«Аллах. Сирия. Башар. И только!» Или не бас, а Баас? К истории правящей партии в Сирии (Ч.1)
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Нет голосов) |
(0 голосов) |
К.и.н., научный руководитель Центра внешнеполитического сотрудничества им. Е. М. Примакова, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН
Именно лозунг «Аллах, Сурийа, Башар у бас!» вместе с «Аллах, йахми аль-джейш» или в сирийском диалекте арабского языка «Аллах, мхайи хальджейш» (Аллах, храни армию) стали одними из наиболее популярных у сторонников президента Сирии Башара Асада.
«Арабская весна» привела к образованию идеологического вакуума, который быстро стал наполняться наиболее ясными массам исламскими политическими силами. Если в начале сирийского кризиса и можно было говорить о влиянии «умеренной» оппозиции и ее «Свободной сирийской армии», то с его развитием инициатива все более переходила к радикальным исламистским вооруженным формированиям, которые часто объединялись перед общим врагом – армией Башара Асада. Таким образом, на идеологическом уровне произошло столкновение исламизма с баасизмом – идеологией партии Баас (с арабского «возрождение») или Партии Арабского Социалистического Возрождения (ПАСВ), правящей в Сирии с 1963 г. Сам баасизм представляет собой синтез идей социализма, панарабизма и секуляризма.
Однако с приходом Баас к власти идеи революционного возрождения стали подавляться, сама партия эволюционировала исключительно в бюрократическую структуру, призванную осуществлять монопольное управление государством. Тем не менее, после начала сирийского кризиса по итогам принятого на референдуме нового проекта конституции в 2012 г. Баас утратила роль руководящей партии, продолжив участвовать в политических процессах, но уже в условиях многопартийности. Соответственно, представляется необходимым проследить историю возникновения этой партии.
Формирование партии Баас проходило не сразу и через процессы слияния и поглощения, поскольку в своей основе это был проект, нацеленный на объединение арабского мира. В 1940 г. возникает «Арабское движение воскрешения[1]» («Харакят аль-ихъя аль-арабий»), у истоков которого стояли родившиеся в Дамаске ортодоксальный (или православный, они себя называют «ортодоксий») христианин-араб Мишель Афляк (1910-1989) и мусульманин-суннит Салах ад-Дин аль-Битар (1912-1980)[2]. Оба они получили образование в Сорбонне и работали преподавателями до начала своей политической деятельности.
Независимо от них, в Дамаске в 1940 г. мусульманин-алавит Заки аль-Арсузи (1900-1968), который хотя и учился в Сорбонне, но не получил диплома, поскольку вернулся в Сирию и начал преподавательскую деятельность[3], возглавляет группу с названием «Арабское возрождение» («аль-баас аль-арабий»). Но члены его организации покидают ее и к 1944 г. почти все вливаются в более активное и идентичное по идеям и принципам «Арабское движение воскрешения» Мишеля Афляка и Салах ад-Дина Битара.
В 1943 г. Мишель Афляк и Салах ад-Дин аль-Битар заимствуют у Заки аль-Арсузи или просто переименовывают свою организацию в «Движение арабского возрождения» («Харакят аль-баас аль-арабий»)[4]. В том же году Мишель Афляк баллотируется независимым кандидатом от Дамаска в сирийский парламент, но проигрывает выборы[5]. Афляк и аль-Битар просят зарегистрировать свое движение («харакя(т)») в качестве партии («хизб») еще в 1945 г., однако добиваются этого только в 1947 г., что связано с выводом французских войск 17 апреля 1946 г. и прекращением французского мандата. К концу 40-х годов их влияние возрастает, распространяясь в Дамаске и проникая в Алеппо, Хомс, Хама и области сирийских гор[6].
Ученики аль-Арсузи и Афляка решаются на слияние – 247 человек со всей Сирии (присутствовали и представители других стран арабского мира) проводят конференцию с 5 по 7 апреля 1947 г. в «Рашид Коффехаус» в Дамаске, где сводят к общему взгляды обоих лагерей – и 7 апреля 1947 г. образуют исполнительный комитет партии, в который избирают четверых человек: Мишеля Афляка в качестве «амида» или лидера партии, Салах ад-Дина аль-Битара, как генерального секретаря, Вахиба аль-Ганима и Джалала ас-Сайида, представлявших группу аль-Арсузи, в качестве членов исполнительного комитета. Сам аль-Арсузи на данном мероприятии не присутствовал и никакой должности не получил[7].
Вахиб аль-Ганим, выходец из Латакии, имел и своих соратников, в том числе достаточно юных: среди них 16-летний молодой человек из алавитской деревни аль-Кардаха, приехавший учиться в Дамаск, будущий сирийский лидер Хафиз аль-Асад[8]. Исследователями отдельно отмечается тот факт, что Вахиб аль-Ганим и его сподвижники (бывшие ученики аль-Арсузи) более тяготели к левым идеям, поскольку в отличие от последователей Мишеля Афляка, представлявших средний класс, они происходили из низов[9]. Этот момент сильно повлиял на будущее партии Баас. Подобные чаяния Вахиба аль-Ганима в некоторой степени разделял и лидер арабских социалистов Сирии Акрам аль-Хаурани[10].
По итогам арабо-израильской войны 1948 г. Мишель Афляк выступил против президента Сирии Шукри аль-Куватли, обвиняя в поражении армии тот коррумпированный режим, который сложился при нем. Афляк лично возглавлял марши и протесты против Куватли, призывая последнего уйти в отставку. Лидер баасистов постоянно писал статьи в журнал «Возрождение» («Аль-баас»), но, когда его слова стали круче, премьер-министр Джамиль Мардам Бей отдал распоряжение закрыть газету и арестовать Афляка[11].
29 марта 1949 г. был осуществлен военный переворот, приведший к власти Хусни аз-Заима. Согласно американским архивным данным и заявлениям бывшего агента ЦРУ Майлза Коупленда, именно ЦРУ стояли за этим переворотом и профинансировали его[12]. США через своих агентов, в т.ч. Стефена Мида, установили связи с экстремистским правом крылом сирийской армии[13] и стремились склонить сирийцев к осуществлению ряда своих намеченных задач в регионе, среди которых особенно важна была ратификация трансаравийского нефтепровода из Саудовской Аравии через Сирию в Ливан (TAPLINE)[14]. При Хусни аз-Заиме соглашение было ратифицировано, тогда как ранее сирийским демократическим правительством оно блокировалось[15].
Заявив о том, что Сирия еще не готова к многопартийной демократической системе, аз-Заим объявил все политические движения и партии вне закона. Афляк был помещен в печально-известную тюрьму Эль-Мезза, недалеко от Дамаска, где его заставили подписаться под отказом от баасистской доктрины и воздержании от политической деятельности в будущем[16]. Через четыре с половиной месяца в результате второго военного переворота в эту тюрьму своими бывшими соратниками генералом Сами аль-Хиннави и Адибом аш-Шишакли был помещен сам Хусни аз-Заим; впоследствии почти сразу же казнен 14 августа 1949 г.
Сирийские политики призвали авторитетного Хашима аль-Атасси сформировать временное правительство, что он и сделал. Правительство аль-Атасси было достаточно инклюзивным (им был принят закон о выборах, в т.ч. женщины впервые получили право голосовать на выборах 15-16 ноября 1949 г.)[17]. В нем присутствовал в том числе и представитель партии Баас: Мишель Афляк занимал пост министра образования с августа по декабрь 1949г.[18]. По сути, организовавший переворот Сами аль-Хиннави передает власть гражданским политикам, однако новый переворот 28 ноября 1951 г. привел к власти генерала Адиба аш-Шишакли, о котором см. ниже.
Позднее партия арабского возрождения переходит на следующий этап своего идеологического и политического становления. В 1953 г. происходит слияние баасистов с «Арабской социалистической партией» («аль-хизб аль-арабий аль-иштиракий»), которую основал в 1950 г. Акрам аль-Хаурани. Сам Акрам аль-Хаурани к тому моменту уже имел политический вес, состоял в «Сирийской социальной националистической партии» («аль-хизб ас-сурий аль-коумий аль-иджтимаий»), которую покинул в 1938 г. и был избранным несколько раз в сирийский парламент от провинции Хама, где имел серьезную поддержку. Сама «Арабская социалистическая партия» выросла из «Молодежной партии» («Хизб аш-шабаб») провинции Хама, к которой примкнул Акрам аль-Хаурани после выхода из «Сирийской социальной националистической партии»[19].
В начале 50-х годов в Сирии наиболее влиятельным политиком являлся Адиб аш-Шишакли (выходец из армейских структур и президент страны с 1953 по 1954 г.). Акрам аль-Хаурани был в определенной степени близок Адибу аш-Шишакли, но с упрочнением своих позиций аш-Шишакли 6 апреля 1952 г. принял решение запретить ряд политических движений и партий[20] (в свою очередь Шишакли создал свою партию «Движение арабского освобождения» [21]), среди них оказалась и «Арабская социалистическая партия». Акрам аль-Хаурани был вынужден уехать из страны, как и лидеры «Партии арабского возрождения». Они встретились в ливанской столице Бейрут в ноябре 1952 г. и решились на объединение своих усилий. Слияние их партий привело к образованию «Партии арабского социалистического возрождения» («хизб аль-баас аль-арабий аль-иштиракий»)[22].
Это был союз между городским классом, школьными учителями, государственными служащими с одной стороны, и крестьянами, рабочими-революционерами с другой. Подобный шаг позволил серьезно расширить социальную базу, на которую стали опираться баасисты.
Движение, которое изначально пропагандировало идеи национализма или панарабского единства («уахдат») и свободы («хуррийа») от иностранного контроля, с приходом аль-Хаурани стало тянуться и к социализму («иштиракийа»). Вместе с особой ролью ислама, как олицетворения исторического наследия арабов (по главному идеологу движения – Афляку)[23], все эти постулаты сложили баасистский слоган: «Единая арабская нация имеет священное послание (или арабская умма едина; миссия ее священна). Наша цель: единство, свобода, социализм» («Умма арабийа уахида зат рисаля халида. Хадафна уахдат, хуррийа, иштиракийа»)[24].
[1] Арабское слово «Ихъя» может переводиться и как оживление, воскрешение, восстановление, возрождение. Для передачи значения слова возрождение и воскрешение также используется арабское «баас». Существует в арабском политическом лексиконе также слово «нахда» – возрождение, подъем.
[2] Michel Curtis. People and Politics in the Middle East. Transaction Books. Pp. 132, 139.
[3] Keith D. Watenpaugh, "Creating Phantoms": Zaki al-Arsuzi, the Alexandretta Crisis, and the Formation of Modern Arab Nationalism in Syria, International Journal of Middle East Studies, Vol. 28, No. 3 (Aug., 1996), pp. 363-389
[4] Choueiri Y.M. Arab Nationalism: A History Nation and State in the Arab World. 2001.
[5] Moubayed, S. Steel and Silk: men and woman who shaped Syria 1900-2000. Cune Press, Seattle, 2006. P. 131.
[6] Moubayed, S. Steel and Silk: men and woman who shaped Syria 1900-2000. Cune Press, Seattle, 2006. P. 131.
[7] Seale P. Asad of Syria: The Struggle for the Middle East. University of California press. Berkeley and Los Angeles.1990. P. 34
[8] Seale P. Asad of Syria: The Struggle for the Middle East. University of California press. Berkeley and Los Angeles.1990. P. 34
[9] Seale P. Asad of Syria: The Struggle for the Middle East. University of California press. Berkeley and Los Angeles.1990. P. 34
[10] John F. Devlin. The Baath Party: Rise and Metamorphosis / The American Historical Review, Vol. 96, No. 5. (Dec., 1991). 1990. P. 1399
[11] Moubayed, S. Steel and Silk: men and woman who shaped Syria 1900-2000. Cune Press, Seattle, 2006. P. 131-132.
[12] Douglas Little (1990). "Cold War and Covert Action: The United States and Syria, 1945-1958". Middle East Journal 44 (1).
[13] Gerolymatos, André (2010). Castles Made of Sand: A Century of Anglo-American Espionage and Intervention in the Middle East. Thomas Dunne books (MacMillan). Retrieved February 13, 2012.
[14] Gendzier, Irene L. (1997). Notes from the Minefield: United States Intervention in Lebanon and the Middle East, 1945–1958. Columbia University Press. p. 98. Retrieved February 13, 2012.
[15] Douglas Little (1990). "Cold War and Covert Action: The United States and Syria, 1945-1958". Middle East Journal 44 (1).
[16] Moubayed, S. Steel and Silk: men and woman who shaped Syria 1900-2000. Cune Press, Seattle, 2006. P. 132.
[17] McGowan, Afaf Sabeh (1988), "History", in Collelo, Thomas, Syria : a country study, Washington, D.C: Federal Research Division, Library of Congress, pp. 18–20, archived from the original on June 29, 2011, retrieved February 22, 2012. http://countrystudies.us/syria/11.htm
[18] Moubayed, S. Steel and Silk: men and woman who shaped Syria 1900-2000. Cune Press, Seattle, 2006. P. 132.
[19] Batatu, Hanna, The Old Social Classes and New Revolutionary Movements in Iraq, Saqi Books, London, 2000. P. 729.
[20] Moubayed, S. Steel and Silk: men and woman who shaped Syria 1900-2000. Cune Press, Seattle, 2006. P. 132.
[22] George, A. Syria: Neither Bread Nor Freedom, London-NY, 2003. P. 66.
https://books.google.ru/books?id=dFdbVVcKsSIC&pg=PA66&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false
[23] Аллахкулиев М. Особенности политической концепции партии «БААС» / Власть. М., 2013. № 11. С. 108. Так рассматривал роль ислама Мишель Афляк.
[24] John F. Devlin. The Baath Party: Rise and Metamorphosis // The American historical review. Vol. 96, No. 5. (Dec., 1991). P. 1398.
(Нет голосов) |
(0 голосов) |