Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Руслан Мамедов

К.и.н., научный руководитель Центра внешнеполитического сотрудничества им. Е. М. Примакова, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН

На фоне продолжения наступления на иракскую столицу ИГ Мосул Ирак остается еще и без министра финансов. Напомню, что ранее громкими скандалами сопровождались отставки министра внутренних дел Салима Мухаммада аль-Габбана и министра обороны Халида аль-Обейди. Совет представителей Ирака (нижняя палата парламента страны при несформированной верхней) 21 сентября 2016 г. проголосовал за отставку министра финансов Хошияра Зибари.

 

Решение было принято в парламенте по итогам допроса Х. Зибари по обвинению в коррупции. Тайное голосование проходило под руководством спикера страны Салима аль-Джабури и в присутствии 249 депутатов. 158 человек высказались за отставку Х. Зибари, 77 против, 14 воздержались.

 

REUTERS/Azad Lashkari

Хошияр Зибари

 

Сам Хошияр Зибари обвинил бывшего премьер-министра Нури аль-Малики в том, что последний стоит за его отставкой. Помимо того, Зибари заявил о своих возможностях раскрыть коррупционную деятельность различных структур в Ираке. По его мнению, решение о его отставке политическое и несет целью подорвать политический процесс и конкретно угрожает пытавшемуся проводить реформы премьер-министру Хайдару аль-Аббади и крахом правительства. Выведение с поста министра финансов Хошияра Зибари может привести к ухудшению отношений Багдада с Эрбилем, чьим представителем в составе Демократической партии Курдистана он являлся. Против Х. Зибари проголосовали также отдельные представители Патриотического союза Курдистана и курдская партия Горран (Движение за перемены). Это говорит о накале, который существует во внутрикурдской политической жизни в иракском Курдистане.

 

Представители демократической партии Курдистана вышли с заявлением о политическом характере данного решения в контексте единого плана. Более того, партия видит в тех, кто стоит за отставкой Х. Зибари, группы, стремящиеся «расширить шовинистическую политику в отношении курдов». При этом ДПК подтвердила, что продолжит оказывать помощь и поддерживать Хайдара аль-Абади и его правительство.

 

В том, что вынесение недоверия министрам, приводящего к их отставке, представляет собой единый процесс, свидетельствует и появление в СМИ заявлений представителей правящей коалиции «Государство закона» и конкретно теневой группы в парламенте «Фронт реформ». Один из представителей этой группы, депутат Абделилях ан-Наили, в интервью иракской «ас-Сабах аль-Джадид» заявил, что произошедшее – «хороший показатель борьбы с коррупцией и практики демократии в сфере реформ, которые мы начали в парламенте». Стоит упомянуть, что последним достижением министра финансов Х. Зибари стало получение кредита от МВФ в размере 3 млрд долл. в результате переговоров в Аммане. Кредиты международных банков для Ирака крайне важны в условиях низких цен на нефть и серьезного дефицита бюджета на 2016–2017 гг. Однако остается неясным, что сам МВФ попросил от Ирака за предоставление кредита.

 

Борьба за власть продолжается не только в парламенте, но и в контексте продолжения ведения наступления на Мосул. Иракское правительство почти установило полный контроль над еще одним городом — Ширкатом. Вслед за аль-Кайяри взятие Ширката — один из этапов подготовки общего наступления на Мосул. Ширкат был освобожден при помощи переговоров с местными кланами, что сыграло важную роль, по сути, в сдаче города. Не зря лидер парламентской суннитской коалиции «аль-Муттахидун» Усама ан-Нуджайфи предложил использовать опыт освобождения Ширката на иракских городах Хавиджа и Мосул. Этот подход может позволить минимизировать потери среди суннитского населения и избежать их резни. Частично подобная тактика «убеждения» лидеров племен, находящихся на стороне ИГ, была использована с разной степенью успеха и в других городах, например, в Рамади и Фаллудже. Тем не менее совсем жертв, конечно, избежать невозможно, и часто города остаются в руинах. Особенно все стороны (в т.ч. саудитов, американцев и международное сообщество в целом) беспокоит участие в освобождении суннитских городов недавно легализованных и теперь подчиняющихся армии Сил народной мобилизации, представляющих собой в основном шиитские военизированные группировки. Ранее при освобождении суннитских населенных пунктов они в основном использовались для зачистки территории на подступах к ним. Непосредственно на последнем этапе взятия города участвовали как суннитское ополчение, так и федеральная полиция.

 

 

Авиабаза в аль-Кайяре в настоящий момент подготавливается американцами. Именно отсюда они собираются оказывать воздушную поддержку иракским силам безопасности в их наступлении на крупнейший город «Халифата». В свою очередь, иракцы, очевидно, продолжают вести переговоры и пытаться договариваться с клановыми и племенными авторитетами, чтобы те сдали Мосул.

 

Возможность снимать министров простым большинством делает «Фронт реформ» Нури аль-Малики силой, способной влиять на принятие решений и подрывать авторитет премьер-министра Х. аль-Абади, одновременно ограничивая его власть. Ирак, ранее оставшийся без министра обороны и министра внутренних дел, теперь остается и без министра финансов. Хотелось бы верить в то, что эти процессы символизируют борьбу со всепоглощающей коррупцией. Однако на деле парламентом были сняты суннит министр обороны и курд министр финансов. Эти решения можно рассматривать пока что только в контексте борьбы за власть.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся