Оценить статью
(Голосов: 53, Рейтинг: 4.7)
 (53 голоса)
Поделиться статьей
Александра Сергеева

Студентка третьего курса образовательной программы «Международные отношения» факультета МЭиМП НИУ ВШЭ

В 2024 г. Франция одновременно столкнулась с серьезными политическими и экономическими потрясениями. За прошедший год в Пятой республике был распущен парламент и сменилось четыре правительства. 13 декабря 2024 г. место премьер-министра занял центрист, основатель «Демократического движения» Франсуа Байру. В 2025 год страна вступила фактически без принятого проекта бюджета, а экономика Пятой республики находится в стагнации. Эффективному разрешению проблем мешает фактически расколотая нижняя палата парламента. Между тем, до сих пор кризис остается неурегулированным, что грозит стране еще одним витком политической неопределенности.

Государство остается практически бессильным перед лицом возникающих в экономике проблем: из-за фактически расколотого Национального собрания, где лояльные президенту и премьер-министру силы не составляют большинства депутатов, не удается принять бюджет на 2025 г. Тем временем в 2024 г. государственная казна пополнилась меньшими, чем ожидалось, налоговыми поступлениями. Политическая нестабильность, вероятно, снизила инвестиционную привлекательность французских компаний. Кроме того, экономика страны испытывает на себе последствия антироссийских санкций, которые отразились на Пятой республике не только ускорением инфляции, но и снижением внешнего спроса на французские товары. Кроме того, повышение уровня цен сдерживает инвестиции в экономику страны со стороны французских граждан и снижает внутреннее потребление, что ведет к стагнации. Единственный выход из сложившейся кризисной ситуации — сделать французские компании вновь привлекательными для внешних инвесторов и нарастить экспорт, что практически невозможно в условиях политического кризиса и действия антироссийских санкций.

На данный момент Франция живет в период чрезвычайной политической аномии, на что указывают критически низкий рейтинг президента, лихорадочная смена правительств и то, что и правые популисты, и крайне левые партии переживают веху значительной популярности. Вероятно, проблемы в Пятой республике продолжатся до тех пор, пока не найдется в действительности нейтральный кандидат в премьер-министры, вынужденный в своей политике не вызывать отторжения у большинства политических сил. Таким кандидатом в долгосрочной перспективе не может быть человек, явно ассоциированный с личностью крайне непопулярного президента, какие бы важные меры по выходу из кризиса он ни предлагал и как бы ни пытался заигрывать с оппозицией. Несмотря на то, что острая фаза бюджетного кризиса, вероятнее всего, близка к завершению, первопричины этой проблемы остаются нерешенными и грозят Пятой республике новыми потрясениями в будущем.

Бюджетный кризис — лишь симптом кризиса, вызванного несбалансированной экономической политикой двух президентских сроков Эммануэль Макрона и чрезвычайной политической аномией. Парламентарии используют его как повод, чтобы выразить свое неодобрение действиям главы государства, а также как способ политического шантажа. Вероятно, совсем скоро бюджетная эпопея будет завершена, но правые популисты и ультралевые, вероятно, найдут другой повод, чтобы выразить несогласие с политикой президента. В целом кризисные явления во французской политике не исчезнут, пока не окончит работу этот созыв Национального собрания, либо пока Э. Макрон остается на своем посту. Однако он не может распустить нижнюю палату парламента до лета 2025 г. Таким образом, в ближайшее время французов ждет либо долгий и сложный процесс переговоров президента с представителями оппозиции, либо новый виток политической нестабильности, теперь уже не связанный с бюджетным кризисом.

В 2024 г. Франция одновременно столкнулась с серьезными политическими и экономическими потрясениями. За прошедший год в Пятой республике был распущен парламент и сменилось четыре правительства. 13 декабря 2024 г. место премьер-министра занял центрист, основатель «Демократического движения» Франсуа Байру. В 2025 год страна вступила фактически без принятого проекта бюджета, а экономика Пятой республики находится в стагнации. Эффективному разрешению проблем мешает фактически расколотая нижняя палата парламента. Между тем, до сих пор кризис остается неурегулированным, что грозит стране еще одним витком политической неопределенности.

Бюджетный дефицит в Париже

Нестабильность — слово, которое лучше всего описывает 2024 год в современной истории Франции. Он запомнится в первую очередь политическими пертурбациями, связанными с роспуском Национального собрания (нижней палаты французского парламента) и досрочными выборами, по результатам которых ни одна из парламентских коалиций не смогла добиться абсолютного большинства. В сентябре 2024 г. пост премьер-министра Пятой республики занял правоцентрист Мишель Барнье, однако уже спустя 3 месяца ему был объявлен вотум недоверия, после чего главой правительства стал Франсуа Байру. Основная причина вотума недоверия М. Барнье — несогласие французского парламента с жестким планом экономии государственного бюджета, предложенным командой бывшего премьера. Между тем, рейтинг президента страны Эммануэля Макрона остается критически низким — по состоянию на начало 2025 г. он составлял 21%. Однако, наблюдая за политическим кризисом, французы проглядели кризис экономический, в долгосрочной перспективе более для них опасный.

Несмотря на то, что в 2024 г. Франция продолжила восстанавливаться после пандемии и показала небольшой рост ВВП, около 1,1% за год, основные трудности в экономике страны связаны с увеличивающимися бюджетным дефицитом и внешним долгом, а главное — отсутствием возможностей оперативно решить эти проблемы. Так, государственный долг Франции по состоянию на третий квартал 2024 г. составлял 113,7% ВВП. Дефицит бюджета на конец 2024 г., по словам министра экономики Эрика Ломбарда, насчитывает около 6% ВВП, что можно назвать критически большой величиной для второй экономики Евросоюза. Для сравнения: в 2017 г., в начале первого президентского срока Э. Макрона, этот показатель был более чем в 2 раза ниже и составлял всего 2,6% от ВВП страны. Ситуацию для Парижа усугубляет самое большое за последние два года падение курса евро к доллару, отрицательное сальдо торгового баланса и растущие инфляционные ожидания населения.

По причине серьезного дефицита бюджета Франция уже попала в поле зрения институтов ЕС как «страна-нарушитель бюджетной дисциплины». Так, в июле Еврокомиссия предложила дисциплинарные меры против нее и шести других стран за то, что их бюджетные дефициты превысили лимиты, установленные ЕС, и поставила этим государствам сроки по исправлению ситуации. Недовольство Еврокомиссии связано с тем, что Париж кратно нарушает Маастрихтские критерии — показатели экономики, которым должны соответствовать страны — члены ЕС: дефицит бюджета страны Евросоюза не должен превышать 3% ВВП, а госдолг — 60% ВВП. Из-за разразившегося в июне политического кризиса, связанного с роспуском Национального собрания, сроки выхода из кризиса для Пятой республики впоследствии были смещены. Франция пообещала Еврокомиссии сократить дефицит бюджета до 3% ВВП к 2029 г.

Также растет недовольство населения неэффективной экономической политикой. По данным социологических опросов, проведенных французской маркетингово-исследовательской компанией Ipsos в декабре 2024 г. и январе 2025 г., в настоящее время население Пятой республики больше всего заботят такие проблемы, как безработица, будущее социальной системы и уровень государственного долга. Кроме того, почти все граждане страны считают сложившуюся в бюджетной политике ситуацию серьезной. Так, на неблагоприятную ситуацию, сложившуюся в экономике страны, указывает также рекордная статистика по банкротствам: в 2024 г. о своей неплатежеспособности заявили 66,5 тысяч компаний, что стало самым высоким показателем с мирового финансово-экономического кризиса 2008 –2009 гг. Сейчас французская экономика находится в периоде стагнации: за 4 триместр 2024 г. ВВП Пятой республики снизился на 0,1%.

При этом государство остается практически бессильным перед лицом возникающих в экономике проблем: из-за фактически расколотого Национального собрания, где лояльные президенту и премьер-министру силы не составляют большинства депутатов, не удается принять бюджет на 2025 г. Тем временем в 2024 г. государственная казна пополнилась меньшими, чем ожидалось, налоговыми поступлениями. Политическая нестабильность, вероятно, снизила инвестиционную привлекательность французских компаний. Кроме того, экономика страны испытывает на себе последствия антироссийских санкций, которые отразились на Пятой республике не только ускорением инфляции, но и снижением внешнего спроса на французские товары. Кроме того, повышение уровня цен сдерживает инвестиции в экономику страны со стороны французских граждан и снижает внутреннее потребление, что и ведет к стагнации. Единственный выход из сложившейся кризисной ситуации — сделать французские компании вновь привлекательными для внешних инвесторов и нарастить экспорт, что практически невозможно в условиях политического кризиса и действия антироссийских санкций.

Два плана «Б»

3 октября 2024 г. тогдашний премьер-министр Мишель Барнье произнес перед парламентом программную речь, где заявил об ужесточении мер по контролю за иммиграцией, приверженности его правительства поддержке Украины и активности на Ближнем Востоке, а главное — поделился своими крайне амбициозными планами по оздоровлению экономики. Он обозначил целевые показатели, ключевой из которых — сокращение дефицита бюджета до 5% к концу 2025 г. Правительство М, Барнье собиралось достичь этих значений посредством повышения налогов для наиболее состоятельных граждан Франции.

10 октября 2024 г. команда М. Барнье обнародовала план бюджета на 2025 г., детализировав тезисы выступления премьер-министра. План содержал цель сократить дефицит бюджета за год на 60,6 млрд евро, что составляет 2% ВВП республики. Он вполне может быть назван «шоковой терапией» для французской экономики. План бывшего премьер-министра заключался в сокращении государственных расходов на 40 млрд евро в 2024 г. и повышении налогов для 65 тыс. самых богатых налогоплательщиков Франции. Тем не менее даже такое возможное ограниченное по своей направленности повышение налогов вызвало шок во французском обществе. Снижение государственных расходов, особенно на такую крупную сумму, — идея, которая обернется долгоиграющими негативными последствиями для национальной экономики.

Во многом рост и развитие хозяйства Франции как в XX веке, так и в XXI веке было связано с ростом государственных расходов. Так страна восстанавливалась после Второй мировой войны и кризиса 2008 г. Снижение затрат на социальную сферу обернется увеличением безработицы и обеднением населения, в частности, пенсионеров, которым, согласно плану М. Барнье, прекратили бы индексировать пенсии.

План М. Барнье в части следования лозунгу eat the rich шел вразрез с общим вектором политики президента Франции по этому вопросу. Одним из главных предвыборных обещаний Эммануэля Макрона было сокращение налогового бремени для французов, поэтому во время его первого срока налог для корпораций был снижен с 33% до 25%, чтобы сделать ведение бизнеса во Франции более привлекательным. Однако такая политика Э. Макрона послужила одним из истоков текущего кризиса и привела к тому, что французский бюджет недополучил значительные суммы.

14 января 2025 г. новый премьер-министр Франции Франсуа Байру выступил с программной речью в парламенте. Главной задачей своего правительства он признал сдерживание и сокращение государственного долга, назвав его «дамокловым мечом, нависающим над Францией и ее социальной моделью». Вину за сложную ситуацию в экономике страны он возложил на все партии, находившиеся у власти со времен Франсуа Миттерана, отметив, что на период президентства Э. Макрона пришлось множество кризисов, в дальнейшем негативно сказавшихся на состоянии государственных финансов. Среди них — движение «желтых жилетов», пандемия, обострение украинского конфликта.

План Ф. Байру по выходу из кризиса гораздо менее амбициозен, чем предложение его предшественника. Цель — уменьшить дефицит бюджета до 5,4% за 2025 г. За этот период планируется сократить государственные расходы на 30 млрд евро, что составляет половину от суммы, предложенной до этого М. Барнье. Новый премьер поставил под сомнение эффективность «тысячи агентств, органов и исполнителей, которые занимаются государственным управлением». Ф. Байру также предложил создание инвестиционного фонда, который будет заниматься финансированием реформы государственного управления за счет продажи части государственных активов. Однако в плане Байру все также присутствует перспектива повышения налога «для богатых» или, как минимум, усиленный налоговый надзор за лицами с высокими доходами, что, по мнению министра общественных счетов при министре экономики, финансов, промышленного и цифрового суверенитета Амели де Моншален, может принести французскому бюджету дополнительно более двух млн евро. Также, по ее словам, дискуссия о финансировании социального обеспечения должна вестись без каких-либо ограничений — до этого министр труда страны предложила облагать дополнительным налогом обеспеченных пенсионеров, но эта идея не получила поддержки во французском обществе.

Выхода нет?

В связи с отставкой правительства М. Барнье в декабре Франция вступила в новый финансовый и календарный год без сверстанного и одобренного Национальным собранием бюджета. Хотя ничего критического в самом этом факте нет, поскольку в конце декабря был принят «специальный закон для чрезвычайных ситуаций», который позволяет плану расходов на 2024 г. действовать до тех пор, пока не будет принят новый проект на 2025 г., перспективы нахождения выхода из кризиса остаются туманными.

Новый кабинет под руководством Франсуа Байру, сторонника и союзника президента Эмманюэля Макрона, пытается позиционировать себя как «правительство общих интересов». Однако сохраняются опасения о том, не повторит ли оно судьбу своего политического предшественника. Так, бюджетный план бывшего премьера содержал вполне здравые и необходимые для оздоровления экономики Франции положения, но в текущей ситуации Национальное собрание остается практически недоговороспособным. В обоих правительствах не было адекватного представительства довольно сильных в Национальном собрании ультралевых, прежде всего представителей партии «Непокоренная Франция», и правопопулистского «Национального объединения» — самой крупной по числу мест в нижней палате парламента оппозиционной партии под началом Марин Ле Пен (с 2021 г. фактические функции президента партии исполняет Жордан Барделла). Именно они сыграли решающую роль в вынесении вотума недоверия правительству Мишеля Барнье. М. Ле Пен уже заявила, что ее партия сможет проголосовать за отставку правительства Ф. Байру, а Э. Макрона призвала готовиться к досрочным президентским выборам. Сейчас в Пятой республике идет уголовный процесс против М. Ле Пен по нецелевому расходованию средств Европарламента, ей грозит до 10 лет лишения свободы (и права избираться на государственные должности). В случае обвинительного приговора она не сможет принять участие в выборах 2027 г. Силы под ее руководством используют бюджетный кризис как способ манипуляции и шантажа.

Тем временем правительство Ф. Байру обладает большими шансами представить проект бюджета, который получит одобрение Национальной ассамблеи. 16 января 2025 г. часть парламентариев уже пыталась выразить правительству вотум недоверия, но безуспешно. За отставку проголосовали в основном представители большинства левых политических сил, входящих в «Новый народный фронт». Однако члены Социалистической партии, также входящие в эту коалицию, которая обладает весомыми 67 из 577 мест в нижней палате парламента, отказались поддержать вотум недоверия правительству Ф. Байру. Лидер ультралевой «Непокоренной Франции» Жан-Люк Меланшон уже заявил, что из-за этого чувствует себя «преданным» социалистами.

В отличие от Мишеля Барнье, построившего карьеру в институтах ЕС, Франсуа Байру — опытный именно во внутренних делах политик, центрист до мозга костей, готовый хотя бы на уровне риторики идти на уступки оппозиционным партиям. Приверженность диалогу он выразил как минимум в области пересмотра условий пенсионной реформы. Кроме того, новый премьер-министр отказался принимать решение об упразднении 4 тыс. рабочих мест в системе национального образования, что можно охарактеризовать как еще один «реверанс» в сторону социалистов. Несмотря на то, что план борьбы с бюджетным дефицитом правительства Ф. Байру во многом перенимает предложения М. Барнье, он не вызывает настолько резкого отторжения из-за значительного сокращения социальных расходов. Похоже, Ф. Байру удастся хотя бы временно «умиротворить» расколотый парламент и наконец принять бюджет. Как сказал министр экономики Пятой республики: «Некоторые из уступок [правительства М. Барнье различным политическим силам, в т.ч. социалистам] стоят дорого. Я просто хочу напомнить, что отставка правительства будет стоить еще дороже».

На данный момент Франция живет в период чрезвычайной политической аномии, на что указывают критически низкий рейтинг президента, лихорадочная смена правительств и то, что и правые популисты, и крайне левые партии переживают веху значительной популярности. Вероятно, проблемы в Пятой республике продолжатся до тех пор, пока не найдется в действительности нейтральный кандидат в премьер-министры, вынужденный в своей политике не вызывать отторжения у большинства политических сил. Таким кандидатом в долгосрочной перспективе не может быть человек, явно ассоциированный с личностью крайне непопулярного президента, какие бы важные меры по выходу из кризиса он ни предлагал и как бы ни пытался заигрывать с оппозицией. Несмотря на то, что острая фаза бюджетного кризиса, вероятнее всего, близка к завершению, первопричины этой проблемы остаются нерешенными и грозят Пятой республике новыми потрясениями в будущем.

Даже после того, как бюджет будет принят, никуда не исчезнут проблемы в экономике страны: согласно прогнозам нового правительства, рост ВВП в 2025 г. составит менее 1%. Меры, предпринятые новым правительством, не смогут по-настоящему оздоровить экономику страны, а будут иметь лишь косметический эффект, чтобы «умиротворить» нестабильный парламент. Антироссийские санкции и внутриполитический раскол действительно сильно ударили по французской экономике, сделав ее неконкурентоспособной и непривлекательной для инвестиций. Будущее социальной модели Пятой республики, предполагающей высокий уровень государственных расходов и значительное вмешательство в экономику, остается под вопросом.

***

Бюджетный кризис — лишь симптом кризиса, вызванного несбалансированной экономической политикой двух президентских сроков Эммануэль Макрона и чрезвычайной политической аномией. Парламентарии используют его как повод, чтобы выразить свое неодобрение действиям главы государства, а также как способ политического шантажа. Вероятно, совсем скоро бюджетная эпопея будет завершена, но правые популисты и ультралевые, вероятно, найдут другой повод, чтобы выразить несогласие с политикой президента. В целом кризисные явления во французской политике не исчезнут, пока не окончит работу этот созыв Национального собрания, либо пока Э. Макрон остается на своем посту. Однако он не может распустить нижнюю палату парламента до лета 2025 г. Таким образом, в ближайшее время французов ждет либо долгий и сложный процесс переговоров президента с представителями оппозиции, либо новый виток политической нестабильности, теперь уже не связанный с бюджетным кризисом.


(Голосов: 53, Рейтинг: 4.7)
 (53 голоса)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся