Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 4.74)
 (19 голосов)
Поделиться статьей
Ольга Дербугова

Студентка магистратуры факультета МО МГИМО МИД России, направление подготовки «Внешняя политика и дипломатия России»

Современные исследователи, занимающиеся проблематикой санкций, ссылаются на работы Г. Хафбауэра, Й. Гальтунга, Н. Бапата и др., которые стали каноническими, а сами авторы возведены в ранг отцов-основателей этого научного дискурса. Мало кто знает, что еще в 1930-е гг. советские исследователи задавались теми же вопросами, что и их известные коллеги из современности. В межвоенные годы были впервые применены международные санкции. Механизм и эффективность их применения подвергались тщательному анализу не только в западных странах, но и в СССР.

С В 1936 году издательство СОЦЭКГИЗ выпустило монографию Д. Борисова «Санкции», которая интересна не только тем, что это отечественное исследование в области санкций, но и с точки зрения актуальности проблематики, акцентов и оценок автора.

С Как показала история, многие из прогнозов Д. Борисова сбылись: санкции действительно оказались не эффективны в деле поддержания мира и организации коллективной безопасности — в мае 1936 г. Италия аннексировала Эфиопию, а отмена санкций в июле 1936 г. окончательно поставила крест на Лиге наций. Двойная игра Британии, которую автор монографии рассматривал как основную причину пробуксовки принятия решений в Лиге наций, развязала руки Германии и Японии и привела к началу Второй мировой войны.

С Более чем за 80 лет немногое изменилось в международных отношениях. Политические амбиции и «двойные стандарты» стран Запада все так же затрудняют выстраивание архитектуры безопасности в мире и разжигают глобальные конфликты, угрожающие развитию человечества. Хотя в связи с технологическим прогрессом механизм принятия санкций и их формы усложнились, подходы, которыми руководствуются страны-санкционеры, не претерпели значительных изменений. Санкции, изначально задумывавшиеся в Лиге наций как инструмент давления на СССР, сегодня используются бывшими империалистическими странами для оказания давления на Российскую Федерацию. Изменилось только одно: если раньше целью санкций было ослабление государства и принуждение к компромиссу, то сейчас этот инструмент стал «политической дубинкой», призванной сменять «неугодные режимы» и «обнулять» государства, что отчетливо проявляется последние 20 лет.

Современные исследователи, занимающиеся проблематикой санкций, ссылаются на работы Г. Хафбауэра, Й. Гальтунга, Н. Бапата и др., которые стали каноническими, а сами авторы возведены в ранг отцов-основателей этого научного дискурса. Мало кто знает, что еще в 1930-е гг. советские исследователи задавались теми же вопросами, что и их известные коллеги из современности. В межвоенные годы были впервые применены международные санкции. Механизм и эффективность их применения подвергались тщательному анализу не только в западных странах, но и в СССР.

В 1936 году издательство СОЦЭКГИЗ выпустило монографию Д. Борисова «Санкции», которая интересна не только тем, что это отечественное исследование в области санкций, но и с точки зрения актуальности проблематики, акцентов и оценок автора.

Данная работа посвящена проблеме применения экономических и финансовых санкций, предусмотренных ст. 16 устава Лиги наций. Пункт 1 статьи 16 гласит: «Если Член Лиги прибегает к войне, вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он ipso facto рассматривается как совершивший акт войны против всех членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Устав, и пресечь финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно Членом Лиги или нет». В середине 1930-х гг. страной, совершившей акт войны против другого суверенного государства, была Италия, которая в октябре 1935 г. без объявления войны вторглась на территорию Эфиопии и начала военные действия с целью ее аннексии. Именно эти обстоятельства инициировали первое в истории применение международных санкций, направленных на «умиротворение агрессора» и «укрепление системы коллективной безопасности».

В работе Д. Борисова изложена краткая история вопроса и подробно рассмотрены основные противоречия и подходы «империалистических держав» к вопросу о санкциях. Автор проводит глубокий анализ юридического и экономического аспектов применения санкций и выделяет ключевые факторы, способствующие повышению эффективности экономических санкций. На основе сделанных выводов Д. Борисов дает оценку эффективности экономических и финансовых санкций, примененных к Италии, к моменту написания книги (февраль 1936 г.), то есть спустя 2–3 месяца после введения санкций. В заключительной главе автор приводит разъяснения по позиции СССР к Лиге наций и введенных санкций. В приложении приведены таблицы со статистическими данными о мировом производстве сырья и мировой торговле (по странам), а также данные по производству и внешней торговле Италии.

Исследование Д. Борисова не утратило своей актуальности. Наибольший интерес представляют рекомендации автора по повышению эффективности применения санкций. С юридической точки зрения, автор предлагает внести ряд корректировок в толкование ст. 16 устава Лиги наций, например — принять определение «агрессии», предложенное М. Литвиновым в 1933 г.; применять санкции автоматически всеми членами Лиги с момента решения Совета или Ассамблеи Лиги, определяющих дату применения санкций; применять санкции в одинаковой мере всеми членами Лиги наций с исключениями, принятыми Советом или Ассамблеей Лиги; применять военные санкции в случаях, когда экономические и финансовые меры оказались недостаточными для прекращения агрессии и др.

Лига наций по большей части занималась разработкой юридических аспектов вопроса о применении санкций, в то время как экономическим аспектам должного внимания уделено не было. В своей монографии Д. Борисов анализирует экономические аспекты вопроса о применении санкций. Автор выделяет две формы экономических санкций: эмбарго на экспорт в страну-объект санкций и запрет импорта из нее. Наиболее эффективная форма экономических санкций, по мнению автора, — полная блокада страны как по импорту, так и по экспорту. Однако поскольку полная блокада страны может тяжело сказаться на положении гражданского населения, а также ввиду нереалистичности такой ситуации, автор для каждого типа выделяет ключевые факторы, способствующие повышению эффективности санкций.

Введение запрета на экспорт сырья будет эффективным в случаях, если страна, в отношении которой вводятся санкции, значительно зависит от поставок иностранного сырья. Следовательно, введение запрета на вывоз сырья в страну-объект санкций должно носить всеобщий характер, а страна-объект санкций не должна располагать значительными запасами этого сырья. Санкции должны быть введены теми странами, которые контролируют существенную часть мирового рынка этого сырья. Кроме того, необходимо, чтобы эмбарго сопровождалось ограничением экспорта в неприсоединившиеся к санкциям страны для предупреждения обхода санкций через третьи страны. Д. Борисов предлагает определить это ограничение нормальным количеством среднего экспорта в течение нескольких последних лет до конфликта. Таким образом, эмбарго на экспорт товаров в Италию, введенное Лигой наций, было обречено на неудачу, поскольку страны-члены Лиги не контролировали рынки нефти, металла и руды — наиболее важное сырье в период конфликта, а также не была пресечена возможность использования других путей товарооборота через третьи страны.

В монографии проводится анализ эффективности введения ограничений импорта из страны-объекта санкций, цель которых — ограничение ее платежных средств. Д. Борисов выделяет следующие условия, необходимые для эффективного применения этих санкций. Во-первых, страна-объект санкций получает существенные средства от экспорта своего сырья, сокращение которого не представляется возможным. Во-вторых, структура платежного баланса этой страны такова, что она не располагает взамен выпадающего экспорта значительными платежными средствами по «невидимым статьям». В-третьих, эта страна не располагает крупными запасами золота и не добывает его. В-четвертых, за границей у этой страны нет легко реализуемых инвестиций. Наконец, страны-санкционеры имеют значительную долю в структуре экспорта этой страны.

Рассматривая эффективность применения финансовых санкций, Д.Борисов указывает на отсутствие необходимости во всеобщности и одновременности применения этого вида санкций, в отличие от экономических санкций. В случае финансовых санкций достаточно договоренности важнейших стран-кредиторов между собой. В случае Италии, был введен запрет на предоставление банковских и других кредитов и займов, предназначенных прямо или косвенно итальянскому правительству, а также запрет на клиринговые соглашения с Италией — основное средство расчетов по внешнеторговым операциям Италии с целым рядом стран.

В уточнении от апреля 1936 г. (за месяц до окончания эфиопской кампании Италии) автор говорит о провале санкций Лиги наций ввиду их низкой эффективности. К наиболее значимым причинам фиаско автор относит: санкции не носили всеобщего и незамедлительного характера; не все члены Лиги наций присоединились к ним; США и Германия, контролирующие рынок нефти и железной руды, не были подключены к процессу. Тем не менее, по замечанию автора, первое применение санкций отнюдь не было безрезультатным. Помимо того, что они существенно отразились на народном хозяйстве Италии, этот инструмент прошел апробацию, а значит может быть использован в будущем.

Как показала история, многие из прогнозов Д. Борисова сбылись: санкции действительно оказались не эффективны в деле поддержания мира и организации коллективной безопасности — в мае 1936 г. Италия аннексировала Эфиопию, а отмена санкций в июле 1936 г. окончательно поставила крест на Лиге наций. Двойная игра Британии, которую автор монографии рассматривал как основную причину пробуксовки принятия решений в Лиге наций, развязала руки Германии и Японии и привела к началу Второй мировой войны.

Более чем за 80 лет немногое изменилось в международных отношениях. Политические амбиции и «двойные стандарты» стран Запада все так же затрудняют выстраивание архитектуры безопасности в мире и разжигают глобальные конфликты, угрожающие развитию человечества. Хотя в связи с технологическим прогрессом механизм принятия санкций и их формы усложнились, подходы, которыми руководствуются страны-санкционеры, не претерпели значительных изменений. Санкции, изначально задумывавшиеся в Лиге наций как инструмент давления на СССР, сегодня используются бывшими империалистическими странами для оказания давления на Российскую Федерацию. Изменилось только одно: если раньше целью санкций было ослабление государства и принуждение к компромиссу, то сейчас этот инструмент стал «политической дубинкой», призванной сменять «неугодные режимы» и «обнулять» государства, что отчетливо проявляется последние 20 лет.

Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 4.74)
 (19 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся