Оценить статью
(Голосов: 26, Рейтинг: 4.85)
 (26 голосов)
Поделиться статьей
Евгения Горюшина

К.полит.н., научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ; заместитель директора Центра стратегических исследований ИМВЭС НИУ ВШЭ; руководитель сектора кавказских исследований ИКСА РАН

Если оставить за скобками бесконечные протесты в Грузии, то правящая партия «Грузинская мечта» последовательно конструирует политический и экономический нарратив вокруг идеи превращения страны в главный логистический хаб Южного Кавказа. Такая привлекательная стратегия сочетает в себе инфраструктурные инициативы, международное сотрудничество и внутреннюю политическую мобилизацию, напрямую влияя на исход парламентских выборов, намеченных на 4 октября 2025 г.

Экономический нарратив строится на конкретных показателях — рост контейнерооборота, инвестиции в терминалы и развитие транспортных коридоров подаются как доказательство того, что при нынешней власти экономика растет, создаются рабочие места, а страна укрепляет стратегическое значение в регионе. Эти достижения подкрепляются цифрами, что делает посыл особенно убедительным для избирателей.

Вместе с тем инфраструктурные проекты становятся инструментом геополитического позиционирования. Для их реализации Грузия привлекает внешних партнеров — ЕС, Турцию, Азербайджан, китайские инвестиции — показывая способность балансировать между крупными игроками и маневрировать в сложной международной среде. Подобный образ прагматичного менеджера внешней политики усиливает доверие избирателей, ориентированных на экономическую стабильность и безопасность, хотя он нередко сопряжен с компромиссами, которые оппозиция и западные наблюдатели рассматривают как снижение демократических стандартов.

Наконец, контроль над инфраструктурными ресурсами и локальными элитами обеспечивает партии механизмы экономического вознаграждения и распределения благ. Управление контрактами, лицензиями и терминалами позволяет в буквальном смысле «привязать» регионы — портовые города и логистические узлы — к центральной власти через рабочие места, субсидии и локальные инвестиции, укрепляя патронажные сети, тем самым обеспечивая не только собственную, но и политическую стабильность страны.

Стратегия «Грузинской мечты» выходит далеко за рамки транспортной логистики, представляя собой проект долгосрочной трансформации страны в геоэкономический центр, где каждая новая дорога или железнодорожный тоннель становится элементом политического капитала «Грузинской мечты». На выборах 4 октября 2025 г. станет ясно, воспримет ли грузинское общество эти проекты как национальную миссию и доказательство эффективности правящей партии, или же критика оппозиции за излишнюю зависимость от внешних партнеров окажется сильнее.

Если оставить за скобками бесконечные протесты в Грузии, то правящая партия «Грузинская мечта» последовательно конструирует политический и экономический нарратив вокруг идеи превращения страны в главный логистический хаб Южного Кавказа. Такая привлекательная стратегия сочетает в себе инфраструктурные инициативы, международное сотрудничество и внутреннюю политическую мобилизацию, напрямую влияя на исход парламентских выборов, намеченных на 4 октября 2025 г.

Хронология ключевых проектов

За последние десять лет Грузия продвинулась в реализации крупных инфраструктурных инициатив, направленных на укрепление транзитного потенциала страны.

Таблица 1. Ключевые инфраструктурные проекты Грузии (2014–2025 гг.)

Год Проект Инвестиции Результаты
2014 Запуск проекта глубоководного порта Анаклия около 2,5 млрд долл. (первоначальная оценка) Заявленный как крупнейший порт Черного моря, проект заморожен в 2020 г., но вновь вернулся в повестку в 2024–2025 гг.
2014, 2017 Модернизация Восточно-Западного железнодорожного коридора (Трансазиатская железная дорога) и открытие линии Баку —Тбилиси — Карс около 1 млрд долл. (включая кредиты ЕБРР, АБР и др.) Прямое соединение Каспийского региона с Турцией и ЕС, а также повышение транзитной роли Грузии
2021 Подписание соглашений по Транскаспийскому маршруту (TITR, «Срединный коридор») Совокупные инвестиции в регионе оцениваются в 3–4 млрд долл. Включение Грузии в «новый Шелковый путь» и усиление роли страны в маршруте Китай–ЕС
2022 Расширение портов Поти и Батуми 250 млн долл. (частные инвестиции) Увеличение контейнерооборота на 30%
2023 Проект расширения автомагистрали Восток — Запад около 900 млн долл. (финансирование ЕБРР и АБР) Ускорение автомобильного транзита, повышение безопасности и пропускной способности
2024 Завершение модернизации ж/д тоннелей и мостов Часть проекта стоимостью свыше 300 млн долл. Рост пропускной способности железных дорог до 48 млн тонн/год
2024–2025 Возобновление проекта Анаклия с новым консорциумом (в переговорах) около 2,5–3 млрд долл. Создание глубоководного порта, снижение зависимости от турецких и российских маршрутов
июнь 2025 «Новая экономическая карта Грузии» — программа правительства Не указано (стратегическая программа, не отдельный контракт) Увязка логистических коридоров с энергетикой и цифровыми сервисами, а также политическая рамка для выборов

Для «Грузинской мечты» инфраструктурные проекты стали не столько острой необходимостью транспортной и энергетической модернизации, сколько важным политическим ресурсом.

Во-первых, увеличиваются объемы транзита и экономическая устойчивость. По данным Минэкономики, опубликованных в отчете Национального статистического агентства Грузии, транзит грузов через Грузию в 2024 г. вырос на 18%, достигнув почти 30 млн тонн. Согласно данным Национальной службы статистики Грузии, в 2024 г. грузооборот железнодорожного транспорта составил 13,7 млн тонн, из которых около 59% пришлось на транзитные перевозки. Порты страны обработали 15,6 млн тонн грузов (рост на 11,5% по сравнению с 2023 г.). В аналитических обзорах (например, Silk Road Briefing) совокупный объем транзитных потоков через территорию страны в 2024 г. оценивается примерно в 29 млн тонн, что соответствует росту на около 18% по сравнению с 2023 г. Динамика по всем видам транспорта подтверждает тенденцию к значительному расширению транзитного потенциала. Поэтому власть активно демонстрирует эти цифры как доказательство, что ставка на логику коридоров приносит ощутимый результат.

Во-вторых, это позволяет привлекать инвестиции и создавать рабочие места. Только на развитие автомагистрали Восток–Запад было направлено более девяти млн долл., значительная часть которых обеспечена международными институтами (ЕБРР, АБР). В предвыборной риторике подчеркивается, что именно нынешнее правительство сумело превратить Грузию в объект глобального интереса.

В-третьих, «Грузинской мечте» удается уравновешивать внешнеполитические векторы развития. Власти стараются позиционировать страну как мост, а не как форпост, что позволяет маневрировать между интересами ЕС, Китая, Турции и Азербайджана. Однако оппозиция видит в этом чрезмерную зависимость от соседей и отсутствие долгосрочной стратегии безопасности.

От Великой Китайской стены до Кавказского хребта

Рост транзитного веса Грузии делает ее особенно важной для Китая. В рамках инициативы «Один пояс — один путь» (ОПОП) Пекин рассматривает Южный Кавказ как стратегический маршрут для выхода в Европу, в обход России и нестабильных ближневосточных маршрутов.

По данным Министерства экономики Грузии и агентства Xinhua, в 2023 г. китайские инвестиции в транспортно-логистические проекты Грузии превысили 700 млн долл. Главным образом они были навправлены в модернизацию железных дорог, развитие контейнерных терминалов и участие в портовых операциях Поти и Батуми. Параллельно активно обсуждалось возвращение Китая к проекту глубоководного порта Анаклия, где китайские компании в 2023 г. проявляли интерес к строительству в партнерстве с частными грузинскими инвесторами.

В 2024 г. через Грузию прошло около 40% грузов по маршруту «Срединного коридора», что закрепило страну как ключевое звено в евразийской торговле. Китайские грузы составили значительную часть транзитного потока, особенно на направлении Каспий —Черное море.

Для Тбилиси партнерство с Китаем предоставляет прежде всего экономическую выгоду, в том числе новые инвестиции, рост транзитных доходов, укрепление статуса Грузии как «моста между Азией и Европой». Поэтому «Грузинская мечта» активно использует китайский фактор во внутренней риторике, подчеркивая, что курс партии приносит реальные результаты в виде миллионов долларов инвестиций и новых рабочих мест. Вместе с тем власти стремятся сохранять баланс, чтобы сотрудничество с Пекином не вызвало напряжения в отношениях с США и ЕС.

От Кавказского хребта до Капитолия

Активизация Китая в транспортно-логистической сфере Южного Кавказа усилила интерес Соединенных Штатов к Грузии. Американская политика в отношении Тбилиси сейчас строится на трех взаимодополняющих линиях:

1. Экономическая поддержка инфраструктуры и цифровизации логистики

В феврале 2024 г. Агентство США по международному развитию (USAID) заключило контракт на поддержку программы «Зеленый транспорт и логистика» (USAID Green Transportation and Logistics Program). Программа ставила цель провести цифровизацию логистики и снизить углеродный следа транспортной отрасли в Грузии, а также сократить зависимость от российских транспортных коридоров в регионе. В результате ликвидации USAID проект «Зеленый транспорт и логистика» был официально завершен досрочно (11 февраля 2025 г.). На момент завершения программы было использовано около 14,6 млн долл. из возможных 24,4 млн, предусмотренных контрактом. Однако из-за досрочного завершения проекта оставшиеся средства не были использованы, и дальнейшее развитие инициативы в рамках этого контракта не планируется.

2. Мобилизация частных ресурсов через инициативы по инвестициям в инфраструктуру

Грузия участвует в западных инфраструктурных инициативах в рамках Партнерства по глобальной инфраструктуре и инвестициям (PGII) — проекта стран G7 и США, направленного на привлечение частного и государственного капитала в качестве альтернативы китайским инициативам. Администрация Дж. Байдена в 2024 г. заявила, что PGII нацелено мобилизовать значительные средства — глобальная цель составляет сотни миллиардов долларов к 2027 г. Для Грузии это открывает возможность получить софинансирование крупных транспортных и «зеленых» проектов в ближайшие годы. Дальнейшая реализация зависит теперь от политики администрации Д. Трампа.

3. Военная и оборонная поддержка

В рамках программ безопасности США регулярно предоставляют Грузии средства на подготовку военнослужащих, закупку оборудования и проекты по обеспечению совместимости с силами НАТО (включая механизм Военного финансирования за рубежом (Foreign Military Financing, FMF) и другие инструменты). В отдельные годы совокупные пакеты помощи в сфере безопасности и обороны по различным категориям достигали десятков миллионов долларов — как правило, в диапазоне 30–40 млн долл. по линии FMF и сопутствующих программ.

Однако в июле–августе 2024 г. США приняли решение временно приостановить часть помощи Грузии. По данным СМИ и официальных источников, речь шла примерно о 95 млн долл. В качестве причины указывались законодательные инициативы Тбилиси, которые Вашингтон расценил как «отступление от демократических стандартов» (например, закон об «иностранных агентах»). Этот шаг демонстрирует условность и политическую направленность американского содействия. Несмотря на сохраняющийся значительный объем помощи, ее фактическое распределение обусловлено внутренней политикой и решениями государственных органов США.

Возвращаясь к «Грузинской мечте»

Преобразование инфраструктуры стало одним из центральных элементов стратегии «Грузинской мечты», позволяя партии одновременно демонстрировать экономическую эффективность, геополитическую прагматичность и контроль над региональными ресурсами. Экономический нарратив строится на конкретных показателях (см. Таблицу 1) — рост контейнерооборота, инвестиции в терминалы и развитие транспортных коридоров подаются как доказательство того, что при нынешней власти экономика растет, создаются рабочие места, а страна укрепляет стратегическое значение в регионе. Эти достижения подкрепляются цифрами, что делает посыл особенно убедительным для избирателей.

Вместе с тем инфраструктурные проекты становятся инструментом геополитического позиционирования. Для их реализации Грузия привлекает внешних партнеров — ЕС, Турцию, Азербайджан, китайские инвестиции — показывая способность балансировать между крупными игроками и маневрировать в сложной международной среде. Подобный образ прагматичного менеджера внешней политики усиливает доверие избирателей, ориентированных на экономическую стабильность и безопасность, хотя он нередко сопряжен с компромиссами, которые оппозиция и западные наблюдатели рассматривают как снижение демократических стандартов.

Наконец, контроль над инфраструктурными ресурсами и локальными элитами обеспечивает партии механизмы экономического вознаграждения и распределения благ. Управление контрактами, лицензиями и терминалами позволяет в буквальном смысле «привязать» регионы — портовые города и логистические узлы — к центральной власти через рабочие места, субсидии и локальные инвестиции, укрепляя патронажные сети, тем самым обеспечивая не только собственную, но и политическую стабильность страны.

***

Стратегия «Грузинской мечты» выходит далеко за рамки транспортной логистики, представляя собой проект долгосрочной трансформации страны в геоэкономический центр, где каждая новая дорога или железнодорожный тоннель становится элементом политического капитала «Грузинской мечты». На выборах 4 октября 2025 г. станет ясно, воспримет ли грузинское общество эти проекты как национальную миссию и доказательство эффективности правящей партии, или же критика оппозиции за излишнюю зависимость от внешних партнеров окажется сильнее.


Оценить статью
(Голосов: 26, Рейтинг: 4.85)
 (26 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся