Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.83)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Софья Зорина

Студентка бакалавриата НИУ ВШЭ

Австрийский нейтралитет после начала СВО заметно пошатнулся, а разговоры о вступлении в НАТО и прозападный характер внешнеполитических решений говорят о размывании принципа невмешательства Вены. Однако международный статус страны не меняется, и она остается «белым пятном» на карте Европы, в связи с чем западные коллеги осуждают своего европейского соратника. Подобные внешние обстоятельства вынуждают австрийских политиков, экспертов и даже обычное население задаваться вопросом о необходимости и целесообразности невмешательства в условиях военного конфликта.

Несмотря на наличие серьезных опасений, касающихся вопросов безопасности, Австрия не готова так просто отказаться от ключевого принципа своей политики. Во-первых, решение по вопросу, затрагивающему конституционный принцип (нейтралитет прописан в конституции республики), должно быть легитимным, то есть поддерживаться населением. Однако проведенные опросы общественного мнения после начала СВО демонстрируют доминирующую приверженность принципам нейтралитета среди граждан, а отсутствие статуса члена НАТО и вытекающие преимущества получения незамедлительной помощи и поддержки заменяются двусторонним соглашением между НАТО и Австрией, а также системой безопасности в рамках ЕС.

Вступление в НАТО, которое педалируется в западном истеблишменте, скорее не приветствуется в австрийских высших кругах. Помимо упомянутых выше причин, одним из «барьеров» выступает ответная реакция Москвы, которая может последовать на расширение и действия альянса. Обесценивание российских заявлений о наличии национальной угрозы в лице НАТО некоторые австрийские эксперты считают опрометчивым. Опросы общественного мнения также все еще отражают антинатовские настроения.

В данном вопросе следует также учитывать экономический фактор. Члены НАТО обязаны тратить 2% ВВП на военную оборону, а Австрия до марта 2022 г. выделяла около 0,6% ВВП. Несмотря на решение об увеличении данного показателя до 1% ВВП, доля все равно остается меньше той, что в теории должны выплачивать участники НАТО, что, в свою очередь, предопределяет решение Австрии.

Наконец, республика склоняется к сохранению принципа нейтралитета, поскольку украинский кризис не изменил ситуацию с угрозами национальной безопасности Австрии, и Россия все еще не считается экзистенциальной угрозой для государства и вряд ли ей станет. Наконец, это все закрепляется исторически пророссийским политическим курсом республики, которая до последнего оставалась верной своему сотрудничеству с Москвой.

Делать вывод об отказе Австрии от ключевого принципа своей политики преждевременно. У Вены пока что получается придерживаться принципа нейтралитета, несмотря на очевидное давление со стороны ее окружения. Однако говорить о безукоризненности этого принципа в австрийском прочтении сложно. Пространства для маневра остается все меньше, а попытки республики играть на два фронта лишь дискредитируют ее статус международного медиатора как со стороны коллективного Запада, так и со стороны России.

Австрийский нейтралитет после начала СВО заметно пошатнулся, а разговоры о вступлении в НАТО и прозападный характер внешнеполитических решений говорят о размывании принципа невмешательства Вены. Моральная окраска геополитического конфликта и «беспрецедентное нарушение международного права на территории Европы» делают для Австрии выбор вполне очевидным — осуждение России и поддержка Украины. Однако международный статус Вены не меняется, и она остается «белым пятном» на карте Европы, в связи с чем западные коллеги осуждают своего европейского соратника. Подобные внешние обстоятельства вынуждают австрийских политиков, экспертов и даже обычное население задаваться вопросом о необходимости и целесообразности невмешательства в условиях военного конфликта.

Конформизм по-австрийски

Масштаб нынешнего геополитического конфликта вызвал сомнения Запада в надежности и основательности собственного военного потенциала. Нейтралитет в современном мире не обеспечивает неприкосновенность государства в случае войны, поэтому Австрия может оказаться «под ударом» при эскалации конфликта. Отягчающим обстоятельством является тот факт, что Вена, не являясь членом НАТО, имеет меньше шансов получить поддержку со стороны блока при наличии реальной угрозы для республики.

В таких условиях присоединение Вены к прозападному или, лучше сказать, «антироссийскому» курсу становится чем-то очевидным и само собой разумеющимся. Принятые внешнеполитические решения австрийского правительства о присоединении к экономическим санкциям и военной поддержке Украины свидетельствуют о следовании Веной основным трендам североатлантического блока.

Нейтральное государство должно оставаться непредвзятым по отношению к обеим сторонам конфликта, что в данном случае не происходит. Таким образом, Австрия не может быть полностью нейтральной, играя по правилам более сильных игроков.

У зеркала два лица

Несмотря на наличие серьезных опасений, касающихся вопросов безопасности, Австрия не готова так просто отказаться от ключевого принципа ее политики. Во-первых, решение по вопросу, затрагивающему конституционный принцип (нейтралитет прописан в конституции республики), должно быть легитимным, то есть поддерживаться населением. Однако проведенные опросы общественного мнения после начала СВО демонстрируют доминирующую (77%) приверженность принципам нейтралитета среди граждан. Более того, украинский кризис вызывает опасения скорее в экономической сфере, чем в военной.

Во-вторых, если все-таки рассматривать нейтралитет как военную беспомощность, то отсутствие статуса члена НАТО и вытекающие преимущества получения незамедлительной помощи и поддержки заменяются двусторонним соглашением между НАТО и Австрией, а также системой безопасности в рамках ЕС. Согласно Статье 42 Договора о Европейском союзе, если одна из стран союза подвергается нападению, члены ЕС обязаны ей помочь. Таким образом, для Австрии вопрос военной помощи становится решенным.

Вступление в НАТО, которое педалируется в западном истеблишменте, скорее не приветствуется в австрийских высших кругах. Помимо упомянутых выше причин, одним из «барьеров» выступает ответная реакция Москвы, которая может последовать на расширение и действия альянса. Обесценивание российских заявлений о наличии национальной угрозы в лице НАТО некоторые австрийские эксперты считают опрометчивым. Именно стремления Украины вступить в альянс подталкивают РФ к дальнейшим военным действиям. Так, например, австрийский политолог Х. Гертнер утверждает, что «Путин всегда связывал свою агрессию на постсоветском пространстве с предупреждениями о расширении НАТО». Опросы общественного мнения также отражают антинатовские настроения, поскольку 50% граждан на момент весны 2023 г. все еще не доверяют Североатлантическому альянсу.

В данном вопросе следует также учитывать экономический фактор. Члены НАТО обязаны тратить 2% ВВП на военную оборону. Австрия до марта 2022 г. выделяла около 0,6% ВВП, однако канцлер К. Нехаммер принял решении об увеличении военного бюджета страны до 1% ВВП. Несмотря на этот шаг, доля все равно остается меньше той, что в теории должны выплачивать участники НАТО. Что, в свою очередь, предопределяет решение Австрии.

Наконец, республика склоняется к сохранению принципа нейтралитета, поскольку украинский кризис не изменил ситуацию с угрозами национальной безопасности Австрии, и Вена все еще не входит в историческую зону влияния Москвы. Определенную роль играет и территориальный фактор. В отличие от Швеции и Финляндии, которые непосредственно граничат с Россией, опасность представляется менее ощутимой для Австрии. Наконец, это все закрепляется исторически пророссийским политическим курсом республики, которая до последнего оставалась верной своему сотрудничеству с Москвой. Не стоит забывать, что в последних своих заявлениях официальные лица говорят о нежелании республики портить отношения с Россией. Что станет де-факто невозможным при вступлении Вены в НАТО.

Таким образом, у Австрии пока что получается придерживаться принципа нейтралитета, несмотря на очевидное давление со стороны ее окружения. Однако говорить о безукоризненности этого принципа в австрийском прочтении сложно, поскольку прозападные настроения красной нитью проходят во внешнеполитическом курсе Вены. Пространства для маневра остается все меньше, а попытки республики играть на два фронта лишь дискредитируют ее статус международного медиатора как со стороны коллективного Запада, так и со стороны России.


Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.83)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся