Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.53)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
Анна Макаркина

Cтудентка РАНХиГС при Президенте РФ, стажер РСМД

В 2024 г. будет отмечаться 20-я годовщина вступления Польши в Европейский союз, однако за 19 лет членства в ЕС отношения Варшавы и Брюсселя претерпевали значительные изменения. В стране то и дело наблюдается противостояние евроскептиков и людей, настроенных оптимистично по отношению к членству в Евросоюзе. Отдельный интерес представляет соотношение взглядов политических элит Польши и простых граждан по этому вопросу. Обсуждение Polexit в стране также то набирает обороты, то затухает. Не последнюю роль здесь играет геополитическая ситуация, которая отвлекает внимание официального Брюсселя и Варшавы, не позволяя им сконцентрироваться на решении спорных вопросов.

Изначально риторика евроскептицизма в Польше была характерна скорее для взглядов элит и заключалась в опасениях, связанных с утратой государственного суверенитета, что также значило и потерю национальной самобытности, размывание традиций, растворение культурных и религиозных ценностей. До непосредственного вступления в Евросоюз граждане также выражали недоверие в связи с беспокойством относительно негативного влияния членства Польши в ЕС на экономику Республики. Таким образом, настроения общества и власти в самом начале развития отношений страны с Евросоюзом были достаточно противоречивы, хотя доля евроскептиков была крайне мала. Что касается актуальной ситуации, евроскептицизм присущ скорее администрации, причем той, что придерживается консервативных взглядов. Доверие рядовых граждан Республики к политике ЕС уже долгое время остается на высоком уровне. Разрыв во взглядах политических элит Польши и народа на вопрос членства в ЕС сокращается, что и демонстрирует нынешняя ситуация.

Рассуждая о том, что представляется в ближайшем будущем более реальным: продолжение членства Польши в Европейском союзе или так называемый Polexit, можно сказать, что на данный момент ответ на этот вопрос стал более однозначным в связи с назначением на должность премьер-министра, придерживающегося проевропейских взглядов, и приходом к власти правительства, настроенного куда более оптимистично по отношению к членству страны в Евросоюзе. Говоря об экономической стороне вопроса, нельзя не упомянуть о внушительном количестве дотаций от ЕС, вследствие чего выход Республики из Союза будет являться крайне неразумным решением, которое может повлечь за собой крах польской экономики, чего власти допустить не могут. В целом в условиях то и дело обостряющейся геополитической обстановки Европу больше заботит общемировая ситуация, поэтому угроза повторения судьбы Великобритании Республикой в ближайшее время крайне маловероятна, даже невозможна.

В 2024 г. будет отмечаться 20-я годовщина вступления Польши в Европейский союз, однако за 19 лет членства в ЕС отношения Варшавы и Брюсселя претерпевали значительные изменения. В стране то и дело наблюдается противостояние евроскептиков и людей, настроенных оптимистично по отношению к членству в Евросоюзе. Отдельный интерес представляет соотношение взглядов политических элит Польши и простых граждан по этому вопросу. Обсуждение Polexit в стране также то набирает обороты, то затухает. Не последнюю роль здесь играет геополитическая ситуация, которая отвлекает внимание официального Брюсселя и Варшавы, не позволяя им сконцентрироваться на решении спорных вопросов. Для того, чтобы понять, стоит ли ожидать нарастание или, наоборот, «затухание» евроскептических настроений в будущем, следует обратиться к истории, чтобы проследить динамику отношений Польши и Европейского союза.

В конце 1980-х гг. Польша сменила приоритеты во внешней политике, и ее главной целью стало сближение с другими странами Европы. Фактически история их взаимодействия началась в 1988 г., когда были установлены официальные дипломатические отношения между Республикой Польшей и Европейским экономическим сообществом (ЕЭС); спустя год было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве. Во многом благодаря смене политического вектора развития, а также изменениям в экономической политике Польши был взят курс на «возвращение в Европу». Надо сказать, что в Республике идея присоединения к европейским структурам воспринималась неоднозначно. Для основных политических сил членство в будущем ЕС стало важнейшей стратегической целью. Однако были и те, кто сомневался в правильности данного курса. Высказывались опасения по поводу утраты части государственного суверенитета, а также подрыва экономической стабильности страны, а именно превращения ее в рынок сбыта и источник дешевой рабочей силы. Тем не менее, несмотря на возможные негативные последствия, Польша решила продолжить процесс интеграции в европейское сообщество.

В 1991 г. по итогам длившихся год переговоров было заключено «Соглашение об ассоциации между Республикой Польша и Европейским сообществом и государствами-членами». Спустя три года Польша подала заявку на вступление в Евросоюз, которая была подтверждена всеми странами-участницами, и с этого момента начитается реальный процесс евроинтеграции Республики. Следует также добавить, что в 1993 г. Европейский совет принял Копенгагенские критерии, ставшие, по сути, необходимыми условиями на пути государств к членству в Европейском союзе. В связи с тем, что одним из обязательных требований стало принятие и соблюдение законов Евросоюза, Польша была вынуждена адаптировать и свое национальное законодательство. Однако правящие на тот момент элиты были настроены стать частью ЕС, поэтому эти условия были выполнены.

То, как активно Польская Республика старалась интегрироваться в Евросоюз, создает иллюзию отсутствия евроскептических настроений, однако в действительности все выглядело несколько иначе. Еще в 1995 г. во время президентских выборов можно отметить первое выражение недоверия к процессу евроинтеграции. Поражение левых сил в президентской борьбе привело к укреплению правого фланга, который был настроен отрицательно по отношению к сближению с ЕС. Кроме того, стоит отметить, что являющиеся для Польши важной политической силой церковь и профсоюзы относились настороженно к идее евроинтеграции, считая, что это представляет собой угрозу национальным ценностям и культуре.

Начало переговоров о вступлении пяти стран Центральной и Восточной Европы в ЕС, включая Польшу, последовало после заседания Европейского совета 12–13 декабря 1997 г., рассмотревшего выполнение государствами рекомендаций Европейской комиссии того же года. Польская Республика была вынуждена реализовать ряд национальных проектов, таких как, например, «Национальная стратегия по интеграции», «Европейская стратегия правительства Республики Польша» и др., чтобы подготовить экономику и привести законодательство в соответствие с требованиями ЕС. Однако стратегии были направлены не только на это. Одним из ключевых положений стало повышение уровня знаний граждан о процессе евроинтеграции. Это было неслучайно, так как достаточно высокий уровень евроскептицизма наблюдался в этот раз уже среди населения страны, а именно — деревенских жителей. Консервативных людей из польской глубинки интересовала судьба фермерства и сельского хозяйства: они опасались конкуренции на европейском рынке.

Переговоры о вступлении Польши в Евросоюз начались в Люксембурге в 1998 г., а закончились в декабре 2002 г., после чего в Афинах в 2003 г. был наконец-то подписан договор о вступлении, который начал действовать спустя год. Нельзя не упомянуть о референдуме, который был проведен в Республике до ратификации договора. Из всего населения высказались 58,85%, из них «за» проголосовало 77,45%, «против» — 22,55%. Опрос общественного мнения, проведенный CBOS в мае 2000 г., выявил, что 59% поддерживают вступление в ЕС. Говоря о настроениях в обществе уже после непосредственного вступления государства в ЕС, можно сказать, что уровень недоверия оставался достаточно высоким. Согласно результатам общеевропейского опроса Евробарометр для Польши за 2005 г., 57% граждан Польши считали, что в процессе принятия решений в Брюсселе их мнение не учитывается. Тем не менее следует признать, что 54% поляков выразили поддержку членству, что стало на 12 пунктов выше по сравнению с результатами опроса 2004 г. Тем не менее следует принять во внимание, что все это относилось по большей части к широким слоям населения Польши.

Вплоть до 2015 г. прослеживалось снижение евроскептичных настроений. С приходом к власти партии «Право и справедливость» (ПиС) и, как следствие, обострением их отношений с левыми и либеральными силами внутри страны усиливаются и противоречия между консервативным правительством Польши и Евросоюзом. Здесь снова можно говорить о риторике евроскептицизма среди элит Польской Республики. Одним из ключевых пунктов программы партии стала борьба с беженцами, что встретило одобрение в обществе, но, естественно, ухудшило отношения с ЕС. К тому же ПиС начала масштабную реформу судебной системы и проигнорировала постановления Евросоюза, осуждавшего действия польского правительства.

В 2021 г. произошел очередной конфликт между Варшавой и официальным Брюсселем. Польша заявила, что не намерена соблюдать постановления Европейского суда и что польская конституция выше законодательства ЕС, на что Союз предпринял ответные меры. В июле того же года SW Research провела опрос для ежедневной газеты Rzeczpospolita, в рамках которого граждане отвечали на вопрос о необходимости организации референдума по выходу Польши из Евросоюза. В результате 14,8% опрошенных ответили положительно, в то время как еще 64,4% — отрицательно (6,7% заявили, что не стали бы участвовать в таком голосовании, и 14,1% не имели на этот счет четкого мнения). Это показывает, что, несмотря на разные взгляды политических элит по вопросу евроинтеграции, граждане Республики менее склонны к европессимизму.

В конце сентября 2023 г. на волне обсуждения парламентских выборов в Польше один из лидеров оппозиции Дональд Туск в своем аккаунте в Twitter заявил: «Пятнадцатого октября или мы выведем ПиС, или ПиС выведет нас. Из Евросоюза». Что касается итогов выборов, нельзя не упомянуть тот факт, что, несмотря на победу по числу голосов партии «Право и Справедливость», результат в 35,4% позволил ей получить лишь 194 места в Сейме из 460. Партии «Гражданская коалиция», «Третий путь» и «Левые» в связи с коалиционным соглашением получили 248 мест. Большинство из перечисленных партий склонны скорее к евроэнтузиазму. Ко всему прочему, избранный в октябре 2023 г. парламент сорвал многолетние усилия правых сил остаться у власти и избрал лидера оппозиции Дональда Туска новым премьер-министром. В связи с этим в ближайшем будущем стоит ожидать потепления в отношениях Варшавы и Брюсселя. В конце декабря 2023 г. Д. Туск заявил, что Польша восстановит свое положение в качестве одного из лидеров ЕС. Премьер-министр придерживается проевропейских взглядов, чего нельзя сказать о президенте Республики Анджее Дуде, который настроен скорее на более тесное сотрудничество с США и Североатлантическим альянсом. Тем не менее не стоит забывать о том, что Польша — это парламентская республика, в связи с чем еврооптимистично настроенное правительство во главе с Д. Туском играет куда большую роль в вопросе политических ориентиров.

Необходимо добавить, что в 2025 г. Польше предстоит роль председателя Совета ЕС. В феврале 2023 г. президент Республики объявил о том, что трансатлантические связи имеют ключевое значение для безопасности и развития европейского континента и что лозунгом председательства станет «Больше Америки в Европе». Тем не менее высказывание было сделано до парламентских выборов в Польше, так что из-за победы условно более еврооптимистично настроенных партий в 2025 г. можно ожидать скорее сближение с Евросоюзом. Председательство может использоваться ими в качестве инструмента укрепления экономического и политического влияния страны внутри ЕС и в мире.

В июне 2022 г. среди граждан Польши был также зарегистрирован самый высокий уровень поддержки членства Республики в ЕС — 92%. В апреле 2023 г. показатель снизился и достиг 85%, но тем не менее остался достаточно высоким. Ко всему прочему, можно вспомнить о событиях 2021 г., когда граждане Польши вышли на митинг, чтобы выразить свое несогласие с решением Конституционного суда о приоритете законодательства страны над законодательством Евросоюза. Действия польских властей могли стоить стране членства в ЕС, и около 100 тыс. человек, выйдя на улицу, выразили свою точку зрения, скандировав: «Мы Европа! Мы остаемся!». Таким образом, можно заметить, что уровень еврооптимизма среди граждан Польши остается достаточно высоким.

***

Изначальная риторика евроскептицизма в Польше заключалась в опасениях, связанных с утратой государственного суверенитета, что также значило и потерю национальной самобытности, размывание традиций, растворение культурных и религиозных ценностей в общей «европейской массе». Здесь же надо отметить, что все вышеперечисленные составляющие европессимистичных настроений характерны скорее для взглядов элит, чем для общественного мнения. Тем не менее важно учесть, что до непосредственного вступления в Евросоюз граждане также выражали недоверие в связи с беспокойством относительно негативного влияния членства Польши в ЕС на экономику Республики. Таким образом, настроения общества и власти в самом начале развития отношений страны с Евросоюзом были достаточно противоречивы, хотя доля евроскептиков была крайне мала. Что касается актуальной ситуации, евроскептицизм присущ скорее администрации, причем той, что придерживается консервативных взглядов. Доверие рядовых граждан Республики к политике ЕС уже долгое время остается на высоком уровне. Разрыв во взглядах политических элит Польши и народа на вопрос членства в ЕС сокращается, что и демонстрирует нынешняя ситуация.

Рассуждая о том, что представляется в ближайшем будущем более реальным: продолжение членства Польши в Европейском союзе или так называемый Polexit, можно сказать, что на данный момент ответ на этот вопрос стал более однозначным в связи с назначением на должность премьер-министра, придерживающегося проевропейских взглядов, и приходом к власти правительства, настроенного куда более оптимистично по отношению к членству страны в Евросоюзе. Говоря об экономической стороне вопроса, нельзя не упомянуть о внушительном количестве дотаций от ЕС, вследствие чего выход Республики из Союза будет являться крайне неразумным решением, которое может повлечь за собой крах польской экономики, чего власти допустить не могут. В целом в условиях то и дело обостряющейся геополитической обстановки Европу больше заботит общемировая ситуация, поэтому угроза повторения судьбы Великобритании Республикой в ближайшее время крайне маловероятна, даже невозможна.


Оценить статью
(Голосов: 17, Рейтинг: 4.53)
 (17 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся