Распечатать Read in English
Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.86)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Яна Лексютина

Д.полит.н., профессор РАН, профессор СПбГУ

Визит Си Цзиньпина в Москву во многом будет иметь символическое значение как подтверждающий высокое положение России в иерархии внешнеполитических приоритетов Китая и особый статус этих двусторонних отношений. По предложенной в феврале 2022 г. официальной формулировке, они названы межгосударственными отношениями нового типа, превосходящими военно-политические союзы времен холодной войны. Значение нынешнего визита в Россию состоит в том, что он, как и в 2013 г., станет первым зарубежным визитом Си Цзиньпина после избрания его на пост председателя КНР, что проливает свет на расстановку акцентов в стратегическом планировании китайского руководства. Более того, государственный визит Си Цзиньпина в Москву в условиях продолжающейся СВО России на Украине, о деликатности такого контекста даже нет смысла напоминать, — очень яркий показатель того, насколько Пекин дорожит стратегическим партнерством с Россией. Демонстрация незыблемости российско-китайского стратегического партнерства и его неподверженности «влиянию изменчивой международной среды» призвана послать вполне четкий сигнал США и их союзникам.

Стержневой тематикой на повестке дня российско-китайских переговоров, очевидно, станет украинский кризис и возрастающее давление США и их союзников на Россию и Китай. Представляется, что на украинском треке на тактическом уровне интересы сторон сейчас не совсем совпадают. Отдельные положения недавно опубликованного Пекином документа «Позиция Китая по политическому урегулированию украинского кризиса» можно интерпретировать как свидетельствующие о его готовности предложить соответствующую площадку для возобновления переговоров.

Другим важным направлением переговоров в ходе личной встречи лидеров государств станет тематика интенсификации торгово-экономического взаимодействия России и Китая в условиях антироссийских санкций. Ключевым вопросом, в равной степени актуальным как для России, так и для Китая, является тот, как развивать торгово-экономическое сотрудничество, не подпадая под действие западных вторичных санкций, как спрут стремящихся опутать своими щупальцами всю систему мировой торговли и экономики.

И, наконец, определенная интрига сохраняется вокруг вопроса глубины развития энергетического сотрудничества и того, будут ли достигнуты в ходе визита Си Цзиньпина новые договоренности в газовой сфере.

Источник: «cnbc.com»

Визит Си Цзиньпина в Москву во многом будет иметь символическое значение как подтверждающий высокое положение России в иерархии внешнеполитических приоритетов Китая и особый статус этих двусторонних отношений. По предложенной в феврале 2022 г. официальной формулировке, они названы межгосударственными отношениями нового типа, превосходящими военно-политические союзы времен холодной войны. Значение нынешнего визита в Россию состоит в том, что он, как и в 2013 г., станет первым зарубежным визитом Си Цзиньпина после избрания его на пост председателя КНР, что проливает свет на расстановку акцентов в стратегическом планировании китайского руководства. Более того, государственный визит Си Цзиньпина в Москву в условиях продолжающейся СВО России на Украине, о деликатности такого контекста даже нет смысла напоминать, — очень яркий показатель того, насколько Пекин дорожит стратегическим партнерством с Россией. Демонстрация незыблемости российско-китайского стратегического партнерства и его неподверженности «влиянию изменчивой международной среды» призвана послать вполне четкий сигнал США и их союзникам.

Важность этого визита отнюдь не ограничивается его демонстрационным эффектом. С момента последней личной встречи В. Путина и Си Цзиньпина уже прошло полгода, и необходимость координации и сопряжения усилий на отдельных треках взаимодействия назрела. Личные встречи лидеров двух государств раз в полгода становятся доброй традицией. В ходе визита Си Цзиньпина стороны смогут «сверить часы» в формате личного общения глав государств, обсудить ключевые вопросы за закрытыми дверями, снять возможные встречные озабоченности и сделать встречные заверения в поддержке на фоне продолжающегося украинского кризиса и усиливающегося давления со стороны Запада на оба государства.

Какие именно договоренности в ходе визита Си Цзиньпина в Россию могут быть достигнуты достаточно сложно прогнозировать, как в силу закрытости части переговорной повестки, так и ввиду отсутствия в публичном пространстве вплоть до текущего момента каких-либо подробностей этого визита, даже даты его проведения стали известны лишь за три дня до визита.

Стержневой тематикой на повестке дня российско-китайских переговоров, очевидно, станет украинский кризис и возрастающее давление США и их союзников на Россию и Китай. Представляется, что на украинском треке на тактическом уровне интересы сторон сейчас не совсем совпадают. Москва, вероятно, заинтересована в том, чтобы заручиться реальной и более существенной поддержкой Пекина в противостоянии с украинским режимом, понимая, что вероятность достижения некого подобия компромисса с Киевом или Вашингтоном равна нулю. Пекин, напротив, рассчитывает побудить задействованные в конфликте стороны к возобновлению переговоров в целях поиска выхода из украинского кризиса, и видит себя в роли медиатора в этом процессе. Недавняя нормализация дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией, ставшая возможной при посреднической роли Пекина, подкрепляет уверенность Пекина в искусности китайской дипломатии и его способности внести вклад в урегулирование украинского кризиса. Отдельные положения недавно опубликованного Пекином документа «Позиция Китая по политическому урегулированию украинского кризиса» можно интерпретировать как свидетельствующие о его готовности предложить соответствующую площадку для возобновления переговоров. Выдвинутые Пекином за последний год международные инициативы, помимо уже упомянутых включающие еще и Инициативу по глобальной безопасности, проявляют новое направление, на котором будет сфокусирована китайская внешняя политика в предстоящие годы, — наращивание лидерского потенциала в области обеспечения глобальной и региональной безопасности. Вплоть до недавнего времени крупные международные инициативы Китая ограничивались преимущественно вопросами развития международной торговли, мирового развития, строительства инфраструктуры, валютно-финансовой сферы.

Другим важным направлением переговоров в ходе личной встречи лидеров государств станет тематика интенсификации торгово-экономического взаимодействия России и Китая в условиях антироссийских санкций. Ключевым вопросом, в равной степени актуальным как для России, так и для Китая, является тот, как развивать торгово-экономическое сотрудничество, не подпадая под действие западных вторичных санкций, как спрут стремящихся опутать своими щупальцами всю систему мировой торговли и экономики. А также то, как избавиться от зависимости от западных страховых компаний (при страховании морских грузов) или западных рейтинговых агентств, намеренно маргинализирующих неудобные Западу государства.

И здесь мы наблюдаем интересную картину, когда действиями западных стран вопросы, которые, казалось бы, должны иметь локальное значение для российско-китайского торгово-экономического взаимодействия, приобретают глобальный масштаб и системные последствия. Созданные Западом механизмы, стандарты и институты утрачивают некогда присущий им статус глобальных общественных благ, открытых для всех и свободных от манипуляций. Применяемые Западом экстерриториальные санкции служат катализатором усилий отдельных стран — России, Китая и не только — по развитию альтернативных (западным) механизмов проведения международных расчетов (в обход SWIFT и в национальных валютах), по продвижению незападных технологических стандартов, созданию и укреплению незападных институтов и прочее. Вполне закономерно, что инициаторами подобного рода сдвигов в мировой финансовой и экономической системе выступают Россия и Китай как подверженные санкционному давлению Запада, так и играющие особую роль в мировой экономике: Россия значима как один из крупнейших игроков на мировых ресурсных рынках, а Китай как вторая мировая экономика, крупнейшая торговая держава, крупнейший в мире потребительский рынок и пр. Разработка «дорожной карты» объединения усилий двух стран на этом направлении, равно как и общих схем развития торгово-экономического сотрудничества в условиях антироссийских санкций, предположительно, будет находиться в фокусе обсуждения лидеров двух стран.

И, наконец, определенная интрига сохраняется вокруг вопроса глубины развития энергетического сотрудничества и того, будут ли достигнуты в ходе визита Си Цзиньпина новые договоренности в газовой сфере. Так, в частности, важную вспомогательную роль в преодолении Россией санкционного давления со стороны Запада, последовавшего после украинского кризиса 2014 г., сыграли достигнутые Россией и Китаем договоренности о строительстве газопровода Сила Сибири-1 и о расширении участия китайских компаний и кредитных организаций в российских арктических СПГ-проектах. Во многом показательным будет то, будут ли или нет обнародованы в ходе нынешнего визита Си Цзиньпина в Россию новые договоренности в газовой сфере и, в частности, касательно строительства газопровода Сила Сибири-2.

Впервые опубликовано на CGTN.

Источник: «cnbc.com»

Оценить статью
(Голосов: 7, Рейтинг: 4.86)
 (7 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся