Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.44)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Юрий Кулинцев

К.полит.н., заместитель директора по молодежной политике Института Китая и современной Азии РАН, эксперт РСМД

Осенью 2023 г. исполнилось десять лет с момента выдвижения Си Цзиньпином инициативы «Один пояс, один путь» — глобального интеграционного проекта, в котором предлагается видение Китая на совместное развитие международного сообщества и отражаются подходы Пекина к реформе системы глобального управления. На июнь 2023 г. участниками инициативы стали 152 страны и 32 международных организации, которые подписали с Китаем более 200 документов и соглашений о сотрудничестве в рамках ОПОП. Такая высокая привлекательность инициативы для международного сообщества обусловлена демонстрацией китайским правительством своей финансовой состоятельности, подтвержденной реальными проектами, а также усилиями китайских дипломатов по продвижению инициативы «Один пояс, один путь» на международном уровне. Кроме того, странам-участницам, большинство из которых представляют собой развивающиеся страны, импонирует концептуальная основа и базовые положения инициативы — принципы широких консультаций, совместного вклада и общей выгоды.

За десять лет реализации ОПОП общая сумма инфраструктурных контрактов и инвестиций в нефинансовый сектор со стороны Китая превысила 1 трлн долл. При этом металлургия и горнодобывающая промышленность становятся приоритетными отраслями инвестиций со стороны китайских предприятий, что обусловлено их значимостью для Китая в контексте заявленного перехода к «зеленой» экономике, для которой критически важными являются производство лития и аккумуляторов для электромобилей. В настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся регионов с точки зрения участия в инициативе выступает Африка, а точнее страны, расположенные к югу от Сахары, — Боливия, Намибия, Эритрея и Танзания. При этом по сравнению с 2022 г. в ряде стран наблюдалось снижение на 100% участия в ОПОП, в частности речь идет о Турции, Польше и Кении.

Россия не участвует напрямую в инициативе «Один пояс, один путь», но поддерживает ее. Китай рассматривает Россию в качестве одного из ключевых партнеров, в то же время понимая, что приоритетные интересы Москвы сосредоточены на развитии ЕАЭС. Россия, со своей стороны, заинтересована в использовании предоставляемых китайской инициативой дополнительных возможностей для углубления евразийской экономической интеграции и осуществления крупных совместных проектов, в том числе в контексте планов экономического подъема российских регионов Сибири и Дальнего Востока.

В условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию и Китай со стороны стран Запада представляется целесообразным продолжать использовать наработанный опыт взаимодействия ЕАЭС и ОПОП как основу для формирования в Евразии нового геополитического контура. Дальнейшее развитие инициативы «Один пояс, один путь» может способствовать углублению между Москвой и Пекином «отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху» в интересах развития двусторонних и многосторонних интеграционных процессов на евразийском континенте.

Осенью 2023 г. исполнилось десять лет с момента выдвижения Си Цзиньпином инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) — глобального интеграционного проекта, в котором предлагается видение Китая на совместное развитие международного сообщества и отражаются подходы Пекина к реформе системы глобального управления. За этот период уже становится возможным оценить промежуточные результаты этого крупномасштабного проекта, который объединил в себе два направления — инициативу Экономического пояса Шелкового пути (сухопутный трек) и инициативу Морского Шелкового пути XXI века (морской трек), ориентированных на инклюзивное развитие и транснациональное взаимодействие.

По данным официального портала «Один пояс, один путь», на июнь 2023 г. участниками инициативы стали 152 страны и 32 международных организации, которые подписали с Китаем более 200 документов и соглашений о сотрудничестве в рамках ОПОП. Такая высокая привлекательность инициативы для международного сообщества обусловлена рядом факторов. Прежде всего это демонстрация китайским правительством своей финансовой состоятельности, подтвержденная реальными проектами, а также усилия китайских дипломатов по продвижению инициативы «Один пояс, один путь» на международном уровне. Кроме того, странам-участницам, большинство из которых представляют собой развивающиеся страны, импонирует концептуальная основа и те базовые принципы, которые заложены в ОПОП, а именно: принципы широких консультаций, совместного вклада и общей выгоды.

Иными словами, Китай разделил с развивающимся странами возможности роста за счет создания новой инфраструктуры, необходимой как для обеспечения взаимной торговли и развития инвестиций, так и для активизации контактов между представителями стран-участниц. Такой подход позволил включить упоминание об ОПОП в ряд концептуальных документов ведущих международных организаций, таких как ООН, Группа двадцати, саммит АТЭС, ШОС.

Об успешности инициативы «Один пояс, один путь» также свидетельствуют широкомасштабные планы по созданию и запуску международных экономических коридоров — Нового Евразийского континентального моста (железнодорожное сообщение протяженностью 10 870 км, соединяющее европейский Роттердам с восточно-китайским портовым городом Ляньюньган в провинции Цзянсу); экономического коридора Китай — Монголия — Россия; экономического коридора Китай — Центральная Азия — Западная Азия (проходит через Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Иран и Турцию); экономического коридора Китай — полуостров Индокитай (проходит через Вьетнам, Лаос, Камбоджу, Таиланд, Мьянму и Малайзию); Китайско-пакистанского экономического коридора; экономического коридора Бангладеш — Китай — Индия — Мьянма.

Показательной является и цифра, озвученная пресс-секретарем МИД КНР Мао Нин, согласно которой реализация ОПОП уже позволила создать в странах-участницах более 420 тыс. рабочих мест. Кроме того, только за первый квартал 2023 г. китайские предприятия инвестировали более 5,7 млрд долл. в нефинансовый сектор стран, участвующих в инициативе, что в годовом выражении представляет собой рост в 9,5%.

Всего же за десять лет реализации ОПОП общая сумма инфраструктурных контрактов и инвестиций в нефинансовый сектор со стороны Китая превысила 1 трлн долл. с распределением в 59% и 41% соответственно (Рис. 1). Статистические данные показывают, что металлургия и горнодобывающая промышленность становятся приоритетными отраслями инвестиций со стороны китайских предприятий — именно на эти две отрасли приходится прирост в 130% в первой половине 2023 г.

Рисунок 1. Вложения Китая в инициативу ОПОП в 2013–2023 гг.

Источник: Green Finance and Development Center, FISF Fudan University

Наращивание инвестиций в предприятия этих сфер обусловлено их значимостью для Китая в контексте заявленного перехода к «зеленой» экономике, для которой критически важными являются производство лития и аккумуляторов для электромобилей. В настоящее время одним из наиболее динамично развивающихся регионов с точки зрения участия в инициативе выступает Африка, а точнее страны Африки, расположенные к югу от Сахары, — Боливия, Намибия, Эритрея и Танзания. При этом по сравнению с 2022 г. в ряде стран наблюдалось снижение на 100% участия в ОПОП, в частности речь идет о Турции, Польше и Кении [1].

Официальная позиция Кремля заключается в том, что Россия не участвует напрямую в инициативе «Один пояс, один путь», но поддерживает ее. После подписания в 2015 г. Совместного заявления РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) Китай рассматривает Россию лишь в качестве одного из ключевых партнеров, понимая, что приоритетные интересы Москвы сосредоточены на развитии ЕАЭС. Россия, со своей стороны, заинтересована в использовании предоставляемых китайской инициативой дополнительных возможностей для углубления евразийской экономической интеграции и осуществления крупных совместных проектов, в том числе в контексте планов экономического подъема российских регионов Сибири и Дальнего Востока.

Обсуждение «сопряжения» ведется в рамках официального диалога между Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Правительством КНР. За период с 2015 по 2018 гг. на площадке ЕЭК был разработан перечень имеющих интеграционную направленность проектных предложений государств — членов ЕАЭС и КНР для последующей совместной реализации, была сформирована рабочая группа по рассмотрению значимых интеграционных проектов в сфере транспорта и инфраструктуры. Кроме того, тема «сопряжения» регулярно входит в повестку обсуждения во время встреч на высшем уровне и с 2017 г. находит свое отражение в совместных заявлениях глав России и Китая и совместных коммюнике по итогам регулярных встреч глав правительств двух стран (в частности, отмечаются договоренности о наращивании усилий по координации стратегий развития России и Китая и по сопряжению строительства ЕАЭС и ОПОП). В 2018 г. между ЕАЭС и КНР подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, а с 2020 г. начала практическую работу Совместная комиссии по реализации Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР, в рамках которой координируются основные направления отраслевого взаимодействия, обсуждаются меры торговой защиты, рассматриваются вопросы конкуренции, технических барьеров в торговле, таможенного сотрудничества и упрощения процедур торговли. Кроме того, к сфере компетенций Совместной комиссии относится выработка механизмов многостороннего сотрудничества на международных площадках с целью противодействия протекционизму, санкциям и дискриминационным мерам со стороны США и ЕС.

Также следует отметить, что в 2017, 2019 и 2023 гг. президент России принимал участие в международных форумах «Один пояс, один путь» в качестве почетного гостя. Российская сторона рассматривает присутствие на этом мероприятии как необходимое условие для дальнейшей гармонизации развития ЕАЭС и ОПОП, а также как одно из важных направлений работы по реализации собственной инициативы по формированию Большого Евразийского партнерства (БЕП), ядром которого должны стать ЕАЭС, ШОС, АСЕАН с привлечением возможностей китайской инфраструктурной инициативы ОПОП.

В современных условиях, характеризующихся окончанием пандемии COVID-19 и беспрецедентным санкционным давлением на Россию и Китай со стороны стран Запада, представляется целесообразным продолжать использовать наработанный опыт взаимодействия ЕАЭС и ОПОП как основу для формирования в Евразии нового геополитического контура. В этой связи дальнейшее развитие инициативы «Один пояс, один путь» может способствовать углублению между Москвой и Пекином «отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху» в интересах развития двусторонних и многосторонних интеграционных процессов на евразийском континенте.

1. Nedopil, C. China Belt and Road Initiative (BRI) Investment Report 2023 H1 — the first ten years // Green Finance Development Center, FISF Fudan University, Shanghai, July 2023. DOI: 10.13140/RG.2.2.13892.19841


(Голосов: 9, Рейтинг: 4.44)
 (9 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся