагом в укреплении гуманитарного диалога.

Диалог в сфере образования и науки между Казахстаном и Туркменистаном регулируется уже упомянутым Договором, а также соглашением о сотрудничестве в области образования от 1997 г. Согласно данным документам, стороны (как и в случае с Россией) обязались одновременно развивать официальный диалог и поощрять контакты профильных организаций, всецело содействуя диалогу в сфере науки и образования. Однако мы не обнаружили ни одного двустороннего соглашения между крупнейшими вузами Туркменистана и Казахстана, что говорит о несостоятельности гуманитарных контактов между странами. Число туркменских студентов в Казахстане при этом составляет 3500 человек. Тем не менее ежегодно проводятся различные круглые столы, конференции, лекции и обмены делегациями между двумя государствами.

В области спорта и туризма также действует означенный Договор от 2009 г., согласно которому стороны обязуются всячески поддерживать и развивать контакты в этой области. Например, сборная Казахстана приняла участие в V Азиатских играх, проходивших в Ашхабаде в 2017 г. Тем не менее другой информации в СМИ о проведении других официальных мероприятий в области спорта и туризма фактически нет — стороны обмениваются делегациями, члены которых продолжают говорить о курсе на «расширение сотрудничества».

В сфере информации и массовых коммуникаций между Казахстаном и Туркменистаном (так же, как и в случае с Россией) действуют соглашения об обмене информацией — например, в области борьбы с нарушениями налогового законодательства (от 2001 г.) и о взаимной защите секретной информации (от 2017 г.). Но и в туркмено-казахстанском сотрудничестве в этой области ситуация аналогичная российско-туркменскому диалогу: СМИ Казахстана фактически не представлены в Туркменистане.

Таким образом, гуманитарный диалог между Казахстаном и Туркменистаном в целом успешно развивается и во многом копирует российскую модель; однако такие области как образование и наука, и особенно спорт, туризм и область информации нуждаются в дальнейшем развитии.

***

Туркменское государство, несмотря всю на свою закрытость и настороженность к любым действиям иностранных игроков на своей территории, довольно активно взаимодействует с двумя главными странами ЕАЭС в гуманитарной области.

Россия и Туркменистан поддерживают интенсивное и многоплановое сотрудничество в гуманитарной сфере как на межгосударственном уровне, так и на уровне субъектов России. Наиболее широко развита культурная и научно-образовательная составляющая отношений, однако диалог в области туризма и информации имеет потенциал к углублению. Кроме того, большой проблемой остается открытие «Русского дома» в Ашхабаде — возможности для полноценной работе которого необходимо добиваться от властей Туркменистана.

Между Казахстаном и Туркменистаном также ведется весьма активный гуманитарный диалог. Во многом Казахстан повторяет российскую модель сотрудничества с Туркменистаном, однако, чтобы интенсифицировать гуманитарные контакты, необходимо качественно усилить диалог в образовательной, туристической, спортивной и информационной сферах.

1. Джамиева Г. Н. История становления и развития Туркменистана как нейтрального государства (1995—2015 гг.): дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.15; – Душанбе, 2018. С. 33.

2. Муратшина К. Г. Институты гуманитарного сотрудничества между Российской Федерацией и Туркменистаном // Власть. – 2020. –№4. – С. 246.

3. Там же. С. 248-249.

4. Там же. С. 249.

5. ДДжамиева Г. Н. История становления и развития Туркменистана как нейтрального государства (1995—2015 гг.): дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.15; – Душанбе, 2018. С. 44.


Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 5)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся