Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 8, Рейтинг: 4.13)
 (8 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Луценко

Директор Центра экономического анализа права и проблем правоприменения Института экономический стратегий РАН

Автор рассматривает правовые особенности создания «санитарной зоны» или «зон безопасности» в условиях вооруженных конфликтов с использованием международной практики.

Обратимся к правовой категории «санитарная зона».

Санитарные зоны и местности (ст. 23 Женевской конвенции I об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях [3] и ст. 14 Женевской конвенции IV о защите гражданского населения во время войны [4]) — это зоны и местности на территории находящегося в вооруженном конфликте государства или на оккупированной территории, организованные таким образом, чтобы оградить от действий войны раненых, больных, а также персонал, на который возложена организация и управление этими зонами и уход за лицами, которые там будут сконцентрированы.

Санитарные зоны должны обозначаться эмблемами Красного Креста (Красного Полумесяца или Красного Льва и Солнца) на белом поле, помещенными по периметру зоны и на строениях. Санитарные местности должны обозначаться косыми красными полосами на белом поле, помещенными на периферии этих местностей на строениях. Стороны конфликта должны заключить соглашение об их признании.

Таким образом, Женевская конвенция предоставляет участникам конфликта возможность заключать соглашения об эвакуации из осажденного или окруженного района раненых и больных, инвалидов, престарелых, женщин и детей и о пропуске в этот район санитарного персонала, служителей культа. Находящиеся в конфликте стороны вправе согласовать условия о создании в районах, где идут военные действия, нейтрализованных зон для защиты больных и раненых комбатантов и некомбатантов (гражданских лиц), а также гражданских лиц, которые не имеют отношения к военным действиям и не выполняют работы военного характера.

Санитарные и безопасные зоны и местности, предусмотренные Женевскими конвенциями 1949 г, по своей сути, это зоны-убежища, также создаваемые по соглашению сторон, но имеющие следующие отличия от нейтрализованных зон:

  • они могут быть созданы в одностороннем порядке еще в мирное время, но юридическое значение для неприятеля получают только тогда, когда он признает их посредством соглашения с создавшим их государством;
  • они предназначены исключительно для приема раненых и больных (из числа гражданского и негражданского населения), инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста, а также персонала, на который возложены организация и управление этими зонами и местностями и уход за лицами, которые там будут сконцентрированы. Местное население зоны также может продолжать там проживать. Иные гражданские лица не имеют туда доступа, как и в нейтрализованные зоны, если по этому вопросу не заключено особое соглашение с противной стороной. Они могут находиться как вблизи, так и на удалении от линии фронта.

Во время военного конфликта между Хорватией и тогда еще не бывшей Югославией стороны под эгидой Международного Комитета Красного Креста (МККК) заключили 27 декабря 1991 г. соглашение, в соответствии с которым больница в г. Осийеке и ее территория были объявлены санитарной зоной [1].

По своей сути, речь идет о зонах, создаваемых в районе боевых действий соглашением между воюющими сторонами. Данные зоны предназначены для того, чтобы оградить от последствий войны раненых, больных и гражданских лиц, не принимающих участия в боях и не занимающихся никакой деятельностью военного характера в течение всего пребывания в этой зоне.

Например, в 1936 г., во время войны в Испании, при посредничестве МККК в одном из кварталов Мадрида. В 1948 г., во время конфликта в Палестине, при посредничестве МККК в Иерусалиме.

Интересным представляется опыт участия миссии ООН в отношении создания зон безопасности.

В мае 1994 г. во время руандийского конфликта Совет Безопасности решил расширить полномочия МООНПР (Миссия ООН по оказанию помощи Руанде) и разрешил ей создавать «зоны безопасности», в которых могли бы укрыться перемещенные лица, беженцы, а также гражданские лица, которым угрожала опасность.

Необходимо отметить, что, в принципе, Совет Безопасности ООН заявил о своей готовности рассматривать вопросы о возможности создания временных зон безопасности и безопасных коридоров для защиты гражданских лиц и предоставления помощи в ситуациях, характеризующихся угрозой геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений против гражданского населения (Резолюция СБ ООН S/Res. 1296, от 19 апреля 2000 г.).

Дополнительный протокол I в статье 60 Женевских конвенций также выделяет «демилитаризованные зоны» [2].

По своей сути они схожи с «санитарной зоной». Они создаются по соглашению в мирное время или после начала военных действий, однако, в отличие от санитарных зон, открыты для любого гражданского лица за исключением особых ограничений, предусмотренных в соглашении, заключенном с противной стороной. Демилитаризованная зона должна отвечать условиям, аналогичным тем, которые предусмотрены для необороняемых местностей: эвакуация комбатантов, прекращение военных действий и любой деятельности, связанной с военными усилиями. В случае невыполнения этих условий, демилитаризованная зона теряет особый статус и пользуется только защитой, предусмотренной общими нормами для гражданских лиц.

Во время конфликта в Боснии и Герцеговине Совет Безопасности ООН создал, в частности, такие зоны для городов Сараево, Тузла, Зепа, Бихак, Горажде, Сребреница и их окрестностей [1].

При этом устанавливались условия: прекращение любых враждебных действий в отношении этих зон; отвод всех военных частей и полувоенных формирований, нападавших на эти зоны, на расстояние, достаточное для того, чтобы эти части и формирования не представляли больше угрозы для данных зон; свободный доступ в эти зоны сил ООН по охране (СООНО) и гуманитарных организаций; обеспечение безопасности персонала этих учреждений.

Помимо санитарных зон под абсолютной защитой в рамках международного права находятся гражданские объекты: больницы, организованные для оказания помощи раненым, больным, инвалидам и роженицам; военные госпитальные суда; постоянные санитарные учреждения и подвижные санитарные формирования медицинской службы; объекты, защита которых связывается с выполнением определенных условий, предусмотренных в специальных конвенциях, транспорт для перевозки культурных ценностей и т.п.; иные объекты: школы и другие учебные заведения, театры, ирригационные сооружения, дамбы, плотины и т.д.. А также — запасы продуктов питания, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и т.д. сооружения и установки, представляющие опасность, например плотины и дамбы.

В соответствии со статьей 56 Протокола I, запрещается подвергать нападению, вывозить или выводить из строя такие объекты и имущество, как сельскохозяйственные районы, продовольствие, скот, запасы питьевой воды и т. д., чтобы не допустить их использования гражданским населением или принудить его к выезду. Среди этих ресурсов особое внимание должно быть уделено воде как ресурсу, необходимому для выживания населения и для функционирования санитарных установок, а также как опасной силе, в частности в случае плотин [5].

К сожалению, во время вооруженных конфликтов именно системы водоснабжения часто становились объектами нападений: во время вьетнамской войны от бомбардировок пострадали более 660 плотин. В ходе конфликта в Кувейте такая же участь постигла некоторые иракские гидроэлектростанции и насосные станции. 6 июня 2023 г. была разрушена водосбросная плотина Каховской ГЭС, из-за чего произошло затопление целого ряда населённых пунктов, находящихся в Херсонской области.

Причем, в ст. 56 Протокола I сформулирована новая — в момент ее принятия — норма права вооруженных конфликтов, запрещающая нападения на некоторые установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно: плотины, дамбы и атомные электростанции.

Как подчеркивается в комментариях к Протоколам, для прекращения снабжения электроэнергией заводов, вносящих вклад в военные усилия, достаточно нападения на линии электропередачи. Искомый результат достигается без высвобождения опасных сил, содержащихся в плотине или атомной электростанции [5].

К сожалению, в ходе вооруженных конфликтов практически всегда имеют место попытки использовать природные силы, поставленные на службу человеку, с целью извлечь выгоду. Например, в Бельгии при сражении на Изере в конце октября 1914 г. было выиграно у немецких вооруженных сил, благодаря, в частности, открытию шлюзов в Ньюпорте и затоплению поля боя. Тем не менее подобного рода влияния на природные силы чреваты серьезной опасностью для гражданского населения.

Наконец, если говорить о ядерных установках, отметим, что Генеральная Ассамблея ООН отмечает (например, Резолюции ГА ООН A/Res. 41/59 I, от 3 декабря 1986 г.; 42/38 F, от 30 ноября 1987 г.) , что любые военные нападения на ядерные установки равнозначны применению радиологического оружия, поскольку такие нападения приводят к высвобождению опасных радиоактивных сил (в частности, АЭС). В свою очередь, государства могут обозначать объекты, содержащие опасные силы, специальным знаком в виде группы из ярко-оранжевых кругов, расположенных на одной и той же оси.

1. Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов: курс лекций, прочитанный на юридическом факультете Открытого Брюссельского университета. 2011 // URL: https://www.refworld.org/ru/reference/handbook/icrc/2011/ru/135478 (дата обращения: 18.03.2024).

2. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) (Подписан в г. Женеве 08.06.1977) // СПС «Консультант Плюс».

3. Конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Женева, 12 августа 1949 года // URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/geneva-conventon-1.htm (дата обращения: 18.03.2024).

4. Конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны. Женева, 12 августа 1949 года // URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/geneva-convention-4.htm (дата обращения: 18.03.2024).

5. Комментарий 1987 к Дополнительному протоколу к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), 8 июня 1977 года // URL: https://ihl-databases.icrc.org/ru/ihl-treaties/api-1977/article-56/commentary/1987 (дата обращения: 18.03.2024).


(Голосов: 8, Рейтинг: 4.13)
 (8 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся