Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 4.32)
 (19 голосов)
Поделиться статьей
Евгений Афанасьев

Магистрант по программе «Международное экономическое право» МГУ им. М.В. Ломоносова

15 апреля 2021 г. Джо Байден издал исполнительный указ № 14024, установивший новый санкционный режим в отношении России в связи с ее вредоносными действиями. На основании указа OFAC издал директиву, устанавливающую запрет финансовым учреждениям США на отдельные операции с государственным долгом РФ.

Новые санкции должны тревожить как национальную власть, так и бизнес. Органы власти вправе быть обеспокоенными из-за ограничительных мер в отношении российского госдолга. В свою очередь озабоченность участников коммерческой деятельности может быть связана с тем, что под прицел властей Соединенных Штатов попал российский технологический сектор.

Указ был принят в ответ на действия России на внешнеполитической арене, которые, по мнению американской стороны, представляют угрозу национальной безопасности и внешней политике Соединенных Штатов. За исключением статьи, посвященной основаниям включения лиц в санкционный список, он выполнен по шаблону. При этом перечень оснований достаточно обширный. В частности, лицо может быть включено в санкционный список, если осуществляет или осуществляло деятельность в технологическом, оборонном или смежном с ним секторах экономики Российской Федерации.

На основании указа под ограничительные меры попали несколько IT-компании. Учитывая объяснение OFAC применительно к этим лицам, потенциальные кандидаты на включение в санкционный список должны быть инкорпорированы на территории Российской Федерации, осуществлять деятельность в технологическом секторе и сотрудничество с российскими спецслужбами. При этом государственное участие в капитале подсанкционного лица или управление со стороны спецслужб не являются обязательными атрибутами.

До вступления в полномочия многие считали, что Джо Байден будет придерживаться более сдержанной санкционной политики, чем его предшественник. Тем не менее уже на третью неделю своего президентского срока он издал исполнительный указ № 14014 о санкциях в связи с вооруженным переворотом в Бирме. Два месяца спустя, 15 апреля 2021 г., он издал исполнительный указ № 14024 (далее — «Указ»), установивший новый санкционный режим в отношении России в связи с ее «вредоносными действиями». На основании Указа OFAC издал директиву, устанавливающую запрет финансовым учреждениям США на отдельные операции с государственным долгом РФ. Кроме того, в этот же день произошло расширение санкционного списка США за счет включения российских физических и юридических лиц, попавших по основаниям существующих санкционных режимов.

Новые санкции должны тревожить как национальную власть, так и бизнес. Органы власти вправе быть обеспокоенными из-за ограничительных мер в отношении российского госдолга. В свою очередь озабоченность участников коммерческой деятельности может быть связана с тем, что под прицел властей Соединенных Штатов попал российский технологический сектор.

Появление нового санкционного режима на основании Указа нельзя назвать неожиданностью. В марте 2021 г. был рассекречен отчет Национальной разведки США об иностранном вмешательстве в президентские выборы, согласно которому президент России Владимир Путин лично санкционировал осуществление широкомасштабной кампании по дезинформации, направленной против Джо Байдена и Демократической партии. Тем не менее после опубликования отчета мало кто мог предположить, что будет создан новый режим, поскольку Соединенные Штаты уже обладали тематическими санкционными программами, посвященными иностранному вмешательству в американские выборы, а также злонамеренной киберактивности. Тем не менее Дж. Байден выбрал именно этот вариант.

Указ был принят в ответ на действия России на внешнеполитической арене, угрожающие, по мнению американской стороны, национальной безопасности и внешней политике Соединенных Штатов. К таковым отнесли препятствование проведению выборов, злонамеренную киберактивность, воздействие на органы власти иностранных государств посредством коррупционных операций и т.д. В преамбуле обобщены все обвинения, звучащие в адрес РФ на протяжении семи лет с момента принятия в марте 2014 г. первых санкционных актов в связи с дестабилизацией ситуации на Украине.

За исключением статьи, посвященной основаниям включения лиц в санкционный список, Указ выполнен по шаблону. Так, в качестве конкретных ограничений закреплены блокирующие меры: визовые санкции, запрет на совершение операций с имуществом, а также на предоставление или получение от подсанкционного лица или в его интересах средств, товаров или услуг. Помимо этого, Указ включает стандартные положения о недопустимости обхода ограничительных мер, в том числе посредством сговора, а также о невозможности осуществления пожертвований.

Вернемся к основаниям включения в санкционный список в соответствии с Указом. Сразу бросается в глаза, что перечень является достаточно обширным и сочетает в себе конкретизированные и «эластичные» основания. В этой связи имеет смысл остановиться на «эластичных», поскольку они представляют особую опасность для российских лиц из-за абстрактных формулировок.

Лицо может быть включено в санкционный список, если осуществляет или осуществляло деятельность в технологическом, оборонном или смежном с ним секторах экономики Российской Федерации. При этом основание содержит специальную приписку, согласно которой в дальнейшем список может быть расширен за счет других секторов экономики РФ.

Норма выглядит «драконовской», поскольку позволяет ввести санкции против любого лица, оперирующего в соответствующем секторе. В этой связи возникают два вопроса: каким образом будет определяться осуществление деятельности в российской экономике и как будет устанавливаться принадлежность лица конкретному сектору экономики? На первый ответить гораздо проще, поскольку достаточно установить место инкорпорации, хотя допустимы иные варианты определения, к примеру, по месту преимущественной экономической деятельности. В свою очередь, второй вопрос заставляет задуматься, особенно если компания осуществляет деятельность не только в одном секторе экономики.

Следующее основание — прямое или косвенное участие, либо попытка поучаствовать в перечисленных действия от имени или в интересах правительства Российской Федерации (также является достаточно широким и рискованным). В частности, этому должно способствовать несколько факторов: во-первых, указание на «попытку поучаствовать», «косвенное участие», «прямые или косвенные интересы»; во-вторых, Указ включает определение понятия «правительство Российской Федерации» (оно охватывает, в частности, любое лицо, находящееся во владении, подконтрольное, управляемое или действующее от имени данного органа государственной власти); в-третьих, перечень перечисленных действий включает семь наименований, в том числе абстрактные, такие как подрыв мира, безопасности, стабильности и целостности; в-четверых, дополнительный охват происходит за счет указания на союзников Соединенных Штатов в определенных положениях.

Третьим потенциально опасным и широким основанием является оказание помощи или предоставление товаров или услуг. Принимая во внимание формулировку, de facto любой контрагент лица, попавшего под ограничительные меры на основании Указа, вынужден принимать на себя невероятные риски во время осуществления коммерческой деятельности. Помимо этого, определенные вопросы возникают относительно конкретизации действий, подпадающих под тот или иной вид помощи.

Вдобавок к вышесказанному, практический интерес представляет положение, посвященное сокращению или прекращению поставок газа либо энергии в Европу, Азию, а также на Кавказ. Российские лица, вовлеченные или предпринявшие попытку к участию в такой деятельности, находятся под угрозой включения в санкционный список на основании Указа. Представляется, что появление данной нормы не случайно, ее цель — противодействие «Северному потоку – 2». Поставки российского газа в ЕС осуществляются в основном транзитом через территории третьих государств, например, через Украину. Запуск «Северного потока – 2» приведет к серьезному удару по транзитным государствам, поскольку большее количество поставок будет осуществляться напрямую из России в ЕС. Принимая во внимание не лучшие международные отношения транзитных государств с РФ и снижение их значимости в контексте цепочки поставок, энергетическая безопасность этих стран в конце концов окажется под угрозой. Подобное умозаключение подтверждается исторической ретроспективой, в частности, неоднократными «газовыми» конфликтами Российской Федерации и Украины.

На основании Указа под ограничительные меры попали следующие российские IT-компании:

  • Военный инновационный технополис «ЭРА»;
  • АО «Пасит»;
  • Федеральное государственное автономное научное учреждение «Научно-исследовательский институт специализированных охранных вычислительных устройств и автоматики (ФГАНУ НИИ «Спецвузавтоматика»)»;
  • ООО «Необит»;
  • АО «АСТ»;
  • АО «Позитив Текнолоджиз».

Причем некоторые из них были включены по нескольким санкционным режимам. Учитывая небольшое объяснение, содержащееся на сайте OFAC, потенциальные кандидаты на включение в санкционный список в соответствии с Указом инкорпорированы на территории Российской Федерации и осуществляют деятельность в технологическом секторе. Они должны оказывать поддержку кибердеятельности или осуществлять сотрудничество с такими российскими спецслужбами, как ФСБ, ГРУ или СВР. При этом государственное участие в капитале подсанкционного лица или управление со стороны спецслужб не являются обязательными атрибутами, об этом свидетельствует включение в санкционный список частных компаний, к примеру, ООО «Необит». Таким образом, под прицелом Минфина США находится огромное количество российских IT-компании. О таком риске свидетельствует разъяснение № 887 на сайте OFAC.

Новые санкции будут весьма чувствительными для России. Прежде всего речь идет об Указе, создавшем платформу для воздействия на российский технологический сектор посредством санкций. Особые опасения это вызывает на фоне экономического роста данной отрасли, который наблюдается последние года. В отсутствие каких-либо предпосылок по улучшению международных отношений между Россией и Соединенными Штатами, отечественные IT-компании заранее должны продумать запасной план, если в один «прекрасный» день попадут в санкционный список.


Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 4.32)
 (19 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся