Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 2.33)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Руслан Мамедов

К.и.н., научный руководитель Центра внешнеполитического сотрудничества им. Е. М. Примакова, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН

Именно лозунг «Аллах, Сурийа, Башар у бас!» вместе с «Аллах, йахми аль-джейш» или в сирийском диалекте арабского языка «Аллах, мхайи хальджейш» (Аллах, храни армию) стали одними из наиболее популярных у сторонников президента Сирии Башара Асада.

 

«Арабская весна» привела к образованию идеологического вакуума, который быстро стал наполняться наиболее ясными массам исламскими политическими силами. Если в начале сирийского кризиса и можно было говорить о влиянии «умеренной» оппозиции и ее «Свободной сирийской армии», то с его развитием инициатива все более переходила к радикальным исламистским вооруженным формированиям, которые часто объединялись перед общим врагом – армией Башара Асада. Таким образом, на идеологическом уровне произошло столкновение исламизма с баасизмом – идеологией партии Баас (с арабского «возрождение») или Партии Арабского Социалистического Возрождения (ПАСВ), правящей в Сирии с 1963 г. Сам баасизм представляет собой синтез идей социализма, панарабизма и секуляризма.

 

Однако с приходом Баас к власти идеи революционного возрождения стали подавляться, сама партия эволюционировала исключительно в бюрократическую структуру, призванную осуществлять монопольное управление государством. Тем не менее, после начала сирийского кризиса по итогам принятого на референдуме нового проекта конституции в 2012 г. Баас утратила роль руководящей партии, продолжив участвовать в политических процессах, но уже в условиях многопартийности. Соответственно, представляется необходимым проследить историю возникновения этой партии.

 

Формирование партии Баас проходило не сразу и через процессы слияния и поглощения, поскольку в своей основе это был проект, нацеленный на объединение арабского мира. В 1940 г. возникает «Арабское движение воскрешения[1]» («Харакят аль-ихъя аль-арабий»), у истоков которого стояли родившиеся в Дамаске ортодоксальный (или православный, они себя называют «ортодоксий») христианин-араб Мишель Афляк (1910-1989) и мусульманин-суннит Салах ад-Дин аль-Битар (1912-1980)[2]. Оба они получили образование в Сорбонне и работали преподавателями до начала своей политической деятельности.

 

Независимо от них, в Дамаске в 1940 г. мусульманин-алавит Заки аль-Арсузи (1900-1968), который хотя и учился в Сорбонне, но не получил диплома, поскольку вернулся в Сирию и начал преподавательскую деятельность[3], возглавляет группу с названием «Арабское возрождение» («аль-баас аль-арабий»). Но члены его организации покидают ее и к 1944 г. почти все вливаются в более активное и идентичное по идеям и принципам «Арабское движение воскрешения» Мишеля Афляка и Салах ад-Дина Битара.

 

В 1943 г. Мишель Афляк и Салах ад-Дин аль-Битар заимствуют у Заки аль-Арсузи или просто переименовывают свою организацию в «Движение арабского возрождения» («Харакят аль-баас аль-арабий»)[4]. В том же году Мишель Афляк баллотируется независимым кандидатом от Дамаска в сирийский парламент, но проигрывает выборы[5]. Афляк и аль-Битар просят зарегистрировать свое движение («харакя(т)») в качестве партии («хизб») еще в 1945 г., однако добиваются этого только в 1947 г., что связано с выводом французских войск 17 апреля 1946 г. и прекращением французского мандата. К концу 40-х годов их влияние возрастает, распространяясь в Дамаске и проникая в Алеппо, Хомс, Хама и области сирийских гор[6].

 

Ученики аль-Арсузи и Афляка решаются на слияние – 247 человек со всей Сирии (присутствовали и представители других стран арабского мира) проводят конференцию с 5 по 7 апреля 1947 г. в «Рашид Коффехаус» в Дамаске, где сводят к общему взгляды обоих лагерей – и 7 апреля 1947 г. образуют исполнительный комитет партии, в который избирают четверых человек: Мишеля Афляка в качестве «амида» или лидера партии, Салах ад-Дина аль-Битара, как генерального секретаря, Вахиба аль-Ганима и Джалала ас-Сайида, представлявших группу аль-Арсузи, в качестве членов исполнительного комитета. Сам аль-Арсузи на данном мероприятии не присутствовал и никакой должности не получил[7].

 

Вахиб аль-Ганим, выходец из Латакии, имел и своих соратников, в том числе достаточно юных: среди них 16-летний молодой человек из алавитской деревни аль-Кардаха, приехавший учиться в Дамаск, будущий сирийский лидер Хафиз аль-Асад[8]. Исследователями отдельно отмечается тот факт, что Вахиб аль-Ганим и его сподвижники (бывшие ученики аль-Арсузи) более тяготели к левым идеям, поскольку в отличие от последователей Мишеля Афляка, представлявших средний класс, они происходили из низов[9]. Этот момент сильно повлиял на будущее партии Баас. Подобные чаяния Вахиба аль-Ганима в некоторой степени разделял и лидер арабских социалистов Сирии Акрам аль-Хаурани[10].

 

По итогам арабо-израильской войны 1948 г. Мишель Афляк выступил против президента Сирии Шукри аль-Куватли, обвиняя в поражении армии тот коррумпированный режим, который сложился при нем. Афляк лично возглавлял марши и протесты против Куватли, призывая последнего уйти в отставку. Лидер баасистов постоянно писал статьи в журнал «Возрождение» («Аль-баас»), но, когда его слова стали круче, премьер-министр Джамиль Мардам Бей отдал распоряжение закрыть газету и арестовать Афляка[11].

 

29 марта 1949 г. был осуществлен военный переворот, приведший к власти Хусни аз-Заима. Согласно американским архивным данным и заявлениям бывшего агента ЦРУ Майлза Коупленда, именно ЦРУ стояли за этим переворотом и профинансировали его[12]. США через своих агентов, в т.ч. Стефена Мида, установили связи с экстремистским правом крылом сирийской армии[13] и стремились склонить сирийцев к осуществлению ряда своих намеченных задач в регионе, среди которых особенно важна была ратификация трансаравийского нефтепровода из Саудовской Аравии через Сирию в Ливан (TAPLINE)[14]. При Хусни аз-Заиме соглашение было ратифицировано, тогда как ранее сирийским демократическим правительством оно блокировалось[15].

 

Заявив о том, что Сирия еще не готова к многопартийной демократической системе, аз-Заим объявил все политические движения и партии вне закона. Афляк был помещен в печально-известную тюрьму Эль-Мезза, недалеко от Дамаска, где его заставили подписаться под отказом от баасистской доктрины и воздержании от политической деятельности в будущем[16]. Через четыре с половиной месяца в результате второго военного переворота в эту тюрьму своими бывшими соратниками генералом Сами аль-Хиннави и Адибом аш-Шишакли был помещен сам Хусни аз-Заим; впоследствии почти сразу же казнен 14 августа 1949 г.

 

Сирийские политики призвали авторитетного Хашима аль-Атасси сформировать временное правительство, что он и сделал. Правительство аль-Атасси было достаточно инклюзивным (им был принят закон о выборах, в т.ч. женщины впервые получили право голосовать на выборах 15-16 ноября 1949 г.)[17]. В нем присутствовал в том числе и представитель партии Баас: Мишель Афляк занимал пост министра образования с августа по декабрь 1949г.[18]. По сути, организовавший переворот Сами аль-Хиннави передает власть гражданским политикам, однако новый переворот 28 ноября 1951 г. привел к власти генерала Адиба аш-Шишакли, о котором см. ниже.

 

Позднее партия арабского возрождения переходит на следующий этап своего идеологического и политического становления. В 1953 г. происходит слияние баасистов с «Арабской социалистической партией» («аль-хизб аль-арабий аль-иштиракий»), которую основал в 1950 г. Акрам аль-Хаурани. Сам Акрам аль-Хаурани к тому моменту уже имел политический вес, состоял в «Сирийской социальной националистической партии» («аль-хизб ас-сурий аль-коумий аль-иджтимаий»), которую покинул в 1938 г. и был избранным несколько раз в сирийский парламент от провинции Хама, где имел серьезную поддержку. Сама «Арабская социалистическая партия» выросла из «Молодежной партии» («Хизб аш-шабаб») провинции Хама, к которой примкнул Акрам аль-Хаурани после выхода из «Сирийской социальной националистической партии»[19].

 

В начале 50-х годов в Сирии наиболее влиятельным политиком являлся Адиб аш-Шишакли (выходец из армейских структур и президент страны с 1953 по 1954 г.). Акрам аль-Хаурани был в определенной степени близок Адибу аш-Шишакли, но с упрочнением своих позиций аш-Шишакли 6 апреля 1952 г. принял решение запретить ряд политических движений и партий[20] (в свою очередь Шишакли создал свою партию «Движение арабского освобождения» [21]), среди них оказалась и «Арабская социалистическая партия». Акрам аль-Хаурани был вынужден уехать из страны, как и лидеры «Партии арабского возрождения». Они встретились в ливанской столице Бейрут в ноябре 1952 г. и решились на объединение своих усилий. Слияние их партий привело к образованию «Партии арабского социалистического возрождения» («хизб аль-баас аль-арабий аль-иштиракий»)[22].

 

Это был союз между городским классом, школьными учителями, государственными служащими с одной стороны, и крестьянами, рабочими-революционерами с другой. Подобный шаг позволил серьезно расширить социальную базу, на которую стали опираться баасисты.

 

Движение, которое изначально пропагандировало идеи национализма или панарабского единства («уахдат») и свободы («хуррийа») от иностранного контроля, с приходом аль-Хаурани стало тянуться и к социализму («иштиракийа»). Вместе с особой ролью ислама, как олицетворения исторического наследия арабов (по главному идеологу движения – Афляку)[23], все эти постулаты сложили баасистский слоган: «Единая арабская нация имеет священное послание (или арабская умма едина; миссия ее священна). Наша цель: единство, свобода, социализм» («Умма арабийа уахида зат рисаля халида. Хадафна уахдат, хуррийа, иштиракийа»)[24].

 

 


[1] Арабское слово «Ихъя» может переводиться и как оживление, воскрешение, восстановление, возрождение. Для передачи значения слова возрождение и воскрешение также используется арабское «баас». Существует в арабском политическом лексиконе также слово «нахда» – возрождение, подъем.

[2] Michel Curtis. People and Politics in the Middle East. Transaction Books. Pp. 132, 139.

[3] Keith D. Watenpaugh, "Creating Phantoms": Zaki al-Arsuzi, the Alexandretta Crisis, and the Formation of Modern Arab Nationalism in Syria, International Journal of Middle East Studies, Vol. 28, No. 3 (Aug., 1996), pp. 363-389

[4] Choueiri Y.M. Arab Nationalism: A History Nation and State in the Arab World. 2001.

[5] Moubayed, S. Steel and Silk: men and woman who shaped Syria 1900-2000. Cune Press, Seattle, 2006. P. 131.

[6] Moubayed, S. Steel and Silk: men and woman who shaped Syria 1900-2000. Cune Press, Seattle, 2006. P. 131.

[7] Seale P. Asad of Syria: The Struggle for the Middle East. University of California press. Berkeley and Los Angeles.1990. P. 34

[8] Seale P. Asad of Syria: The Struggle for the Middle East. University of California press. Berkeley and Los Angeles.1990. P. 34

[9] Seale P. Asad of Syria: The Struggle for the Middle East. University of California press. Berkeley and Los Angeles.1990. P. 34

[10] John F. Devlin. The Baath Party: Rise and Metamorphosis / The American Historical Review, Vol. 96, No. 5. (Dec., 1991). 1990. P. 1399

[11] Moubayed, S. Steel and Silk: men and woman who shaped Syria 1900-2000. Cune Press, Seattle, 2006. P. 131-132.

[12] Douglas Little (1990). "Cold War and Covert Action: The United States and Syria, 1945-1958". Middle East Journal 44 (1).

[13] Gerolymatos, André (2010). Castles Made of Sand: A Century of Anglo-American Espionage and Intervention in the Middle East. Thomas Dunne books (MacMillan). Retrieved February 13, 2012.

[14] Gendzier, Irene L. (1997). Notes from the Minefield: United States Intervention in Lebanon and the Middle East, 1945–1958. Columbia University Press. p. 98. Retrieved February 13, 2012.

[15] Douglas Little (1990). "Cold War and Covert Action: The United States and Syria, 1945-1958". Middle East Journal 44 (1).

[16] Moubayed, S. Steel and Silk: men and woman who shaped Syria 1900-2000. Cune Press, Seattle, 2006. P. 132.

[17] McGowan, Afaf Sabeh (1988), "History", in Collelo, Thomas, Syria : a country study, Washington, D.C: Federal Research Division, Library of Congress, pp. 18–20, archived from the original on June 29, 2011, retrieved February 22, 2012. http://countrystudies.us/syria/11.htm

[18] Moubayed, S. Steel and Silk: men and woman who shaped Syria 1900-2000. Cune Press, Seattle, 2006. P. 132.

[19] Batatu, Hanna, The Old Social Classes and New Revolutionary Movements in Iraq, Saqi Books, London, 2000. P. 729.

[20] Moubayed, S. Steel and Silk: men and woman who shaped Syria 1900-2000. Cune Press, Seattle, 2006. P. 132.

[22] George, A. Syria: Neither Bread Nor Freedom, London-NY, 2003. P. 66.

https://books.google.ru/books?id=dFdbVVcKsSIC&pg=PA66&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false

[23] Аллахкулиев М. Особенности политической концепции партии «БААС» / Власть. М., 2013. № 11. С. 108. Так рассматривал роль ислама Мишель Афляк.

[24] John F. Devlin. The Baath Party: Rise and Metamorphosis // The American historical review. Vol. 96, No. 5. (Dec., 1991). P. 1398.

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 2.33)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju