Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 2.33)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Вениамин Попов

Чрезвычайный и Полномочный посол России, к.и.н., аналитик Института международных исследований и Центра ближневосточных исследований МГИМО МИД России, член РСМД

В настоящее время много говорят о кризисе Запада. Этот кризис имеет много проявлений, но, пожалуй, основные из них — и потеря доверия к западным державам из-за многочисленных просчетов и зигзагов в их политике.

В связи с событиями на Украине многие развивающиеся государства стали говорить о ненадежности Запада (прежде всего США) в качестве союзника. Высокомерные претензии на непогрешимость, утверждения о том, что именно Америка знает, как нужно действовать всему миру, вызывает не просто критику, но и возмущение в столицах целого ряда государств третьего мира.

У западных элит отсутствует стратегическое видение, имеется зацикленность на стремлении во что бы то ни стало сохранить свою власть, зачастую не думая о последствиях. В расчет принимаются только предстоящие выборные циклы и жажда обогащения. При этом весьма примечательно, что никто из политиков не спешит признавать свои собственные ошибки, которые, по сути, оборачиваются преступлением.

Налицо не только недостаточная компетенция нынешних правящих кругов, но и отсутствие критического восприятия последствий своих заявлений: слишком много государственных деятелей западных государств стали состязаться в выдвижении угроз Москве.

Снижение моральных стандартов в политике приводят к тому, что ложь становится одним из официальных инструментов деятельности многих ответственных руководителей.

В настоящее время много говорят о кризисе Запада. Этот кризис имеет много проявлений, но, пожалуй, основные из них — снижение интеллектуального уровня элит и потеря доверия к западным державам из-за многочисленных просчетов и зигзагов в их политике.

В связи с событиями на Украине многие развивающиеся государства стали говорить о ненадежности Запада (прежде всего США) в качестве союзника. Высокомерные претензии на непогрешимость, утверждения о том, что именно Америка знает, как нужно действовать всему миру, вызывает не просто критику, но и возмущение в столицах целого ряда государств третьего мира.

Как отметил крупнейший египетский политолог Абдель Монейм Саид, два года борьбы всего земного шара с коронавирусной инфекцией позволили предположить, что такие общие вызовы, как терроризм и глобальное потепление, предотвращение распространения ядерного оружия, снижение соперничества на новых рубежах в космическом пространстве будут сближать Восток и Запад «ради общих интересов в области политики, экономики и безопасности». Коллективные усилия в этих областях позволили бы сохранить открытыми рынки и каналы коммуникаций — основные компоненты глобализации. Но этого не случилось.

Египетская газета «Аль-Ахрам» пишет, что в последние 30 лет именно Соединенные Штаты в одностороннем порядке развязывали войны на Ближнем Востоке, оккупировали Афганистан и Ирак, подчеркивая, что Вашингтон — единственный надежный посредник во всех конфликтах в регионе. Россия и Китай выступали против этих войн, но только в дипломатическом плане. При этом газета отмечает, что эра господства США в мировых делах подошла к концу.

В нескольких влиятельных арабских СМИ четко сообщается, что именно Запад (в частности, США) науськивал Зеленского против России, однако, в решающий момент бросили его на произвол судьбы. Для арабов главный урок событий на Украине заключается в том, что полагаться на Запад больше нельзя.

Весьма характерен в этом плане материал, опубликованный в одной из главных саудовских газет «Араб Ньюс» в марте этого года: «Как украинский кризис обнажил предвзятость, предубеждения и двойные стандарты Запада». Многие арабские политологи полагают, что после того, как все уляжется, Владимир Путин останется главой государства и, скорее всего, переживет Дж. Байдена и большинство глав европейских государств.

В этой связи новые нотки скептицизма появляются и в американской прессе, и таких высказываний становится все больше. Например, обозреватель Брет Стивенс пишет: «Кто мы такие в нашей длинной истории вторжения, чтобы читать лекции Владимиру Путину об уважении национального суверенитета и международного права […] с нашим внутренним списком рабства и дискриминации, с нашим зарубежным послужным списком поддержки дружественных диктаторов и продолжающейся несправедливостью американской жизни, чтобы считать себя образцами свободы и прав человека. Кто мы такие в нашем привычном невежестве, чтобы вмешиваться в далекие споры, о которых мы так мало знаем».

Этот тезис, пожалуй, следует особо выделить, так как он касается снижения интеллектуальных качеств нынешней правящей западной элиты. Самое яркое из его проявлений — отсутствие стратегического видения, зацикленность на стремлении во что бы то ни стало сохранить свою власть, зачастую не думая о последствиях, в расчет принимаются только предстоящие выборные циклы и жажда обогащения.

При этом весьма примечательно, что никто из этих политиков не спешит признавать свои собственные ошибки, которые, по сути, оборачиваются преступлением. Например, в интервью в начале марта с архиепископом Кентерберийским в рамках серии передач BBC бывший премьер-министр Британии Т. Блэр пытался оправдать свое решение вторгнуться в Ирак и Афганистан, а ведь число убитых иракцев и афганцев измеряется миллионами. В конце интервью Т. Блэр все-таки сказал, что он «возможно ошибался». Между тем более миллиона англичан подписали петицию о том, что Т. Блэр «лично несет ответственность за гибель бесчисленного количества невинных гражданских лиц и военнослужащих в различных конфликтах: он должен нести ответственность за военные преступления».

Пожалуй, наиболее рельефно эта узость мысли выражается на примере современного политического класса Великобритании. По данным Аль-Джазира, уже к 2021 году «правительство Б. Джонсона заработало репутацию структуры, готовой нарушать правила и условности». Со временем эти беспокойства превратились в цунами доказанной коррупции, грубыми нарушениями честности, ложью, многочисленными обвинениями в кумовстве и коррупции в отношении закупок, а также множеством других правонарушений, каждое из которых в обычное время могло бы привести к отставке.

Когда Б. Джонсона уличили в том, что он во время введенного им карантина участвовал в целом ряде вечеринок в офисе премьер-министра, то даже в собственной партии образовалась большая группа депутатов, призывавшая его уйти в отставку. Однако Б. Джонсон, чтобы сохранить свой пост, развернул бешеную кампанию против России, пытаясь тем самым отвлечь внимание от его «делишек». Общую картину, пожалуй, завершила нынешний министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс, которая поразила всех своей некомпетентностью. Темнее менее она, войдя в раж и, видимо, стремясь подыграть своему боссу, заявила, что кризис приведет к войне между Россией и НАТО. Не отдавая себе отчета о последствиях такого рода высказываний, по существу, она поставила нашу планету на грань ядерного конфликта. Несмотря на это безрассудное заявление, ее никто не одернул, никто не дезавуировал.

Отыгрывать пришлось Вашингтону, который спешно дал понять, что ни о каком прямом конфликте между НАТО и Россией, тем более в ядерном измерении, речи быть не может.

Последним ярким примером неадекватности правящей британской элиты стал недавний доклад парламентской комиссии в отношении бывшего спикера палаты общин Великобритании Джона Беркоу: он был заклеймен как «серийный лжец», были подтверждены обвинения в издевательствах и рекомендовалось «пожизненно отказать ему в проходе в парламент».

Между тем все эти эпизоды говорят не только о недостаточной компетенции нынешних правящих кругов, но и о том, что они вообще не думают о последствиях своих заявлений: слишком много государственных деятелей западных государств стали состязаться в выдвижении угроз Москве. Министр экономики Франции Брюно Ле Мэр 1 марта заявил в прямом эфире французской радиостанции «Франс инфо»: «Мы развернем тотальную экономическую и финансовую войну против России, российский народ расплатится за ее последствия. Санкции, которые вводит Евросоюз, разрушат экономику России».

Между тем вводимые западными державами санкции подрывают энергетическую и продовольственную безопасность нашей планеты. Многие на Западе никак не могут опомниться от того, что «Путин разрушил международный порядок, основанный на правилах», который они так долго пытались создать.

The New York Times 24 февраля написала в этой связи, что украинский кризис «во многом представляет собой провал западного подхода к европейской безопасности последних 30-ти лет, который отдавал приоритет расширению НАТО и продвижению демократии, а не соображениям коллективной обороны; теперь США и их европейские партнеры должны ориентироваться в этой новой реальности, случайно не наткнувшись на горячую войну с Россией».

Войдя в раж антироссийских заявлений, некоторые деятели не отдают себе отчет в последствиях.

Снижение моральных стандартов в политике приводят к тому, что ложь становится одним из официальных инструментов деятельности многих ответственных руководителей. Примеров этому можно привести великое множество. Например, здесь можно вспомнить последнее заявление заместителя госсекретаря В. Нулланд на слушаниях в сенате о том, что США создали на Украине целый ряд биологических центров по производству патогенов и категорическое опровержение этого со стороны официальных представителей госдепартамента и Пентагона. Также можно упомянуть совсем недавние обвинения России в том, что она разбомбила родильный дом в Мариуполе. Однако С. Лавров трижды на своей пресс-конференции в Анталии отметил, что роддом использовался в качестве базы батальона «Азов», откуда украинские ультранационалисты выгнали всех рожениц и персонал.

Кроме того, серьезные опасения внушает рост несогласованность в действиях центральных американских властей. Вопиющие образцы такой неадекватности дают законодатели США. Некоторые американские сенаторы начинают вслух рассуждать о возможности террористических акций против российских руководителей, в то же время директор ФБР Кристофер Рэй постоянно подчеркивает, что самую широкую угрозу идеям, инновациям и экономической безопасности США представляет Китай, который он охарактеризовал как «нацию более наглую и разрушительную».

Пожалуй, лучше всего этот разлад с действительностью западных политиков выразил британский политолог Найджел Фарадж, который может быть сделал больше других для выхода Великобритании из ЕС: в программной статье, опубликованной в газете «The Telegraph», он категорически выступил против приема Украины в НАТО, сделав при этом следующий вывод: «Я уважаю Владимира Путина как политического деятеля, он на голову выше наших политических лидеров».

(Голосов: 3, Рейтинг: 2.33)
 (3 голоса)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся