Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Владимир Морозов

Независимый аналитик, эксперт РСМД

Юлия Сокольщик

Независимый аналитик

Основные события:

  • Санкции ЕС в связи с «делом Навального»;

  • Санкции против Беларуси и ответные меры;

  • Новые механизмы санкций ЕС;

  • Санкции против китайских телекомов в США: WeChat против Администрации США

  • Новые кейсы вторичных санкций

Основные события:

  • Санкции ЕС в связи с «делом Навального»;

  • Санкции против Беларуси и ответные меры;

  • Новые механизмы санкций ЕС;

  • Санкции против китайских телекомов в США: WeChat против Администрации США

  • Новые кейсы вторичных санкций

Санкции против России

Санкции ЕС в отношении России

Совет ЕС принял Решение № 1482 от 14 октября 2020 г. о санкциях по делу «об отравлении Алексея Навального». Блокирующие и визовые ограничения введены против шестерых российских должностных лиц, а также против НИИ Органической химии и технологии.

Самое интересное в решении — обоснование санкций против россиян. ЕС исходит из того, что вещество группы «Новичок» может быть доступно только России. Следуя этой логике, за отравлением не может стоять кто-либо иной, кроме российского государства, и оно не могло состояться без одобрения Администрации Президента. Значит под санкции должны попасть кураторы внутренней политики АП. То же касается и полпреда Президента в Сибирском федеральном округе, на территории которого произошло отравление. А если инцидент произошел именно там, то и отвечать должен представитель Администрации, который курирует округ.

Похожая логика и в отношении руководителя ФСБ РФ и двух заместителей Минобороны. Все они попадают под санкции за якобы содействие лицам, отравившим Навального. По мнению ЕС, без ФСБ отравление Навального было бы невозможным, так как это ключевая российская силовая структура. А Министерство обороны было ответственно за утилизацию химического оружие. А значит на нем и ответственность за его утечку или разработку. По такой же логике санкции применены против НИИ Органической химии, которое отвечало за утилизацию и недосмотрело за утечкой ОВ.

Иными словами, по мнению ЕС, российские чиновники высокого ранга — руководители или заместители руководителей ключевых ведомств и силовых структур — знали об отравлении и содействовали ему.

Санкции США в отношении России

Шесть сенаторов, демократы и республиканцы, подготовили письмо на имя главы Минфина США С. Мнучина и госсекретаря Помпео письмо с просьбой ввести санкции по делу Навального, используя Акт Магнитского, Акт «Глобальный Магнитский" и Акт о химическом и бактериологическом оружии 1991 г. (CBW Acts). Это не первый запрос со стороны Конгресса. 9 сентября с подобным письмом на имя президента Трампа обращались члены Палаты представителей Энгел и МакКоул. Кроме того, 24 сентября группой сенаторов внесен законопроект о санкциях по делу Навального. В то время как шансы законопроекта пока представляются незначительными, действия администрации не просто вероятны, а практически неизбежны. Скорее всего, они будут похожи на меры ЕС, то есть будут предполагать блокирующие и визовые санкции против российских должностных лиц и профильных предприятий ОПК. Использование CBW Act на данном этапе представляется менее вероятным, но исключать его не стоит.

23 октября OFAC Минфина США внес в список SDN российский Центральный научно-исследовательский институт химии и механики со ссылкой на CAATSA. По мнению властей США, государственный научно-исследовательский институт связан с вредоносным программным обеспечением Triton, который якобы применялся против партнеров США на Ближнем Востоке, а также использовался хакерами для исследования американской инфраструктуры. В частности, ЦНИИХМ приписана поддержка кибер-атаки, произведенной с помощью вредоносного ПО Triton на нефтехимический объект на Ближнем Востоке в августе 2017 года.

Санкции в отношении Беларуси

Санкции США в отношении Беларуси

Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) ввели блокирующие санкции против восьми человек за их роль в «фальсификации президентских выборах в Беларуси 9 августа 2020 г. или последующем насильственном подавлении мирных демонстраций». Основа — исполнительный указ №13405, принятый Д. Бушем еще в июне 2006 года. Ранее по данному указу OFAC ввел санкции против шестнадцати граждан Беларуси за их действия в ходе выборов 2006 и 2010 годов. В этот раз в список попали в том числе министр и заместитель министра внутренних дел Беларуси, руководители спецподразделений МВД Беларуси, заместитель председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и секретаря ЦК.

Россия присоединяется к ответным санкциям Беларуси

Российский МИД сообщил о присоединении России к ответным санкциям Белоруссии против ЕС. По словам официального представителя МИД России, в соответствии с союзническими обязательствами белорусский ответный санкционный список автоматически применяется в Российской Федерации. Примечательно, что белорусские списки являются закрытыми.

Новые механизмы санкций ЕС

В ЕС разворачивается дискуссия о принятии решений по внешнеполитическим вопросам. Члены Европарламента подняли вопрос о ее пересмотре в письме министру иностранных дел Германии Х. Маасу с просьбой продвигать решение вопроса в рамках председательства Германии в ЕС. В частности, они выступают за замену принципа консенсуса на принцип квалифицированного большинства. Такая замена вряд ли возможна для всех решений, так как она требует пересмотра основополагающих механизмов функционирования ЕС. Также вероятно сопротивление такому решению со стороны ряда государств. Однако введение принципа квалифицированного большинства при принятии решений возможно для отдельных механизмов. Например, в ЕС идет обсуждение нового механизма санкций по правам человека (“EU Magnitsky Act”). Сам этот механизм может быть утвержден консенсусом. Но решения о конкретных лицах, подпадающих под санкции, могут приниматься уже квалифицированным большинством.

Санкции в отношении Турции

Санкции Канады в отношении Турции

Канада приостановила экспорт высоких технологий военного назначения в Турцию, а именно: систем наведения и слежения, используемых в военных дронах Турции. Канада ссылается на многочисленные свидетельства того, что её технологии как составляющие турецких дронов используются в карабахском конфликте, и обеспокоена сообщениями об ударах по населённым пунктам и о жертвах среди мирного населения.

Санкции в отношении Ирана

18 октября истек срок оружейного эмбарго в отношении Ирана. Согласно заявлению МИД Ирана, все ограничения на передачу вооружений, связанной с этим деятельности, на предоставление финансовых услуг Ираном и Ирану, а также все запреты, касающиеся въезда или транзита ряда иранских граждан и военных официальных лиц через территории стран — членов ООН, автоматически перестают действовать.

Однако в октябре были введены новые санкции США в отношении иранских физических и юридических лиц. 22 октября OFAC ввел блокирующие санкции против посла ИРИ в Ираке за действия в интересах сил «Кудс» — подразделения Корпуса стражей исламской революции, а также против генерала сил «Кудс».

В тот же день OFAC ввел санкции против пяти иранских организаций за попытку повлиять на исход выборов в США. Минфин ввел меры против Корпуса стражей исламской революции (IRGC), сил «Кудс» (IRGC-QF) и Bayan Rasaneh Gostar Institute (Bayan Gostar) в соответствии с исполнительным указом №13848, предусматривающим наказание на вмешательство в выборы. The Iranian Islamic Radio и Television Union (IRTVU), а также International Union of Virtual Media (IUVM) попали под санкции, так как они контролируются или иным образом связаны с силами «Кудс».

26 октября OFAC ввел санкции против Министерства нефти Ирана, Национальной иранской нефтяной компании и Национальной иранской танкерной компании по указу № 13224 (тематика – борьба с терроризмом). Также под санкции попали ряд связанных с ними компаний. Эти организации, по мнению властей США, предоставляли финансовую помощь силам «Кудс».

Санкции в отношении КНР

14 октября Госсекретарь США представил в Конгресс США отчет в соответствии с разделом 5(а) Закона об Автономии Гонконга (The Hong Kong Autonomy Act, HKAA). Согласно разделу в данном отчете должны быть определены лица, которые вносят (или внесли) материальный вклад или иной существенный вклад в невыполнение Китайской Народной Республикой (КНР) своих обязательств по Совместной Китайско-Британской Декларации и/или Основному закону Гонконга, а также лица, предпринимающие попытки содействовать нарушению данных документов. В этом году в отчете были упомянуты десять официальных лиц КНР и Гонконга, действия которых, по мнению властей США, подрывали свободу собраний, слова, печати и верховенство закона, или способствовали ограничению автономии Гонконга.

7 августа Соединенные Штаты ввели санкции в отношении этих же лиц в соответствии с Исполнительным указом № 13936 от 14 июля 2020 года (Президентский указ «О нормализации ситуации в Гонконге»).

Отчет Госсекретаря не является финальным этапом санкций по ситуации с Гонконгом. Не позднее чем через 60 дней Министр финансов США обязан предоставить отчет, в котором будут перечислены “лица, “осуществляющие значительные транзакции” с лицами, указанными в отчете Госдепа. В отношении тех, кто попадет в отчет Минфина будут введены санкции в соответствии с 7(b) HKAA — 5 или более (из 10) видов санкций в течение года с момента внесения в отчет, и все 10 спустя 2 года. При этом лица, попавшие под данные санкции могут избежать санкций, если докажут, что транзакции с их участием не привели к нарушению указанных выше документов, а также в случае, если они прекратили взаимодействие с подсанкционными лицами, а также если смогут доказать, что данные транзакции не повторяться в будущем.

Продолжается противостояние США и Китая в телекоммуникационной сфере. 19 сентября за день до вступления в силу исполнительного указа №13943 о блокировке WeChat федеральный суд северного округа штата Калифорния вынес предварительное решение о приостановлении действия этого указа до вынесения решения по делу US. WeChat Users Alliance v. Donald J. Trump, в котором указ обжалуется в основном по причине нарушения положений Конституции США о свободе слова. Администрацию Президента США такой исход событий не удовлетворил, что стало причиной подачи апелляционной жалобы.

26 октября Апелляционный суд по 9 округу отказал в отмене обеспечительных мер. Причиной стало отсутствие доказательств неминуемого и непоправимого ущерба, который наступит, если не будет удовлетворена апелляционная жалоба. Таким образом, WeChat останется доступным для американских пользователей как минимум до окончания судебного разбирательства, рассмотрение дела по существу ожидается в январе 2021 года.

Прочие санкционные режимы

Санкции против финансовых посредников Аль-Каиды

OFAC расширяет санкционный список за счет физических и юридических лиц, которых власти США считают «пособниками» Аль-Каиды.

Санкции введены против гражданина Австралии Ахмеда Л. Талиба и его компании «Talib and Sons» (добыча и обработка драгоценных камней), расположенной в Мельбурне. Деятельность компании охватывает такие страны как Бразилия, Колумбия, Шри-Ланка, Танзания, Турция и страны Персидского залива. Отмечается, что с помощью своей компании и в силу особенностей отрасли, Талиб осуществлял денежные переводы и финансово поддерживал ячейки Аль-Каиды в ряде стран.

Санкции по тематике нераспространения

В свою очередь в тот же день по санкционной программе «нераспространения» в соответствии с Законом о свободе Ирана и борьбе с распространением ОМУ (Iran Freedom and Counter-Proliferation Act of 2012 (“IFCA”), принятый как часть NDAA 2013 г.) под санкции попали физические и юридические лица из Китая.

В частности, в санкционный список были добавлены компании: Reach Holding Group (Shanghai) Company Ltd.; Reach Shipping Lines; Delight Shipping Co., Ltd.; Gracious Shipping Co. Ltd.; Noble Shipping Co. Ltd.; и Supreme Shipping Co. Ltd. Причина – их взаимодействие с Судоходными линиями Ирана (Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL). Также санкции введены против главного исполнительного директора и президента Reach Holding Group.

Санкции против Судана

Д. Трамп заявил Конгрессу о намерении снять с Судана статус государства-спонсора терроризма в связи с переводом Судана $335 млн на целевой депозитный счет жертв террористических атак и общим согласием выплатить им компенсации.

Новые кейсы вторичных санкций

Generali Global Assistance

Американская компания Generali Global Assistance, предоставляющая услуги в сфере туриндустрии, в частности, оформляющая страховки, согласилась выплатить 5 864 860 долл. в качестве штрафа OFAC Минфина США. При иных условиях штраф мог составить 168 545 000 долл.

В 2010 г. Generali Global Assistance наладила оформление страховок для поездок на Кубу через своего канадского партнера. Канадское юридическое лицо оформляло страховки, а американцы затем компенсировали расходы. Более того, по схеме существовал даже внутренний регламент. Впрочем, исход был не самым худшим. В компании поняли, что схема явно нарушает режим санкций США против Кубы и раскрыли информацию OFAC. Образцовое сотрудничество с расследованием, раскрытие информации, перестройка системы комплаенса стали смягчающими обстоятельствами.

Berkshire Hathaway

Компания Berkshire Hathaway согласилась выплатить штраф в размере 4 144 651 долл. за нарушение режима американских санкций против Ирана в 2012–2016 гг.

Berkshire Hathaway владеет компанией IMC, которая базируется в Нидерландах и специализируется на производстве и поставках режущих инструментов. В свою очередь у IMC есть турецкая «дочка» Iscar Turkey. В 2012 г. руководство турецкой дочки с нетерпением ожидало отмены санкций против Ирана. В 2013 г. начались переговоры по СВПД. Турецкие менеджеры решили действовать на опережение и закрепиться на иранском рынке заранее. Замысел был в том, чтобы к моменту отмены санкций уже иметь в Иране клиентскую базу, наработанные связи и каналы сбыта. Однако в момент реализации замыслов сами санкции США продолжали действовать. Их отменили лишь в 2015 г. (возобновили в 2018 г.). Менеджмент турецкой "дочки" понимал, что нарушает санкции. Тем более, что американская головная компания регулярно проводила тренинги по комплаенсу. В связи с этим решили действовать скрытно, не поставив в известность материнскую компанию. Контакты с иранцами вели через специально созданные частные почтовые ящики, а поставки в Иран производили через третью турецкую компанию, то есть не напрямую. Кроме того, сделки оплачивались либо посредством наличного расчета, либо через специальный счет в евро. Тем самым авторы плана решили скрыть трансакции от финансовой разведки США. Однако головная компания узнала о нарушениях и раскрыла их OFAC.

Нарушения дочерней компании были заранее спланированными и преднамеренными, что рассматривается регулятором как серьезное отягчающее обстоятельство. К тому же, имело место вовлеченность менеджмента, попытки скрыть сделки, их систематичность и т.д. Как следствие, сумма штрафа в 10 раз превысила объемы самих сделок, хотя оказаться еще больше: максимальный размер штрафа оценен в 36,8 млн долл.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся