Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 63, Рейтинг: 4.87)
 (63 голоса)
Поделиться статьей
Евгений Бочаров

Старший преподаватель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ

Сотрудничество России со странами Латинской Америки имеет долгую историю, но в сфере образования оно стало развиваться только в 1960-х гг., когда основным партнером СССР в Латинской Америке стала Куба. Распад Советского Союза внес значительные коррективы в отношения России со странами Латинской Америки: бушующий в стране экономический кризис привел к сворачиванию всех программ оказания помощи Кубе, выходцы из которой составляли две трети от общего числа обучающихся из стран Латинской Америки за период 1990–1998 гг.

Значительный рост числа латиноамериканских студентов в высших учебных заведениях Российской Федерации стал фиксироваться с 2014 г. По последним данным, численность обучающихся из этого региона составляет 4 тыс. человек. По сравнению с советским периодом, номенклатура изучаемых специальностей заметно изменилась. Если в вузах СССР каждый второй латиноамериканский студент изучал инженерно-технические специальности, то в настоящее время на первом месте уверенно закрепились медицинские специальности. Второй по популярности специальностью стал русский язык. Несмотря на то, что расширение номенклатуры англоязычных программ в российских вузах отвечает цели повышения конкурентоспособности российского образования в мире, они, как правило, реализуются на коммерческих условиях и не участвуют в конкурсе стипендий для иностранных граждан. Поэтому закономерно, что изучение русского языка особенно востребовано среди тех студентов, кто связывает свой профессиональный путь с обучением в России.

Тем не менее уровень преподавания русского как иностранного в странах Латинской Америки недостаточный, и студенты, даже получив стипендию Правительства РФ, перед самим поступлением вынуждены проводить в среднем один год на подготовительном факультете для иностранных граждан в российских вузах или изучать язык самостоятельно. За рубежом педагогами по русскому языку работают или эмигранты из России и стран СНГ, не имеющие профильного образования, или иностранцы — выпускники советских вузов, что усугубляется недостатком учебно-методических материалов, используемых при обучении русскому языку. Для решения этих проблем следует выстроить систему межвузовского кураторства, тьюторской поддержки и консультирования со стороны образовательных организаций России, которые могли бы делиться научно-методическими наработками и программами подготовки преподавателей русского языка как иностранного, отвечающих требованиям современности. «Обойти» языковую проблему поможет расширение инструментария англоязычных или испаноязычных программ по востребованным специальностям у российских университетов.

Следующим шагом может стать установление на постоянной основе контактов образовательных организаций России с их партнерами в регионе при активной роли представительств Россотрудничества в странах Латинской Америки. В перспективе эти меры неизбежно подтолкнут к созданию единой цифровой лингвометодической среды на базе одной из существующих сетевых платформ, содержащей все ресурсы, необходимые латиноамериканским учащимся для изучения не только русского языка, но и русской истории, культуры и литературы.

Однако важно понимать, что исключительно количественный рост ставит в ущерб качество подобного сотрудничества. Чтобы воспользоваться сложившимися геополитическими обстоятельствами с наибольшей пользой, необходимо следовать по пути развития собственной системы образования, чтобы сделать ее устойчивой перед лицом всевозможных кризисов: повышать конкурентоспособность российских вузов за счет диверсификации партнерств с целью укрепления позиций России в международных университетских рейтингах, повышать интеллектуальный потенциал вуза, уделяя приоритетное внимание научной деятельности, привлекать ведущих в своих областях ученых и преподавателей и оказывать поддержку молодым ученым, расширять академическую мобильность и создавать наиболее комфортные условия для проведения научных исследований, а также широко освещать результаты научной и инновационной деятельности.

С 29 сентября по 2 октября 2023 г. в Москве прошла первая международная парламентская конференция «Россия — Латинская Америка», на которой заместитель министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский сообщил о подготовке проектов соглашений о взаимном признании образовательных результатов с еще десятью странами Латинской Америки, в частности с Аргентиной, Мексикой и Доминиканской Республикой, в дополнение к уже имеющимся договорам с Венесуэлой, Боливией, Кубой, Никарагуа, Перу и Колумбией. На первый взгляд необходимость в проведении подобной конференции диктуется внешнеполитическими соображениями и общим поворотом российской внешней политики на Восток. Однако сотрудничество России со странами Латинской Америки, в частности в сфере образования, имеет долгую историю, наиболее яркие страницы которой пришлись на эпоху Советского Союза.

Наследие советского периода отношений с латиноамериканскими странами

Прежде всего стоит отметить, что первые торговые отношения были установлены еще во времена Российской империи — с Мексикой и Бразилией. Вслед за «парадом суверенитетов» латиноамериканских стран, сбросивших оковы испанского владычества, последовало их стремление заполучить общемировое признание своей независимости. Так, Российская империя установила дружественные отношения с Перу, Кубой и Аргентиной.

Вслед за победой коммунизма в бывшей Российской империи и расширением Коммунистического интернационала были образованы первые региональные органы Коминтерна — Латиноамериканское бюро, Панамериканское бюро, Бюро коммунистической пропаганды для Южной Америки и Южноамериканский секретариат. Последствия Гражданской войны, напряженная внешнеполитическая ситуация заставляли руководство СССР искать не только новых союзников, которые признали бы теперь уже советское правительство, но и новых импортеров и экспортеров, прежде всего сельскохозяйственной продукции, для восстановления экономического баланса страны и решения проблемы голода. В 1921–1922 гг. предпринимаемые экономические меры привели СССР к восстановлению торговых отношений с Аргентиной, которые были приостановлены после революции 1917 г. Закономерным итогом стало назначение торгпредов и полпредов СССР в Аргентине и Уругвае, а позднее — в Бразилии и Чили. В 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Мексикой, в 1926 г. — с Уругваем, в 1935 г. — с Колумбией.

Таким образом, до начала Второй мировой войны в основе двусторонних отношений между СССР и латиноамериканскими странами лежала экономика и политика. Сотрудничество в сфере образования стало развиваться только в 1960-х гг., когда основным партнером СССР в Латинской Америке стала Куба, получавшая адресную экономическую, военно-техническую и гуманитарную помощь. Статистика с 1960 по 1992 гг. свидетельствует о востребованности советского образования в Латинской Америке: высшие и средние профессиональные учебные заведения СССР окончили в общей сложности 45 235 выходцев из региона, среди них — 28 772 кубинца, 2873 перуанца, 2227 никарагуанцев, 2062 колумбийца, 1313 эквадорца. Наиболее востребованными специальностями среди латиноамериканских студентов советских вузов были инженерно-технические, также пользовались популярностью экономика и управление, сельское, лесное и рыбное хозяйство (включая ветеринарию), естественные и точные науки.

Распад Советского Союза внес значительные коррективы в отношения России со странами Латинской Америки. Бушующий в стране экономический кризис привел к сворачиванию всех программ оказания помощи Кубе, выходцы из которой составляли две трети от общего числа латиноамериканских обучающихся, что объясняет настолько резкие темпы сокращения количества студентов из стран Латинской Америки за период 1990–1998 гг.

Значительный рост числа латиноамериканских студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Российской Федерации, стал фиксироваться с 2014 г. Доля обучающихся из стран Центральной и Южной Америки среди всех студентов, которые получали образование в российских вузах, до пандемии составляла чуть более 2%. Среди них большинство составляли студенты из Колумбии и Эквадора, далее шла Бразилия [1]. По последним данным Российского статистического ежегодника, количество студентов из Центральной и Южной Америки, принятых на обучение в российских вузах в 2022/2023 учебном году, составило 1,4 тыс. человек. Общая численность обучающихся из этого региона составляет 4 тыс. человек. Рост показателей академической мобильности можно объяснить постпандемийным оживлением, активизацией России на латиноамериканском направлении и разработкой дистанционных образовательных технологий в России, как, например, у Высшей школы экономики и Казанского федерального университета.

По сравнению с советским периодом номенклатура изучаемых специальностей заметно изменилась. Если в вузах СССР каждый второй латиноамериканский студент изучал инженерно-технические специальности, то в настоящее время интерес к ним сократился в три раза. На первом месте уверенно закрепились медицинские специальности (лечебное дело и педиатрия). Второй по популярности специальностью стал русский язык. Несмотря на то, что расширение номенклатуры англоязычных программ в российских вузах отвечает цели повышения конкурентоспособности российского образования в мире, они, как правило, реализуются на коммерческих условиях и не участвуют в конкурсе стипендий для иностранных граждан. Поэтому закономерно, что изучение русского языка особенно востребовано среди тех студентов, кто связывает свой профессиональный путь с обучением в России. Сегодня студенты из Латинской Америки могут изучать русский язык на базе местных вузов или школ или проходить краткосрочные языковые стажировки в России с дальнейшей перспективой поступления на программы бакалавриата и магистратуры, доступные по стипендиям Россотрудничества.

Сдерживающие факторы двустороннего сотрудничества в сфере высшего образования

Говоря о жизни и обучении в России, нельзя не затронуть проблему изучения русского языка. Уровень преподавания русского как иностранного в странах Латинской Америки недостаточный, и студенты, даже получив стипендию Правительства РФ, перед самим поступлением вынуждены проводить в среднем один год на подготовительном факультете для иностранных граждан в российских вузах или изучать язык самостоятельно. За рубежом педагогами по русскому языку работают или эмигранты из России и стран СНГ, не имеющие профильного образования, или иностранцы — выпускники советских вузов, что усугубляется недостатком учебно-методических материалов, используемых при обучении русскому языку. Для решения этих проблем следует выстроить систему межвузовского кураторства, тьюторской поддержки и консультирования со стороны образовательных организаций России, которые могли бы делиться научно-методическими наработками и программами подготовки преподавателей русского языка как иностранного, отвечающих требованиям современности.

Следующим шагом может стать установление на постоянной основе контактов образовательных организаций России с их партнерами в регионе при активной роли представительств Россотрудничества в странах Латинской Америки. В перспективе эти меры неизбежно подтолкнут к созданию единой цифровой лингвометодической среды на базе одной из существующих сетевых платформ, содержащей все ресурсы, необходимые латиноамериканским учащимся для изучения не только русского языка, но и русской истории, культуры и литературы.

«Обойти» языковую проблему поможет расширение инструментария англоязычных или испаноязычных программ по востребованным специальностям, которые в настоящее время отсутствуют у российских университетов. Поэтому удовлетворение спроса иностранных студентов на обучение и создание необходимых условий для пребывания в России должно стать приоритетом у российских вузов.

Решение этих проблем зависит в том числе от расположения вузов — участников сотрудничества на рейтинговой шкале. Очевидно, что межвузовское сотрудничество строится на взаимовыгодной основе. Во время реализации совместных проектов недопустимы перекосы в уровне экспертизы и объеме работы, возложенной на каждую сторону, не говоря уже об имиджевой составляющей двустороннего сотрудничества. Таким образом, высокий рейтинг во многом определяет привлекательность университета для абитуриентов и авторитетность диплома для работодателей. Оценить, насколько перспективным может оказаться сотрудничество, позволяют глобальные рейтинги. Наиболее авторитетным считается QS World University Ranking, который составляется консалтинговой компанией Quacquarelli Symonds (QS). Во многих публикациях уже поднимался вопрос о релевантности мировых рейтингов при оценке латиноамериканских вузов. По мнению латиноамериканских специалистов, престижные глобальные рейтинги носят крайне тенденциозный характер: последние в целом ориентированы на образовательные стандарты стран ОЭСР и явно создаются в пользу англоговорящих стран. Ответом на это стало создание альтернативных университетских рейтингов, которые появились и в России.

В разное время различные организации составляли свою методологию оценки вузов: рейтинговое агентство «Эксперт РА», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с РИА «Новости», общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Федеральное агентство по образованию (ФАО), издательский дом «Коммерсант», международное агентство Reuters. Среди отечественных решений наиболее близким методологии QS является рейтинг агентства «Эксперт РА» (RAEX-100). Его главным преимуществом считается опрос работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников об образовательном учреждении. Сама методика подсчета имеет незначительные отличия, однако объективность оценки двух систем — американской и российской — достигается за счет привлечения к оценке независимых экспертов из различных образовательных учреждений, которые, разумеется, не могут голосовать за свои собственные университеты. Во внешней образовательной политике российские системы рейтингования, безусловно, учитываются партнерами (даже QS отображает рейтинг вуза внутри страны).

Вспоминая о принципе ненулевой суммы при выстраивании подобного сотрудничества, топовые вузы руководствуются потенциальными практическими и репутационными издержками. Это объясняет принципиальность учета рейтингов при межвузовском сотрудничестве. Россию и страны Латинской Америки объединяет тенденциозность их оценки в глобальных рейтингах и отсюда стремление разработать собственные рейтинговые системы на основе общих ценностей и внешнеполитических приоритетов. Ограниченная представленность российских и латиноамериканских вузов в глобальных рейтинговых системах лишает университеты возможностей проводить масштабную внешнюю образовательную деятельность, в частности приглашать обучающихся, преподавателей и экспертов из вузов других стран мира (Европы, США и Азии), занимающих более высокие позиции в глобальных рейтингах. Эта задача отвечает цели повышения престижа российского образования в мире и признания дипломов российских вузов.

Также расширению взаимодействия университетов России и Латинской Америки сегодня препятствует отсутствие соглашений о взаимном признании дипломов на уровнях соответствующих министерств и ведомств и единого подхода к взаимодействию с образовательными системами стран Латинской Америки с учетом особенностей реализации образовательных программ в регионе (например, общее количество изучаемых дисциплин и разные сроки начала и окончания учебного года), а также невозможность создания испаноязычных программ в силу дефицита соответствующих кадров и ресурсов.

Тем не менее переход российской внешней политики на рельсы многовекторности сулит определенную выгоду. Для российской сферы образования ключевым стал выход страны из Болонской системы, актуальность участия в которой подвергалась широкой критике в последние годы. В планы реформы входит создание собственной системы образования, основанной на лучших качествах советской системы и наработанных практиках последних лет. Согласно указу президента от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», которым был запущен пилотный проект перехода на трехступенчатую систему высшего образования, сроки получения базового высшего образования составят от 4 до 6 лет. В этом смысле новая система образования станет ближе к латиноамериканским вузам, где сохраняется пятилетнее обучение.

Сближение не за горами

История взаимодействия Советского Союза со странами Латинской Америки, текущее состояние межуниверситетского сотрудничества по линии академической мобильности и нынешняя расстановка сил в регионе позволяют составить список наиболее перспективных партнеров России в Латинской Америке. К ним следует отнести традиционно дружественные Кубу, Перу и Никарагуа, новые многообещающие партнерства с Колумбией, Аргентиной и Эквадором, а также двух экономических гигантов — Бразилию и Мексику. К слову, Высшая школа экономики уже приступила к экспансии в новые для российского образования страны, которые рассматриваются в качестве перспективных площадок для создания образовательного хаба для работы на континенте. В ходе академической миссии в Латинскую Америку, которая проходила с 25 ноября по 16 декабря 2023 г., были подписаны соглашения с вузами Мексики, Перу и Колумбии. РУДН — передовой российский вуз по подготовке студентов-иностранцев — подписал ряд соглашений о сотрудничестве с университетами Эквадора, Бразилии, Мексики и Перу. В Эквадоре, например, появился Центр русского языка РУДН, который функционирует при Национальной политехнической школе. В Перу, Колумбии, Доминиканской Республике, Кубе и Бразилии открыты профильные классы по изучению русского языка. С 2020 г. Русский дом в Аргентине выступает в качестве площадки, объединяющей представителей вузов обеих стран с целью содействия межуниверситетскоому сотрудничеству. С 2017 г. РУДН реализует ряд программ на территории Эквадора, Колумбии и Перу по проведению совместных олимпиад, победители которых зачисляются на обучение на бюджетной основе. Еще один топовый вуз России — МГУ им. М.В. Ломоносова — становится точкой притяжения для зарубежных партнеров благодаря ежегодному проведению форумов ректоров из разных стран мира. Так, в рамках форумов ректоров вузов России и Иберо-американских стран в 2009, 2011, 2018 и 2019 гг. были подписаны многочисленные соглашения о сотрудничестве. Кроме того, важно значение имеет статус МГУ как Сетевого университета БРИКС [2].

Однако нельзя сказать, что интерес проявляет только российская сторона. Так, на Неделе российского образования, организованной Русским домом в Буэнос-Айресе c 26 по 30 июня 2023 г., латиноамериканские вузы получили возможность прямого общения с российскими коллегами. Результаты переговоров не заставили себя долго ждать: 26 декабря 2023 г. Тукуманский университет объявил о подписании соглашений о сотрудничестве с Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом, Московским государственным лингвистическим университетом, Уральским федеральным университетом и Уфимским университетом науки и технологий. Кроме того, Национальным университетом Артуро Хауретче было инициировано подписание соглашения с Уральским федеральным университетом и Уфимским университетом науки и технологий. По информации координаторов соглашения, на 2024 г. запланировано подписание российскими вузами соглашений о сотрудничестве с Факультетом философии и литературы Национального университета Буэнос-Айреса, Национальным университетом Третьего февраля, Национальным университетом Эсейсы, Национальным университетом Кордовы и Национальным университетом Сан-Хуан. География сотрудничества российских и аргентинских университетов поистине огромна и не ограничена столицами.

Однако важно понимать, что исключительно количественный рост ставит в ущерб качество подобного сотрудничества. Такое понимание, вероятно, потребует проявлять большую избирательность при выборе партнеров и не принимать скоропалительных решений. Чтобы воспользоваться сложившимися геополитическими обстоятельствами с наибольшей пользой, необходимо следовать по пути развития собственной системы образования, чтобы сделать ее устойчивой перед лицом всевозможных кризисов: повышать конкурентоспособность российских вузов за счет диверсификации партнерств с целью укрепления позиций России в международных университетских рейтингах, повышать интеллектуальный потенциал вуза, уделяя приоритетное внимание научной деятельности, привлекать ведущих в своих областях ученых и преподавателей и оказывать поддержку молодым ученым, расширять академическую мобильность и создавать наиболее комфортные условия для проведения научных исследований отечественными и зарубежными учеными, а также широко освещать результаты научной и инновационной деятельности.

1. Медина Гонзалес В.К., Иванова Н.Е. Особенности академической мобильности студентов из стран Латино-Карибской Америки в современных условиях. Латинская Америка, №4, 2023, с. 56.

2. Концепция «Сетевого университета БРИКС» была создана в 2015 г. как объединение ведущих вузов стран участниц БРИКС для совместной реализации актуальных образовательных программ, подготовки преподавателей и ученых и проведения совместных научных исследований.


Оценить статью
(Голосов: 63, Рейтинг: 4.87)
 (63 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся