В настоящее время наблюдается беспрецедентное расширение военного присутствия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вашингтон в коалиции со своими союзниками в Азии предпринимает ряд шагов по противодействию Пекину, обещая им взамен поддержку и помощь в случае угрозы со стороны КНР или КНДР.
Взаимодействие США с союзниками и партнерами в области безопасности касается, прежде всего, противостояния вызовам и угрозам в Тайваньском проливе, Южно-Китайском море и на Корейском полуострове. Индо-Тихоокеанская стратегия, с помощью которой США проводят свою политику по сдерживанию Китая, предполагает усиление и расширение сотрудничества, в частности, военного, с азиатскими партнерами и союзниками — Тайванем, Японией, Южной Кореей, Филиппинами, Австралией, Индией и некоторыми малыми островными государствами. Кроме того, Вашингтон активно действует в рамках многосторонних форматов, таких как AUKUS, Quad и PBP.
На сегодняшний день множатся опасения по поводу возможного полномасштабного военного конфликта в Азии, причем не только в экспертном сообществе, но и на уровне официальных лиц различных государств. США, как и КНР, эта война будет абсолютно невыгодна, учитывая взаимозависимость двух держав и слишком высокие ставки такого военного конфликта. Поэтому в обозримом будущем наиболее вероятным кажется сохранение статус-кво с продолжающимися угрозами и провокациями в отношении друг друга, а также так называемым «сдерживанием». Тем не менее чрезмерно активные действия Вашингтона в ИТР и потенциальные ответные действия Пекина говорят о том, что и другой исход событий исключать нельзя.
Очевидно, что нынешний внешнеполитический курс США, нацеленный на эскалацию, ведет государства к самому, казалось бы, неразумному сценарию. Так, под видом защиты США перебрасывают в страны ИТР свои вооружения и военный контингент и пытаются организовать там антикитайский плацдарм, тем самым нагнетая напряженность в регионе и провоцируя Пекин. Эта геополитическая экспансия, к которой стремится Вашингтон в Азии, делает регион одной из самых взрывоопасных областей на карте. Поэтому нельзя полностью исключить и тот сценарий, при котором в ИТР может разразиться полномасштабный вооруженный конфликт, ставящий мир под угрозу Третьей мировой войны.
16 февраля 2023 г. первый заместитель министра обороны США Кэтлин Хикс заявила, что Пентагон разрабатывает план по возможному конфликту на Тайване с учетом опыта украинского конфликта, отметив, что на Украине события развивались «без предварительного разогрева», а в случае с Тайванем ведется подготовка.
Ранее о подготовке Соединенных Штатов к потенциальному конфликту в Азии уже высказывался генерал-лейтенант Джеймс Бирман, командующий Третьим экспедиционным корпусом морской пехоты США. Он назвал усиление военного сотрудничества Вашингтона с азиатскими союзниками «организацией театра военных действий», также сравнив происходящее в Азии с действиями западных стран в украинском конфликте.
В настоящее время действительно наблюдается беспрецедентное расширение военного присутствия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вашингтон в коалиции со своими союзниками в Азии предпринимает ряд шагов по противодействию Пекину, обещая им взамен поддержку и помощь в случае угрозы со стороны КНР или КНДР. Действительно ли США готовятся к полномасштабной войне в регионе, или же таким образом Вашингтон лишь продолжает осуществлять свою стратегию сдерживания Пекина?
Индо-Тихоокеанская стратегия США
Сдерживание Китая уже давно закрепилось на уровне всех ключевых доктринальных документов Соединенных Штатов. Например, в последней редакции Стратегии национальной безопасности США, опубликованной в октябре 2022 г., говорится о необходимости уделять приоритетное внимание «инвестициям в боеспособную надежную армию», которая «сдержит агрессию» против союзников и партнеров в Азии и поможет им защитить себя.
Аналогичные доводы приводятся и в новой Оборонной стратегии США, которая выступает логичным продолжением СНБ. Белый дом обещает построить «устойчивую архитектуру безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе, чтобы поддерживать свободный и открытый региональный порядок и сдерживать попытки разрешения споров силой». При этом отмечается намерение укрепить оборонное сотрудничество с Японией, Австралией, Индией, Тайванем, Южной Кореей и подчеркивается важность многостороннего сотрудничества в рамках AUKUS и Quad, а также взаимодействия с АСЕАН.
Однако особый интерес представляет отдельный доктринальный документ, посвященный ИТР. Индо-Тихоокеанская стратегия США была обнародована в феврале 2022 г. и в целом не ознаменовала собой какой-то «переворот» в стратегическом планировании Вашингтона: в ней все так же говорится об американском лидерстве — мировом и, в частности, региональном, о сдерживании КНР, противодействии появлению на мировой арене нового гегемона и т.д. Однако принятием данного документа США подчеркнули ключевое значение региона, а также «зафиксировали на бумаге» расширение своего военно-политического присутствия в Азии, уделив больше внимания взаимодействию с союзниками и партнерами. Кроме того, именно в Стратегии Китай получил статус самого значительного геополитического вызова для США.
Таким образом, Вашингтон взял курс на оказание влияния на Пекин через окружающих его союзников и партнеров США в ИТР посредством изменения той среды, в которой Китай действует. В качестве возможных мер для более активного вовлечения в дела региона Белый дом рассматривает, например, «содействие интегрированному сдерживанию», продолжение развития альянса AUKUS и углубление пяти региональных договорных альянсов с Австралией, Японией, Республикой Корея, Филиппинами и Таиландом, поддержку регионального лидерства Индии и т.п. Помимо стремления к построению «свободного и открытого», «взаимосвязанного», «процветающего» и «устойчивого» ИТР, в Стратегии говорится о намерении сделать его «безопасным». Но что в понимании США представляет для региона «опасность»? Ответ на данный вопрос очевиден: Соединенные Штаты видят опасность в КНР и намерены «защитить» ИТР от ее растущего влияния путем сдерживания.
США активно занимаются выполнением поставленных в документе целей и задач, притом вполне успешно. В контексте участившихся в информационном пространстве сообщений о подготовке Соединенных Штатов к потенциальному вооруженному конфликту в Азии стоит отдельно отметить результаты сотрудничества Вашингтона с азиатскими партнерами в военной сфере.
Антикитайская коалиция США в ИТР
Взаимодействие США с союзниками и партнерами в области безопасности касается, прежде всего, противостояния вызовам и угрозам в Тайваньском проливе, Южно-Китайском море и на Корейском полуострове. Оно начинается с договоренностей об усилении военного сотрудничества с отдельными государствами и заканчивается созданием полноценных многосторонних оборонных альянсов в регионе.
Тайвань
Очевидно, что Тайвань, являясь главным «виновником торжества» и основной мишенью так называемой «китайской угрозы», просто не мог не оказаться в списке партнеров США в Азии. По сути, США — основной гарант существования Китайской Республики в принципе. Кроме того, распространено мнение, что в случае акта военной агрессии Вашингтон вступит в конфликт с целью защиты острова. Но на самом деле никаких гарантий этому нет, есть лишь Закон об отношениях с Тайванем 1979 г., по которому Тайбэю предоставляются военные средства для обороны.
США используют остров в качестве своего рода средства для «пробуждения дракона», то есть для провокаций и давления в отношении материкового Китая, на которые Пекин традиционно реагирует предупреждением, официально выражая «решительный протест» и осуждая действия Вашингтона, при этом не предпринимая никаких конкретных действий. Так было, например, с громким визитом представителя Конгресса США Нэнси Пелоси на Тайвань.
Вашингтон также активно укрепляет военные связи с Тайбэем. Например, в конце декабря 2022 г. США приняли законопроект оборонного бюджета, в котором говорится о намерении выделить до 10 млрд долл. в течение пяти лет на помощь в области безопасности, что было резко раскритиковано Пекином.
Япония
Начало 2023 г. ознаменовалось укреплением военного сотрудничества США с их основным союзником в ИТР — Японией. 13 января президент США Джо Байден провел переговоры с японским премьер-министром Фумио Кисидой в Вашингтоне, которым предшествовали консультации глав внешнеполитического и оборонного ведомств двух государств в формате «2+2». Стороны договорились модернизировать американо-японский альянс «в новую эру стратегического соперничества», продемонстрировав единство в вопросе сдерживания Китая. Токио и Вашингтон также договорились о размещении на острове Окинава до 2025 г. 12-го прибрежного полка морской пехоты США, вооруженного противокорабельными ракетами. Кроме того, на фоне развития космической программы Китая в договор о безопасности было добавлено упоминание космического пространства.
Судя по тому, как стремительно развиваются события в отношениях двух стран, можно предположить, что самое интересное в усилении военного сотрудничества только начинается. Уже во время январской встречи в Вашингтоне минобороны Японии приступило к строительству новой базы для учений экипажей палубной авиации США на необитаемом острове Магэ, который вполне может стать центром для размещения войск в случае конфликта на Тайване. Помимо этого, в начале февраля 2023 г. стало известно о возможном запросе США на размещение гиперзвуковых ракет LRHW и крылатых Tomahawk на территории Японии, предположительно на острове Кюсю. В конце февраля 2023 г. Кисида также сообщил, что японское правительство намерено закупить у США до 400 крылатых ракет Tomahawk
Япония, которая несколько десятилетий была привержена закрепленным в Девятой статье Конституции идеям пацифизма, встает на путь активной милитаризации. Об этом свидетельствует и новая Стратегия национальной безопасности страны, в которой говорится о реорганизации и перевооружении Сил самообороны Японии, чтобы они могли проводить не только оборонительные, но и наступательные операции. Очевидно, без помощи Вашингтону здесь не обойтись, а расширяющим свое присутствие в регионе США жизненно необходимо, чтобы Япония, как их главный союзник в Азии, была серьезной военной державой, на которую можно положиться.
Южная Корея
Главным приоритетом внешней политики Южной Кореи остается борьба с северокорейской угрозой, а отношения с Китаем, которого Сеул определяет в Индо-Тихоокеанской стратегии как «ключевого партнера» в регионе, остаются относительно мирными. Согласно южнокорейскому видению, ИТР не воспринимается как поле битвы с КНР. К тому же антикитайская политика невыгодна Сеулу с точки зрения экономики, поскольку Пекин выступает его ведущим торговым партнером. Более 40% национального дохода Южной Кореи приходится на экспорт, а Китай — основное направление экспорта страны, его доля составляет более 25%. Аналогичная ситуация с импортом. Кроме того, Сеулу невыгодно вести антикитайскую политику с точки зрения собственной безопасности — он попросту не хочет быть втянут в возможную войну в Тайваньском проливе. Тем не менее это не мешает укреплять военное сотрудничество с США — все-таки угроза конфликта с соседом, регулярно проводящим ракетные испытания, растет.
В конце января 2023 г. глава Пентагона Ллойд Остин во время визита в Сеул выступил с громким заявлением о готовности США применить обычное и ядерное оружие в целях сдерживания и для защиты Южной Кореи, отметив «беспрецедентное» число провокаций со стороны КНДР в 2022 г. Он также договорился с южнокорейским коллегой об увеличении развертывания Вашингтоном современных вооружений на Корейском полуострове, включая истребители и авианосцы, и о расширении совместных военных учений.
Помимо запланированных совместных маневров, 19 февраля 2023 г. Южная Корея и США провели воздушные учения в ответ на очередной пуск КНДР межконтинентальной баллистической ракеты. Аналогичные учения прошли над Японским морем при участии США и Японии.
По событиям начала 2023 г. можно сделать вывод, что Сеул, как и Токио, взял курс на усиление военного сотрудничества с Вашингтоном. Визит главы Пентагона (последовавший, кстати, за визитом генсека НАТО Йенса Столтенберга) явно говорит о втягивании Южной Кореи в сложившееся в ИТР противостояние с Китаем. Однако давление США на южнокорейского союзника с целью участия в антикитайских инициативах могут иметь неприятные последствия и для Вашингтона. Как отметили в Институте Куинси, подталкивание Сеула, не желающего стать шахматной фигурой в этом противостоянии, к сдерживанию Пекина может ослабить американо-южнокорейский союз.
Филиппины
Филиппины стали еще одним азиатским государством, усилившим милитаризацию, также не без помощи Соединенных Штатов. Самое яркое событие начала 2023 г. в американо-филиппинском военном сотрудничестве — это договоренность о доступе военных США на четыре новые базы на территории Филиппин в дополнение к пяти объектам, к которым Вашингтон уже имеет доступ по Договору о взаимной обороне и Соглашению о расширенном оборонном сотрудничестве (EDCA). В ответ на это в МИД КНР заявили, что Вашингтон подобными соглашениями наносит ущерб региональному миру и стабильности.
Президент Филиппин Фердинанд Маркос-младший сменил курс своего предшественника, пытавшегося установить более тесные связи с Китаем и даже когда-то пригрозившего США разрывом соглашения об оборонном сотрудничестве. Практически сразу после вступления в должность он возобновил активное военное сотрудничество с Вашингтоном, опасаясь вовлечения страны в тайваньский конфликт, а также оспаривания Китаем контроля Филиппин над островами в Южно-Китайском море.
Помимо увеличения присутствия американских военных на Филиппинах, президент страны заявил о рассмотрении Манилой трехстороннего оборонного пакта с Вашингтоном и Токио. Он отметил, что обсуждал данное предложение с японским премьером Фумио Кисидой во время визита в Токио, однако добавил, что предложение находится на стадии концептуальной разработки. Кроме того, в середине февраля 2023 г. стало известно, что Филиппины и США на фоне растущей напряженности в Южно-Китайском море проведут крупнейшие с 2015 г. совместные военные учения. Данное заявление последовало после инцидента с наведением лазера экипажем корабля береговой охраны КНР на филиппинское судно в спорных водах Южно-Китайского моря.
Таким образом, Вашингтон своевременно отреагировал на усиление напряженности в отношениях Манилы и Пекина, активизировав военное сотрудничество с еще одним азиатским союзником, который стал частью антикитайского плацдарма в Азии. Филиппины, ввязываясь в такого рода взаимодействие, становятся очередной геополитической пешкой Вашингтона, попадая в зависимость от Белого дома. Такое сотрудничество, очевидно, лишь спровоцирует эскалацию в споре с Китаем в ЮКМ, а в случае крупномасштабного конфликта в регионе может втянуть Манилу в войну.
Многостороннее сотрудничество
Тайвань, Япония, Южная Корея и Филиппины — азиатские партнеры США, наиболее усилившие военные связи с Вашингтоном за последнее время. Однако военное сотрудничество с США поддерживают и другие страны ИТР. Например, об укреплении совместных усилий для обеспечения региональной безопасности в конце 2022 г. сообщила Австралия. Кроме того, в информационном бюллетене Госдепа США о результатах политики Вашингтона в регионе в 2022 г. упоминается оборонно-промышленное сотрудничество с Индией, включая многочисленные совместные военные учения. По линии противодействия растущему влиянию Китая необходимо также отметить действия США на Соломоновых островах, уже давно ставших ареной для баталий Пекина и Вашингтона. Так, в 2023 г., спустя 30 лет в США новь открыли посольство в Хониаре. Это важный дипломатический шаг по противодействию КНР, заключившей в 2022 г. с Соломоновыми островами широкомасштабный пакт о безопасности.
Однако расширение военного присутствия США в ИТР уже давно не ограничивается двусторонним сотрудничеством с азиатскими союзниками, оно переросло в полноценные многосторонние военные альянсы. К таким альянсам относится Четырехсторонний диалог по безопасности (Quad), включающий, помимо США, Австралию, Индию и Японию, а также военный союз AUKUS с Великобританией и Австралией. Обе структуры нацелены в первую очередь на сдерживание Китая, за что Quad даже получил название «азиатское НАТО».
Отдельно следует отметить и такую структуру, как Partners in the Blue pacific (PBP), созданную в 2022 г. Этот неформальный механизм, нацеленный на укрепление экономических и дипломатических связей с островными государствами, объединяет США, Великобританию, Новую Зеландию, Австралию и Японию, и он также важен с точки зрения стратегии США в ИТР. По сути, это очередной союз (пусть и неформальный), который направлен на противодействие Китаю через расширение присутствия США в южной части Тихого океана. Данная инициатива, как отметил координатор Белого дома по ИТР Курт Кэмпбелл, предполагает помощь Вашингтона и его союзников малым островным развивающимся государствам региона в решении различного рода проблем, от изменения климата до незаконного рыбного промысла. И хотя речи о военном сотрудничестве в данном случае не идет, по словам некоторых высокопоставленных чиновников США, в этом взаимодействии есть «неоспоримый компонент безопасности». К тому же PBP был создан спустя несколько месяцев после заключения пакта о безопасности между Соломоновыми островами и КНР, что вызвало сильную обеспокоенность у США, Австралии и Новой Зеландии.
Сдерживание или подготовка к войне?
На сегодняшний день множатся опасения по поводу возможного полномасштабного военного конфликта в Азии, причем не только в экспертном сообществе, но и на уровне официальных лиц различных государств. Однако даже если такому конфликту суждено случиться, многие вопросы остаются открытыми. Кто развяжет эту войну? Когда это случится? Кто от этого выиграет?
Разумеется, на все эти вопросы в настоящий момент ответить невозможно, но порассуждать о сути и истинных целях нынешних действий США в Азии представляется вполне реальным. Сейчас в информационном пространстве активно распространяется нарратив о подготовке Вашингтона к войне в Азии, причем, опять же, об этом говорят не только громкие заголовки СМИ и прогнозы экспертов, но и заявления официальных лиц — например, Хикс или Бирмана, о которых упоминалось ранее. Означает ли это, что США намерены собственноручно развязать войну в ИТР, или же что они так готовятся к потенциальному силовому присоединению Тайваня к материковому Китаю, пытаясь при этом сдерживать Пекин?
Проще всего сказать, что Соединенным Штатам, как и КНР, эта война будет абсолютно невыгодна, учитывая взаимозависимость двух держав и слишком высокие ставки такого военного конфликта. Поэтому в обозримом будущем наиболее вероятным кажется сохранение статус-кво с продолжающимися угрозами и провокациями в отношении друг друга, а также так называемым «сдерживанием». Тем не менее чрезмерно активные действия Вашингтона в ИТР и потенциальные ответные действия Пекина (например, возможное намерение в три раза увеличить ядерный арсенал к 2035 г.) говорят о том, что и другой исход событий исключать нельзя.
Очевидно, что нынешний внешнеполитический курс США, нацеленный на эскалацию, ведет государства к самому, казалось бы, неразумному сценарию. Американский политолог и бывший замминистра обороны США Грэхам Аллисон в своей книге «Обречены воевать» задался вопросом: «Когда мы говорим, что война «немыслима», что это — утверждение о возможности конкретного события или просто признание того, насколько ограничено наше воображение»? Этот риторический вопрос наталкивает на мысль о том, что сейчас то самое время, когда возможно все, и ни один вариант исключать не стоит. Поэтому нельзя полностью исключить и тот сценарий, при котором в ИТР может разразиться полномасштабный вооруженный конфликт, ставящий мир под угрозу Третьей мировой войны.
***
Таким образом, на сегодняшний день Азия стала ареной для геополитической борьбы США и Китая. В попытках сдержать растущее влияние Пекина Вашингтон играет в опасные игры на пространстве АТР, пытаясь изменить обстановку, в которой действует КНР, и настраивая региональных игроков на максимально антикитайский лад.
Индо-Тихоокеанская стратегия, с помощью которой США проводят свою политику по сдерживанию Китая, предполагает усиление и расширение сотрудничества, в частности, военного, с азиатскими партнерами и союзниками — Тайванем, Японией, Южной Кореей, Филиппинами, Австралией, Индией и некоторыми малыми островными государствами. Кроме того, Вашингтон активно действует в рамках многосторонних форматов, таких как AUKUS, Quad и PBP. Так, под видом защиты США перебрасывают в страны ИТР свои вооружения и военный контингент и пытаются организовать там антикитайский плацдарм, тем самым нагнетая напряженность в регионе и провоцируя Пекин. Эта геополитическая экспансия, к которой стремится Вашингтон в Азии, делает регион одной из самых взрывоопасных областей на карте.