После начала специальной военной операции (СВО) на Украине многие страны Европы задумались об укреплении своих вооруженных сил, и Германия не стала исключением — канцлер ФРГ Олаф Шольц провозгласил курс Zeitenwende (нем. «смена эпох»), направленный в том числе и на увеличение оборонительного потенциала немецкой армии как качественно, так и количественно. В начале июня 2024 г. министр обороны ФРГ Борис Писториус также заявил, что к 2029 г. вооруженные силы Германии должны быть готовы к возможной полномасштабной войне. На этом фоне все большее внимание стало уделяться текущему состоянию вооруженных сил ФРГ — Бундесвера и их готовности к выполнению своих непосредственных задач.
Текущих сил Бундесвера недостаточно для ведения полноценных боевых действий в Европе: медленная бюрократия, которая препятствует более передовому оснащению армии, создает помехи для технологического развития вооруженных сил Германии, провоцируя их отставание от ведущих армий мира. Недостаточные инвестиции провоцируют дефицит снаряжения и боеприпасов, а отсутствие обязательной службы в вооруженных силах и ее непопулярность — дефицит личного состава. Все это свидетельствует о том, что в ближайшее время руководство ФРГ будет стремиться проводить новые реформы в сфере безопасности.
Важные изменения в подготовке реформ в Бундесвере произошли за последний год. В июле 2023 г. кабинет министров опубликовал Комплексную стратегию национальной безопасности, где говорится о создании новых оборонительных систем и постепенном увеличении госрасходов на военную модернизацию. Следовательно, стоит ожидать постепенного увеличения инвестиций в военно-промышленный комплекс страны, однако вряд ли это произойдет в ближайшее время, так как достижение этой цели рассчитано на многолетний период, что вызвано текущими финансовыми проблемами в государстве.
Согласно финансовому плану на 2024 г., Бундесверу выделено 52 млрд евро, что является рекордной суммой для немецкого бюджета. Деньги идут как на реструктуризацию армии, так и на закупку новейших образцов военной техники. Новый оборонный бюджет показывает, что немецкое руководство взяло курс на повышение оборонительных расходов до 2% от ВВП, которые требует Североатлантический альянс.
Однако ключевой проблемой остается численность вооруженных сил, в связи с чем Министерство обороны ФРГ активно обдумывает вариант возвращения призывной службы. Ожидается, что Германия примет гендерно-нейтральную скандинавскую модель призыва, которая благодаря притоку женщин в вооруженные силы должна будет остановить общий отток кадров из Бундесвера. Если подобная модель будет принята, то, вероятно, Германия сможет выполнить план по увеличению численности армии до 203 тыс. человек и подготовки 60 тыс. резервистов к 2031 г., однако пока неясно, как именно обещанная реформа будет выглядеть.
Несмотря на сложности с финансированием, немецкое правительство значительно активизировалось в сфере обеспечения безопасности. Текущие проблемы связаны с недостаточными инвестициями в оборону на протяжении прошлых десятилетий, а также отменой срочной службы в рядах Бундесвера. Если текущая тенденция на увеличение расходов не пойдет на спад, а планируемая военная реформа будет соответствовать масштабу решаемых проблем, то Германия сможет сохранить лидирующие позиции в Европе в рамках Североатлантического альянса.
На протяжении всей послевоенной истории ФРГ достаточно редко направляла свои вооруженные силы для участия в международных конфликтах, что было связано с реализацией так называемой концепции «стратегической сдержанности» — политики минимального участия в военных операциях, которая четко прослеживалась начиная с 1990 г. В отсутствие крупных конфликтов в 2000-х гг. мало кто задумывался о том, что европейский регион вновь может стать нестабильным, и поэтому комплектование вооруженных сил перестало быть одной из приоритетных целей для стран НАТО. После начала специальной военной операции (СВО) на Украине многие страны Европы задумались об укреплении своих вооруженных сил, и Германия не стала исключением — канцлер ФРГ Олаф Шольц провозгласил курс Zeitenwende (нем. «смена эпох»), направленный в том числе и на увеличение оборонительного потенциала немецкой армии как качественно, так и количественно. В начале июня 2024 г. министр обороны ФРГ Борис Писториус также заявил, что к 2029 г. вооруженные силы Германии должны быть готовы к возможной полномасштабной войне. На этом фоне все большее внимание стало уделяться текущему состоянию вооруженных сил ФРГ — Бундесвера и их готовности к выполнению своих непосредственных задач.
Актуальные проблемы Бундесвера
В Белой книге, принятой еще в 2016 г. при правительстве Ангелы Меркель, уже поднимался вопрос угрозы европейской безопасности именно с востока. Исходя из этого, планировалось адаптировать вооруженные силы к новым реалиям ведения гибридных войн и новым задачам [1]. Из содержания документа видно, что еще восемь лет назад Германия не считала возможным полноценное вооруженное противостояние в Европе, отдавая предпочтение развитию новых областей, например, кибербезопасности. К этому стоит добавить и то, что в июле 2011 г. в ФРГ была отменена обязательная служба по призыву, что, безусловно, значительно сократило число граждан, находящихся в запасе. В конце 2023 г. министр обороны ФРГ Борис Писториус поднял вопрос о возвращении призывной службы в условиях нехватки кадров, отмену которой он считает ошибкой. Следовательно, можно сделать вывод, что в настоящее время перед вооруженными силами Германии стоят две глобальные проблемы.
Первая проблема связана с объемом инвестиций в военно-промышленный комплекс. На Уэльском и Варшавском саммитах НАТО 2014 и 2016 гг. было принято решение об увеличении военных расходов до 2% ВВП для каждой страны-участницы, однако на практике у Германии этот показатель не превышает 1,5% ВВП, что уже в конце прошлого десятилетия вызывало «опасения» у союзников по пакту. Результатом этого стало в том числе и устаревание вооружений и воздушной техники Бундесвера, и поиск новых способов финансирования технологического рывка, который планировало совершить руководство Германии. Этот процесс также привел к постепенному отказу от классических тяжелых дивизий в пользу СБР (силы быстрого реагирования), и сейчас ФРГ является лидером Североатлантического альянса в этом направлении. Вероятно, в будущем эта тенденция только усилится, и Германия будет постепенно отказываться от крупных тактических соединений в угоду мобильности, которую требуют от нее партнеры по альянсу.
За два года с начала СВО в немецкой прессе все чаще появляются сообщения о нехватке припасов и амуниции, что породило дискуссию о том, насколько Бундесвер вообще способен выполнять свои прямые задачи. Провал политики укрупнения военного производства открыто признает и канцлер ФРГ Олаф Шольц, который стремится в кратчайшие сроки повлиять на ситуацию. Положение усугубляется еще и тем, что в настоящее время правительство Шольца выступает главным спонсором Вооруженных сил Украины в Европе: за два года проведения специальной военной операции ФРГ передало ВСУ тяжелого вооружения почти на 7 млрд евро. В результате снабжения Украины необходимыми боеприпасами их приходится буквально делить между Бундесвером и ВСУ. В то же время анонсированные канцлером Шольцем «особые средства Бундесвера» (Sondervermögen Bundeswehr), подразумевавшие выделение 100 млрд евро на инвестиции и оснащение армии, пока так и не поменяли облик немецких вооруженных сил.
Вторая проблема вооруженных сил Германии — непопулярность военной службы в немецком обществе. Согласно последним опросам, лишь 17% немецких граждан готовы защищать свою страну на поле боя. В таких условиях неясно, как именно текущее правительство планирует осуществлять Zeitenwende в области обороны. Для повышения боеспособности, как отмечал и сам О. Шольц, и немецкий генералитет, необходимо больше солдат, имеющих все необходимое для выполнения боевых задач. Тем не менее на данный момент сложно сказать, что за два года ситуация в этой области существенно изменилась.
В качестве дополнительного фактора, влияющего на боеспособность и технологическое оснащение Бундесвера, можно выделить медлительность парламента в принятии важнейших решений. Бундестаг и Бундесрат — верхняя и нижняя палаты парламента — отвечают за бюджет вооруженных сил ФРГ и, соответственно, имеют прямое влияние на его численность и комплектование. В последние годы в Бундестаге и прессе велась активная дискуссия касательно производства и применения Бундесвером боевых дронов. В качестве основной проблемы выделялось то, что оно повлечет за собой увеличение числа гражданских жертв, и поэтому Бундесвер мог использовать дроны и БПЛА исключительно в разведывательных целях. Тем не менее актуальные конфликты демонстрируют, что круг применения БПЛА и дронов стремительно расширяется, и проблемы с принятием таких решений ставят под вопрос эффективность системы финансирования армии. Следствием этого подхода является то, что возможность оснащения основного немецкого БПЛА Heron TP поражающими элементами появится только в середине 2024 г., хотя активно боевые БПЛА и дроны стали использоваться еще в 2022 г. ВС РФ и ВСУ.
Можно констатировать, что текущих сил Бундесвера недостаточно для ведения полноценных боевых действий в Европе: медленная бюрократия, как видно на примере оснащения боевых дронов, создает помехи для технологического развития вооруженных сил Германии, провоцируя их отставание от ведущих армий мира. Недостаточные инвестиции провоцируют дефицит снаряжения и боеприпасов, а отсутствие обязательной службы в вооруженных силах — дефицит личного состава. Все это свидетельствует о том, что в ближайшее время руководство ФРГ будет стремиться проводить новые реформы в сфере безопасности, что и было недавно анонсировано Б. Писториусом.
Будущий проект реформ и перспективы развития Бундесвера
Важные изменения в подготовке реформ в Бундесвере произошли за последний год. Во-первых, в июле 2023 г. кабинет министров опубликовал Комплексную стратегию национальной безопасности, где говорится о создании новых оборонительных систем и постепенном увеличении госрасходов на военную модернизацию. Следовательно, стоит ожидать постепенного увеличения инвестиций в военно-промышленный комплекс страны, однако вряд ли это произойдет в ближайшее время, так как достижение этой цели рассчитано на многолетний период, что вызвано текущими финансовыми проблемами в государстве [2]. Согласно финансовому плану на 2024 г., Бундесверу выделено 52 млрд евро, что является рекордной суммой для немецкого бюджета. Б. Писториус, выступая в Бундестаге, отчитался о том, как влияют и как будут влиять особые средства для Бундесвера на облик вооруженных сил, отметив, что деньги идут как на реструктуризацию армии, так и на закупку новейших образцов военной техники. Новый оборонный бюджет показывает, что немецкое руководство взяло курс на повышение оборонительных расходов до 2% от ВВП, которые требует Североатлантический альянс.
Однако ключевой проблемой остается численность вооруженных сил. Борис Писториус назвал личный состав «решающим фактором для боеспособности Бундесвера». Исходя из этого, министерство обороны активно обдумывает вариант возвращения призывной службы. Ожидается, что Германия примет гендерно-нейтральную скандинавскую модель призыва, которая благодаря притоку женщин в вооруженные силы должна будет остановить общий отток кадров из Бундесвера. Если подобная модель будет принята, то, вероятно, Германия сможет выполнить план по увеличению численности армии до 203 тыс. человек и подготовки 60 тыс. резервистов к 2031 г., однако пока неясно, как именно обещанная реформа будет выглядеть.
***
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на сложности с финансированием, немецкое правительство значительно активизировалось в сфере обеспечения безопасности. Текущие проблемы связаны с недостаточными инвестициями в оборону на протяжении прошлых десятилетий, а также отменой срочной службы в рядах Бундесвера. Если текущая тенденция на увеличение расходов не пойдет на спад, а планируемая военная реформа будет соответствовать масштабу решаемых проблем, то Германия сможет сохранить лидирующие позиции в Европе в рамках Североатлантического альянса.
1. Weissbuch zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr. Berlin: Verteidigungsministerium, Bundeskanzleramt, 2016. S. 31-32
2. Белов В.Б. Первая в истории Германии комплексная Стратегия национальной безопасности // Аналитические записки института Европы РАН, 2023, № 13. С.52-53