Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 30, Рейтинг: 5)
 (30 голосов)
Поделиться статьей
Роман Романов

Независимый аналитик

Дональд Трамп баллотируется в президенты на выборах 2024 г. Внутриполитический контекст не благоволит Трампу: республиканцы проиграли в Сенате и получили лишь незначительное большинство в Палате представителей. Теперь ему предстоит борьба не только с демократами, но и с внутрипартийной оппозицией.

После поражения в 2020 г. Дональд Трамп оставался самым влиятельным республиканцем. Партийный истеблишмент демонстрировал лояльность бывшему президенту, а консервативные медиагиганты буквально ежедневно подвергали резкой критике администрацию Байдена и транслировали трамповские сентименты об «украденных» выборах 2020 г. и социалистическом повороте внутри Демократической партии.

Кандидаты Трампа выигрывали праймериз и готовились не просто к «волне», а к «красному цунами» на промежуточных выборах. Однако ничего подобного не произошло. Ярые трамписты провалились, а демократам удалось обеспечить большинство в Сенате. Согласно американским СМИ, в кулуарах Республиканской партии в политических неудачах обвиняют именно Трампа: он выбрал слишком радикальных кандидатов, отпугнувших умеренных избирателей. Партийный истеблишмент способен дистанцироваться от него, но вопрос не в том, могут ли республиканцы «слить» экс-президента, а в его готовности с этим согласиться.

Некоторые из поддержанных им кандидатов проиграли выборы, однако на сегодняшний день внутри Республиканской партии слово Трампа остается наиболее авторитетным. Он сохраняет популярность среди значительной части республиканской электоральной базы. Трампу удалось возглавить не просто движение внутри партии, а стать лидером культа в честь самого себя. Его избиратели будут голосовать за него, несмотря ни на что. В итоге «красные» не могут резко отречься от экс-президента, так как потеряют весомую часть электората.

Убедительная победа губернатора Флориды Рона Десантиса на промежуточных выборах 2022 г. сделала из него фаворита консервативных СМИ и некоторых представителей Республиканской партии. Многие призывают его баллотироваться в президенты. Но даже если истеблишмент открыто поддержит Десантиса, ему все равно придется бороться за значительную часть традиционного республиканского электората. Губернатор пока сохраняет нейтралитет, и его позиция понятна: он одержал большую победу, и немедленная схватка с Трампом может пошатнуть его позиции. Кроме того, губернатор, как и большинство республиканцев, понимает, что в случае поражения на партийных праймериз бывший президент не намерен сдаваться. Даже будучи кандидатом от партии, Десантис не сможет выиграть президентские выборы без ядерного электората Дональда Трампа.

Последний мог бы предложить конкуренту место вице-президента и бороться за Белый дом вместе. Оба политика транслируют идентичные ценности, а должность «второго» исторически была «трамплином» к Овальному кабинету. Однако Трамп вряд ли потерпит рядом с собой амбициозного и популярного политика. Тем не менее тандем Трамп — Десантис вполне возможен. Губернатор Флориды будет выжидать и примет решение о выдвижении исходя из шансов экс-президента на успех.

Трамп сделал ход, он в игре. Десантису и другим республиканцам предстоит выбрать между возможностью «освободить» партию от него и своими внутриполитическими интересами. Независимо от результатов промежуточных выборов, экс-президент доказал две вещи: он — арбитр внутрипартийной политики, и именно он является главным балластом республиканцев на пути к победе.

Сейчас напряжение ощущается лишь частично. Своим выдвижением Трамп лишь повысил ставки. Итоги второго тура в Джорджии и выборов лидера республиканцев в Палате представителей дадут представление о дальнейшем развитии событий. Соотношение сил противоборствующих сторон пока невозможно оценить, но ясно одно: Трамп идет ва-банк.

Дональд Трамп баллотируется в президенты. 16 ноября по московскому времени стало известно, что он подал документы в американский ЦИК для участия в выборах 2024 г. Внутриполитический контекст не благоволит Трампу: республиканцы проиграли в Сенате и получили лишь незначительное большинство в Палате представителей. Теперь ему предстоит борьба не только с демократами, но и с внутрипартийной оппозицией.

О готовности экс-президента участвовать в очередных выборах говорили и его сторонники, и противники. Большинство экспертов ожидали объявления этого решения после промежуточных выборов. Они аргументировали это тем, что кандидаты-трамписты одержат победу в Конгрессе, и включение экс-президента в гонку за Белый дом будет своеобразной «вишенкой на торте». Тем не менее электоральная гонка заканчивается неожиданно для всех. Демократы сохранили контроль за Сенатом, а республиканское большинство в Палате представителей будет пограничным.

Андрей Кортунов:
Без красного потопа

Ближайшие советники Трампа рекомендовали ему отложить выдвижение и дождаться результатов второго тура в Джорджии 6 декабря 2022 г. Однако 13 ноября стало известно о победе демократа на выборах в сенат от штата Невада, что гарантировало «синим» (цвет демократов) сохранение большинства (50 + 1 голос вице-президента) в верхней палате. Таким образом, символическое и стратегическое значение выборов в Джорджии сократилось. Вечером 15 ноября, выступая перед сторонниками в своем поместье Мар-а-Лаго, Трамп заявил: «Чтобы сделать Америку снова великой… я объявляю о выдвижении в президенты Соединенных Штатов». Его мотивация носит не только политический характер. Бывший президент выступает фигурантом нескольких расследований, и ему необходимы средства на оплату юридических услуг. Пожертвования избирателей могут частично решить эту проблему.

Король слонов?

После поражения в 2020 г. Дональд Трамп оставался самым влиятельным республиканцем. Партийный истеблишмент — лидер «красных» (цвет республиканцев) в Палате представителей Кевин Маккарти и глава Республиканского национального комитета Ронна Макдэниел — демонстрировал лояльность бывшему президенту. Лидер республиканцев в Сенате Митч Макконнелл хоть и отрекся от него, но заявил о готовности поддержать в случае номинации в 2024 г. Что касается высокопоставленных антитрампистов, то некоторые из них либо проиграли праймериз (Лиз Чейни), либо отказались переизбираться в 2022 г. (конгрессмен Адам Кинзингер и сенатор Пэт Туми). Консервативные медиагиганты Fox News, The New York Post и т.д. буквально ежедневно подвергали резкой критике администрацию Байдена и транслировали трамповские сентименты об «украденных» выборах 2020 г. и социалистическом повороте внутри Демократической партии.

Кандидаты Трампа выигрывали праймериз и готовились не просто к «волне», а к «красному цунами» на промежуточных выборах. Однако ничего подобного не произошло. Ярые трамписты провалились, а демократам удалось упрочить большинство в Сенате. Согласно американским СМИ, в кулуарах Республиканской партии в политических неудачах обвиняют именно Трампа: он выбрал слишком радикальных кандидатов, отпугнувших умеренных избирателей. На него ополчилась вся медиаимперия Руперта Мердока (те самые Fox News, The New York Post, The Wall Street Journal). В The WSJ вышла статья под заголовком «Трамп — главный проигравший в Республиканской партии». Редколлегия The NYP опубликовала статью «Не верьте Трампу. Поражение на промежуточных выборах случилось из-за него». Также один из главных республиканских финансовых доноров Кен Гриффин назвал Трампа «трехкратным лузером» и заявил, что партия готова «идти дальше» без бывшего президента. Дональд Трамп в третий раз показал свою несостоятельность как электорального бренда (также промежуточные выборы 2018 г., президентские выборы 2020 г.). Партийный истеблишмент способен дистанцироваться от него. Тем не менее вопрос не в том, могут ли республиканцы «слить» экс-президента, а в его готовности с этим согласиться.

Некоторые из поддержанных им кандидатов проиграли выборы, однако на сегодняшний день внутри Республиканской партии слово Трампа остается наиболее авторитетным — 93% его кандидатов выиграли праймериз. Он сохраняет популярность среди значительной части республиканской электоральной базы. Согласно данным NBC News от 6 ноября 2022 г., 30% опрошенных республиканцев считают себя в первую очередь сторонниками Трампа. Это меньше 51% за январь 2019 г., но без поддержки этих избирателей ни один республиканец не сможет выиграть президентские выборы.

Трампу удалось возглавить не просто движение внутри партии, а стать лидером культа в честь самого себя. Его избиратели будут голосовать за него, несмотря ни на что. Это было доказано и в 2016 г., и в 2020 г. Он также угрожал создать новую партию или баллотироваться третьим кандидатом. Подобные внутренние расколы уже не раз приводили республиканцев к поражению. Например, вторая президентская кампания Тедди Рузвельта в 1912 г. (он баллотировался от Прогрессивной партии) и две попытки бизнесмена Росса Перо в качестве кандидата от Партии реформ в 1992 и 1996 гг. «Красные» не могут резко отречься от экс-президента, так как потеряют весомую часть электората.

Что касается критики в отношении Трампа, то это незначительный фактор. Во-первых, против него открыто выступают в основном либо бывшие высокопоставленные республиканцы (Ньют Гингрич, Крис Кристи), либо уходящие в отставку в январе 2023 г. (Пэт Туми, Адам Кинзингер, Лиз Чейни). Во-вторых, после штурма Капитолия в январе 2021 г. многие «слоны» хотели «затоптать» Трампа, но в течение нескольких недель начали посещать его во Флориде и просить о поддержке. То же самое касается действий Руперта Мердока. Он ссорился и мирился с Трампом и в 2016 г., и в 2021 г. Не исключено, что в 2022–2023 гг. все повторится.

Десантис, где ты?

Убедительная победа губернатора Флориды Рона Десантиса на промежуточных выборах 2022 г. сделала из него фаворита консервативных СМИ и некоторых представителей Республиканской партии. Многие призывают его баллотироваться в президенты. Тем не менее, согласно последнему совместному опросу Morning Consult и Politico, 47% опрошенных республиканцев подтвердили, что проголосовали бы за Дональда Трампа, а 33% — за Рона Десантиса. Даже если истеблишмент открыто поддержит последнего, ему все равно придется бороться за значительную часть традиционного республиканского электората.

Губернатор пока сохраняет нейтралитет: «Мы только что закончили с этими выборами… люди должны немного расслабиться», — заявил Десантис, выступая перед журналистами 16 ноября 2022 г. Позиция понятна: он одержал большую победу, и немедленная схватка с Трампом может пошатнуть его позиции. Некоторые опросы показывают его превосходство над бывшим президентом. Так, исследование, заказанное консервативной группой «Клуб роста», прогнозирует Десантису победу на потенциальных праймериз в Айове (48% против 37%) и Нью-Гэмпшире (52% против 37%). Данные одного из наиболее авторитетных рейтинговых агентств YouGov гарантируют Десантису перевес в 7% (46% против 39%). Однако согласно тому же исследованию, 47% опрошенных избирателей-республиканцев хотят, чтобы Трамп баллотировался в президенты, 33% выступают против, а 19% не определились. Кроме того, губернатор, как и большинство республиканцев, понимает, что в случае поражения на партийных праймериз бывший президент не намерен сдаваться. Даже будучи кандидатом от партии, Десантис не сможет выиграть президентские выборы без ядерного электората Дональда Трампа.

Последний мог бы предложить конкуренту место вице-президента и бороться за Белый дом вместе. Оба политика транслируют идентичные ценности, а должность «второго» исторически была «трамплином» к Овальному кабинету. Например, в 1980 г. тогда еще кандидат в президенты Рональд Рейган предложил своему ближайшему сопернику — Джорджу Бушу (старшему) — стать его вице-президентом. Однако Трамп не Рейган и вряд ли потерпит рядом с собой амбициозного и популярного политика. Тем не менее тандем Трамп — Десантис вполне возможен. Губернатор Флориды будет выжидать и примет решение о выдвижении исходя из шансов экс-президента на успех в борьбе за номинацию.

Игра в цыпленка

Трамп сделал ход, он в игре. Десантису и другим республиканцам предстоит выбрать между возможностью «освободить» партию от него и своими внутриполитическими интересами. Независимо от результатов промежуточных выборов, экс-президент доказал две вещи: он — арбитр внутрипартийной политики, и именно он является главным балластом республиканцев на пути к победе.

В его поддержку выступили конгрессмены из Аризоны, Техаса, Огайо, Иллинойса и Флориды. 12 ноября решение Трампа заранее одобрила Эли Стефаник — третий по влиянию республиканец в Конгрессе, занимающая должность председателя республиканской конференции в Палате представителей. Кроме того, из 172 поддержанных Трампом кандидатов в нижнюю палату 145 выиграли выборы. Есть вероятность, что их значительная часть сохранит верность бывшему президенту. В Сенате протрамповские настроения слабее, но тоже имеют место. Сенатор от Южной Каролины Линдси Грэм (республиканец) заявил: «Я надеюсь, что президент Трамп продолжит концентрироваться на своих предложениях по решению проблем… если он сохранит такой тон на постоянной основе… его будет очень трудно победить». Сенатор от Индианы Тод Янг (республиканец) предположил, что Трамп будет не единственным претендентом на звание кандидата от Республиканской партии.

Сейчас напряжение ощущается лишь частично. Своим выдвижением Трамп лишь повысил ставки. Итоги второго тура в Джорджии и выборов лидера республиканцев в Палате представителей дадут представление о дальнейшем развитии событий. Соотношение сил противоборствующих сторон пока невозможно оценить, но ясно одно: Трамп идет ва-банк.


(Голосов: 30, Рейтинг: 5)
 (30 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся