Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 83, Рейтинг: 4.52)
 (83 голоса)
Поделиться статьей
Ангелина Струлькова

Магистр международных отношений и европейских исследований, НИУ ВШЭ

Глобальные ворота» (Global Gateway) — это новая европейская стратегия, запущенная в декабре 2021 г. Европейской комиссией (ЕС). Основная цель инфраструктурного проекта заключается «в развитии интеллектуальных, чистых и безопасных связей в цифровом, энергетическом и транспортном секторах, а также в укреплении систем здравоохранения, образования и научных исследований по всему миру». Партнерства Европейской инициативы основаны на шести принципах, которые отражают ценности ЕС, такие как поощрение демократических ценностей, равноправное партнерство, экологичность инфраструктуры, эффективное управление и прозрачность, обеспечение безопасности и развитие частного сектора. «Глобальные ворота» предусматривают инвестиции в размере до 300 млрд евро до 2027 г. на «преодоление наиболее актуальных глобальных вызовов» в развивающиеся страны, в число которых входят и страны Центральной Азии: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Конференция по взаимосвязанности ЕС — Центральная Азия 17–18 ноября 2022 г. в Самарканде стала первой конструктивной встречей после принятой 1 декабря 2021 г. стратегии «Глобальные ворота» ЕС и ознаменовала активизацию политики союза в отношении региона, продемонстрировав растущее значение Центральной Азии для ЕС. В саммите приняли участие лидеры стран Центральной Азии и верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.

Конференция сопровождалась запуском ряда инициатив ЕС, которые охватывали такие области, как энергетика, изменение климата, водоснабжение и цифровая связь. Обсуждаемые в рамках саммита три основные темы взаимосвязанности в области транспорта, энергетики и цифровой связи позволяют понять открытость ЕС для Центральной Азии.

Несмотря на такие амбициозные планы ЕС, существуют сомнения, дойдут ли европейские инвестиции до Центральной Азии. Планы «Глобальных ворот» готовились к 2021 году, когда Европа была более стабильной. Сегодня ЕС столкнулся с миграционным и энергетическим кризисами, на фоне которых Европа может изменить приоритеты в сторону своей внутренней политики, «бросив силы» на решение кризисов и вызовов внутри ЕС. Таким образом, несмотря на множество участвующих в проекте институтов с разной финансовой ответственностью, вероятность выделения инвестиций в размере 300 млрд евро на инициативы в регионе продолжает снижаться. Кроме того, инициативы Брюсселя критикуют за отсутствие фокуса на региональной специфике, в отличие от других проектов на территории Центральной Азии. Очевидно, что «Глобальные ворота» часто фокусируются на содействии торговле и инвестициям, что может не соответствовать насущным потребностям стран Центральной Азии. Универсальный подход может оказаться непригодным для удовлетворения разнообразных потребностей и решения проблем Центральной Азии.

Материал написан в рамках курса «Актуальные проблемы Центральной Азии» Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Преподаватель Д.Ю. Рекеда.

«Глобальные ворота» (Global Gateway) — это новая европейская стратегия, запущенная в декабре 2021 г. Европейской комиссией (ЕС). Основная цель инфраструктурного проекта заключается «в развитии интеллектуальных, чистых и безопасных связей в цифровом, энергетическом и транспортном секторах, а также в укреплении систем здравоохранения, образования и научных исследований по всему миру». [1]

Юлия Мельникова:
Эффект ворот

На практике «Глобальные ворота» — это не только о вкладе Европейского союза (ЕС) в сокращение глобального инвестиционного разрыва во всём мире, но также и об увеличении геополитического веса Европы на глобальной арене. По словам президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, ««Глобальные ворота» — это прежде всего геополитический проект, который направлен на позиционирование Европы на конкурентном международном рынке». [2] Таким образом, ЕС желает «усилить влияние и привлекательность европейских рынков, товаров и услуг для контрагентов со всего мира» [3].

Партнерства Европейской инициативы основаны на шести принципах, которые отражают ценности ЕС, такие как поощрение демократических ценностей, равноправное партнерство, экологичность инфраструктуры, эффективное управление и прозрачность, обеспечение безопасности и развитие частного сектора. [4] «Глобальные ворота» предусматривают инвестиции в размере до 300 млрд евро до 2027 г. [5] на «преодоление наиболее актуальных глобальных вызовов» в развивающиеся страны, в число которых входят и страны Центральной Азии: Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Более чем через год после своего запуска, на фоне неопределенности, возникшей из-за украинского кризиса, европейский проект начал представлять инициативы, ориентированные на определенные им приоритеты (изменение климата и энергетика, цифровизация, транспорт, здравоохранение, системы образования и научные исследования) в различных регионах за пределами ЕС.

Приоритеты «Глобальных ворот» в Центральной Азии

Европейский союз имеет значительные интересы в Центрально-Азиатском регионе. Как декларирует текущая стратегия ЕС в Центральной Азии, «стратегическое географическое положение на стыке Европы и Азии, ее доля в импорте энергоносителей в ЕС и рыночный потенциал семидесяти миллионов жителей, а также заинтересованность ЕС в региональной безопасности сделали Центральную Азию все более важным партнером для ЕС». [6] В свете украинского кризиса отношения стран Центральной Азии и ЕС могут существенно укрепиться, благодаря запуску двух новых проектов инициативы «Глобальные ворота» («Инициатива Team Europe по воде, энергетике и изменению климата» и «Инициатива Team Europe по цифровой взаимосвязанности»). [7]

Конференция по взаимосвязанности ЕС — Центральная Азия 17–18 ноября 2022 г. в Самарканде стала первой конструктивной встречей после принятой 1 декабря 2021 г. стратегии «Глобальные ворота» ЕС и ознаменовала активизацию политики союза в отношении региона, продемонстрировав растущее значение Центральной Азии для ЕС. В саммите приняли участие лидеры стран Центральной Азии и верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.

Конференция сопровождалась запуском ряда инициатив ЕС, которые охватывали такие области, как энергетика, изменение климата, водоснабжение и цифровая связь. [8] Обсуждаемые в рамках саммита три основные темы взаимосвязанности в области транспорта, энергетики и цифровой связи позволяют понять открытость ЕС для Центральной Азии.

Предложенные проекты и реализуемые инициативы

В настоящее время наиболее важным пунктом повестки дня ЕС является преодоление энергетического кризиса, вызванного российско-украинским конфликтом: Евросоюз продолжает поиск альтернативных поставщиков энергии.

В этом отношении Центральная Азия выделяется как с точки зрения своих богатых ресурсов (нефть, газ, уран, другие важнейшие полезные ископаемые), так и с точки зрения безопасного, короткого и недорогостоящего маршрута, который проходит через Срединный коридор. [9]

В связи с этим участниками конференции был согласован масштабный проект «Устойчивые энергетические связи в Центральной Азии» (SECCA), бюджет которого составляет 6,8 млн евро. [10] Основной целью проекта SECCA является поддержка перехода к устойчивым энергетическим системам, путем использования потенциала региона в области солнечной, ветровой и гидроэнергетики в соответствии с лучшими практиками ЕС.

Программа поддерживает реализацию пилотных проектов, направленных на демонстрацию жизнеспособности и преимуществ технологий использования возобновляемых источников энергии. В дополнение к этому проект SECCA также фокусируется на мерах по повышению энергоэффективности. Это включает в себя предоставление технической помощи и наращивание потенциала для повышения энергоэффективности за счет снижения энергоемкости в промышленности и повышения энергоэффективности зданий. [11] Кроме того, проект SECCA направлен на расширение доступа к энергии в отдаленных и недостаточно обслуживаемых районах Центральной Азии. Доступ к базовым энергетическим услугам остается проблемой для преимущественно сельского населения региона. Это предполагает поддержку разработки автономных и мини-электросетевых систем, основанных на возобновляемых источниках энергии. [12]

Проект предполагает тесное взаимодействие с частным сектором, организациями гражданского общества и другими заинтересованными сторонами в целях мобилизации инвестиций и продвижения инициатив в области устойчивой энергетики, и заявляет о своей роли в решении энергетических проблем в Центральной Азии.

Еще одним пунктом повестки дня являются транспортные коридоры. Учитывая загруженность Северного коридора из-за российско-украинского конфликта, можно сказать, что стратегии гораздо более эффективного использования Срединного коридора важны для ЕС. Несомненно, такая жизнеспособность Срединного коридора также отвечает интересам государств региона, стремящихся привлечь иностранные инвестиции. Укрепление транспортных связей будет означать углубление экономических отношений. Это означает, что вклад ЕС в развитие региона возрастет еще больше, поскольку европейские инвестиции и рынки необходимы для благополучия и развития экономик Центральной Азии.

Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) и ЕС провели исследование в Центральной Азии в рамках «Глобальных ворот» с целью выявления проектов по устойчивым видам транспорта. Исследование преследовало две основные цели: выявление наиболее устойчивых транспортных коридоров, соединяющих страны Центральной Азии с трансъевропейской транспортной сетью Европейского союза, и планирование действий по развитию этих транспортных коридоров, включая действия, направленные на инвестиции в инфраструктуру и необходимые благоприятные условия. [13]

Центральной областью партнерства ЕС — Центральная Азия является обеспечение взаимосвязанности, и транспорт выступает одним из наиболее значительных факторов, способствующих этому. Таким образом, ЕС будет финансировать как техническую помощь в области управления, так и инвестиции в инфраструктуру, выделив не менее 40 млн евро, при этом дополнительное финансирование будет предоставлено государствами-членами и международными финансовыми институтами. [14]

Говоря о цифровых связях, устойчивое подключение было главной темой Самаркандской конференции. Безопасная и надежная цифровая связь в регионе окажет значительное преобразующее воздействие на многие секторы, включая образование, здравоохранение, финансовую промышленность и сельское хозяйство. [15] Это включает в себя улучшение широкополосного подключения, повышение уровня проникновения Интернета и повышение качества и скорости цифровых услуг. Всемирный банк в регионе описывает полный масштаб этого воздействия, отмечая, что «десятипроцентное увеличение проникновения широкополосной связи добавляет около 1 % к экономическому росту в Центральной Азии, в то время как однопроцентное увеличение подключения к Интернету соответствует 4,3 % роста экспорта». [16]

Инициатива ЕС по цифровой связи одновременно затрагивает другой аспект, представляющий взаимный интерес: безопасную инфраструктуру Интернета. Это согласуется с недавними дебатами в Европейском парламенте о защите правительственных коммуникаций и поощрении стратегической безопасности и автономии ЕС. [17]

Таким образом, ключевой целью является поддержка расширения и модернизация цифровых сетей в Центральной Азии. Чтобы помочь региону преодолеть цифровой разрыв, ЕС будет «продвигать реформы в области цифрового управления, в том числе в телекоммуникационном секторе, в области защиты персональных данных, кибербезопасности и уважения прав человека, привнося высокие стандарты ЕС и лучшие практики в регион в соответствии с цифровой дипломатией ЕС». [18]

Важно подчеркнуть, что эта инициатива, как результат диалога с правительствами стран региона, продолжает прошлые проекты, такие как «Новое партнерство» 2007 года [19], который в 2019 г. привел к возобновлению более тесного партнерства между ЕС и Центральной Азией с целью содействия устойчивому взаимодействию между странами.

Проблемы реализации

Несмотря на такие амбициозные планы ЕС, существуют сомнения, дойдут ли европейские инвестиции до Центральной Азии. Планы «Глобальных ворот» готовились к 2021 году, когда Европа была более стабильной. Сегодня ЕС столкнулся с миграционным и энергетическим кризисами, на фоне которых Европа может изменить приоритеты в сторону своей внутренней политики, «бросив силы» на решение кризисов и вызовов внутри ЕС. Таким образом, несмотря на множество участвующих в проекте институтов с разной финансовой ответственностью, вероятность выделения инвестиций в размере 300 млрд евро на инициативы в регионе продолжает снижаться. [20]

Кроме того, инициативы Брюсселя критикуют за отсутствие фокуса на региональной специфике, в отличие от других проектов на территории Центральной Азии. Очевидно, что «Глобальные ворота» часто фокусируются на содействии торговле и инвестициям, что может не соответствовать насущным потребностям стран Центральной Азии. Регион сталкивается с целым рядом проблем, включая бедность, безработицу. Поэтому приоритетное внимание должно быть уделено решению этих насущных проблем, а не сосредоточенности исключительно на экономических интересах. Другой момент заключается в том, что европейский проект не учитывает культурный, политический и исторический контексты Центральной Азии. Каждая страна региона имеет свою собственную самобытность и геополитическую динамику, которые могут повлиять на успех и эффективность инициативы. Таким образом, универсальный подход может оказаться непригодным для удовлетворения разнообразных потребностей и решения проблем Центральной Азии.

Более того, реализация инициативы в регионе может усилить конкуренцию между крупными державами, такими как Китай, Россия и США, потенциально приводя к конфликтам или, возможно, к опосредованным военным конфликтам. Страны Центральной Азии давно вовлечены в ряд других инициатив мировых держав, которые направлены на решение локальных интеграционных вызовов и широкого строительства инфраструктуры. Данные программы могут оцениваться как более привлекательные для стран Центральной Азии, поскольку доказали свою стабильность, в отличие от молодого европейского проекта. Среди таких важных программ для Центрально-Азиатского региона выделяются инициативы Евразийского банка развития (ЕАБР). Проекты ЕАБР ориентированы на машиностроение, металлургию и добычу полезных ископаемых. Эти сектора и производства являются более релевантными для экономики региона, чем европейские зеленые инициативы. Однако указанные отрасли считаются «грязными» и с трудом подлежат «озеленению», на которое рассчитывают авторы «Глобальных ворот».

Другим важным инвестором Центральной Азии является Азиатский банк развития (АБР). Так же, как и для ЕС, приоритетными областями для АБР являются бюджетная поддержка, транспортный сектор, финансовый сектор, возобновляемые источники энергии и исследования. Но помимо инфраструктуры АБР также занимается системными проблемами региональной экономики, реализует программы борьбы с бедностью и поддерживает микро-, малые и средние предприятия. [21].

И последнее, китайская инициатива «Один пояс, один путь», «общемировой объём инвестиций в которую составил 755 млрд долл. за 2013–2020 гг., — это в два раза больше предполагаемого бюджета глобальной европейской инициативы». [22]

****

Идеи, объединенные в масштабном проекте «Глобальные ворота» можно разделить на несколько направлений: повышение доступности Интернета в Центральной Азии; диверсификация транспортных маршрутов с опорой на Транскаспийский мультимодальный коридор; внедрение в регионе возобновляемой энергетики и «умного» сельского хозяйства.

В текущих реалиях «Глобальные ворота» представляют собой «среднесрочный, не проверенный на практике инвестиционный план, где игнорирование конкретных потребностей и приоритетов стран региона остается серьезной проблемой». [23] К тому же ориентированный на собственные потребности и интересы ЕС вынужден конкурировать с другими программами в регионе, которые готовы работать с областями, имеющими приоритетное значение для самих центральноазиатских стран. При этом, сама концепция представляет интерес в качестве «переговорной площадки» для выстраивания диалога между ЕС и государствами Центральной Азии.

Список литературы

1. Asian Development Bank, «Казахстан и АБР», (дата обращения 15.11.2023) https://www.adb.org/ru/where-we-work/kazakhstan/overview

2. Carlos Buhigas Schubert, Olivier Costa,“Global Gateway: Strategic governance & implementation”, https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2023/702585/EXPO_STU(2023)702585_EN.pdf

3. Council of the EU, “The EU and Central Asia: Strategy for a New Partnership”, 31 May 2007, Brussels, 10113/07 http://aei.pitt.edu/38858/1/st10113.en07.pdf

4. European Bank for Reconstruction and Development, “EBRD researches sustainable transport connections between Central Asia and Europe”, дата обращения 15.11.2023 https://www.ebrd.com/news/2022/ebrd-researches-sustainable-transport-connections-between-central-asia-and-europe-.html

5. European Commission and the High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy, “Joint Communication to the European Parliament and the Council The EU and Central Asia: New Opportunities for a Stronger Partnership,” 15 May 2019, Brussels, JOIN(2019) 9 final, https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/joint_communication_-_the_eu_and_central_asia_-_new_opportunities_for_a_stronger_partnership.pdf

6. European Commission, “European Fund for Sustainable Development Plus (EFSD+)”, дата обращения 15.11.2023, https://international-partnerships.ec.europa.eu/funding-and-technical-assistance/funding-instruments/european-fund-sustainable-development-plus-efsd_en

7. European Commission, “Global Gateway: Team Europe launches two initiatives in Central Asia on energy and on digital connectivity” 18.11.2022 https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_22_6963

8. European Commission, “Global Gateway”, дата обращения 15.11.2023. https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/stronger-europe-world/global-gateway_en

9. European Parliament, “MEPs back deploying new EU satellites to protect government communications, press release”, 14.02.2023,

https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20230210IPR74712/meps-back-deploying-new-eu-satellites-to-protect-government-communications

10. Māris Andžāns & Evija Djatkovica, “The Global Gateway and Central Asia Towards an EU-led Post-New Silk Road”, Май 2023 https://www.researchgate.net/publication/371170651_The_Global_Gateway_and_Central_Asia_Toward_an_EU-led_Post-New_Silk_Road

11. NUZ.UZ, «АБР и ITFC согласились кредитовать Минфин РУз 600 миллионов долларов на поддержку бюджета», 03.11.2022, https://nuz.uz/ekonomika-i-finansy/1259584-abr-i-itfc-dogovorilis-kreditovat-minfinu-ruz-600-millionov-dollarov-na-podderzhku-byudzheta.html

12. Stantec, “Sustainable Energy Connectivity in Central Asia (SECCA)”, дата обращения 15.11.2023 https://www.stantec.com/en/projects/belgium-projects/sustainable-energy-connectivity-in-.central-asia-secca

13. Sustainable Energy Connectivity in Central Asia (SECCA), дата обращения 15.11.2023 https://secca.eu/about-us/overview/

14. World Bank Blogs, Lilia Brunciuc, “How Central Asia can ensure it doesn’t miss out on a digital future”, 21.06.2021, https://blogs.worldbank.org/europeandcentralasia/how-central-asia-can-ensure-it-doesnt-miss-out-digital-future

15. Азиатский Банк Развития, Ботагоз Султановой, Отчёт Консультанта по Технической помощи, «Казахстан: Поддержка финансовой устойчивости микро-, малых и средних предприятий», номер проекта: 49076-005, Апрель 2020, https://www.adb.org/sites/default/files/project-documents/49076/49076-005-tacr-ru.pdf

16. Евразийский Банк Развития, «Богатырь Комир 2011», https://eabr.org/projects/eabr/?http_system_query=Y&PAGEN_1=8

17. Евразийский Банк Развития, «Строительство магистрального газопровода «Сарыарка»», дата обращения 15.11.2023 https://eabr.org/projects/in-process/stroitelstvo-magistralnogo-gazoprovoda-saryarka/

18. ИАЦ, Дарья Матяшева, «Для чего ЕС хочет инвестировать в Центральную Азию? Возможности и риски «Глобального шлюза», 29.11.2022, https://ia-centr.ru/experts/darya-matyashova/dlya-chego-es-khochet-investirovat-v-tsentralnuyu-aziyu-vozmozhnosti-i-riski-globalnogo-shlyuza/

19. Цифровая Стратегия ЦАРЭС до 2030 года: Ускорение цифровой трансформации для региональной конкурентоспособности и инклюзивного роста, https://www.carecprogram.org/uploads/MC-2021-Docs-2-CAREC-Digital-Strategy-2030-20211711-RU.pdf

 

1. European Commission, “Global Gateway”, (дата обращения 15.11.2023) https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/stronger-europe-world/global-gateway_en

2. Māris Andžāns & Evija Djatkovica, “The Global Gateway and Central Asia Towards an EU-led Post-New Silk Road”, Май 2023 https://www.researchgate.net/publication/371170651_The_Global_Gateway_and_Central_Asia_Toward_an_EU-led_Post-New_Silk_Road

3. Дарья Матяшева, «Для чего ЕС хочет инвестировать в Центральную Азию? Возможности и риски «Глобального шлюза», ИАЦ, 29.11.2022, https://ia-centr.ru/experts/darya-matyashova/dlya-chego-es-khochet-investirovat-v-tsentralnuyu-aziyu-vozmozhnosti-i-riski-globalnogo-shlyuza/

4. European Commission, “Global Gateway”, (дата обращения 16.12.2023). https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/stronger-europe-world/global-gateway_en

5. Дарья Матяшева, «Для чего ЕС хочет инвестировать в Центральную Азию? Возможности и риски «Глобального шлюза», ИАЦ, 29.11.2022, https://ia-centr.ru/experts/darya-matyashova/dlya-chego-es-khochet-investirovat-v-tsentralnuyu-aziyu-vozmozhnosti-i-riski-globalnogo-shlyuza/

6. European Commission and the High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy, “Joint Communication to the European Parliament and the Council The EU and Central Asia: New Opportunities for a Stronger Partnership,” 15 May 2019, Brussels, JOIN(2019) 9 final, https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/joint_communication_-_the_eu_and_central_asia_-_new_opportunities_for_a_stronger_partnership.pdf

7. Māris Andžāns & Evija Djatkovica, “The Global Gateway and Central Asia Towards an EU-led Post-New Silk Road”, Май 2023 https://www.researchgate.net/publication/371170651_The_Global_Gateway_and_Central_Asia_Toward_an_EU-led_Post-New_Silk_Road

8. Carlos Buhigas Schubert, Olivier Costa,“Global Gateway: Strategic governance & implementation”, https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2023/702585/EXPO_STU(2023)702585_EN.pdf

9. Māris Andžāns & Evija Djatkovica, “The Global Gateway and Central Asia Towards an EU-led Post-New Silk Road”, Май 2023 https://www.researchgate.net/publication/371170651_The_Global_Gateway_and_Central_Asia_Toward_an_EU-led_Post-New_Silk_Road

10. Дарья Матяшева, «Для чего ЕС хочет инвестировать в Центральную Азию? Возможности и риски «Глобального шлюза», ИАЦ, 29.11.2022, https://ia-centr.ru/experts/darya-matyashova/dlya-chego-es-khochet-investirovat-v-tsentralnuyu-aziyu-vozmozhnosti-i-riski-globalnogo-shlyuza/

11. Sustainable Energy Connectivity in Central Asia (SECCA), (дата обращения 15.11.2023) https://secca.eu/about-us/overview/

12. “Sustainable Energy Connectivity in Central Asia (SECCA)”, Stantec, (дата обращения 15.11.2023) https://www.stantec.com/en/projects/belgium-projects/sustainable-energy-connectivity-in-.central-asia-secca

13. European Bank for Reconstruction and Development, “EBRD researches sustainable transport connections between Central Asia and Europe”, (дата обращения 15.11.2023) https://www.ebrd.com/news/2022/ebrd-researches-sustainable-transport-connections-between-central-asia-and-europe-.html

14. Carlos Buhigas Schubert, Olivier Costa,“Global Gateway: Strategic governance & implementation”, https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2023/702585/EXPO_STU(2023)702585_EN.pdf

15. Цифровая Стратегия ЦАРЭС до 2030 года: Ускорение цифровой трансформации для региональной конкурентоспособности и инклюзивного роста, https://www.carecprogram.org/uploads/MC-2021-Docs-2-CAREC-Digital-Strategy-2030-20211711-RU.pdf

16. Lilia Brunciuc, “How Central Asia can ensure it doesn’t miss out on a digital future”, World Bank Blogs, 21.06.2021, https://blogs.worldbank.org/europeandcentralasia/how-central-asia-can-ensure-it-doesnt-miss-out-digital-future

17. European Parliament, “MEPs back deploying new EU satellites to protect government communications, press release”, 14.02.2023, https://www.europarl.europa.eu/news/en/press-room/20230210IPR74712/meps-back-deploying-new-eu-satellites-to-protect-government-communications

18. European Commission, “Global Gateway: Team Europe launches two initiatives in Central Asia on energy and on digital connectivity” 18.11.2022 https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_22_6963

19. Council of the EU, “The EU and Central Asia: Strategy for a New Partnership”, 31 May 2007, Brussels, 10113/07 http://aei.pitt.edu/38858/1/st10113.en07.pdf

20. Дарья Матяшева, «Для чего ЕС хочет инвестировать в Центральную Азию? Возможности и риски «Глобального шлюза», ИАЦ, 29.11.2022, https://ia-centr.ru/experts/darya-matyashova/dlya-chego-es-khochet-investirovat-v-tsentralnuyu-aziyu-vozmozhnosti-i-riski-globalnogo-shlyuza/

21. Ботагоз Султанова, Отчёт Консультанта по Технической помощи, «Казахстан: Поддержка финансовой устойчивости микро-, малых и средних предприятий», Азиатский Банк Развития, номер проекта: 49076-005, Апрель 2020, https://www.adb.org/sites/default/files/project-documents/49076/49076-005-tacr-ru.pdf

22. Дарья Матяшева, «Для чего ЕС хочет инвестировать в Центральную Азию? Возможности и риски «Глобального шлюза», ИАЦ, 29.11.2022, https://ia-centr.ru/experts/darya-matyashova/dlya-chego-es-khochet-investirovat-v-tsentralnuyu-aziyu-vozmozhnosti-i-riski-globalnogo-shlyuza/

23. Дарья Матяшева, «Для чего ЕС хочет инвестировать в Центральную Азию? Возможности и риски «Глобального шлюза», ИАЦ, 29.11.2022, https://ia-centr.ru/experts/darya-matyashova/dlya-chego-es-khochet-investirovat-v-tsentralnuyu-aziyu-vozmozhnosti-i-riski-globalnogo-shlyuza/


(Голосов: 83, Рейтинг: 4.52)
 (83 голоса)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся