Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 4.79)
 (19 голосов)
Поделиться статьей
Сергей Полетаев

Сооснователь и редактор проекта «Ватфор»

Итак, Петр Порошенко проиграл выборы. Проиграл — вопреки предсказаниям Александра Лукашенко, Геннадия Кернеса и многих других. Попробуем разобраться, почему так произошло и в чем мы все ошиблись, а также порассуждаем, что теперь делать России.

Украина — не Россия

В общественно-политическом плане Украина устроена совсем не так, как Россия. Если в России три кита — бюрократия, силовики и бизнес — более-менее равны по размерам, то на Украине становой хребет государства — это промышленные олигархи. После 1991 г. в стране — мощнейшем индустриальном осколке СССР — красные директора и их предприятия составляли единственную дееспособную силу, и вполне закономерно, что вокруг них стало формироваться новое украинское государство.

До 2014 г. Украина была полем игр этих ржавых престолов — олигархи «покупали» себе политиков, создавали банки, медиахолдинги, политические партии, объединялись в ситуативные союзы. Олигархические кланы не просто проникли глубоко в ткань государства — они и были этим государством, порой заменяя его даже на международном уровне. Так, газовая война 2009 г. завершилась мирным договором между Россией и кланом Фирташа-Тимошенко.

Можно ожидать, что под давлением патриотов риторика В. Зеленского будет смещаться в сторону русофобии. Россия — враг, с внутренним оккупантом нужно бороться, «шляхом» до НАТО, «героям слава» и т.д. Уставшие от всего этого русские украинцы, которые из протеста голосовали за «Зе», как всегда, окажутся обманутыми. Колесо генотьбы совершит очередной оборот.

События 2014 года — майдан, переворот, уход Крыма и война на Донбассе — нанесли сильный удар по этой конструкции. Со стороны казалось, что времена олигархической вольницы прошли — И. Коломойский прилюдно капитулировал и сдал активы, Д. Фирташ где-то за границей под следствием, Р. Ахметова и вовсе в последнее время никто не видел. П. Порошенко же, в прошлом — один из олигархов, стал играть от государства, укрепляя вертикаль власти, занимаясь армейским строительством, создавая новые скрепы (одним из которых стало получение томоса), собирая вокруг себя националистов.

Внешне все это напоминало путинский поход против олигархии в начале нулевых. Казалось, что и продолжение будет также путинским — зачистка оппозиционного поля, выстраивание более-менее дееспособного государства и как следствие — обеспечение широкой поддержки, частично искренней, частично от отсутствия альтернативы. Казалось, что наконец-то бюрократия на Украине взяла верх.

Однако выборы показали, что это не совсем так. Украина не стала Россией, во всяком случае, пока. Пиар-фасад П. Порошенко оказался миражом, а глубинное украинское государство — олигархическое гуляй-поле — взяло реванш. Что дальше?

По конституции, возможности президента на Украине весьма ограничены — он не может сам назначать правительство и сильно зависит от парламента. У В. Зеленского до осенних выборов (запланированы на октябрь) в Верховную Раду не будет своей политической партии, и весьма вероятно, что он, по крайней мере поначалу, будет свадебным президентом при сохраняющем свой пост премьере Гройсмане и «порошенковском» большинстве в Раде.

Дальше возможны два варианта:

а) под нового президента создается новый политический блок, который осенью получает весомую долю в парламенте. Это также обычное дело для Украины, где партии меняются, а тушки перемещаются между ними с потоками политического ветра. В этом случае у президента В. Зеленского появится возможность сформировать свое правительство, и это будет означать окончание транзита власти. По крайней мере, на первое время у В. Зеленского (и стоящего за ним олигархического клана) окажется в руках достаточно полномочий для осмысленных действий;  

б) идейные сторонники П. Порошенко дают осенью бой. В отличие от Л. Кучмы, В. Ющенко и В. Януковича, П. Порошенко не разгромлен; он проиграл, но не сломлен, и вполне может претендовать на блокирующий пакет в Верховной Раде, достаточный для того, чтобы либо влиять на политическую повестку (например, назначив своего премьера), либо полностью блокировать деятельность власти. Инструментов для этого в его распоряжении масса: от клоунады в Раде до маршев патриотов и мусорных люстраций. Да и майдан всегда остается на крайний случай.

Так или иначе, можно ожидать, что под давлением патриотов риторика В. Зеленского будет смещаться в сторону русофобии. Россия — враг, с внутренним оккупантом нужно бороться, «шляхом» до НАТО, «героям слава» и т.д. Уставшие от всего этого русские украинцы, которые из протеста голосовали за «Зе», как всегда, окажутся обманутыми. Колесо генотьбы совершит очередной оборот.

Стратегия пылесоса

К 2013 г. повестку между Россией и Украиной определяли четыре темы:

а) транзит газа из России в Европу;

б) промышленные связи в стратегических областях: авиационной, атомной, ракетно-космической, оборонной;

в) вопрос нахождения Черноморского флота в Крыму;

г) сохранявшиеся попытки включить Украину в Таможенный союз и единое экономическое пространство.

Екатерина Чимирис, Ольга Пылова:
Новая европейская мифология для Украины

К 2019 г. ценой больших усилий и издержек все эти вопросы с повестки дня сняты, почти сняты или отпали сами собой (Таможенный союз). Впервые в истории от Украины как государства России сейчас ничего не нужно, Россия свободна как птица, России по сути не важно, кто в Украине у власти.

Другое дело — люди. На Украине по-прежнему проживают миллионы лояльных России граждан, тот самый единый народ. Автор предлагает всеми силами форсировать в отношении Украины стратегию пылесоса — максимально упростить, довести почти до автоматической выдачу российского гражданства при условии переезда на постоянное место жительства в Россию. Это не только даст России постоянный приток этнически близкого населения, но и может значительно улучшить отношения между странами на уровне обычных людей, а не элит.

Стратегия пылесоса не равносильна тиражируемому тезису «люди в обмен на территории» и ни в коем случае не должна становиться предметом переговоров или торга. Запустив же «пылесос», всякие другие отношения с Украиной нужно свести к минимуму — по крайней мере, до тех пор, пока украинские элиты сами не дозреют до их восстановления.

Стратегия должна быть комплексной — от системных продуманных законодательных решений на федеральном уровне до конкретных действий на уровне регионов, максимально упрощающих переезд и интеграцию. Обязательно нужна широкая пиар-поддержка как на Украине, так и в России. Украинцам нужно предоставить удобный сервис, рекламу которого они увидят и которым пойдут и воспользуются.

Наша задача — добиться постоянного притока в Россию украинцев в количестве десятков, а лучше — сотен тысяч в год. Это компенсирует недостаток рабочей силы, квалифицированных кадров, а главное — заполнит очередную демографическую яму. Предыдущий опыт ясно показывает, что попытки взять Украину под контроль обречены на провал. Так давайте же вместо этого переселим Украину к нам.

Впервые в истории от Украины как государства России сейчас ничего не нужно, Россия свободна как птица, России по сути не важно, кто в Украине у власти. Другое дело — люди.

К сожалению, наиболее благоприятное время уже упущено — «пылесос» нужно было включать не позже 15–20 лет назад. Теперь же в борьбу за украинцев вступил Евросоюз, и благодаря безвизовому режиму всего в ЕС уже работают до миллиона украинских гастарбайтеров. Таким образом, нам приходится действовать в условиях жесткой конкуренции. На стороне России — культурная и языковая близость, на стороне ЕС — более высокий уровень жизни и очень активные действия. Так, всеми силами заманивает украинцев Польша — десятки агентств по переселению наперебой предлагают свои услуги, в ряде городов Польши на региональном уровне действуют программы по интеграции. Очевидно, эта практика будет расширяться.

Победа В. Зеленского может породить в российских элитах иллюзию возможности быстрых договоренностей по типу начала правления В. Януковича. Тогда решили вопрос о базировании флота в Крыму в обмен на газ, а сейчас могут попробовать принять определенные решения по Донбассу (возможно, снова сдобрив газовыми скидками), рассчитывая на снятие части европейских санкций.

Аргументом с нашей стороны грозит стать лежащее на столе у В. Путина решение о выдаче российского гражданства жителям ДЛНР — «делай по-нашему, Зеленский, и мы повременим с этим». Если так, то это снова будет означать отказ от стратегической инициативы на украинском направлении, отказ от решительных действий в интересах России.

А это значит, что мы снова проиграем Украину и украинцев. Вероятно,­ в последний раз — следующие поколения соседей будут куда больше ориентированы на Запад, чем на Россию.

Оценить статью
(Голосов: 19, Рейтинг: 4.79)
 (19 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся