Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Гюльшен Пашаева

Кандидат филологических наук, член правления Центра анализа международных отношений, Азербайджан

Напряженность в отношениях между Баку и Тегераном, наблюдающаяся после второй Карабахской войны, вышла на новый уровень после 27 января 2023 г., когда в результате вооруженного нападения был убит один и ранены двое сотрудников посольства Азербайджана в Иране. Этот инцидент был воспринят в Азербайджане как террористический акт и как некий «месседж Азербайджану за его твердую, независимую внешнюю и внутреннюю политику, за его неприятие любого давления». Эвакуация всех сотрудников посольства и членов их семей 29 января 2023 г. — еще одно свидетельство того, что сегодня отношения двух соседних стран переживают серьезный кризис. В Баку полагают, что нормализация отношений возможна лишь после проведения иранской стороной прозрачного расследования, наказания террориста и, самое главное, привлечения к ответственности тех представителей иранского истеблишмента, которые подослали этого террориста.

Азербайджан и Иран до недавнего времени успешно взаимодействовали в том числе и в трехстороннем формате с Россией в рамках реализации транспортного коридора «Север — Юг». Не секрет, что в настоящее время сотрудничество России и Ирана находится на очень высоком уровне. Думается, что с учетом этого Москва может сыграть положительную роль в разрешении текущего кризиса в отношениях Тегерана и Баку.

Представляется, что достижение стабильности на Южном Кавказе возможно при устранении нынешней напряженности в отношениях Ирана с Азербайджаном. Кроме того, Тегерану не следует выступать против открытия Зангезурского коридора. В таких условиях станет возможным взаимовыгодное региональное сотрудничество, в том числе и в рамках механизма консультаций в формате 3+3, в котором предусматривается участие трех стран Южного Кавказа (Грузии, Армении и Азербайджана) и их ближайших соседей — России, Турции и Ирана».

Напряженность в отношениях между Баку и Тегераном, наблюдающаяся после второй Карабахской войны, вышла на новый уровень после 27 января 2023 г., когда в результате вооруженного нападения был убит один и ранены двое сотрудников посольства Азербайджана в Иране. Этот инцидент был воспринят в Азербайджане как террористический акт и как некий «месседж Азербайджану за его твердую, независимую внешнюю и внутреннюю политику, за его неприятие любого давления». Эвакуация всех сотрудников посольства и членов их семей 29 января 2023 г. — еще одно свидетельство того, что сегодня отношения двух соседних стран переживают серьезный кризис. В Баку полагают, что нормализация отношений возможна лишь после проведения иранской стороной прозрачного расследования, наказания террориста и, самое главное, привлечения к ответственности тех представителей иранского истеблишмента, которые подослали этого террориста.

Надо заметить, что в постсоветский период в отношениях Азербайджана с Ираном время от времени уже возникали осложнения и разногласия, в основе которых лежат серьезные причины.

Во-первых, часть разногласий касается проблематики правового статуса Каспийского моря. В связи с этим, достаточно вспомнить случившийся в 2001 г. известный инцидент с азербайджанскими научно-исследовательскими судами «Геофизик-3» и «Алиф Гаджиев», которые из-за противодействия иранских вооруженных сил были вынуждены прекратить обследования на азербайджанском нефтяном месторождении «Алов». Между тем лишь Иран до сих пор не ратифицировал принятую еще в 2018 г. Конвенцию о правовом статусе Каспия, из-за чего этот международно-правовой документ не может вступить в законную силу. Кстати, этот факт отметил и министр иностранных дел РФ С. Лавров во время первого визита в Москву министра иностранных дел Ирана Х. Амир Абдоллахиана.

Во-вторых, традиционно считается, что наличие на иранской территории значительного азербайджанского меньшинства может выступить фактором, негативно влияющим на отношения двух стран, так как Иран «в этой связи боится разрастания сепаратистских тенденций среди своих граждан».

В-третьих, еще одним раздражителем в отношениях между Баку и Тегераном было и до сих пор остается сотрудничество Азербайджана с Израилем и США, которое в Иране воспринимается как попытка разрушить отношения между Тегераном и Баку. Однако надо отметить, что в Баку, учитывая сложную ситуацию вокруг ядерной программы Ирана и его непростые отношения с рядом западных стран, всегда с пониманием относились к позиции официального Тегерана в этом вопросе, но, вместе с тем, однозначно выступали против попыток «объективизации» Азербайджана, который уже доказал, что представляет собой надежного партнера и самодостаточное государство, ведущее независимую внешнюю политику.

О том, что Азербайджан не будет участвовать в различных коалициях, направленных против Ирана, неоднократно заявлялось и на уровне президента страны И. Алиева и руководства Министерства обороны. В совместном «Нахичеванском заявлении» министров иностранных дел Азербайджана, Турции и Ирана от 7 марта 2012 г. была также подтверждена «решимость не позволять ни при каких условиях использовать территории своих государств для враждебной деятельности друг против друга».

В-четвертых, долгие годы конфликт между Арменией и Азербайджаном также омрачал отношения между двумя странами, и в Баку на общественно-политическом уровне зачастую выражалось недовольство позицией Тегерана, который поддерживал тесные связи с Ереваном, несмотря на оккупацию Арменией азербайджанских земель. Здесь также следует отметить сотрудничество Ирана с сепаратистским режимом в Карабахе, о многочисленных попытках продолжить это сотрудничество и после 44-х дневной войны, используя для этого Лачинскую дорогу, в частности можно упомянуть о фактах незаконного проникновения иранских граждан на территорию, где временно дислоцирован российский миротворческий контингент.

В результате 44-х дневной войны Азербайджан самостоятельно урегулировал конфликт, освободил оккупированные территории и начал укрепляться на своих государственных границах как с Ираном, так и с Арменией. Именно после этого в Иране на различных уровнях стали выражать «недовольство» законными действиями Азербайджана. В частности, Тегеран объявил своими «красными линиями» границы с Арменией и выдвинул серьезные претензии к Баку в связи с якобы присутствием на территории этой страны «сионистов и террористов». Между тем в Азербайджане исходили из того, что урегулирование конфликта означает обеспечение региональной стабильности и развитие взаимовыгодного сотрудничества. Президент Азербайджана И. Алиев справедливо в этой связи заметил: «мы не понимаем, какие могут быть геополитические причины для того, чтобы не радоваться этому». Он добавил, что, «в период оккупации иранские военные никогда не проводили военных учений на территории, граничащей с оккупированной территорией Азербайджана», и никто не слышал от иранских официальных лиц, что территориальная целостность Азербайджана является «красной линией».

Одновременно с этим публичные заявления о неприятии Тегераном «изменения карты на Кавказе» увязывались с переговорами по созданию Зангезурского транспортного коридора. В Иране полагают, что Зангезурский коридор, который должен пройти через Сюникскую область Армении может отсечь Иран от Армении, а также привести к дальнейшему усилению в регионе Турции. В этом вопросе Иран фактически солидаризируется с Армений, зримым свидетельством чего стало поспешное открытие в административном центре Сюникской области в городе Капан иранского консульства. Однако, представляется, что проблема не в угрозах территориальной целостности Армении, а в том, что возникший геополитический расклад не устраивает Иран.

В этом контексте внешние акторы, в том числе и Иран, используя Армению, недовольную создавшейся ситуацией, пытаются продвигать собственные интересы в регионе. При этом если раньше, хотя бы и формально, Иран все-таки придерживался какого-либо нейтралитета, то сегодня эта страна превратилась в главного «защитника» Армении, что даже нашло свое отражение и в результатах последнего социологического опроса, проведенного консалтинговой компании MPG «Кристаллизация». Так, на вопрос, от какой страны Армения может получить военно-политическую помощь, 40,1% респондентов указали на Иран, 34,2% — Францию (причем в ноябре 2022 года так считали 24,2%, а в мае 2021 года — 31,3%). От России военно-политической помощи ожидает 30% респондентов (причем в ноябре 2022 г. так считали 37%, а в мае 2021 г. — 38,3%), а от США — 27,8% (причем в ноябре 2022 г. так считали 32,5%, а в мае 2021 г. — 23,8%)».

Иран своей политикой в отношении армянской стороны создает препятствия для нормализации отношений Армении и Азербайджана, что особенно заметно на фоне взвешенной позиции России, которая предпочитает оставаться в этой сложной ситуации ответственным модератором.

Азербайджан и Иран до недавнего времени успешно взаимодействовали в том числе и в трехстороннем формате с Россией в рамках реализации транспортного коридора «Север-Юг». Не секрет, что в настоящее время сотрудничество России и Ирана находится на очень высоком уровне. Думается, что с учетом этого Москва может сыграть положительную роль в разрешении текущего кризиса в отношениях Тегерана и Баку.

Представляется, что достижение стабильности на Южном Кавказе возможно при устранении нынешней напряженности в отношениях Ирана с Азербайджаном. Кроме того, Тегерану не следует выступать против открытия Зангезурского коридора. В таких условиях станет возможным взаимовыгодное региональное сотрудничество, в том числе и в рамках механизма консультаций в формате 3+3, в котором предусматривается участие трех стран Южного Кавказа (Грузии, Армении и Азербайджана) и их ближайших соседей — России, Турции и Ирана.


Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся