Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Ксения Табаринцева-Романова

К.филол.н., доцент кафедры теории и истории международных отношений УРФУ, член УрО РАПН, член УрО АЕВИС

Дипломатия — один из наиболее консервативных институтов, который изобрело человечество – искусство договариваться, искать компромиссы и избегать войны между акторами мировой политики. Однако за последние пару десятилетий этот термин приобрел массу подвидов. Еще 15 лет назад американские дипломаты ввели в обиход термин «трансформационная дипломатия», связанный с деятельностью в рамках кризисов, конфликтов и эпидемий. Последние два года поставили перед глобальной политической системой такое количество вызовов, что, похоже, концепция «трансформационной» дипломатии переживает Ренессанс.

«Трансформационная» сила сочетает в себе практически все элементы изучаемых до этого сил: «жесткая», «мягкая», «умная», «нормативная», «гражданская», «острая». Ее задача — любыми средствами «трансформировать» реальность, исходя из различных интересов (национальных, межнациональных, региональных и т.п.) — от предотвращения/ прекращения конфликта до выстраивания особой инфраструктуры на территории «интереса» или зоны оказания гуманитарной помощи в среднесрочной и дальнесрочной перспективах. Особо стоит подчеркнуть, что зачастую субъекта «трансформационной» силы могут и не просить о помощи или консультации. Гибридизация всего и всех: от войн до понятий приводит к тому, что все чаще и форсированнее используется нелинейное и непрямое воздействие на иностранную аудиторию: публичная и культурная дипломатия могут служить ярким подтверждением данного тезиса. В современном мире все меняется очень быстро — клиповое мышление присуще не только «поколению зумеров», но иногда становится и характеристикой классических институтов, в том числе дипломатии. В этом контексте концепция «трансформационной» дипломатии вполне отражает данный процесс: дипломатия уже не ставит себе целью «просто» договариваться с другими государствами, но меняет реальность и сам мир при помощи новых, более современных гибридных инструментов.

Дипломатия — один из наиболее консервативных институтов, который изобрело человечество — искусство договариваться, искать компромиссы и избегать войны между акторами мировой политики. Однако за последние пару десятилетий этот термин приобрел массу подвидов. Еще 15 лет назад американские дипломаты ввели в обиход термин «трансформационная дипломатия», связанный с деятельностью в рамках кризисов, конфликтов и эпидемий. Последние два года поставили перед глобальной политической системой такое количество вызовов, что, похоже, концепция «трансформационной» дипломатии переживает Ренессанс.

В стремительно меняющемся геополитическом контексте и, соответственно, международном дискурсе мы становимся свидетелями своего рода «перерождения» (переосмысления, переформатирования, нового прочтения) ряда терминов и эвфемизмов, например: «новая нормальность», «культура отмены», «sharp power», трансформационная дипломатия (о последней мы размышляли относительно недавно). По-новому прочитываются и хорошо устоявшиеся понятия. Так, например, профессор кафедры политологии и международных отношений Университета Анталии Билим пишет о том, что когда «мягкая» сила становится инструментом межгосударственной конкуренции, то ее больше нельзя рассматривать как «мягкие» или «невинные» усилия по брендированию нации: с каждым днем становится все труднее оценить правду в заявлениях любого участника любой конкуренции за власть. Объективность становится все более спорной. Или же Г. Лорд, президент и соучредитель Lord Cultural Resources, констатирует, что в недалеком прошлом музеи и искусство были проводниками «жесткой» силы. Первоначально находившиеся под опекой королевских дворов, а затем национальных государств, музеи были хранилищами «жесткой» силы — охраняли военные трофеи и завоевания природы человеком. Они отражали гегемонию государства, что было очень полезно для культурной дипломатии: «культурная дипломатия хвастается, а «мягкая» сила убеждает».

Продолжая тему метаморфоз современного политического дискурса, идея трансформационной дипломатии и силы не оставляет исследователей равнодушными. Яркий эпитет наиболее емко позволяет описать происходящие процессы, связанные с инкорпорацией Целей устойчивого развития ООН (далее ЦУР) во все «закоулки» внешней и внутренней политики государств и деятельности международных организаций. Мы видим, как «зелено-цифровой» исполин (всеобщая цифровизация и «зеленая» повестка) со щитом — защитой прав человека, активно шагает по странам и регионам, влияя на их доктрины, стратегии, декларации и «дорожные карты»: например, «ЮНЕСКО. Культурный шок: COVID-19 и культурный и творческий секторы», «Повышение устойчивости культурного наследия к изменению климата: где европейский зеленый курс встречается с культурным наследием». Однако повестка не всегда так радужна и прозрачна, как может казаться на первый взгляд. Еще в прошлом году по разным оценкам доля «зеленой» энергии в странах ЕС превысила 38% в 2020 г., однако в результате кризиса 2022 г. в риторике европейских лидеров «зеленая» повестка резко пошла на спад, а угольные котельные в Германии и Австрии планируют вернуть из консервации. Немало споров и о том, насколько тренд на развитие электромобилей на самом деле экологичен. Многочисленные исследования, в том числе и самих производителей электромобилей, свидетельствуют о том, что углеродный след от производства таких изделий существенно превышает традиционные авто с ДВС, даже с учетом длительной эксплуатации.

Внешняя культурная политика следит за новыми трендами и старается не отставать. Свидетельством тому стала подписанная по итогам всемирной конференции ЮНЕСКО по культурной политике и устойчивому развитию — МОНДИАКУЛЬТ 2022 Декларация, основным тезисом которой стала идея культуры как «глобального общественного блага». Подчеркивается новая роль культуры в обеспечении устойчивого развития, мира и стабильности, как «силы устойчивости, социальной интеграции и сплоченности, защиты окружающей среды и устойчивого и инклюзивного роста, а также поощрение ориентированного на человека развития, которое поддерживает основы многокультурных человеческих обществ, а также подтверждает способность культуры обновлять и расширять двустороннее и многостороннее сотрудничество, продвигать многоязычие и культуру мира, а также способствовать диалогу и солидарности внутри стран и между ними, в том числе посредством культурной дипломатии». Таким образом, культурная дипломатия переходит на новую ступеньку развития: от «узкого» продвижения культурных объектов к цифровым и «зеленым» проектам в рамках охраны и продвижения культурного наследия [1]. Например, Канадский музей прав человека привлекает посетителей к изучению геноцидов, совершенных против людей по всему миру, чтобы они могли лучше понять возникающие закономерности и определить признаки опасности вокруг них. Музей стал известен как форум «Хрупкие свободы» — название их популярной серии лекций. Всего за два года музей получил множество наград, так что после многих десятилетий упадка Виннипег превратился в региональный центр экономики знаний — с университетами, страховыми компаниями, медицинскими исследованиями и процветающим искусством и театром. Виннипег, где находится Канадский музей прав человека, решил переименовать себя в «Город образования в области прав человека». Такое своего рода расширение функционала требует и соответствующих компетенций, которые, на наш взгляд, можно рассматривать сквозь призму полимодальности.

Понятие «полимодальность» заимствовано из психологии и лингвистики. Оно связано со способностью человека совмещать в процессе познания несколько модусов освоения мира и общения: вербальный, визуальный, жестовый и др. Когнитивная и вербальная полимодальности взаимосвязаны. Экстраполируя эти знания для политологического дискурса, можно сказать, что полимодальность в политике и международных отношениях — это принятие и реализация внешнеполитических решений, которые одновременно функционируют в трех плоскостях: эмоции (например, создание притягательного внешнеполитического образа, привлекательная аудиовизуальная оболочка), разум (например, соответствие внешнеполитическим и внутриполитическим доктринам и стратегиям государства, логичное контекстуальное повествование) и чувства (например, справедливость, солидарность, сострадание, сопереживание как основа для развития инклюзивности и гендерного равенства). Другими словами, «трансформационная» сила культурной дипломатии работает в границах следующих модусов: 1) перцептивный — положительное восприятие на международном уровне страны/международной организации. Можно найти достаточно много исследований по теме восприятия той или иной ситуации разными участниками [2]; к этому модусу стоит отнести и ведение социальных сетей и последующий анализ реакций их подписчиков на тот или иной контент; 2) эмоциональный — это не только влияние эмоций на принятие решений, но и целенаправленная деятельность по активации той или иной эмоциональной реакции [3] [4]; 3) логико-семантический — любое высказывание и утверждение должны опираться на конкретный смысл, в процессе аргументации важна опора на контекст [5]. В качестве примера можно привести множество высказываний, которые допускают официальные лица западных государств в отношении своих оппонентов (в частности, России). Примером подмены понятия и алогизма можно считать реплику официального представителя Совета национальной безопасности Белого Дома Эд. Уотсон о падении ракет на территорию Польши со стороны Украины 16 ноября 2022 г.: «Какими бы ни были окончательные выводы, ясно, что стороной, которая в конечном счете несет ответственность за данный трагический инцидент, является Россия, обстрелявшая Украину ракетами, специально предназначенными для поражения гражданской инфраструктуры».

Поскольку дипломатия постоянно претерпевает изменения, переосмысления и требует множества методов оценки встает вопрос о важности ценностей, которые политики и практики активно продвигают во внешний дискурс. Так, журналист и соавтор книги «Создатели современной истории далитов» С. Рамабадран ставит весьма правильные вопросы: «Насколько важны ценности в схеме вещей? Есть ли у них вообще пространство, когда технологии практически вторгаются во все аспекты нашей жизни?». Ценности «пронизывают» все три модуса и становятся важным элементом внешней культурной политики, а также публичной дипломатии. «Универсализация» ценностей (на слух достаточно сложно определить какое государство / организация продвигает демократию, мир, солидарность, защиту прав человека) приводит к размыванию ценности «самой ценности», наблюдается «обезличивание» декларирующего их, и соответственно снижается уровень их привлекательности и веры в них. С этой точки зрения любопытна для исследования деятельность организации V20 — глобального сообщества экспертов и практиков в области ценностей, которое стремится активно взаимодействовать с G20. Главная цель заключается в содействии непредвзятому исследованию практических ценностей: V20 настроена на «формирование политики, ориентированной на людей». Так, Н. Дж. Калл, профессор и директор-основатель, магистр программы публичной дипломатии Школы коммуникаций и журналистики Анненберга при Американском университете, подчеркивает, что «умение слушать — один из неотъемлемых компонентов общественной дипломатии».

Резюмируя, можно сказать, что «трансформационная» сила сочетает в себе практически все элементы изучаемых до этого сил: «жесткая», «мягкая», «умная», «нормативная», «гражданская», «острая». Ее задача — любыми средствами «трансформировать» реальность, исходя из различных интересов (национальных, межнациональных, региональных и т.п.) — от предотвращения/ прекращения конфликта до выстраивания особой инфраструктуры на территории «интереса» или зоны оказания гуманитарной помощи в среднесрочной и дальнесрочной перспективах. Особо стоит подчеркнуть, что зачастую субъекта «трансформационной» силы могут и не просить о помощи или консультации. Гибридизация всего и всех: от войн до понятий приводит к тому, что все чаще и форсированнее используется нелинейное и непрямое воздействие на иностранную аудиторию: публичная и культурная дипломатия могут служить ярким подтверждением данного тезиса. В современном мире все меняется очень быстро — клиповое мышление присуще не только «поколению зумеров», но иногда становится и характеристикой классических институтов, в том числе дипломатии. В этом контексте концепция «трансформационной» дипломатии вполне отражает данный процесс: дипломатия уже не ставит себе целью «просто» договариваться с другими государствами, но меняет реальность и сам мир при помощи новых, более современных гибридных инструментов.

1. Стоит упомянуть тезис о том, что «эмоции — это ключ к растущей оцифровке публичной дипломатии: мы не можем полностью понять цифровую дипломатию, не учитывая силу эмоций в формировании идентичности, лежащей в основе публичной дипломатии». (Soft Power, Emotion, and the Future of Public Diplomacy // https://uscpublicdiplomacy.org/blog/soft-power-emotion-and-future-public-diplomacy).

2. Например, P. Kent. Problems of perception in diplomacy: The decisions to intervene in Korea and Vietnam // https://www.semanticscholar.org/paper/Problems-of-perception-in-diplomacy%3A-The-decisions-Kent/a82386d2605c311d196e854b45799c1a01feef55; R. Herrmann. The Power of Perceptions in Foreign-Policy Decision Making: Do Views of the Soviet Union Determine the Policy Choices of American Leaders? https://www.jstor.org/stable/2111276; S. Brown. Power, Perception and Foreign Policymaking // https://www.taylorfrancis.com/books/mono/10.4324/9781315227504/power-perception-foreign-policymaking-scott-brown и др.

3. Страх, радость, гнев и печаль могут передаваться от человека к человеку и от человека к группе. Текстовые сообщения в социальных сетях и сопровождающие их изображения наполнены эмоциональным резонансом, который может повлиять на то, как люди реагируют на них, а также сами по себе вызывают эмоциональные реакции. Это означает, что сообщения или stories в социальных сетях могут выходить за рамки онлайн-сферы, так индивидуальные реакции могут передаваться подписчикам или более широким онлайн-сетям, которые затем обсуждаются в офлайн-среде реального мира.

4. См. подробнее работы T. Dolan. Emotions and Foreign Policy // https://oxfordre.com/politics/view/10.1093/acrefore/9780190228637.001.0001/acrefore-9780190228637-e-417; K. E. Smith. Why emotions matter in EU foreign policy // https://medium.com/international-affairs-blog/why-emotions-matter-in-eu-foreign-policy-c9b8193797f7; R. R. Fagen. Calculation and Emotion in Foreign Policy: The Cuban Case // https://www.jstor.org/stable/172902 и др.

5. Данное тематическое поле достаточно малоизучено, можно ознакомиться с работами India’s semantic diplomacy with China on Tibet // https://savetibet.org/indias-semantic-diplomacy-with-china-on-tibet/; R. Pear. THE WORLD: The Semantics of Diplomacy; Getting Arafat to Say the Magic Words // https://www.nytimes.com/1988/12/18/weekinreview/the-world-the-semantics-of-diplomacy-getting-arafat-to-say-the-magic-words.html


(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju